6
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №24 «Светлячок»
г. Мичуринск, Тамбовской обл.
Доклад
на тему: «Использование интерактивных игр в социально-коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФОП ДО»
Подготовила:
воспитатель
Измайлова Светлана Викторовна
г. Мичуринск, 2025
Социально-коммуникативное развитие является одним из приоритетных направлений развития ребенка в дошкольном возрасте.
Современные дети дошкольного возраста существенно отличаются от тех дошкольников, которые жили 20-30 лет назад. Они более раскованны, инициативны и в то же время с большим трудом усваивают нормы социально-нравственного характера.
Этому способствуют различные факторы, и задача образования состоит в том, чтобы использовать все возможности для воспитания их как носителей культурного наследия, которое способствует прогрессивному развитию социума.
Для этого необходимо на высоком уровне выстроить работу по патриотическому воспитанию, которое является неотъемлемой частью социально-коммуникативного развития детей и включает в себя знания о семье, семейных ценностях, традициях, праздниках, родном крае, городе, природе родного края.
Социально-коммуникативному развитию дошкольников способствуют различные педагогические средства и методы, в том числе и игра как ведущий вид детской деятельности.
Игра дает детям возможность воспроизвести отношения, существующие во взрослом мире, и участвовать в воображаемой социальной жизни, непосредственно выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Игра рассматривается как основная форма организации педагогического процесса. Универсальность развивающих возможностей игры позволяет считать ее эффективным средством разностороннего становления личности и решения воспитательных задач.
В теории и практике дошкольного воспитания широко используется развивающий потенциал разных видов игр (сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, конструктивных и др.).
Выраженной тенденцией развития современного общества являются его информатизация, сопровождаемая все более широким и интенсивным внедрением информационных технологий в различные сферы человеческой деятельности. Именно универсальность компьютерных средств определяет их развивающий эффект в образовании.
Компьютер может быть применён не только как практическое пособие, но и как средство расширения возможностей воспитательно-образовательного процесса.
Л.С. Выготский писал, что детская игра рождается из противоречия: ребенок хочет действовать как взрослый, но не может, так как еще мал. И тогда, вместо того чтобы скакать на лошади или управлять настоящим автомобилем, он садится верхом на палочку или даже просто гудит сам, как автомобиль или поезд, т.е. играет, замещает действительность в игре. В случае с компьютером мечта ребенка легко сбывается благодаря специальным компьютерным игровым программам. Интерес детей к компьютеру огромен, и поэтому важно создать условия для его поддержания и расширения с целью развития и совершенствования познавательных способностей ребенка.
Введение компьютера в образовательный процесс дошкольного учреждения может стать мощным фактором обогащения интеллектуального, эстетического, нравственного и физического развития ребенка, способно повысить общий уровень воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Компьютер является сложным объектом познания, что предъявляет более высокие требования к организации деятельности ребенка.
Интерактивные игры не должны быть изолированы от педагогического процесса детского сада. Они могут предлагаться в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя обычные игры и занятия, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. Это позволит уменьшить недостатки использования компьютерных игр в образовательном процессе.
Специфика введения персонального компьютера в процесс воспитания дошкольников в нашей стране состоит в том, что компьютеры сначала используются в семье, далее в детском саду (при их наличии в ДОУ) - в условиях коллективного воспитания.
Использование компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяет расширить возможности педагога.
Интерактивные игры развивают у детей внимание, умение сосредоточиться, воспитывают целеустремленность и желание победить, они имеют яркий соревновательный характер.
Игра была важна для развития ребенка с незапамятных времен, ребенок реализует себя в игре, в ней все возможно. Как отмечал А.Н. Леонтьев, цель ребенка в игре не выиграть, а играть, его интересует не столько результат, сколько сам процесс игры.
Использование интерактивных игр - это путь к совершенствованию всего педагогического процесса, повышению образованности ребенка, развитию детской инициативы и любознательности, расширение возможностей создания элементов развивающей среды и реализации индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку, создания положительного эмоционального фона.
Наиболее распространенной педагогической классификацией компьютерных игр в дошкольном образовании является классификация Ю.М. Горвица, в которой игровые программы структурируются согласно «древу целей» и объединяются в три группы.
