СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Доклад на тему "Игры и физические упражнения детей дошкольного возраста" был подготовлен и прочитан по просьбе воспитателя Таеровой Н.В. для родителей, который затронул физические аспекты развития детей и важность физических упражнений в игровой форме для детей дощкольного возраста
МАОУ «Родниковская СОШ»
Структурное подразделение «Родниковский детский сад»
Доклад (выступление)
на тему «Игры и физические упражнения детей
дошкольного возраста»
Подготовил: преподаватель, мастер производственного обучения ФКП ОУ-171
Утев Сергей Геннадьевич
Проверил: воспитатель Таерова Наталья Васильевна, первая квалификационная категория
Соликамск, 2020
Методические рекомендации.
Доклад (выступление) «Игры и физические упражнения детей дошкольного возраста» предназначен для информирования родителей о важности в проведении игр и физических упражнений детей дошкольного возраста, а также может использоваться для дополнительного обучения работников по профессии «Воспитатель», код профессии 20437, а также по профессии «Помощник воспитателя», код профессии 16844.
Доклад разработан по программе профессионального обучения в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 06.12.2013 года, регистрационный № 30550, Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н , по профессии «Воспитатель».
Доклад (выступление) «Игры и физические упражнения детей дошкольного возраста» может быть использован в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников.
Рецензент: воспитатель СОШ «Родниковской средней школы» Таерова Наталья Васильевна, первая квалификационная категория
_____________________ / Таерова Н.В./
Игры и физические упражнения детей дошкольного возраста.
Подвижные игры.
Родителям хорошо известен интерес детей к подвижным играм. Ребята готовы целый день бегать, прыгать, лазать, не замечая усталости. Взрослые часто сердятся на малышей, когда те начинают строить из стульев и табуреток поезда и самолеты, возить по комнате своих кукол, бросать мяч и т. п.; боятся, как бы они не упали, не ушиблись, бегая во дворе. Такие родители недооценивают значение подвижных игр, которые являются насущной потребностью здорового ребенка дошкольного возраста.
Правильно организованные подвижные игры приносят большую пользу. Совместные игры со сверстниками сближают детей, вызывают дружеские чувства. Для того, чтобы игра ладилась и была интересной для всех, детям приходится действовать согласованно, подчиняться установленным правилам, уступать один другому. Это способствует формированию навыков поведения в коллективе, развивает выдержанность в действиях, активность, укрепляет волю.
Занимательные, без ссор и излишнего перевозбуждения игры, не вызывающие переутомления, способствуют укреплению нервной системы. А это очень важно, так как дошкольникам нередко свойственна некоторая неуравновешенность, быстрая возбудимость.
Разумно организованные подвижные игры благотворно влияют на здоровье, физическое развитие и закаливание детей. Благодаря интенсивной двигательной деятельности увеличивается аппетит, улучшается пищеварение, укрепляется мышечная система.
Некоторые дети, особенно вялые, ослабленные физически, неохотно гуляют в холодное время года. Они быстро зябнут и просятся домой. С помощью интересных игр можно приучить их находиться на воздухе дольше. Длительное пребывание на воздухе в любую погоду укрепляет и закаляет организм.
В играх ребенок применяет разнообразные движения (бегает, прыгает, ловит мяч, попадает в цель и пр.) в самых разнообразных условиях, в самых неожиданных положениях. Например, в игре может потребоваться пробежать, увернувшись от ловушки, так, чтобы не быть пойманным; или же первому добежать до флажка; или перепрыгнуть через «ров», в котором «волк» подстерегает «коз»; или поймать мяч с лету и метко забросить его в корзину, подвешенную немного выше вытянутых вверх рук, и т. д. Все это развивает движения детей, обогащает их двигательный опыт, а также содействует развитию ловкости, смелости. Нужно быть ловким, чтобы вовремя увернуться от ловушки (ребенок который ловит) или удачно поймать и бросить мяч; находчивым, решительным и смелым, находясь вблизи «волка во рву»; проявить скорость в беге, стараясь раньше других оказаться у флажка.
Но для того, чтобы занятия подвижными играми оказывали наиболее благоприятное влияние на развитие детей, играми надо руководить. Далеко не каждая игра может быть полезна детям. Родители должны знать, во что можно разрешить детям играть, а во что нельзя. Например, футбол полезен и интересен подросткам, юношам, но недоступен маленькому ребенку. Не сможет ребенок дошкольного возраста играть в теннис или волейбол, так как для этого у него еще недостаточно развиты необходимые для этой игры сила, точность, меткость движений.
С общим развитием детей, с развитием у них движений меняется и содержание игр.
Старшие дошкольники могут выполнить то, что часто еще недоступно малышу. Однако и в пределах одного возраста движения бывают не всегда одинаково развиты. У одного ребенка они - быстрые, ловкие, уверенные. Ему ничего не стоит перепрыгнуть через канавку, пройти по мостику через ручей, подбросить мяч и поймать его, метко попасть в цель. Другой ребенок, того же возраста, не может этого выполнить.
Причины неодинакового развития движений во многом зависят от условий жизни и особенно от степени внимания, которое уделяют родители воспитанию детей.
Важно своевременно развивать движения у детей, руководить их играми, следить, чтобы у них были игрушки подвижного характера, место, где бы они могли поиграть.
Какие же игры полезны детям и в чем должно выразиться руководство ими со стороны родителей?
Прежде всего, игры должны быть просты, доступны детям, вызывать у них интерес.
Не должно быть игр, вредных для здоровья. Чтобы этого избежать, нужно учитывать возрастные особенности детей. Например, незаконченность процессов окостенения, большая пластичность, податливость скелета ребенка 3-7 лет обязывает избегать положений тела, которые ведут к сутуловатости или сужению грудной клетки. Поэтому для детей дошкольного возраста не рекомендуются игры, вызывающие согнутое положение тела. Примером такой игры может служить крокет. В этой игре ребенку приходится сгибаться, ударяя молотком о шар. Кроме того, это движение (чтобы ударить, ребенок держит молоток одновременно двумя руками) создает невыгодное положение для грудной клетки - сужает ее.
Копируя более старших детей, дошкольники пытаются висеть на перекладинах, кольцах, канатах (во время прогулок на площадке). Нельзя разрешать им такие упражнения. Недостаточное развитие мускулатуры, мягкость, эластичность позвоночника могут привести к искривлениям, утомить ребенка.
По этой же причине надо избегать движений, требующих значительного мышечного напряжения. Дети любят поднимать друг друга, двигать тяжелые вещи, тянуть, перетягивать и т. д. Надо следить, чтобы нагрузка от этих движений не превысила силы ребенка.
Не беда, если двое ребятишек одного возраста и примерно одинакового физического развития примутся перетягивать один другого или перетягивать друг друга за веревку. Силы у них равны, и такая игра (если она не будет длиться слишком долго) не вызовет большого напряжения. Другое дело, если в этой игре встретятся дети разного возраста, не равные по силам, или же игра затянется.
Игры детей должны быть разнообразны по содержанию движений (один с бегом, другие с прыжками, третьи с метаниями, ловлей и бросанием мяча и т. д.). Кроме того, в одном занятии, состоящем из нескольких игр, надо чередовать игры, связанные с большой подвижностью и требующие значительного напряжения внимания, с играми менее подвижными, более простыми по организации или ранее знакомыми детям.
