СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОКЛАД на тему «Инновационные технологии при проведении библиотечных уроков»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время в сферу научно-методической работы вводят понятие «библиотечная инновация» как обозначение ориентации библиотеки на непрерывное развитие в соответствии с потребностями учеников.

Просмотр содержимого документа
«ДОКЛАД на тему «Инновационные технологии при проведении библиотечных уроков»»

АДМИНИСТРАЦИЯ ДУБРОВСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СЕЩИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ К.Я. ПОВАРОВА»












ДОКЛАД на тему

«Инновационные технологии при проведении библиотечных уроков»










Составитель: Карнаух Юлия Владимировна

педагог-библиотекарь

МБОУ «Сещинская СОШ

им. К. Я. Поварова»














Сеща 2019 год

«ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ БИБЛИОТЕЧНЫХ УРОКОВ»

Одна из самых важных задач современной школы — научить детейучиться, то есть организовывать собственную учебную деятельность,искать, перерабатывать и создавать информацию, овладеть приемамиумственного труда и коммуникации. Для достижения этой цели особенно важно сформировать у них информационные умения: понимание текста, владение логическими приемами работы с ним, свободноеориентирование в потоке информации, умение работать со справочно-библиографическими источниками.

Новое — это не вытеснение старого, а иное качество деятельности. В последнее время в сферу научно-методической работы вводят

понятие «библиотечная инновация» как обозначение ориентации библиотеки на непрерывное развитие в соответствии с потребностямиучеников.

Библиотечная инновация — это оригинальная, нестандартная идея, методика, проект, которые выходят за пределы существующихканонов и традиционных форм и отображают новый подход к содержанию и организации библиотечного обслуживания, технологииуправления библиотекой.Библиотекари должны разнообразить формы работы по привлечению учеников к библиотеке, систематическому чтению, активизации ихпознавательной деятельности, формированию самостоятельных уменийи навыков.

Первым и чрезвычайно важным этапом на пути формированияинформационных умений учеников являются библиотечные уроки,во время которых закладываются основы библиографической грамотности.

Название библиотечно-библиографического занятия «библиотечный урок» не означает, что оно всегда и в полной мере должно отвечать требованиям традиционного школьного урока. Однако знаниеи применение библиотекарем законов дидактики, современных учебныхтехнологий и методик будет способствовать достижению учебных целейпо овладению учениками программным содержанием и формированиюнеобходимых умений и навыков компетентного читателя и успешногоученика.

Работая над разработками библиотечных занятий, библиотекари

исходят из того, что они предназначены, в первую очередь, для учеников и должны подготовить их к самостоятельной работе с источниками информации. А это означает, что такие занятия не должны быть перенасыщенными специальными и сугубо профессиональными знаниями. Занятия необходимо строить таким образом, чтобы они былидоступны по смыслу и интересны. В изложении материала следует активно использовать наглядные методы, разные информационные источники,электронные продукты. Известно, что хуже всего усваиваются знания, предоставленные ученикам в готовом виде.

Конфуций говорил: «То, что я слышу, я забываю. То, что я вижу, я помню. То, что делаю,я понимаю».

Итак, эффективными учебные занятия станут лишь тогда, когда будут предусматривать активное участие учеников, побуждать их к самостоятельному исследованию, получению знаний,«открытий».

В связи с этим для большинства тем нужноготовить практические задачи, во время выполнения которых ученики будут иметь возможность применять и демонстрировать свои библиографические умения (например, составлять

описания документов для каталога, аналитические описания документов, отбирать источникиинформации по теме, составлять списки использованной литературы, делать библиографическиесправки).

Планируя библиотечные уроки, нужно использовать разные формы проведения занятий:

_ урок-экскурсия;

_ урок-защита проекта;

_ урок-пресс-диалог;

_ урок-конференция;

_ урок-практикум;

_ урок-мозаика;

_ урок-диспут;

_ урок-поиск;

_ урок-фантазия;

_ урок-сказка.

Существует множество инновационных технологий:

_ проблемного обучения;

_ игрового обучения;

_ личностно - ориентированного обучения;

_ развивающего обучения;

_ развития критического мышления;

_ программного обучения;

_ интерактивного обучения;

_ проектной технологии;

_ коллективного творческого воспитания.

