СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: «Использования игровых педагогических технологий обучающем процессе»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Использования игровых педагогических технологий обучающем процессе»»













ДОКЛАД НА ТЕМУ:


«Использования игровых педагогических технологий в обучающем процессе»























Подготовила:

педагог дополнительного образования

Перминова Е.С.









Доклад на тему:

«Использования игровых педагогических технологий обучающем процессе»



Цель:

  • Определение значений игровых технологий в обучающем процессе.

  • Ознакомление с различными типами занятий, проводимых в игровой форме.

«Использование игровых педагогических технологий в обучающем процессе».

В современном темпе, в котором приходится заниматься нынешним детям, заставляет задуматься над тем, чтобы найти оптимальные методы для работы с детьми. Любому педагогу хочется, чтобы обучающиеся работали активно и увлеченно. Вот тут большая роль отводится игровым технологиям.

«Игровые технологии» в педагогике понимаются как довольно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. «Педагогическая игра» обладает четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

В любом учреждении игровой метод можно использовать в следующих случаях:

  • как самостоятельную технологию для освоения понятий темы, занятия;

  • как элемент более большой технологии;

  • как технологию воспитательного мероприятия.

Реализовать игровые приемы можно по следующим направлениям:

  • можно поставить педагогическую цель перед обучающимися в форме игровой задачи;

  • образовательно-воспитательная деятельностьобучающихся подчиняется определенным правилам игры;

  • учебный материал можно использовать как средство игры;

  • можно использовать как мотивацию, когда вводится элемент соревнований, который и переводит педагогическую задачу в игровую;

  • педагогическая цель успешно достигается и связывается с игровым результатом.

При проведении исследований психологами было установлено, что при использовании игровых методов достигается высокий результат при усвоении материала, так как достигается существенное сближение учебного материала и определенной практической деятельности. В тоже время значительно усиливаются мотивация и активность обучения у детей.

Игра невероятно нравится участникам любого возраста. Обучающиеся готовы тратить очень много сил, времени, творческой активности на участие в играх. И именно поэтому игра, став средством педагогики, использует все эти возможности для достижения своих определенных целей. А это значит, что если педагог будет вкладывать образовательное содержание в игровую сферу, то наверняка сможет решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.

Многие педагоги, поняв уникальность игры и увидев в ней мощный потенциал для того, чтобы преодолеть кризисные явления в образовании, уже многие годы успешно используют ее в своей деятельности.

Можно классифицировать педагогические игры по нескольким принципам:

1.По виду деятельности:

  • физические (двигательные)

  • интеллектуальные (умственные)

  • трудовые

  • социальные

  • психологические.

2. По характеру воспитательного педагогического процесса:

  • Обучающие

  • Тренировочные

  • Контролирующие

  • обобщающие

  • познавательные

  • воспитательные

  • развивающие;

  • репродуктивные

  • продуктивные

  • творческие;

  • коммуникативные

  • диагностические и другие.



Все развивающие игры в педагогическом процессе можно условно разделить на несколько этапов, связанных с возрастными периодами обучения и воспитания ребенка.

Это:

  • игровые технологии для детей дошкольного возраста;

  • игровые технологии для детей младшего возраста;

  • игровые технологии для подростков среднего и старшего возраста.

Хочется представить некоторые виды игр, которые могут использоваться воспитатели на своих занятиях. Итак, это:

Игры-имитации. На занятиях происходит имитация какого-либо события, конкретная определенная деятельность людей и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность.

Для проведения игры-имитации помимо сюжета воспитателю необходимо разработать и описать структуру события.

Игры-операции - помогают отработать выполнение определенных специфических операций. В ходе такой игры воспитатель моделирует соответствующий рабочий процесс. Игры такого типа проводятся в условиях, которые ими­тируют реальные.

Ролевые игры. Здесь отрабатывается тактика поведения, дей­ствия, конкретное выполнение функций и обязанностей определенного лица. Для проведения ролевой игры воспитатель разрабатывает модель ситуации и распределяет роли с «обязательным содержанием».

Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «ролевой игре». Это практически «театр», но социально-психологический, где у участников отраба­тывается умение прочувствовать ситуацию в коллективе, оценить и изменить состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.

Виды педагогических игр.

Игры-упражнения.

