ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
«Ты мира не узнаешь , не зная края своего».
Нам всегда кажется, что о своей малой родине мы знаем всё или почти всё. И когда задаёшь школьнику вопрос, связанный с историей Дагестана, то выясняется, что у него очень скудные знания в этой области. Просто спросите у ученика «А откуда родом твои родители?», я уверенно могу сказать, что 70% школьников не смогут ответить на этот вопрос конкретно. С уверенностью можно сказать, что большинство школьников, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Многие не знают, как жили люди, как работали, как отдыхали, что их радовало, что тревожило, как они соблюдали обычаи, чем украшали свой быт, о чём мечтали. Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Необходимо донести до сознания своих учеников, что они являются носителями дагестанской культуры, воспитывать ребят в национальных традициях.
Неслучайно в последнее время в российском образовании заметно проявляется интерес к школьному краеведению, так как оно имеет большое значение для развития личности каждого ребенка. В отечественном образовании краеведение традиционно считалось и считается важным средством воспитания нравственности, гражданственности, патриотизма. Трудно переоценить значимость для познавательного развития и воспитания человека изучения малой родины: ее природы, истории, культурных памятников, духовных ценностей народа, биографий достойных и уважаемых земляков. «Где родился, там и пригодился», – гласит пословица. Пригодиться своей родине может только тот человек, которого учили любить ее с детства и, конечно же, невозможно любить то, чего не знаешь. «Чувство Родины нужно заботливо выращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле», – писал академик Д.С. Лихачев. Он же утверждал: «Краеведение – самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые, и школьники».
Начальная школа – начало всех начал, первоначальный этап становления познавательного, эмоционального и деятельного отношения детей к окружающему миру. Маленькие дети любознательны, им все интересно, они все впитывают как губки, и я должна прививать своим ученикам сознательное отношение к родному краю с первого класса, прививать через изучение краеведения на уроках и вне уроков. Краеведческая работа может носить как системный, так и эпизодический характер, но все виды деятельности объединяет одно – ярко выраженная направленность на развитие духовно- нравственной сферы ребенка. Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию у детей интереса к обучению, учит их наблюдать окружающие явления и в то же время позволяет учителю четче конкретизировать учебный план. Современный мир существенно раздвигает рамки образовательного пространства. Традиционный урок перестает быть для ребенка основным и единственным источником информации. Вместе с тем изучение родного края дает учителю надежный инструмент для реализации государственного образовательного стандарта. Изучение краеведения должно быть обусловлено познавательными возможностями детей с учетом их возраста. Главная задача краеведческой работы в начальной школе – формирование у детей общеучебных навыков, обеспечение познания особенностей региона, места проживания и создание условий для успешной адаптации в микросреде. Важно начинать заниматься изучением истории родного края с младших классов. С 2017 года я начинаю проводить в своем первом классе интегрированные уроки. Интеграция краеведения в изучение предметов общеобразовательного цикла – важный фактор воспитания сознательного гражданина и патриота. Выбирая формы, методы и способы проведения интегрированных занятий, я пришла к выводу о необходимости поэтапной работы в процессе изучения краеведения в соответствии с возрастными и познавательными особенностями развития младших школьников.
Первый этап репродуктивный.
Второй этап посвящается развитию творческих способностей учеников.
На третьем этапе (продуктивном) развиваются исследовательские навыки детей.
Четвертый этап является эвристическим.
I этап «Введение в краеведение». | «Моя малая родина». Первоначальные сведения о родном крае. | 1 – 2 классы | Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир |
II этап Развитие творческих способностей через различные творческие работы (мини-сочинения, сообщения, рисунки и др.). | «Мы – жители города Махачкала». «Что я знаю о Дагестане». | 3 класс | Математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение. |
III этап Развитие исследовательских навыков. | «Достопримечательности нашего города». «Улицы нашего города» «Водоемы» «Растительность» «Животный мир» «Моя семья» | 3-4 классы | Окружающий мир, математика, русский язык, литературное чтение. |
IV этап Создание исследовательских и творческих проектов. | «Город, в котором я живу». Выпуск журналов, создание тестов, карточек и т.д. | 4 класс | Междисциплинарные проекты |
Приложение.
Урок математики.
30 октября в с.Ахты отмечают праздник «День Ахтынских яблок». Далее идее задача. Одна бригада в день собирает 37 кг яблок, а вторая – на 15 кг больше. Сколько всего кг яблок за день собирают две бригады.
Урок русского языка. (фрагмент)
1.Словарная работа.
- Отгадайте загадку.
Стоит на площади
Герой.
Он мускулистый,
Молодой.
Стоит в жару.
Стоит в мороз.
Он к месту
Накрепко
Прирос.
(Памятник)
- Объясните значение этого слова.
ПАМЯТНИК, -а, м. 1. Скульптура или архитектурное сооружение в память кого-че-го-н. (выдающейся личности, исторического события). П. Пушкину. Надгробный п.П.-обелиск. 2. Сохранившийся предмет культуры прошлого. Археологический п. Памятники письменности (древние рукописи). * Памятник природы - природный объект, охраняемый государством (напр., уникальное дерево, водопад, гейзер).
- Это наше новое словарное слово. Как вы думаете, какую букву надо писать Е или Я?
- Где мы можем найти такую информацию?
- Откройте словарь в учебнике, найдите написание данного слова и запишите его себе в тетрадь, выделите орфограмму и запомните написание слова.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Памятники г. Махачкала)
- Составьте предложение используя слово ПАМЯТНИК.
(В нашем городе очень много исторических памятников.)
- Запишем это предложение.
- Укажите все изученные части речи.
- Дайте характеристику предложению. (повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое)
2.Использование на уроке дагестанских пословиц и поговорок.
3.Тексты краеведческой направленности для проверочного списывания, изложений.
Я думаю, что если использовать на уроках адаптированный краеведческий материал, то повысится динамика индивидуальных образовательных достижений обучающихся.