При дозировке игр нужно учитывать индивидуальные особенности детей. Один ребенок чрезмерно подвижен, легко возбудим, неуравновешен. Ему надо чаще сменять подвижные игры более спокойными. Вялых, малоактивных детей, наоборот, - чаще привлекать к подвижным играм, дарить им игрушка, побуждающие к движениям.
Правильный выбор игрушек имеет большое значение для развития движений у детей. Здесь надо иметь в виду и возраст ребенка и время года.
Малышам 3 - 4 лет нужны игрушки, которые они могли бы возить (бегая), бросать, ловить, катать. В летнее время это - разнообразные тележки, ветряные мельницы, погремушки, тачки. Дети охотно катают с наклонной доски деревянные или целлулоидные шарики, прокатывают их между ножками стула или двумя деревянными брусками; катают, бросают и ловят мячи, бросают мешочки с песком, обшитые клеенкой (вес мешочка 150 г), ездят на трехколесном велосипеде. Для занятий на воздухе в зимнее время нужны сани, малые ватрушки, игрушечные сани для кукол; лопаты, небольшие платформы или ящики на полозьях для перевозки снега, пластмассовые или фанерные рули для игр с бегом (в автомобили, трамваи, самолеты и т. д.). Все это нетрудно смастерить отцу или старшему брату для малыша. Эти игрушки дают возможность ребенку быть активным, деятельным, длительное время- находиться на свежем воздухе.
Не стоит давать для игр очень мелкие игрушки: маленькие по размеру мячи, шарики, бирюльки, фигурки, части игрушек так как у трех-четырехлетних детей мелкая мускулатура еще слабо развита. Им будет трудно, например, удержать маленький мяч. Пусть сначала они играют более крупными мячами (18- 20 см в диаметре), годам к 4-5 можно дать и мячи в 10-12 сантиметров, а ближе к 6 годам и мелкие мячи (6-8 см).
К 5 - 6 годам набор игрушек увеличивается, становится разнообразнее поскольку расширяются и двигательные возможности детей. В летнее время можно купить мячи, обручи, каталки с вертящимися мельничками, вожжи, скакалки, кегли. Дети уже играют не только большими, но и маленькими по размеру мячами. Многие игрушки могут сделать взрослые, привлекая к этому и самих детей. Например вырезать из фанеры и раскрасить фигуры зверей: лису, петушка, белку. Дети будут целиться мячом или мешочком, набитым песком, в колобок, прикрепленный к носу лисицы, стараться сбить цветную шапочку с петушка, попасть в белку. Можно вырезать из толстого картона плоские круги-диски величиной с десертную тарелку. Дети подбрасывают их вверх, вперед, а затем бегут за ними. Можно использовать для метания в цель обычные обручи, развесив их на высоте глаз ребенка на ветках дерева или на стойках.
Старшие дошкольники (6 лет) могут играть в детские городки. Интересная и полезная для них игрушка - кольцеброс. Он состоит из небольшой стойки (палки на устойчивой подставке) высотой в 60-85 сантиметров и набора колец, вырезанных из фанеры, диаметр колец 15-20 сантиметров. Кольцеброс используется для накидывания колец на стойку.
Дети любят качаться на качелях. Наиболее пригодны для них маленькие качели, рассчитанные на одного человека. Нетрудно самим сделать такие качели: привязать прочную веревку между двумя деревьями, а на середину положить небольшую деревянную дощечку. В дальнейшем необходимо следить, чтобы веревка не перетерлась в тех местах, где она привязана.
Хорошим материалом для игр служат фанерные ящики, гладко обструганные доски. Дети сами сооружают из «их различные постройки. Положенная между ящиками доска служит мостом. Хорошо, не боясь, пройти по нему. Доска, положенная на ящик наклонно, образует горку. По ней можно сбежать, скатить шарик, покатать своих кукол.
В зимнее время, кроме санок, дети с удовольствием пользуются лопатами, скребками, метелками, фанерными рулями, ящиками для перевозки снега, с которыми можно побегать, изображая автомобиль или самолет.
Игрушки по своим размерам должны соответствовать возрасту и росту играющего. Обручи для катания делают достаточно большого диаметра, желательно не ниже пояса ребенка, с тем, чтобы на бегу ему не приходилось сгибаться. Кегли должны быть значительно меньше размером, чем кегли для взрослых, и облегченного веса. Шар к ним дается диаметром 8 см. То же относится и к городкам: длина биты – 40-45 см, диаметр - 3 см; длина городка- 10 см, диаметр - 4 см.
Купив игрушку ребенку, мать показывает, как ею нужно пользоваться, как интересно и разнообразно с ней играть. Например, мяч можно катать, прокатывать между ножками стула, бросать вверх и об пол, о стенку, бросать друг другу и пр.
Обручи - перекатывать друг другу, катать по дорожке, скатывать с горки.
На санках дети любят кататься с горки, катать друг друга и своих кукол.
Необходимо следить за играми детей. Нередки случаи, когда они неправильно пользуются игрушками, портят их, быстро перестают в них играть. Сколько интересных игр затевают дети, если им немножко в этом помочь!
Где могут дети играть, как организовать условия для их игр? В летнее время многие семьи уезжают в деревню или на дачу. Не представляет особых затруднений выделить небольшое место на участке возле дома, где бы ребенок один или в компании со сверстниками мог поиграть в разнообразные игры. Желательно сделать по краям площадки дорожку шириной 1,5-2 метра для бега с игрушками, езды на велосипеде.
Играя на такой дорожке, дети не будут мять траву на остальном участке.
Если семья не выезжает за город, то кто-нибудь из взрослых гуляет с ребенком на ближайшем сквере, парке или просто на детской площадке. На оборудованных детских площадках для игр детей (с заборчиками для лазания, горками для бега, каруселями, качелями и пр.). Дополнительно мать берет с собой небольшие игрушки (мяч, обруч, скакалку).
Некоторые управляющие компании устраивают специальные игровые площадки для ребятишек дома. В зимнее время на них сооружается горка для катания на санках, выделяется место для небольшого катка. Дети, особенно в зимнее время, играют не только во дворе, но и в комнате. В комнате игры носят более спокойный характер. Выделите ребенку небольшой уголок, где бы он мог спокойно поиграть, не запрещайте ему побегать по комнате, повозить в тележке своих кукол, поиграть в мяч.
Как же правильно руководить играми детей?
Прежде всего, надо стремиться, чтобы ребенок был деятелен, всегда находил, чем заняться. Это бывает в том случае, если у него есть игрушки, сверстники. Однако здесь необходим контроль со стороны взрослых. Увлеченный игрой, ребенок не замечает усталости. Он вспотел, тяжело дышит, а все продолжает прыгать через веревочку или скакать, изображая лошадку. Следите, чтобы дети не бегали непрерывно слишком длительное время. Чаще организуйте отдых. Пусть ребенок постоит или посидит около вас, посмотрит книжку. После непродолжительного отдыха можно снова разрешить ему бегать Приучайте детей во время прогулки к разнообразным занятиям: покататься на санках, побросать снежками в цель (в дерево, в куст), походить на лыжах, поиграть в прятки.