Такие игры занимают обычно 10-15 минут. Они чаще направлены на совершенствование познавательных способностей, обучающихся в объединении, а также являются хорошим средством для развития познавательного интереса, осмысления и закрепления материала. Это всевозможные головоломки, викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, загадки и другое.

Игры-путешествия.

Эти игры можно проводить как непосредственно на занятиях, так и в процессе различных воспитательных и массовых мероприятиях. Служат они целям осмысления и закрепления материала. Активизация обучающихся в играх-путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах и ответах. Игры-путешествия носят характер географических, исторических, краеведческих «экспедиций», которые можно совершать по книгам, картам, документам совместно с педагогом. Все они совершаются детьми в воображаемых условиях, где все действия определяются игровыми ролями: ученого, археолога, зоолога и т.д. Отличительной чертой таких игр является гибкость и активность воображения. В результате такой игры у детей рождается определенная деятельность творческого воображения. Игры-путешествия я использую в начале проектов, где предполагается определенная поисковая творческая деятельность.

Ролевая игра.

В этой игре инсценируются условия воображаемой ситуации и обучающиеся играют определенные роли. Именно в ролевой игре ребенок учится справляться с неопределенностью и жизненными ситуациями.

Игра-соревнование.

Этот вид игры может включать в себя все вышеперечисленные виды дидактических игр или же их отдельные элементы. Для проведения этой игры обучающиеся делятся на команды и между ними идет соревнование. Особенностью данной игры является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают здесь ведущее мест, а вот сотрудничество определяется конкретными задачами. Игра-соревнование позволяет педагогу в зависимости от содержания материала вводить в игру не только занимательный материал, а довольно сложные вопросы образовательной программы. В этом и состоит основная педагогическая ценность и преимущество данной игры перед другим.

Игра – это активная форма деятельности человека. Данная модель обучения с использованием педагогических игр, если сравнить ее с традиционной, является более перспективной. Занятия, проводимые по игровой методике, довольно сильно повышают интерес обучающихся к предмету и позволяют детям лучше запомнить формулировки и определения.

«Занятие-игра - одна из форм использования игровых педагогических технологий в обучающем процессе».



Занятие – игра «Снегопад».

Для проведения занятия-игры необходимо подготовить листочки бумаги.В начале игры мы рассматриваем листок и даем ему характеристику «Какой он формы, цвета.Потом пощелкаем по листку и прислушаемся на что похож звук. Затем мы начинаем листок мять и тоже слушать ,на что похож звук. Сминаем его в шарик(снежок),далее можно поиграть в «Снежки». Потом мы распрямляем листики и рассматриваем их ,что мы видим в изгибах листка. Далее начинаем складывать измятый листок пополам и рвать на мелкие мелкие кусочки ,которые складываем в корзину .Приглашаем детей лечь на пол, лицом вверх и понаблюдать за тем как педагог ,встав на стул подбрасывает порванные листочки в верх. В зависимости от времени года это может быть снегопад или листопад.

Занятие – игра «Нарисуй по клеткам»

Занятие проводится как итоговое после прохождение темы «Рисование по клеточкам» в 1-2 классе. Дети должны нарисовать какой- то предмет, повторяя указания за педагогом (пример – 2 клетки вправо,3 клетки вниз и т.д.). Если всё выполнено верно, получается рисунок.

Занятие – игра «ИЗОморской бой».

Занятие так же проводится как итоговое после темы «Рисование по клеточкам», но уже с детьми постарше .Правила игры похожи на правила игры в «Морской бой» ,с той разницей что педагог диктует координаты и называет цвет клетки .Если ребёнок всё закрашивает верно по координатам и цветам у него получается какой то заранее задуманное учителем изображение.

Рефлексия. Подведение итогов.

Подводя итоги своего доклада, хочется сказать, что игра - наиболее доступный для детей вид деятельности и прекрасный способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его чувства, эмоциональность, активность, потребность в общении.

Интересная и грамотно спланированная игра повышает умственную активность ребенка. Она способна решить более трудную задачу, чем на традиционном занятии. Но, однако, это не значит, что занятия должны проводиться только в игровой форме. Игра - это всего лишь один из методов, и она дает хорошие результаты лишь только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением.

Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на всех детей без исключения, формируют многие умения и навыки. Это и умение работать в группе, и умение принимать решения, брать ответственность на себя. Они прекрасно развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем. Таким образом, использование в воспитательном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач.