ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА
РАЙОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ
Доклад на тему:
«Использование инновационных методик в экологическом воспитании дошкольников»
Подготовила:
Методист РМК
Старовойтова И.В.
2019 год
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания (беседы, наблюдения, чтение литературы) применяются и инновационные формы и методы, такие как:
Игровые технологии
Кейс-технологии
Компьютерные технологии
Экологический театр
Сказкотерапия
Конкурсы, викторины, брейн-ринги, праздники
Природоохранные акции
Метод экологической идентификации
Мнемотехника
Ошибана
Бионика
Игровые технологии
Экологическая игра помогает в более доступной форме донести сложные природные явления; развитию познавательных способностей; уточнению, закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.
Игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет расширения представлений и развития мыслительных операций и действий. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках.
Содержанию сюжетно-ролевых игр придаём экологический характер: «Путешествие в лес», «Путешествие к Нептуну», «Путешествие на Луну», «Зоологический магазин», «Витаминный обед» и т.д.
Игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования, игры-медитации («Я - Солнце», «Я - Дождь», «Я - Ветер», «Солнышко и облачко» и другие) дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях; пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней. Формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставляют возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения.
Проектные методы.
Кейс-технологии
Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
Идеи технологии:
- предназначена для развития коммуникативных компетенций в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности;
- развитие ребенка в совместной деятельности ребенок-взрослый на равных условиях. Например, кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?»
Метод дискуссий «Хорошо-плохо», «Почему листочек пожелтел?» или «Почему у тополя почки большие, а берёзы маленькие?» и т.д. - цель такого кейса — совместными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход, правильную версию.
Компьютерные технологии и мультимедийные презентации
Информационно-компьютерные технологии прочно входят в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми.
При знакомстве детей с природой, используют разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи; при котором дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.
Используют следующие виды иллюстративно-наглядных материалов на электронных носителях:
звуковые материалы- это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т.д.;
экранные материалы – это слайды, т.е. серия отдельных кадров, посвящённой отдельной теме;
мультимедийные презентации – это обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации;
медиазанятия, которые провожу в групповой комнате с применением ноутбука или в музыкальном зале, оборудованном компьютером, проектором и экраном.
Экологический театр, использование народной мудрости (сказок, легенд на экологическую тематику)
Эффективным методом расширения знаний по экологии является использование жемчужин народной мудрости - сказок, легенд, поговорок, загадок на экологическую тематику, цель которых ум обогащать, и душу волновать, и не столько давать готовые ответы на поставленные вопросы, сколько развивать умение ребенка самостоятельно размышлять, используя свой опыт и предыдущие наблюдения.: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Не подноси на природу руку, будет и твоему внуку» и так далее.
Одной из форм нетрадиционного экологического образования дошкольников является экологический театр, который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. Это одна из инновационных форм экологического образования и воспитания детей. Инновационных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев, частушек агитационного содержания, пропагандирующих природоохранную деятельность.
Занятия экологическим театром предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним.
Конкурсы, викторины, брейн-ринги, развлечения, праздники, экологического характера
Проведение конкурсов, викторин, брейн-рингов, развлечений и праздников экологического характера, таких как «Праздник птиц», «Мы - друзья природы», «День земли», «День рождения леса», «Осенний калейдоскоп», также помогает детям ощутить себя частью природы, детям нравятся репетиции, они с удовольствием выступают не только друг перед другом, но и перед родителями, которые бывают не только частыми гостями, но и участниками на наших праздниках.
Природоохранные акции
В нашем дошкольном учреждении природоохранные акции проходят в течение всего учебного года. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.
А самое главное, в ходе природоохранных акций детям показывается и дается возможность самим улучшить, исправить последствия экологически неграмотных действий людей, т. к. итогом любой акции является продуктивная деятельность детей.
Метод экологической идентификации - отождествление себя с каким-либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени. Побывав в роли какого-либо предмета или объекта природы, ребенок начинает относиться к нему с уважением. Например, обыгрывание ситуации «Я- цветок… », «Я -сломанная ветка… », «Я- муравей… », «Я-ручей» помогает ребенку понять, что растение – живое существо, оно страдает, когда ему больно.
Все эти методы и приемы помогают развивать познавательные, коммуникативные, художественно-эстетические умения дошкольников, способствует формированию экологических представлений, развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы.
Мнемотехника
Успешно решать задачи экологического воспитания и образования помогают методы мнемотехники. Мнемотехника - технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги. Заниматься мнемотехникой лучше с детьми 4-5 лет, когда у них уже накоплен основной словарный запас, используя алгоритмы процессов ухода за комнатными растениями, посадка семян, уход за аквариумными рыбками, и т.д. Обучение строится от простого к сложному. Работу начинают с простейших мнемоквадратов, затем переходят к мнемодорожкам, а позже к мнемотаблицам. Мнемотаблица- это графическое или частично графическое изображение явлений природы, некоторых действий , персонажей сказки, то есть можно нарисовать то что считаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Примером может служить мнемотаблица: «Путешествие капельки».
Ошибана
Большинству из нас хорошо известно слово «икебана» древнее искусство составления букетов из срезанных и засушенных растений. А что же такое ошибана?
«Ошибана» предусматривает работу с разным природным материалом: семена, шишки, оболочки, скорлупа, камешки, ракушки, но основной акцент сделан на прессованную флористику. Отличительной особенностью является: разнообразие, простата, доступность, материала, общение ребенка с природой. Занятие флористикой расширяют кругозор детей, воспитывают экзотический вкус, делает их более чуткими и терпимыми, учат понимать природу. А техника ничуть не сложнее, чем в аппликации из бумаги. Даже еще процесс ничего не нужно вырезать, остается лишь художественно наклеить на картоне сами листочки и цветочки, чтобы получилась красивая картинка.
Бионика
Бионика – (от греч. biōn – элемент жизни, буквально – живущий), наука, пограничная между биологией и техникой, решающая инженерные задачи на основе моделирования структуры и жизнедеятельности организмов.
Основу бионики составляют исследования по моделированию различных биологических организмов. Суть этого направления состоит в том, чтобы заимствовать у природы ценные идеи и реализовывать их в виде оригинальных конструкторских и дизайнерских решений, а также новых информационных технологий.
Бионика играет большую роль в жизни человека. В каждом творении Природы мы видим высочайшую степень целесообразности, надежности, прочности, экономичности, и в то же время разнообразие форм и конструкций природных творений бесконечно.
Этот синтез биологии и человеческого разума открывает для нас мир растений и животных как неиссякаемый источник новых идей для различных форм моделирования.
Применение инновационных технологий в области экологического образования дошкольников позволяет педагогам строить процесс экологического образования в соответствии с современными требованиями и вместе с тем без излишней нагрузки для дошкольников. Использование инновационных технологий в МДОУ в целом приводит к тому, что ребенок получает знания, которые прочно закрепляются в его подсознании.