Предоставляя детям самостоятельность в играх, мать не остается безразличной к тому, как они играют. Она рассказывает им новые, интересные игры, иногда и сама принимает в них участие.
Нередко, играя, дети делают неправильные и порой вредные для себя движения: тяжело спрыгивают на прямые ноги, при беге шаркают ногами, неправильно бросают мяч. В таких случаях остановите их, покажите, как надо бегать, прыгать, играть в мяч. Дети охотно подражают взрослым.
Приучайте ребенка бегать легко, на носках, свободно двигая руками. Постоянно следите, чтобы он во время ходьбы, бега не опускал головы, шел прямо, не шаркал ногами. Трех-четырехлетний малыш не сразу научается бросать и ловить мяч. Мяч часто проскальзывает у него между рук. Поиграйте с ним. Покажите, как ловить мяч (ладонями рук, не прижимая к груди), бросать вверх.
Ребята любят бросать мячи, шишки, снежки вдаль, попадать ими в цель. Однако далеко не все, особенно городские девочки, умеют правильно метать.
Научите детей при метании предмета на дальность и в цель занимать правильное положение: при броске правой рукой ребенок становится левым боком по направлению метания, правая нога отставляется назад; ребенок слегка опирается на отставленную ногу. При замахе туловище поворачивается в сторону руки, которая будет бросать. Бросая, ребенок переносит тяжесть тела с отставленной ноги на переднюю. При броске левой рукой движения те же, но в другую сторону.
Особенно важно научить детей правильно прыгать: энергично отрываться от почвы, мягко опускаться на землю на полусогнутые ноги. Пяти-шестилетние дошкольники уже могут прыгать в длину с места и с разбега (длина прыжка 50-70 см), высота прыжка через веревочку – 45-50 сантиметров.
Научиться выполнять все эти движения можно только в том случае, если часто упражняться в них. Хорошо помогают в этом разнообразные интересные подвижные игры.
Кроме игр с игрушками, в которые можно играть в одиночку или объединяясь по двое-трое, есть еще подвижные игры, проведение которых требует участия уже большего количества играющих, - «Кошки-мышки», «Мышеловка», «Хитрая лиса», «Теремок» и др. Обычно правила в этих играх просты (указывают, как надо действовать в игре, что можно и чего нельзя делать), их не больше двух-трех.
Выполнение правил в играх приучает быть сдержанным, подчиняться общим требованиям, играть дружно. Дети сами хорошо понимают, что играть будет неинтересно, если каждый захочет действовать по-своему.
Во многих подвижных играх ребята воспроизводят близкие и понятные им явления из окружающей жизни. Например, изображают, как движется паровоз (вытягивают согнутые в локтях руки то вперед, то назад); как летают птицы (машут руками); прыгают на двух ногах, подражая зайцам.
Некоторые из подвижных игр носят соревновательный характер. Ближе к 5-6 годам детей начинает интересовать результат игры. Кто первый прибежит на место, кому раньше других удастся найти спрятанный флажок, кто сумеет сбить колпак со снежной бабы?
Ребята любят играть в игры с пением, хороводные игры («Калина», «Земелюшка-чернозем»), чаще всего изображая в движениях содержание песни; Нужно научить их таким играм. В этом родителям могут помочь старшие братья, сестры ребенка. Охотно и хорошо организуют малышей школьницы-подростки. Постепенно шести-семилетние дети начинают играть самостоятельно, без помощи взрослых. Обычно в таких играх нужно выбрать водящего: кому ловить убегающих; искать спрятавшихся. Научите детей считалочкам, которые они смогут применить в своих играх.
Вот пример считалки:
Мы, ребята-пацанята,
Любим бегать и скакать,
Ну, попробуй нас догнать!
Занятия совместными играми, помогая интересному и полезному досугу детей, будут приучать их действовать более согласованно, преодолевать затруднения, развивать у них ловкость, смелость, находчивость.
Игры для детей 3-4 лет.
«Догони мяч».
Мать подзывает к себе ребенка. В руках у нее мяч. Она бросает мяч далеко от ребенка и предлагает ему побежать и принести ей его обратно.
Если играет несколько детей, то мячи бросают по числу играющих. Каждый должен принести по мячу.
«Прокати мяч (шарик)».
Ребенка сажают на коврик; напротив садится кто-нибудь из взрослых и катит ему мяч или шарик. Ребенок принимает мяч, а потом отталкивает его обратно. Или то же самое, но перекатывают мяч через ножки стула или два деревянных бруска. Или скатывают шарик или мяч с наклонной доски.
«Поймай мяч».
Мать бросает мяч ребенку, тот его ловит. Или ребенок сам играет с мячом: бросает мяч о землю и ловит его после подскакивания; подбрасывает вверх и старается поймать его прямо в руки.
«Поймай комара».
К пруту привязан шнур (0,5 м длины), на конце которого прикреплен сделанный из картона или плотной бумаги «комар». Взрослый держит прут над головой ребенка, примерно на 5-10 сантиметров выше его поднятой руки. Ребенок подпрыгивает, стараясь поймать «комара».
«Лошадки».
Один из детей изображает лошадку, другой — кучера. Кучер запрягает лошадку - надевает вожжи. Лошадка бежит, куда ей указывает кучер. По возвращении «домой» кучер кормит, чистит лошадку, а затем снова отправляется в путь. Кто был кучером, становится лошадкой.
В игры, которые описаны ниже, малышам еще трудно играть самостоятельно. Зато с каким удовольствием они играют в них, если кто-нибудь из старших организует и проведет игру!
«Воробушки и кот».
Дети изображают воробушков, а кто- нибудь из взрослых — кота. Кот спит, а воробушки разлетаются в разные стороны (бегают или прыгают). Кот просыпается, мяукает и ловит воробушков. Воробушки скорей бегут в свое «гнездо».
Кода дети освоят эту игру, то смогут сами изображать не только воробушков, но и кота.
«Найди флажок».
Ребенок закрывает глаза, а мать прячет флажок (или другой предмет). По ее восклицанию «Готово!» ребенок идет искать флажок. Если в игре участвует несколько детей, то прячут несколько флажков, по числу детей.
Для более старших (5-6 лет) можно спрятать один флажок. Кто первым найдет его, тому хлопают в ладони.
«3айка».
Дети стоят по кругу. Один ребенок становится в середину. Это - зайка. Дети говорят стихи и вместе со стоящим в середине изображают содержание стихов движениями:
Зайка белый умывается.
Видно, в гости собирается.
Вымыл носик, вымыл хвостик,
Вымыл ухо, вытер сухо.
Зайка, зайка, скок да скок,
Приходи ко мне в домок.
После того как стихи и движения закончены, ребенок, стоявший в середине, прыгает на двух ногах по направлению к кому-нибудь из детей (идет в гости). Тот, напротив кого он остановился, выходит на середину круга, и игра продолжается.
Игры для детей 5-6 лет.
«Не урони мешочка».
Ребенку кладут на голову мешочек, наполненный сухим песком. С мешочком на голове он идет между разложенными палками (ширина «коридора» 40-25 см) или по шнуру, лежащему на полу (длина шнура 2-3 м). Надо пройти до конца, не уронив мешочка. Мешочек не должен быть набит песком слишком плотно, иначе его трудно удерживать на голове. Вес мешочка 500-600 граммов.