В своей работе мы не можем использоватьтолько одну из них или все одновременно. С этими технологиями надо детально ознакомиться, приспособить их к своей работе. Можно использоватьэлементы разных технологий.

Сегодня мы хотим детальнее остановиться на интерактивной технологии.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова interact, где inter—взаимный и act— действовать. Таким образом, интерактивный — способный к взаимодействию,диалогу.

Интерактивное обучение — это специальнаяформа организации познавательной деятельности, которая имеет конкретную цель — создать

условия обучения, при которых каждый ученикощущает свою успешность, интеллектуальнуюспособность.

Существует множество приемов интерактивного обучения, которые используются при проведении библиотечных уроков.

Ход библиотечного занятия

Педагог-библиотекарь. Приветствие. Учащиеся разделены по группам («Мыслители», «Умники и умницы», «Наблюдатели»).

В начале нашего занятия, для того чтобы осознать важность выбранной темы, необходимо выяснить, для чего же нам нужны словари. В этом нам поможет метод «Пресс».

Метод «Пресс»

Каждая группа готовит ответ на вопрос, пользуясь приведенной схемой.

Для чего нам нужны словари?

Я считаю…

Потому, что…

Например…

Ведь…

Микрофон

Библиотекарь. Представим, что у нас в гостях телевидение. Библиотекарь с микрофоном предлагает каждой группе кратко высказаться о словарях.

_ По вашему мнению, словари — это…

_ Часто ли вам приходится пользоваться словарями?

_ По какому принципу расположены слова в словаре?

_ К какому словарю вы бы обратились для того,

чтобы выяснить значение слова «библиотека»?

_ Какие словари вам пригодятся во время путешествия в Канаду?

_ Какие виды словарей вам известны?

Библиотекарь. Благодарю, именно этот вопрос мы

и обсудим.

Метод «Гроздь» (кластер)

Библиотекарь. В нашей библиотеке большое количество словарей, и нам бы не помешало классифицировать их по видам. Как известно, словари делятся на такие виды

(схема 1).

Сейчас каждая команда получит карточки с названиями словарей, которые есть в нашей библиотеке. Ваша задача — разместить их по группам, образовав большую словарную гроздь.

(Работа с карточками, составление кластера, презентация выполненной работы)

Практическая работа «Путешествие по словарям»

Библиотекарь. Мы уже так много упоминали о словарях, что настало время обратиться к этим источникам мудрости. Вас ждет практическая работа. Каждая команда получает задачу и начинает поисковую работу со словарями.

1-я группа

1) Переведите на английский слова: образование,

словарь, литература.

2) Как правильно поставить ударение в словах:

каталог, творог, хаос?

2-я группа

1) Объясните различие между словами: школа,

гимназия, лицей, коллегиум.

2) Выясните значение слов фестиваль, эпиграф,

кворум.

3-я группа

1) Подберите синонимы к словам словарь, книголюб, искренность, дружеский.

2) Выясните длину Волги, высоту Эльбруса и количество жителей города Пскова.

Рекламное агентство (домашняя заготовка одной из творческих групп)

Тебе нравится журчание весеннего ручья? А когда поют птички в роще? А когда звучит волшебная музыка? Нравится ли тебе, когда весенний лес напоминает цветистую радугу? Все это можно сравнить с красотой родного языка, потому чтоон один из самых мелодичных и красивых в мире. Гордись своим языком, обогащай его и не засоряй! А помогут тебе в этом наши друзья — словари!

Рекламные агентства «Хочу все знать», «Делай как мы», «Мы знаем как» прорекламируют словари, которыми они пользовались во время практической работы.


Сенкан

Библиотекарь.Для того чтобы создать стихотворение, нужно иметь дар от Бога… Однако, возможно, такая форма написания стихов поможет кому-то высказаться. Речь пойдет о сенкане — восточном стиле написания стихов. Освоить его совсем несложно, более того, это полезно!

