СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Исследовательская деятельность как форма работы с одарёнными детьми"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе рассматривается исследовательская деятельность как одна из форм работы с одарёнными детьми.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Исследовательская деятельность как форма работы с одарёнными детьми"»

Августовская конференция

работников образования Уваровского района





Доклад

«Исследовательская деятельность как форма работы с одарёнными детьми»








Автор: Камнева Вероника Ивановна,

учитель географии, истории, обществознания

Павлодарского филиала

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

Моисеево-Алабушской средней

общеобразовательной школы

Уваровского района Тамбовской области













29 августа 2022 год



В настоящее время при переходе на новые стандарты меняются цели основного и среднего (полного) образования. Одна из главных задач, стоящих перед нами, учителями, в условиях модернизации образования – научить детей учиться, уметь находить нужную информацию из обилия различных информационных источников. В современном, динамичном мире в образовании высок интерес к исследовательским методам обучения. Стимулировать природную потребности искать новое, учить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, экспериментировать, наблюдать, делать выводы, излагать и защищать свои идеи – подобные задачи чрезвычайно актуальны для современного образования. Задача современной школы, состоит в том, чтобы наряду с усвоением необходимой суммы знаний обеспечить высокое интеллектуальное развитие школьников, необходимо вооружить их умением самостоятельно добывать знания, формировать умения и навыки исследовательского поведения.

Одной из особенностей стандартов нового поколения является обязательное использование деятельностного подхода и внеурочной деятельности. При работе с учащимися в нашей школе используется в большей степени исследовательская деятельность.

В результате проведения уроков-исследований, постоянно выявляются дети, желающие работать по линии исследований во внеурочное время. Они приходят со своими различными идеями или просто с желанием работать и исследовать. Такие ребята одарены от природы пытливым умом, желанием познать что — то новое, постичь неизведанное. У таких детей проявляется интерес и потребность в исследовательской и поисковой активности. Все это позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения, учащиеся стремятся к открытиям, активному умственному труду и самопознанию. Выявление одарённых, высокомотивированных детей, организация системной работы с ними является одной из главных задач современной школы.

Исследовательская деятельность учащихся – это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Ценность ученической исследовательской работы заключается в том, что дети учатся работать с литературой, извлекать из них необходимую информацию, обобщать прочитанное, критически подходить к материалам газет, журналов и Интернета, выполнять эксперименты, анализировать результаты, они проводят социологические опросы, работают с архивными документами, делают первые шаги на пути самостоятельного исследования. В процессе работы над исследованием также совершенствуется логическое мышление. Успехи одарённых детей подтверждают роль исследовательской деятельности в формировании ключевых компетенций.

Учитель должен постоянно сопровождать учащегося в выполнении исследования, но не вмешиваться в творческий процесс, для того, чтобы ребёнок чувствовал самостоятельность выполнения работы.

Исследовательская деятельность учащихся имеет будущее.

Большое значение имеет активный интерес к исследовательской деятельности самого учителя, его способность переживать радость творчества и заражать этим чувством учащихся.

Процесс реализации творческих идей достаточно длительный и требует особой организации, планирования и управления. Применительно к исследовательской работе этот процесс можно представить в виде технологической цепочки, каждый элемент которой призван решать свои задачи.

Опыт показывает, что только четкая организация процесса, умелая координация работ на всех этапах, наличие коллектива учителей и учеников, увлеченных общей идеей сотворчества, практической значимости выполняемой работы для всех ее участников, позволяет добиваться хороших, стабильных результатов.

С ведением ФГОС работа по исследовательской деятельности в нашей школе продолжается в рамках внеурочной деятельности.                      

Над индивидуальной темой исследования учащиеся могут работать в течение длительного времени, что позволяет им глубоко изучить тему и выполнить задание на достаточно высоком уровне, который дает возможность стать участником научно-практических конференций.

Наше учебное заведение активно работает с юными исследователями. В своей работе с одаренными детьми коллектив учителей выбирает современные инновационные технологии: исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные. Юные исследователи школы вместе с учителями Боярской Т.Н, Евстратовой Л.А, Камневой В.И, Покидышевой О.И, Боярской Т.Г, Евстратовой Е.В. подготовили работы по самым различным темам и предметным областям: русский язык, литература, математика, история, география, краеведение, экология, окружающий мир.