Кроме мешочка, можно носить на голове плетеные корзинки, кувшины из папье-маше и другие предметы. Эта игра приучает идти прямо и не опускать головы, что способствует выработке хорошей осанки.
«Кто соберет больше лент».
Между деревьями протягивают веревку, на которую набрасывают цветные ленты. Конец ленты должен быть на 10-15 сантиметров выше поднятой руки ребенка. Дети становятся под веревку и начинают подпрыгивать, стараясь снять как можно больше лент.
«Возьми флажок».
Напротив ребенка, на расстоянии восьми шагов, лежит флажок. Под слова взрослого «прыг-скок, прыг-скок, вот он - твой флажок» ребенок прыгает (на каждое слово -прыжок). При последнем слове нужно успеть допрыгнуть до флажка и взять его.
«Прыгни дальше».
На земле чертят линию. Сбоку кладут 4-5 камешков или маленьких цветных флажков на небольшом расстоянии (15-20 см) один от другого. Дети но очереди стараются прыгнуть как можно дальше. Кто сумеет прыгнуть до последнего камешка, тот имеет право взять его себе. На это место кладут новый камешек. Игра повторяется три-четыре раза. У кого будет больше камешков по окончании игры, тот и победитель.
Игра в кегли.
На расстоянии 2—3 метров от детей расставляют кегли. Дети по очереди катают деревянный шарик, стараясь сбить кегли. Каждый имеет право прокатить шарик два раза.
Игры с мячом.
Подбрасывают вверх и ловят мяч; то же, но предварительно хлопнув в ладони. Подбрасывают мяч вверх и ловят одной рукой (правой и левой). Бросают мяч о землю и ловят; то же одной рукой (правой и левой). Бросают мяч о стенку и ловят; то же, но предварительно хлопнув в ладони.
Перебрасывают мяч через сетку.
Дети, стоящие по другую сторону сетки, стараются поймать его и бросить обратно.
Подбрасывают мяч так, чтобы он попал в корзину, подвешенную несколько выше поднятых рук ребенка.
«Успей поймать».
Двое бросают мяч друг другу. Третий стоящий между ними, старается поймать летящий мяч. Если это ему удается, он идет на место бросившего мяч.
«Поймай кольцо на палку».
Ребенок ловит на палку, которую держит в руках, кольцо, вырезанное из фанеры или толстого картона (диаметр 15 см). Кольцо соединено с палкой шнуром (длина 30 ем).
«Палочка-выручалочка».
Играющие выбирают водящего. Около него кладут палочку. Водящий стоит с закрытыми глазами и считает до 15-20. В это время остальные дети прячутся. Он открывает глаза, стучит палочкой и говорит: «Палочка пришла, никого не нашла» и идет искать спрятавшихся. Увидев кого-нибудь, кричит: «Палочка-выручалочка нашла...» (называет имя найденного) и бежит к палочке. Найденный также бежит к палочке. Если он добежит до палочки раньше водящего и скажет: «Палочка-выручалочка, выручи меня!», то считается вырученным, если же опоздает, то выходит из игры. Пока водящий ищет, каждый может, выбрав удобный момент, подбежать к палочке и, постучав ею, выручить найденных раньше («Палочка-выручалочка, выручи всех!»)
Если водящему никого найти не удалось, он снова водит. Если же он нашел всех и последний не успел выручить товарищей, то водит тот, кто был найден первым.
Уголки.
Дети становятся возле деревьев или в кружки («уголки»), которые каждый чертит для себя. Один из играющих (без кружка) становится в середину. Он подходит к кому-нибудь из стоящих в кружках и говорит: «Мышка, мышка, отдай мне свой уголок». Та отказывается. Тогда он идет с теми же словами к другому. В это время остальные дети меняются местами, и водящий старается занять чье-нибудь место. Если это ему удается, оставшийся без «уголка» становится на середину, и игра повторяется.
«Кошки-мышки».
Играющие становятся в круг, взявшись за руки. В одном месте он не замыкается - это ворота. Двое играющих находятся вне круга. Один из них- «кошка», другой - «мышка».
«Мышка» может бегать и в кругу и вне круга, может вбегать в ворота и подлезать под руки детей, стоящих в кругу.
«Кошка» имеет право бегать вне крута и забегать в круг только через ворота. Мышка убегает, а кошка ее ловит. Когда кошка поймает мышку, дети выбирают другую пару.
Спортивные развлечения
Много радости доставляют детям разнообразные спортивные развлечения: катание на санках, ходьба на лыжах, бег на коньках и другие. Они не только интересны, но и полезны: способствуют закаливанию, так как проводятся на воздухе, укрепляют сердце и легкие, повышают обмен веществ в организме.
Обучение разнообразным двигательным умениям с более раннего возраста, примерно с 5-6 лет, важно еще и потому, что хорошо усвоенные с детства навыки сохраняются долгое время. Кто катается в детстве на коньках, ездит на велосипеде, не теряет окончательно этих умений, если даже и будет длительный перерыв.
Спортивные развлечения воспитывают у детей интерес к спорту, вызывают желание научиться ходить на лыжах, плавать и т. п.
Самым простым видом спортивных развлечений для маленьких детей зимой является катание на санках.
Оно доступно даже трехлетнему малышу. Обязательно купите вашему ребенку санки, ватрушку, организуйте условия для катания. Если во дворе дома, где вы живете, есть естественный земляной холмик, то надо хорошо утоптать на нем снег и полить. Можно сделать горку целиком из снега: накатать разных размеров снежные шары, положить их в ряд - от маленьких к большим, — промежутки заполнить снегом и все полить водой. Сбоку сделать лесенку из снега, а пролеты между ступеньками укрепить дощечками. Обычно во дворах управляющие компании устраивают деревянные горки. Нужно только проследить, чтобы ее сделали пригодной по размерам для дошкольников.
Горка имеет скат длиной 5-6 м и шириной 90 см, сбоку от ската к горке прилегает лоток для ввоза санок, а к нему лесенка, по которой дети входят на площадку горки. Ширина площадки 1,5 м, высота перил 70 см. Высота горки до площадки 1,5 м.
Часто дети неправильно пользуются горкой: вбегают по скату в тот момент, когда другой ребенок скатывается с горки; съезжают, сидя или лежа на пальто. Нужно научить их правильно пользоваться горкой: входить и сходить по лесенке, отходить в сторону после того, как скатишься с горки; только после этого может съезжать следующий. Одновременно могут скатываться только одни сани. Нельзя скатываться лежа на животе, без санок. Малышам (трех-четырехлетним) помогают старшие дети: усаживают их, следят, чтобы они сидели прямо, вытянув ноги, держась за веревку, привязанную к передку саней.
Не позволяйте детям кататься с горки подряд больше 15-20 минут. Пусть займутся чем-нибудь другим, а потом снова могут покататься еще немного.
Дети охотно катают друг друга на санках. Одному ребенку не следует возить одновременно нескольких детей: это ему еще не по силам. Лучше всего, если двое везут одного. Крепким, здоровым ребятам можно разрешить возить друг друга, но при этом почаще меняться.
