Кузнецова Светлана Анатольевна, ГБОУ АО «Онежская СКОШИ»
«Использование методов и приёмов в музыкальном воспитании детей с интеллектуальными нарушениями».
Музыкальное воспитание в специальных (коррекционных) школах является составной частью учебно-воспитательного процесса и в комплексе с другими предметами решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно-компенсаторные задачи. По мере овладения различными видами музыкальной деятельности, дети самостоятельно используют их в различных ситуациях: во время уроков, во внеклассной работе, в быту с нормально развивающимися школьниками. Музыкальная деятельность способствует формированию у обучающихся в СКОШИ эстетических потребностей, знаний, умений, необходимых в повседневной жизни. Однако характерные для умственно отсталых детей проявления интеллектуальной недостаточности, отклонения в эмоционально- волевой сфере поведении обуславливают необходимость разработки специальных методов и приёмов обучения.
Виды деятельности и приёмы, используемые в работе:
-хоровое пение;
-малые формы (соло, дуэты, трио);
-вокальные группы;
-игра на музыкальных инструментах (шумовых);
-слушание музыки;
-музыкально-ритмические движения;
-инсценирование песен, музыкальных пьес программного характера
-творческие задания: рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений, написание небольших сочинений, рассказов о музыке.
Музыка для слушания должна отличаться:
- чёткой, ясной структурой;
- простотой музыкального языка;
- элементарной гармонией;
- выразительными мелодическими оборотами;
-наличием изобразительных, танцевальных, звукоподражательных элементов.
Использование наглядностей:
а)звуковая (исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО: аудио записи, компакт диски);
б)зрительная (картины рисунки, графическое изображение музыки, схемы таблицы и т.д.);
в)комбинированная (аудио - визуальная) наглядность включает телевидение, видеофильмы.
Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение.
Практические методы:
а)упражнения (инструментальные, вокальные, дыхательные, ритмические).
б)показ (подражание учителю в качестве солиста хора, ансамбля детских инструментов);
в)игра (дидактические, игры – драматизации, сюжетно-ролевые, игра на музыкальных инструментах).
Формированию положительных личностных качеств способствуют методы музыкального воспитания:
а)метод убеждения средствами музыки (настроение, создаваемое у детей с помощью музыки, активизирует их познавательную, мыслительную деятельность, способствует возникновению внемузыкальных представлений о картинах природы, повседневных явлениях);
б)метод подражания, положительный пример (метод основан на стремлении детей подражать педагогу, его артистизму, выразительности исполняемых им произведений);
в)метод внушения, требования (направлен на подавление негативных личностных проявлений средствами музыки).
Обязательным условием проведения комплексных мероприятий по музыкальному воспитанию является согласованная совместная деятельность учителя музыки специального (коррекционного) учреждения.