Сенкан помогает обобщать информацию, схватывать сложные идеи и формулировать их несколькими словами. На его написание нужно всего несколько минут…

Сенкан не обязательно должен иметь ритм и рифму. Это свободное произведение. Ну, и еще одно условие: слова не должны повторяться и иметь общий корень.

Схема написания сенкана — перед вами (схема 2).


_ Схема 2. Схема написания сенкана

Предлагаю каждой группе составить сенкано словаре. В качестве примера приведу сенкано языке:

1. Язык.

2. Родной, волшебный.

3. Переливается, соединяет, звенит.

4. Он — единственный и наиболее ценный.

5. Судьба.

(Работа учащихся по составлению сенкана, ответы учащихся)

Трансформер

Библиотекарь.Представьте, что вы — словарь. Составьте монолог словаря.

Я — словарь.

Я хочу…

Я люблю…

Я мечтаю…

Я желаю…

(Ответы учащихся)

Упражнение «Незаконченное предложение»

Библиотекарь.Я предлагаю подвести итог сегодняшнему занятию и закончить предложения, представленные на экране.

Мне сегодня понравилось…

Я изменил свое отношение к…

Я так и не понял…

На следующем занятии я хочу…


(Ответы учащихся)

Заключительное слово педагога-библиотекаря. Подведение итогов занятия.


































Методы инновационных технологий, используемые в работе педагога-библиотекаря


«Микрофон»

Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По классу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый ученик, получивший такой «микрофон», обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.


«Синтез идей»

Данное упражнение предусматривает выполнение группами поэтапно всех видов заданий урока: на отдельных листах бумаги первая группа выполняет первое задание, вторая — второе и т. д.

После выполнения первая группа отдает свой листок для доработки второй группе, вторая — третьей и т. д. Когда доработанный листочек возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учетом дополнений одноклассников.

Можно перед началом работы создать экспертную группу, которая будет оценивать продуктивность работы каждой группы.

«Гроздь»

«Гроздь» (кластер), или «ассоциативный куст», является стратегией обучения, побуждает учащихся думать свободно и открыто на определенную тему. Она нацелена прежде всего на стимулирование мышления о связи между отдельными понятиями.

«Пресс»

Используя этот метод, мы приучаем детей выражать свое мнение в лаконичной форме, влияя на мнение других собеседников. Чтобы соображение было убедительным и производило впечатление, приучаем учащихся использовать слова: «Я считаю, что...» (Высказывается мнение), «потому что...» (причина появления этой мысли), «например...» (аргументы и факты, доказательства), «значит, я считаю...» (вывод, призыв принять данную позицию).

«Выбери позицию»

Предлагается проблемный вопрос, две противоположные точки зрения и три позиции: «Да» (за первое предложение), «Нет» (за второе предложение), «Не знаю, не определил собственную позицию». Учащиеся класса выбирают определенную позицию, формируют три группы, обговаривают правильность своей позиции. Один или несколько членов каждой группы аргументируют свою позицию, после чего происходит коллективное обсуждение проблемы и принятие правильного решения.

«Аквариум»

Учащиеся объединяются в группы по 5–6 человек. Одна из групп занимает место в центре класса,

получает задание, зачитывает и обговаривает его. Остальные учащиеся не вмешиваются в обсуждение, а внимательно слушают и делают пометки. После публичного выполнения задания группа занимает свои рабочие места, а учащиеся класса обговаривают ход дискуссии, аргументы выступающих. После этого место в «Аквариуме» занимает другая группа.



«Обучая — учусь»

Материал урока делится на отдельные блоки по количеству учащихся в классе. Учащиеся отрабатывают и обмениваются информацией, создавая временные пары, после чего происходит коллективное обсуждение и закрепление учебного материала



«Карусель»

Учащиеся размещаются в два круга лицом друг к другу. Некоторое время каждая пара обменивается информацией, своими мыслями; после этого учащиеся внешнего круга перемещаются по кругу к следующему партнеру. Можно предварительно предложить учащимся подготовить вопросы по теме и провести по кругу опрос.



«Мозговой штурм»

Для решения проблемного вопроса учащимся предлагается найти как можно больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске или листе бумаги. После создания

такого «Банка идей» проводится анализ и обсуждение.