Как сделать урок интересным? Приемы педагогической техники.
Доклад преподавателя Хорошиловой Ольги Владимировны
«Все наши замыслы, все поиски и построения
превращаются в прах,
если у ученика нет желания учиться»
В. А.Сухомлинский.
Самый непродуктивный, утомительный и распространенный способ преподавания – традиционно-репродуктивный. Когда высшей доблестью становится дословное повторение вслед за учителем или книгой.
Мастерство – это ремесло с печатью совершенства. Мастеров не так много. Но есть немного крепких профессионалов. Как правило, они имеют свои профессиональные хитрости, приемы. Сильных педагогических приемов не так уж много – часто хороший профессионал активно пользуется двумя-тремя секретами.
Принцип свободы выбора
Никто из нас не любит навязанные действия, чуждые решения, отсутствие выбора. И особенно не любят этого учащиеся
Формулировка: в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!
Принцип открытости
Плохо то , что сейчас наше обучение – лишь воспитание исполнителей!
Формулировка 1: не только давать знания – но ещё и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.
Нет, не сумма аккуратно уложенных в голову ответов на стандартный перечень вопросов – главное достояние « Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать, ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать» – говорил академик А.Л. Минц. Единственно оправданный и симпатичный вид жадности – жадность к познанию и саморазвитию.
Какие задачи решают на уроке? Так называемые «закрытые» задачи, то есть точное условие (из пункта А в пункт Б…), строгий алгоритм решения, единственно верный ответ. А какие задачи ставит перед человеком жизнь? Открытые задачи! Имеющие достаточно размытое, допускающее варианты условие разные пути решения, набор вероятных ответов. В этот зазор – между задачами школярски закрытыми и жизненными, открытыми – зачастую проваливаются интерес учеников, и, соответственно, наши образовательные усилия.
Формулировка 2: использовать открытые задачи
Принцип деятельности
Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь ведущий к знанию, - это деятельность».
Формулировка: организовывать освоение учениками знаний, умений, навыков, смыслов преимущественно в форме деятельности.
Действительно, чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного сырья на задворках интеллекта, учащийся должен с ним работать. Пока проверкой знаний считается бойкий ответ-пересказ в режиме фонографа, пока изучение и повторение осуществляются в режиме заучивания, школа работает процентов на девяносто в холостом режиме.
Что значит работать со знанием? Говоря общими словами, это означает его применять, искать условия и границы применяемости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения
Принцип обратной связи
Формулировка: регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.
Учитель в уроке отслеживает другие параметры: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания… Учитель не имеет «термометра настроения» или «высотомера понимания», но зато у него есть свой набор приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке.
Как же повысить интерес к учебному материалу ?
Привлекательная цель
Формула: перед учеником ставится простая и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет то учебное действие, которое планирует педагог.
Удивляй
Хорошо известно, сто ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.
Формула: учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
Отсроченная загадка
Формула 1: в начале урока учитель даёт загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе с новым материалом
Формула 2: загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с её новое занятие.
Лови ошибку!
Формула1: объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.
Формула 2: ученик получает текст (или, скажем, разбор решения задачи) со специально допущенными учителем ошибками – пусть "поработает учителем".
Пример:
Учитель дает серию формул или формулировок, среди которых есть как правильные, так и неверные. Задача группы – найти неправильные и доказать их неверность и заменить правильными. Вот неправильное определение: "Прибор, позволяющий установить поверхность горизонтально, называют уровнем". В результате работы, ребята заменяют его на такое: "Прибор, позволяющий установить горизонтальность поверхности, называ
ют уровнем".
Практичность теории
Формула: введение в теорию осуществлять через практическую задачу, полезность которой очевидна ученикам.
Вход в тему "Испарение в жидкости". Прохладительные напитки всегда должны быть холодными. Хорошо, если рядом холодильник…. А если в походе? Да ещё в пустыне? Фирма "Фил Кан Индастри" (США) разработала самоохлаждающиеся банки для прохладительных напитков. В банку вмонтирован отсек с легко кипящей жидкостью. Если в жаркий день раздавить
Пресс-конференция
( например, конференция на тему « Тепловые машины в жизни человека»
Формула: учитель намеренно неполно рассказывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие её вопросы.
Попутно или в конце урока обсудите с ребятами, насколько удачными были их вопросы и полностью ли раскрыта тема. Противопоказано только одно – ругать за неудачный вопрос.
Заранее расскажите ученикам, что вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его.
Репродуктивные вопросы неинтересны. Ответ на них – повторение уже известного.
Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое об изученном объекте, уточнить известное, но не претендуют на значительное усложнение знания.
Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало.
Вопрос к тесту
Формула: перед изучением учебника текста ребятам ставится задача: составит к нему список вопросов.
Иногда целесообразно оговорить их минимальное число – например: не менее трех репродуктивных вопросов и не менее пяти расширяющих и развивающих. В целом технология применения этого приема та же, что и предыдущего.
Даже подача домашнего задания может быть делом нескучным. Привнесите в него некую тайну, загадку… Конечно, не каждый раз. Конечно загадку посильную.
Формула: учитель задаёт домашнее задание необычным способом.
Пример:
Устроить почту. Треугольники – конверты, дежурный вроде почтальона, раздающего письма-задания.
Пример: Номера задач, упражнений даются в двоичной системе счисления. Это как бы интегрируется с информатикой и разнообразит задачу.
Пример: Использовать простую формулу, расчет. Например, формулу закона Ома: I=U/r, I=2, U=36, r - ? (зашифрованное
задание №18).
Работа в группах
Формула1: группы получают одно и то же задание.
В зависимости от типа задания результат работы группы может быть ими просто сдан на проверку или спикер одной из групп раскрывает результат работы, а другие ученики слушают его, дополняют или опровергают.
Ученики еще не знакомы с понятием "плотность". Группам раздаются задания с указанием измерить массу и объем как можно точнее.. По мере выполнения работы заносят результаты в таблицу. Всегда находятся группы, допустившие ошибки. Учитель: - Вот общая таблица результатов. Посмотрите на неё внимательно. Какие можно сделать выводы? Можно ли, не перепроверяя все измерения, определить, кто ошибся?
Формула2 : группы получают разные задания.
Пример: Иностранный язык. Каждая группа получает маленький рассказик, который должна перевести и инсценировать.
Мозговой штурм
Особо интересный вопрос – решение творческих, эвристических задач в группах. Такие задачи принято называть "открытыми", они наиболее развивают "творческость" мышления (на западе используют ещё термин "креативность"). Потому мы с вами, уважаемый читатель, не поленимся рассмотреть технологию учебного мозгового штурма. (Эта перспективная форма учебной деятельности применима к любым возрастам.
Деловые игры
Хорошая форма для коллективного познания – деловые игры. Деловые игры моделируют реальную производственную, научную Деятельность
Игры в случайность
Формула: учитель вводит в урок элементы случайного выбора
Если трудно найти рулетку как в телевизионной игре "Что? Где? Когда?", достаточно иметь круг из картона со стрелкой на гвоздику. Можно и наоборот – вращать диск относительно неподвижного указателя. Объектом случайного выбора может стать решаемая задача тема повторения, вызываемый ученик… Кроме рулетки используем игральные кости, подбрасывают вверх монетку (орел или решка), тянут жребий
"Да-нетка", или Универсальная игра для всех
.
"Да-нетка" учит:
связывать разрозненные факты в единую картину;
систематизировать уже имеющуюся информацию;
слушать и слышать соучеников.
Формулы: учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает словами: "да", "нет", "и да и нет".
Литература
1. А . Гин. Приемы педагогической техники _ М.: ВИТА- ПРЕСС , 2001
2. 150 творческих задач о том, что нас окружает /Анатолий Гин, Ирина Андржеевская/ изд 2 м.: Вита –ПРЕСС – 2010 , 216 с
3. Нестандартные уроки , сост Петрухина М.А. – Волгоград. Учитель -2007 -115с
4