1. Программы обучающего характера (конвергентные, закрытого типа) направлены на обучение и закрепление в игровой занимательной форме знаний по математике, родному языку, дают начальные представления о природных и социальных явлениях и т.д.
2. Программы развивающего характера, стимулирующие творческие способности детей, умение самостоятельно ставить игровые задачи, находить средства и способы их реализации (дивергентные, открытого типа). Эти программы развивают фантазию, мышление, память, дают возможность познавательного экспериментирования, свободного творчества, способствуют развитию самостоятельной и осознанной творческой деятельности. К ним относится серия программ «Классификаторы», которая способствует развитию у детей принципов сериации, ассоциации, классификации и систематизации объектов по одному и нескольким признакам.
3. Программы диагностического характера, направленные на изучение уровня развития детей по разным направлениям воспитания.
Привлекательность интерактивных игр, способствующая повышению интереса к обучению и возможности регулировать поставленные задачи по степени трудности, поощрении правильных решений, усиливает мотивацию ребенка.
Интерактивные игры помогают корректировать негативные эмоции ребёнка в отношении к собственным неудачам, которые связаны с непониманием, пробелами в знаниях. Играя на компьютере, ребенок получает возможность довести решение поставленной задачи до конца, опираясь на помощь взрослых.
Интерактивные игры способствуют формированию рефлексии деятельности ребенка, что позволяет наглядно представить результат своих действий, вызывают интерес к новому материалу, повышают внимание, позволяют контролировать, систематизировать и закрепляют ранее известный материал, стимулируют общение и развитие речи детей.
Дети, играющие в развивающие компьютерные игры, обычно опережают своих сверстников в психическом развитии, легче усваивают учебный материал, уверены в своих знаниях. Работа за компьютером способствует развитию у ребенка мелкой моторики пальцев рук и зрительно-моторной координации; ребенок учится соотносить движения своих рук с результатами, которые он наблюдает на экране.
Углубленно работая по проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста, я разрабатываю комплект компьютерных игр по знакомству детей с родным городом и краем, в который войдут квест (игра-путешествие), интерактивный плакат, кроссворд, игры типа «Угадай словечко», «Своя игра», «Найди пару», «Гусеничка» и др. Представленные в перечне игры позволяют решать комплекс задач личностного развития, знакомить детей с историей и культурой г. Мичуринска.
Целый раздел будет посвящен основному градообразующему предприятию города – «Прогресс»: дети узнают историю авиационной промышленности, о профессиях, которые существуют на производствах нашего города, систематизируют знания об инструментах, орудиях труда, транспорте, природных объектах.
Все игры будут созданы при помощи программы PowerPoint (это простой, доступный и бесплатный графический редактор).
Создание интерактивных игр по знакомству детей с родным городом требует выполнения алгоритмизированных действий. Выбрать тему, соотнести содержание с возрастными возможностями детей, определить содержание, продумать составные части, прорисовать оформление каждой части, оформить макет, приготовить фон, произвести текстовое наполнение.
Например, интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста «Все профессии важны, все профессии нужны». Как и любая другая игра, она содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.
Игра начинается с того, что на экране появляется Незнайка, который не знает какую профессию ему выбрать. На экране располагаются представители профессий «Спасатель», «Сотрудник полиции», «Врач» и «Строитель». Каждая профессия подразделяется на более узкие.
Например, «Сотрудник полиции» подразделяется на полицейского и инспектора дорожной полиции, «Строитель» - на плотника и маляра. Ребята выполняют предложенные задания и тем самым рассказывают Незнайке о разных профессиях и предметах, необходимых им для работы. Так же имеется ряд заданий, где ребята должны угадать, что перепутал художник на рисунке.
Содержание этой интерактивной игры способствует формированию у детей уважительного отношения к профессиям, систематизирует и углубляет знания о профессиях, трудовой деятельности.
Дети знакомятся с содержанием определённого вида труда, с машинами, помогающими людям в их труде, с необходимыми для работы предметами, облегчающими труд.
Так же в процессе игры у детей пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли, дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт. Занимаясь с интерактивными играми самостоятельно, ребенок может сам контролировать темп и количество выполняемых заданий.
Таким образом, создание и использование в образовательном процессе интерактивных игр способствует социально-коммуникативному развитию дошкольника, а также значительно повышает компетентность педагога в этой области.