Традиционные формы и методы экологического воспитания в педагогической деятельности: беседы, наблюдения, чтение литературы.
Инновационные формы и методы:
- Игровые технологии
- Кейс-технологии
- Компьютерные технологии
- Экологический театр
- Сказкотерапия
- Конкурсы, викторины, брейн-ринги, праздники
- Природоохранные акции
- Метод экологической идентификации
- Мнемотехника
- Ошибана
- Бионика
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
помогают:
- в более доступной форме донести сложные природные явления;
- развитию познавательных способностей; - уточнению, закреплению, расширению имеющихся у детей представлений о предметах и явлениях природы, растениях, животных.
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ
— это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра.
ЗАДАЧА: развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Виды иллюстартивно-наглядных материалов на электронных носителях:
- звуковые материалы- это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т.д.;
- экранные материалы – это слайды, т.е. серия отдельных кадров, посвящённой отдельной теме;
- мультимедийные презентации – это обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации;
- медиазанятия, которые проводят в групповой комнате с применением ноутбука или в музыкальном зале, оборудованном компьютером, проектором и экраном.
СКАЗКОТЕРАПИЯ
использование жемчужин народной мудрости - сказок, легенд, поговорок, загадок на экологическую тематику, цель которых уметь обогащать, и «душу волновать», развивать умение ребенка самостоятельно размышлять
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР
- - способствует развитию чувства коллективизма,
ответственности, формирует опыт нравственного поведения,
влияет на духовно-нравственное развитие личности.
Проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев, частушек агитационного содержания, пропагандирующих
природоохранную деятельность .
КОНКУРСЫ, ВИКТОРИНЫ, БРЕЙН-РИНГИ, РАЗВЛЕЧЕНИЯ, ПРАЗДНИКИ, ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
- помогают детям ощутить себя частью природы. Детям нравятся репетиции, они с удовольствием выступают не только друг перед другом, но и перед родителями.
ПРИРОДООХРАННЫЕ АКЦИИ
- способствуют получению природоведческих знаний;
- формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию;
- служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности;
- показывают и дают возможность самим улучшить,
исправить последствия экологически неграмотных
действий людей, т. к. итогом любой акции
является продуктивная деятельность детей.
МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ
- отождествление себя с каким-либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени
МНЕМОТЕХНИКА – это технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание.
Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан.
МНЕМОТАБЛИЦА- это графическое или частично графическое изображение явлений природы, некоторых действий , персонажей сказки.
Изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям!
ОШИБАНА
Ошибана (прессованная флористика) - основана на использовании разнообразного природного материала – цветов, листьев, трав, коры деревьев, искусно засушенных под прессом и сохранивших, благодаря этому свои природные форму и цветы.
Занятия флористикой :
- расширяют кругозор детей,
- воспитывают экзотический вкус,
- делает их более чуткими и терпимыми,
- учат понимать природу,
- дают прекрасный старт для развития воображения ребенка.
БИОНИКА
– (от греч. biōn – элемент жизни, буквально – живущий), наука, пограничная между биологией и техникой, решающая инженерные задачи на основе моделирования структуры и жизнедеятельности организмов.
Основу бионики составляют исследования по моделированию различных биологических организмов.
Использование инновационных технологий в МДОУ в целом приводит к тому, что ребенок получает знания, которые прочно закрепляются в его подсознании