Итоговым мероприятием исследовательской деятельности учащихся является научно-практическая конференция.

2018, 2019- На областную экологическую конференцию «Мой вклад в экологию родного края», были представлены работы «Экология моего родного края»; «Экология моего родного села Павлодар».

2020,2021-Муниципальный этап 14,15 областного конкурса исследовательских работ обучающихся «Первые шаги в науку» (2 победителя-Боярский Владимир и Камнева Анна);

2022год-Муниципальный этап областного открытого форума исследователей «Грани творчества» (победитель-Камнева Анна с исследовательской работой «История ветряной мельницы»);

Тезисы исследовательской работы напечатаны в сборнике научных работ «Грани творчества»;

Муниципальный этап областной научно-практической конференции учащихся «Человек и природа» (победитель-Камнева Анна с исследовательской работой «Особенности жизнедеятельности бобров в окрестностях села Павлодар Уваровского района Тамбовской области»);

В ноябре 2021 года ученицы нашей школы принимали участие в XVIII научно-практической конференции научно-педагогического сообщества «Педагогический олимп» для учащихся 9-11 классов на тему: «Наука: вчера, сегодня, завтра», которая проходила в ТГУ имени Г.Р.Державина, они представили свои исследовательские работы - Камнева Анна «Влияние проблем экологии на здоровье современного человека и пути их решения», Гладышева Карина «Роль информационных технологий в повышении доступности финансовых услуг населению Уваровского района на примере ПАО «Сбербанк России» в период пандемии КОВИД-19», исследовательские работы получили высокую оценку экспертного совета и напечатаны в сборнике научных работ конференции.

Областной музейный конкурс проектных и исследовательских работ «Регион 68. Музей-онлайн» , диплом лауреата за проект «Предмет народной старины» в номинации «Атрибуция музейного предмета.

Областной конкурс исследовательских работ «Покормите птиц зимой» (призёр 2 место Спицына Виктория за работу «Птицы моего родного края»);

Региональный онлайн-конкурс исследовательских работ «Сохраняя историю, строим будущее» в рамках социально значимого проекта «Память-наследство молодых» (победитель- Боярский Владимир с рассказом «Мой славный род», победитель- Камнева Анна с рассказом «Подвиги бывают не только с оружием в руках…»);

Областной конкурс электронных презентаций на тему «Война прошла по судьбам земляков» в рамках проекта «Время вспять, мы живем отгремевшей войной. 2-й этап" (призеры 2 место- Камнева Анна с творческой работой «Дорогие мои земляки» и Лапшина Арина с творческой работой «Мой прадед Служеникин Василий Дмитриевич»; призер 3 место-Боярский Владимир с творческой работой «Вернулся с победой»);

Всероссийский конкурс «Одарённые дети России» (победитель Боярский Никита с исследовательской работой «Престольный праздник Казанская: динамика традиций»);

Всероссийский конкурс творческих работ «Без срока давности-2022» (призёр- Боярский Владимир с эссе «Путь в штрафники у каждого свой»).

Огромное внимание обращается на подготовку учащихся к олимпиадам, участвуя в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии, наши учащиеся стали призёрами, это Камнева Анна и Гладышева Карина, учащиеся выполняли тестовые задания в первом туре олимпиады, вторым туром было написание тематической исследовательской работы и её защита.

В 2021-2022учебном году учащиеся нашей школы занимались в региональной сетевой школе проектно-исследовательских технологий в сфере краеведения «Наследники традиций», результатом обучения стала защита исследовательских работ «История возникновения села Павлодар Уваровского района Тамбовской области» и «История русской печки», которая прошла на достойном уровне и детям были выданы свидетельства.

Таким образом, исследовательская деятельность учащихся одна из современных инновационных педагогических технологий, которые направлены на развитие творческого потенциала и способностей современной личности, формирование у школьников умений и навыков исследовательской работы, воспитание самостоятельности и социальной активности.



 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!