Дети любят устраивать из саней поезд: зацепляют веревкой одни сани за другие. В этом случае сани должен везти взрослый. Можно организовать, игру в путешествие: катающиеся придумывают, куда они поедут, а потом рассказывают, что они там видели.
Быстро осваивают дети и ходьбу на лыжах. Уже с 5 лет можно безбоязненно поставить ребенка на лыжи. Они должны быть определенного размера (110-115 см для пятилетних, 120-124 см для шести-семилетних), с хорошо приспособленными к ноге ребенка мягкими креплениями. Детей надо научить правильно надевать лыжи и пользоваться ими.
Покажите детям первые приемы ходьбы на лыжах: ступни держать «ровно» (параллельно), не расставляя широко ноги; передвигаться широкими шагами, со сгибанием ног в коленях. Постепенно приучайте детей ходить все более удлиненным и быстрым шагом. На первых порах не следует давать им палки, так как они больше мешают, чем помогают- сковывают движения рук, а удержать равновесие легче, если руки свободны.
Когда ребенок научится передвигаться на лыжах, покажите ему, как делать повороты, спускаться с небольших холмиков: при спуске несколько наклонить туловище вперед, ноги согнуть в коленях, а руки слегка вытянуть вперед.
Начинать учить детей ходьбе на лыжах лучше в более мягкую погоду (-5 -6° С). Первое время они катаются в обычном зимнем костюме (шубе, зимней шапке), но не надевая под шубу вязаных кофт, свитера и т. п. Когда приемы ходьбы на лыжах будут несколько освоены, можно кататься в лыжном костюме.
Чаще проводите совместные прогулки на лыжах. В хороший морозный, безветренный день при температуре не ниже -8,-10°С можно организовать с детьми лыжную вылазку в ближайший парк или лес. Под лыжный костюм ребенку надевают теплое белье, а если понадобится, то еще и шерстяной свитер. Шерстяной шарф и вязаная шапочка дополняют костюм. Дети сами несут лыжи.
Как полезно для здоровья дышать свежим морозным воздухом! Сколько интересного можно встретить в пути!
Продолжительность прогулок на лыжах – 30-35 минут. Движение чередуется с отдыхом. После 8-10 минут ходьбы - отдых 1-2 минуты, не снимая лыж.
Пойти вместе с отцом и матерью на лыжную прогулку - большое удовольствие для ребят.
В ветреную погоду и в оттепель не следует ходить на лыжах. Детям, ослабленным по состоянию здоровья или недавно перенесшим какое-либо инфекционное заболевание, ходьбу на лыжах можно разрешать только после консультации с врачом.
Следите, чтобы дети сами очищали лыжи от снега, насухо вытирали и убирали их в предназначенное для хранения место.
Одно из любимых развлечений детей в возрасте 5-6 лет - катанье на коньках. Оно укрепляет здоровье, хорошо развивает ребенка физически.
Освоить катанье на коньках не так сложно. Однако ребенок должен приобрести некоторые уменья. Нужно научить его удерживать равновесие на льду, скользить, делать повороты. Сначала покажите ему, как надеть ботинки с коньками, объясните, что шнуровать ботинки надо достаточно туго, так, чтобы нога не ерзала в обуви, но не слишком затягивать шнуровку, так как это может препятствовать притоку крови к пальцам.
Сначала нужно -походить на коньках по комнате. Чтобы не затупить лезвий коньков и не оцарапать пола, наденьте на лезвия матерчатые чехлы. Упражнения на полу помогут быстрее овладеть равновесием и укрепят связки стоп. Когда ребенок .немного освоится с этим, пустите его поскользить по плотному снегу: туловище должно быть немного наклонено вперед, ноги слегка согнуты в коленях, ступни слегка разведены в стороны. Покажите, как нужно скользить: пробежать 3-4 шага, а затем, поставив коньки «ровно» (параллельно), скользить. Потом опять пробежать несколько шагов и снова скользить. На последующих занятиях можно учить скольжению с поочередным энергичным отталкиванием ног.
Когда ребенок привыкнет соблюдать равновесие на снежной площадке, поведите его на настоящий каток. Пусть он повторит все, чему научился, бегая на снегу. Постепенно он будет приучаться более энергично отрывать конек от льда, удлинять скольжение на каждом коньке. В заключение научите его делать повороты: оттолкнуться правой ногой и повернуться налево (и наоборот).
Первое время нельзя бегать на коньках больше 10-15 минут. Когда ребенок научится удерживать равновесие и скользить, можно удлинить время катания до 30 минут.
На каток дети могут ходить только в сопровождении взрослых. Хорошо сделать небольшой каток у себя во дворе. Для дошкольников достаточна площадь 8 х 8 метров.
Площадку тщательно ровняют, пока она еще не покрылась снегом. Когда установится зима (при температуре от - 1 до -10°С), надо очистить площадку от снега и залить водой. Вода должна разливаться ровно, образуя слой в 3 см толщиной. Такую поливку проводят несколько дней подряд. Слой льда должен дойти до 12-15 см. Пока дети осваивают навыки бега на коньках, им можно кататься в обычной зимней одежде. Впоследствии - в лыжном костюме. Кататься можно при температуре до -10° С.
Много интересных развлечений для детей и летом.
Одно из них — езда на велосипеде. Трех-четырехлетний малыш легко овладевает ездой на трехколесном велосипеде. С 5 лет уже можно учиться езде на двухколесном велосипеде.
Велосипед полезен не только тем, что побуждает детей к пребыванию на воздухе. Езда на велосипеде укрепляет мышцы, способствует развитию равновесия, координации движений, в чем так нуждается маленький ребенок; помогает развитию смелости, решительности. Робкому, боязливому малышу труднее научиться ездить на велосипеде. Однако каким героем он себя чувствует, оправившись с этой задачей! Обычно более старшие дети охотно учат пяти-шестилетних.
Покупая велосипед, подберите его соответственно росту ребенка. Седло должно быть расположено ниже руля настолько, чтобы катающемуся не приходилось сгибаться.
Прежде чем сесть на двухколесный велосипед, ребенок должен попробовать вести машину. Надо поставить велосипед с правой стороны, взяться за ручки руля, немного отойти в сторону, чтобы педали не мешали при ходьбе. Сначала нужно вести велосипед по прямой, а затем попробовать поворачивать руль направо и налево. При первых попытках езды на велосипеде ребенку требуется помощь. Кто-нибудь из взрослых идет рядом и поддерживает велосипед за сиденье. С самого начала надо объяснить, что руль следует поворачивать в ту сторону, куда хотя бы немного наклоняется велосипед. Пока ребенок не научится самостоятельно ездить, лучше, поддерживая велосипед, вести его в прямом направлении. Когда вы почувствуете, что он едет более уверенно и, владея рулем, удерживает равновесие, - на короткое время отпускайте сиденье. Постепенно необходимость в поддержке отпадает, хотя все еще надо быть подле маленького велосипедиста. Когда он сможет самостоятельно ездить по прямой, научите его делать повороты.
Ребенок должен кататься только у себя во дворе или, если он живет в деревне или дачной местности, недалеко от дома. Не разрешайте ему выходить с велосипедом на улицу.
Очень интересны для шести-семилетних детей поездки на велосипеде вместе с отцом или матерью в «дальнюю» прогулку. Конечно, прогулка эта будет непродолжительной: не более 15-20 минут в оба конца с отдыхом посередине. Скорость передвижения должна быть небольшой. Ребенок едет впереди, соблюдая удобный для себя темп движений. За ним следует взрослый, который всецело приноравливается к темпу ребенка.
Не только велосипедные, но и пешеходные прогулки вместе со взрослыми полезны для ребят и доставляют им большое удовольствие.
Даже с трехлетним малышом можно пойти погулять куда-нибудь в поле, лес, а в городских условиях -на ближайший сквер. Для детей этого возраста продолжительность прогулки в один конец не должна превышать 15-20 минут.
Надо помнить, что малышу трудно идти длительное время размеренным, ровным шагом. Поэтому нужно чаще устраивать короткие остановки для отдыха, разрешать в пути то идти шагом, то свободно бежать.
Дети 5, а тем более 6 лет могут пройти без утомления уже большее расстояние. Но и для них дозировка прогулок увеличивается постепенно: сначала 20-25 минут, а затем 30-40 минут.
В пути также устраиваются короткие остановки для отдыха (на 3—5 минут). Более длительный отдых организуют в конечном пункте прогулки. Здесь можно посидеть и даже немного полежать, скушать яблоко, послушать книжку.
Сколько интересного и занимательного может встретиться на пути ! Обращайте внимание детей на красоту окружающей местности, на разнообразные явления, происходящие в природе, на труд людей и т. п.
В городских условиях продолжительность прогулок короче, так как не всегда возможно найти место, где дети могли бы отдохнуть. Можно устроить прогулку в ближайший парк, где дети могут наблюдать спортивные игры школьников: волейбол, баскетбол, теннис.
Во время прогулок не одевайте детей слишком тепло. Часто они больше устают от слишком тяжелой и теплой одежды, чем от движений и впечатлений на прогулке. Особенно следите за обувью, чтобы она не была узка, тяжела, не натирала ног. Более длительные прогулки следует проводить систематически, иначе они не окажут положительного воздействия. Уделяйте для этого в свой выходной день 1-1,5 часа. Этим вы в значительной степени закалите ребенка, разовьете умственно, укрепите его организм.
Кроме перечисленных развлечений, есть еще одно, которое очень любят дети, - это купанья. Даже самые младшие дошкольники (3-4 лет) с удовольствием барахтаются в воде. Здесь можно ограничиться тем, что дать ребенку побегать по воде, побрызгаться, один - другой раз окунуться по грудь. Пяти-шестилетних детей уже нужно обучать плаванью.
Плавание полезно тем, что развивает сердце и легкие, воспитывает смелость, закаляет организм. Научившись с дошкольного возраста плавать, ребенок из года в год будет совершенствовать этот навык. Привыкнув с детских лет к воде, легче оградить себя от несчастного случая, а при надобности и оказать помощь тонущему.
Обучение детей плаванию надо начинать с установившейся теплой погоды. Выбирают удобное для купания место: естественный водоем (река, озеро) с проточной водой, пологим ровным дном, небыстрым течением, сухим берегом. Глубина воды для купанья пяти-шестилетних детей не должна превышать 60-80 сантиметров в 2-3 метрах от берега.
Приучите детей не бояться воды. Сначала дайте им освоиться в новой для них обстановке. Пусть ребенок побегает по воде у берега, поиграет в резиновые игрушки. Можно разрешить ему отойти на два - три шага от берега, лечь на живот, опираясь руками о дно, и делать плавательные движения ногами. Когда он привыкнет к воде, охотно будет входить в реку, приучится быть там деятельным, подвижным, - можно начинать обучение плаванию.
Положите ребенка себе на вытянутые руки, войдите в воду на такую глубину, чтобы он как бы «лежал «а воде», и идите, не спеша, вдоль берега Пусть ребенок, лежа у вас на руках, делает плавательные движения руками и ногами. Для него очень важно научиться лежать на воде, хорошо вытянувшись.
Постепенно приучайте его плавать без поддержки. Предложите ему войти в воду на глубину чуть выше коленей и поплыть по направлению к вам. Держитесь от него на расстоянии 2 - 3 шагов. После нескольких удачных проб можно увеличить расстояние. Перед попыткой плыть ребенок входит в воду на глубину по пояс.
Продолжительность пребывания детей в воде увеличивается постепенно: первые дни-1-2 минуты, затем (постепенно) -5-8 минут.
Купание заканчивается при первых признаках переохлаждения ребенка (бледность лица, «мурашки», появившиеся на коже). Купанье лучше всего начинать при температуре воды не ниже + 22° и температуре воздуха + 26, 24° С.
Купанье в связи с плаванием проводится с детьми систематически, иначе трудно приучить их к воде, научить плавать. Случайное купанье c длительными пропусками) не сможет закалить организм ребенка. Если дети купаются систематически, то можно разрешить им поплавать, поиграть в воде и при температуре воды + 19°С. В таком случае они не должны оставаться в воде дольше 2-3 минут.
После выхода из воды надо хорошо растереть тело ребенка полотенцем. Старших дошкольников (6-7 лег) надо научить самостоятельно вытираться насухо. Лучшее для купанья время – 11-12 часов, спустя 1-1,5 часа после принятия пищи.
Детям, ослабленным по состоянию здоровья или только что перенесшим какое-нибудь заболевание, купанья разрешает только врач.
Гимнастика.
Систематическое проведение утренней гимнастики является ценным средством оздоровления и воспитания детей дошкольного возраста. Ребенок приучается каждое утро заниматься физическими упражнениями и уже не отступает от этого в дальнейшем.
Как же надо проводить гимнастику, чтобы она дала положительные результаты?
Во многих семьях взрослые каждое утро делают гимнастику. Могут ли присоединиться к ним дошкольники? Конечно, нет. Упражнения, предназначенные для взрослых, в большинстве случаев трудны и утомительны для детей, а многие могут даже принести им вред. Например, непригодны упражнения в упоре (у стола, стула). Они требуют хорошо развитой мышечной системы, чего нет у маленького ребенка; кроме того, дают большую нагрузку на сердце, что совершенно недопустимо для дошкольника. Не годятся и сильные наклоны туловища назад: они только могут ухудшить осанку ребенка.
Гимнастика для дошкольников должна быть проста, доступна им, интересна. Полезны упражнения, укрепляющие крупные мышцы спины, живота, рук и ног. Эти упражнения должны носить имитационный (подражательный) характер,
Например, поднять руки вперед, вверх, в стороны на уровне плеч и опустить (в этом упражнении, способствующем укреплению мыши спины, плечевого пояса, дети подражают движению колеса) или поднять сцепленные руки над головой, наклонить туловище вниз, сгибая колени, одновременно опуская руки между коленями (это упражнение дети обычно называют «дровосек»). Оно укрепляет преимущественно мышцы спины и живота.
Для младших дошкольников (3-4 лет) выбирают еще более легкие упражнения: поднять руки в стороны, помахать ими и опустить вниз «птичка машет крыльями»); присесть на корточки, похлопать по коленям и встать («птичка клюет зерно»).
В утренней гимнастике надо придерживаться определенной последовательности: сначала проводить упражнения, требующие от ребенка меньшей затраты сил, - в них участвуют мышцы плечевого пояса, рук и спины, - а затем упражнения с большей нагрузкой - для укрепления мышц ног и живота (сгибание ног, наклоны и повороты туловища). Заканчивается гимнастика бегом или подпрыгиванием, после которых следует спокойная ходьба.
Количество упражнений в утренней гимнастике не должно быть велико: для младших дошкольников 3-4 упражнения, для пяти-шестилетних - 4-5 упражнений, не считая бега или подпрыгиваний, которые включаются каждый раз в утреннюю гимнастику.
Покажем на примере, как надо строить и проводить занятия гимнастикой по утрам.
Перед тем как ребенок встанет с кровати после сна, откройте форточку на 5-10 минут, чтобы хорошо проветрить комнату.
В холодное время года (поздняя осень, зима) форточку слегка приоткройте или завесьте марлей, чтобы струя холодного воздуха не попадала непосредственно на ребенка. Весной, а тем более летом гимнастику надо делать при открытых окнах или на воздухе.
Дошкольник быстро встает с постели, надевает трусы, майку (или рубашку) и тапочки. Он должен быть приучен предварительно - перед выполнением утренней гимнастики - опорожнять мочевой пузырь и прямую кишку. Затем ребенок становится на коврик и начинает делать упражнения. Взрослый показывает, а он повторяет.
Встаньте напротив и, убедившись, что ребенок встал прямо, немного отведя плечи назад, опустив вдоль туловища руки, слегка расставив ноги, начинайте показывать упражнения.
Первое упражнение: хлопнуть в ладони перед грудью и убрать руки за спину, поднять руки в стороны-вверх, поднимаясь при этом на носки, потягиваясь (со вдохом через нос), опустить руки через стороны вниз и встать на всю ступню (с выдохом). Следующие упражнения: присесть на корточки, дотронуться руками до пола и выпрямиться; сесть на пол, ноги скрестить, положить голову на одно колено и выпрямиться. То же, но положить голову на другое колено.
Каждое из этих упражнений повторяется по 6-7 раз, с короткой паузой посередине. Когда все упражнения будут выполнены, предложите ребенку побегать (легко, на носках) по комнате. Продолжительность бега 25-30 секунд.
Если в комнате тесно, можно заменить бег прыжками. Ребенок на том месте, где стоит, подпрыгивает 7-8 раз подряд (ноги вместе или на ширине плеч), после подпрыгиваний делает 7-8 шагов на месте. Все это повторяется раза три подряд. Затем можно несколько раз спокойно поднять руки в стороны (со вдохом через нос) и опустить их (с выдохом), поднять руки вверх, пошире плеч (со вдохом), и опустить (с выдохом).
За дыханием ребенка во время выполнения всех упражнений надо следить постоянно. Вдох делается в момент, наиболее благоприятствующий расширению грудной клетки. Например, при выпрямлении туловища и потягивании следует делать вдох, а при наклоне туловища - выдох. Важно, чтобы ребенок не задерживал дыхания, дышал через нос.
Когда он научится делать упражнения самостоятельно, лучше все же кому-нибудь из взрослых (родители, старшая сестра или брат) проделывать их вместе с ним или хотя бы находиться возле, следя за выполнением им гимнастики, предупреждая и исправляя возможные ошибки. Например, ребенок может забыть последовательность упражнений, занять неправильное исходное положение при выполнении упражнения, слишком быстро или, наоборот медленно производить движения.
Старший может напомнить - порядок упражнений, поправить неверно принятое положение тела, побудить занимающегося к энергичным движениям. Показывать упражнение надо «зеркальным способом»: встав лицом к ребенку, делать движение в том направлений, в котором он должен его выполнить. Например, чтобы ребенок поднял правую ногу, показывающий должен поднять левую. Проделывая вместе с ним упражнение, можно иногда давать направляющие указания, например: «Присядь пониже, а теперь встань, выпрямись получше»; «Еще раз присядь, дыши через нос» и т. п.
Правильному выполнению упражнений помогает использование игрушек, некоторых предметов: флажков, гимнастических палок, коротких шнуров, обручей, мячей. Дошкольнику понятнее и интереснее выполнять упражнения с предметами-, не просто нагнуться, а суметь положить на пол флажок, не сгибая при этом ног; сидя на полу, повернуть туловище, и положить позади мяч, присесть, держась за спинку стула и встать.
Для оживления утренней гимнастики можно придать ей некоторую образность, сюжетность.
Это выражается в передаче детьми в движениях характерных черт изображаемого. Например, можно изображать, как птицы машут крыльями (поднимание рук в стороны и опускание вдоль туловища), как двигаются колеса локомотива или автомобиля (кругообразные движения обеими руками одновременно). Можно подражать определенным действиям: «плавать», «грести».
Взрослому можно сочинить целый рассказ, который ребенок изобразит в действии. Например: «Вот Аня идет на вокзал (шаг на месте), едет на поезде, (вращательные движения руками), ловит комаров (хлопки над головой), собирает грибы (наклоны туловища вперед и выпрямления), прыгает через скакалку (прыжки на месте), возвращается домой (ходьба вокруг комнаты). При этом необходимо следить, чтобы дети выполняли движения правильно, энергично, иначе от них будет мало пользы.
Надо избегать сюжетов и образов, непонятных дошкольнику или неудобных для воспроизведения в движениях, так как такое подражание может привести к неправильным представлениям у них, небрежному выполнению движений.
Маленьким детям быстро надоедают длительные, многократные повторения одного и того же упражнения, поэтому через 5-б дней старые упражнения следует заменять новыми.
Примерные варианты упражнений утренней гимнастики
Для детей 3 лет
Первый вариант.
Взрослый встает перед ребенком и проводит с ним следующие движения.
«Давай, похлопаем в ладони»: встать прямо, ноги расставить на ширину плеч. Хлопнуть в ладони перед грудью и убрать руки за спину. То же, но хлопнуть в ладони над головой. Повторить по 5— 6 раз.
«Постучи по коленкам»: встать прямо, ноги расставить на ширину плеч. Наклониться и похлопать по коленкам (ноги не сгибать). Повторить 4-5 раз.
«Беги, а я тебя догоню»: ребенок бегает по комнате (в течение 15-20 секунд), а взрослый делает вид, что ловит. После этого ребенку предлагают спокойно пройтись.
Второй вариант.
«Паровоз»: встать прямо, ноги расставить на ширину плеч, руки согнуть в локтях. Вытягивать руки вперед и снова сгибать, отводя локти назад («Поехали на дачу»). Повторить 6—8 раз.
«Маленькое и большое дерево»: встать прямо, ноги рас-ставить на ширину плеч. Присесть поглубже, а затем встать во весь рост и поднять вверх руки («Вот какое высокое дерево выросло»). Повторить 5-6 раз.
«Снова поехали на поезде»: ребенок бежит (15-20 секунд), имитируя движения паровоза («Поезд поехал тише, вот и остановка»).
Третий вариант.
«Флажки»: стать прямо, ноги расставить на ширину плеч. Взять в каждую руку по флажку, опустить руки. Поднять флажки вверх, держа руки на ширине плеч («Помаши флажками») и опустить их вниз. Повторить 5-6 раз.
«Постучи»: стать прямо, ноги расставить на ширину плеч. Присесть поглубже, постучать палочками от флажков о пол. Встать, выпрямиться. Повторить 4-5 раз.
«Попрыгаи»: держа флажки в руках (руки в стороны), ребенок прыгает на месте 46 раз. После непродолжительного отдыха повторяет прыжки еще 1=2 раза.
«Теперь, не спеша, подойди и дай мне флажки» (спокойная ходьба 20-25 сек.).
Для детей 5-6 лет.
Первый вариант
«Покачай руками»: стать прямо, ноги расставить на ширину плеч, руки слегка отвести назад. Покачать одновременно обеими руками вперед-назад. Повторить 6-8 раз.
Это упражнение можно делать с флажками в руках. Ребенок качает руками, держа в каждой руке по флажку.
«Кресло»: сесть на коврик, ноги скрестить, руки положить на колени. Слегка отклонить туловище и отвести руки назад, опереться ими о пол. Снова сесть прямо. Повторить 5-6 раз.
«Постучи»: стать прямо, ноги расставить на ширину плеч, руки опустить вдоль туловища. Присесть, дотронуться руками до пола (с боков), встать, выпрямиться. То же можно выполнить с флажками в руках. Постучать палочками от флажков о пол, встать, выпрямиться. Повторить 4-5 раз.
«Положи голову на колено»: сесть на коврик, ноги скрестить, руки опустить вдоль туловища. Наклонить туловище вперед и коснуться лбом одного колена, выпрямиться. То же, но коснуться головой другого колена. Повторить по 2-3 раза.
«Крылья»: стать прямо, ноги расставить на ширину плеч, руки «пустить вдоль туловища. Поднять руки в стороны до уровня плеч и опустить вниз. Повторить 3-4 раза. При поднимании рук - вдох, при опускании - выдох.
Побегать по комнате 15-20 сек. или сделать 8 подпрыгиваний (повторить прыжки 2-3 раза).
После каждого повторения подпрыгиваний немного отдохнуть. В заключение пройтись по комнате (дышать свободно).
Второй вариант
«Погрейся»: стать прямо, ноги расставить на ширину плеч, руки поднять в стороны до уровня плеч. Обхватить кистями рук противоположные плечи, затем развести руки в стороны и опустить. Повторить 6-8 раз.
«Дотянись до локтей»: стать прямо, ноги расставить «а ширину плеч, руки опустить вдоль туловища. Заложить руки за спину, стараясь правой рукой дотянуться до локтя левой, а левой- до локтя правой. Опустить руки вниз. Повторить 5-6 раз.
«Тик-так»: стать прямо, ноги расставить на ширину плеч, руки положить на пояс или заложить за спину. Наклонять туловище вправо и влево (по 5-6 раз в каждую сторону).
«Хлопок над коленом»: стать прямо, ноги расставить на ширину плеч, руки поднять в стороны. Поднять согнутую в колене ногу и хлопнуть в ладони под коленом. Приставить ногу, опустить руки. То же с другой ногой. Повторить по 4-5 раз.
«Колесо»: стать прямо, ноги расставить (на ширину плеч, руки опустить. Поднять руки вперед-вверх (вдох) и опустить через стороны вниз (выдох). Повторить 3-4 раза.
Гимнастика каждый раз заканчивается бегом или прыжками, а затем ходьбой.
Третий вариант
«Подними палку»: стать прямо, йоги расставить на ширину плеч. Взять палку в обе руки надхватом. Палка находится перед телом в опущенных вниз руках. Поднять ее вверх, опустить перед телом, затем руки вниз. Повторить 6-8 раз.
Поднять палку вверх и опустить за голову на лопатки; перенести палку вновь через голову, затем руки вниз. Повторить 5-6 раз.
«Перешагни через палку»: стать прямо, ноги расставить на ширину плеч. Палка находится перед телом в опущенных вниз руках. Наклоняя туловище вперед, перешагнуть через палку сперва одной, потом другой ногой, не выпуская палку из рук. Выпустить один конец, палки и вновь взять ее двумя руками перед телом. Повторить 5-6 раз.
«Сесть - встать»: сесть на коврик, ноги скрестить, руки держать свободно. Встать с пола без помощи рук. Снова сесть на пол. Повторить 4-5 раз.
«Потянись вверх»: стать прямо, ноги расставить на ширину плеч. Поднять руки вверх и одновременно встать на носки (вдох). Опустить руки вниз и стать на всю ступню (выдох). Повторить 3-4 раза.
Четвертый вариант.
«Все выше и выше и выше!»: стать прямо, ноги расставить- на ширину плеч, руки отвести назад. Качать одновременно двумя руками, вперед - назад, каждый раз поднимая руки все выше. Повторить 6-8 раз.
«Положи кубики, возьми кубии»: сесть на коврик, ноги скрестить. Взять в руки по небольшому кубику. Вытянуть руки назад и, слегка отклонив туловище назад, положить позади кубики. Выпрямиться, положить руки с кубиками на колени. Повторить 6=8 раз.
«Дстронься до пятки»: стать прямо, ноги расставить на ширину плеч, руки опустить. Согнуть правую ногу назад и, с поворотом туловища повернуться и дотронуться правой рукой до пятки правой ноги. То же левой рукой. Повторить по 3-4 раза в каждую сторону.
«Велосипедист»: лечь на коврик, руки вытянуть вдоль туловища. Согнуть ноги в коленях и делать ими кругообразные движения, подражая движениям велосипедиста. Проделать 5-6 кругообразных движений, затем опустить ноги на пол и отдохнуть. Повторить 3-4 раза.
«Растяни резинку»: стать прямо, ноги расставить на ширину плеч. Вытянуть руки вперед, развести их широко в стороны (вдох) и опустить вниз (выдох). Повторить 3-4 раза.
Для детей, у которых наблюдается сутуловатость, можно рекомендовать следующие упражнения.
1.Подойти к стене, плотно прижаться к ней головой, спиной и ногами (ступни вместе, руки вдоль туловища). Скользить по стене, не отрывая тела. Присесть поглубже. Также скользя по стене, встать. Повторить 3-4 раза.
2.Прижаться к стене спиной, руки опустить (ладони касаются стены). Отойти вперед на один шаг, не отрывая кистей рук от стены. Снова плотно прижаться к стене. Повторить 6-8 раз.
3.Прижаться спиной к стене. Поднимать руки в стороны и опускать их, скользя ладонями по стене. Повторить 6-8 раз.
Упражнения лежа на коврике.
1.Лечь на коврике на спину, руки развести в стороны. Хлопнуть в ладони перед грудью и снова развести руки в стороны (положить их на пол). Повторить 8-10 раз.
2.Лечь на коврике на спину, руки вытянуть вдоль туловища. Скользить руками по коврику (в стороны и вверх), не отрывая их от пола, и снова вытянуть их вдоль туловища. Повторить 6-8 раз.
3.Лечь на коврике на спину. Взять в руки резинку (для продержки) Согнуть руки в локтях перед грудью. Растягивать резинку широко в стороны, чтобы руки легли на пол. Повторить 6-8 раз. [1]
При подготовке доклада была использована статья: 1. «Физическое воспитание детей дошкольного возраста» под редакцией кандидата педагогических наук А.И. Бакова и кандидата медицинских наук Е.Г. Леви-Гориневской, год издания 1958 год.