СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему как сделать урок интересным

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

доклад на тему как сделать урок интересным 

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему как сделать урок интересным»


Как сделать урок интересным? Приемы педагогической техники.

Доклад преподавателя Хорошиловой Ольги Владимировны

«Все наши замыслы, все поиски и построения

превращаются в прах,

если у ученика нет желания учиться»
В. А.Сухомлинский.

Самый непродуктивный, утомительный и распространенный способ преподавания – традиционно-репродуктивный. Когда высшей доблестью становится дословное повторение вслед за учителем или книгой.

Мастерство – это ремесло с печатью совершенства. Мастеров не так много. Но есть немного крепких профессионалов. Как правило, они имеют свои профессиональные хитрости, приемы. Сильных педагогических приемов не так уж много – часто хороший профессионал активно пользуется двумя-тремя секретами.

Принцип свободы выбора

Никто из нас не любит навязанные действия, чуждые решения, отсутствие выбора. И особенно не любят этого учащиеся

Формулировка: в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!

Принцип открытости

Плохо то , что сейчас наше обучение – лишь воспитание исполнителей!

Формулировка 1: не только давать знания – но ещё и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.

Нет, не сумма аккуратно уложенных в голову ответов на стандартный перечень вопросов – главное достояние « Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать, ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать» – говорил академик А.Л. Минц. Единственно оправданный и симпатичный вид жадности – жадность к познанию и саморазвитию.

Какие задачи решают на уроке? Так называемые «закрытые» задачи, то есть точное условие (из пункта А в пункт Б…), строгий алгоритм решения, единственно верный ответ. А какие задачи ставит перед человеком жизнь? Открытые задачи! Имеющие достаточно размытое, допускающее варианты условие разные пути решения, набор вероятных ответов. В этот зазор – между задачами школярски закрытыми и жизненными, открытыми – зачастую проваливаются интерес учеников, и, соответственно, наши образовательные усилия.

Формулировка 2: использовать открытые задачи

Принцип деятельности

Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь ведущий к знанию, - это деятельность».

Формулировка: организовывать освоение учениками знаний, умений, навыков, смыслов преимущественно в форме деятельности.

Действительно, чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного сырья на задворках интеллекта, учащийся должен с ним работать. Пока проверкой знаний считается бойкий ответ-пересказ в режиме фонографа, пока изучение и повторение осуществляются в режиме заучивания, школа работает процентов на девяносто в холостом режиме.

Что значит работать со знанием? Говоря общими словами, это означает его применять, искать условия и границы применяемости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения

Принцип обратной связи

Формулировка: регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.

Учитель в уроке отслеживает другие параметры: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания… Учитель не имеет «термометра настроения» или «высотомера понимания», но зато у него есть свой набор приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке.


Как же повысить интерес к учебному материалу ?

Привлекательная цель

Формула: перед учеником ставится простая и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет то учебное действие, которое планирует педагог.

Удивляй

Хорошо известно, сто ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.

Формула: учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

Отсроченная загадка

Формула 1: в начале урока учитель даёт загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе с новым материалом

Формула 2: загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с её новое занятие.

Лови ошибку!

Формула1: объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.

Формула 2: ученик получает текст (или, скажем, разбор решения задачи) со специально допущенными учителем ошибками – пусть "поработает учителем".

Пример:

Учитель дает серию формул или формулировок, среди которых есть как правильные, так и неверные. Задача группы – найти неправильные и доказать их неверность и заменить правильными. Вот неправильное определение: "Прибор, позволяющий установить поверхность горизонтально, называют уровнем". В результате работы, ребята заменяют его на такое: "Прибор, позволяющий установить горизонтальность поверхности, называ

ют уровнем".



Практичность теории

Формула: введение в теорию осуществлять через практическую задачу, полезность которой очевидна ученикам.

Вход в тему "Испарение в жидкости". Прохладительные напитки всегда должны быть холодными. Хорошо, если рядом холодильник…. А если в походе? Да ещё в пустыне? Фирма "Фил Кан Индастри" (США) разработала самоохлаждающиеся банки для прохладительных напитков. В банку вмонтирован отсек с легко кипящей жидкостью. Если в жаркий день раздавить

Пресс-конференция

( например, конференция на тему « Тепловые машины в жизни человека»

Формула: учитель намеренно неполно рассказывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие её вопросы.

Попутно или в конце урока обсудите с ребятами, насколько удачными были их вопросы и полностью ли раскрыта тема. Противопоказано только одно – ругать за неудачный вопрос.

Заранее расскажите ученикам, что вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его.

Репродуктивные вопросы неинтересны. Ответ на них – повторение уже известного.

Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое об изученном объекте, уточнить известное, но не претендуют на значительное усложнение знания.

Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало.

Вопрос к тесту

Формула: перед изучением учебника текста ребятам ставится задача: составит к нему список вопросов.

Иногда целесообразно оговорить их минимальное число – например: не менее трех репродуктивных вопросов и не менее пяти расширяющих и развивающих. В целом технология применения этого приема та же, что и предыдущего.

Даже подача домашнего задания может быть делом нескучным. Привнесите в него некую тайну, загадку… Конечно, не каждый раз. Конечно загадку посильную.

Формула: учитель задаёт домашнее задание необычным способом.

Пример:

Устроить почту. Треугольники – конверты, дежурный вроде почтальона, раздающего письма-задания.

Пример: Номера задач, упражнений даются в двоичной системе счисления. Это как бы интегрируется с информатикой и разнообразит задачу.

Пример: Использовать простую формулу, расчет. Например, формулу закона Ома: I=U/r, I=2, U=36, r - ? (зашифрованное

задание №18).

Работа в группах

Формула1: группы получают одно и то же задание.

В зависимости от типа задания результат работы группы может быть ими просто сдан на проверку или спикер одной из групп раскрывает результат работы, а другие ученики слушают его, дополняют или опровергают.

Ученики еще не знакомы с понятием "плотность". Группам раздаются задания с указанием измерить массу и объем как можно точнее.. По мере выполнения работы заносят результаты в таблицу. Всегда находятся группы, допустившие ошибки. Учитель: - Вот общая таблица результатов. Посмотрите на неё внимательно. Какие можно сделать выводы? Можно ли, не перепроверяя все измерения, определить, кто ошибся?

Формула2 : группы получают разные задания.

Пример: Иностранный язык. Каждая группа получает маленький рассказик, который должна перевести и инсценировать.

Мозговой штурм

Особо интересный вопрос – решение творческих, эвристических задач в группах. Такие задачи принято называть "открытыми", они наиболее развивают "творческость" мышления (на западе используют ещё термин "креативность"). Потому мы с вами, уважаемый читатель, не поленимся рассмотреть технологию учебного мозгового штурма. (Эта перспективная форма учебной деятельности применима к любым возрастам.

Деловые игры

Хорошая форма для коллективного познания – деловые игры. Деловые игры моделируют реальную производственную, научную Деятельность

Игры в случайность

Формула: учитель вводит в урок элементы случайного выбора

Если трудно найти рулетку как в телевизионной игре "Что? Где? Когда?", достаточно иметь круг из картона со стрелкой на гвоздику. Можно и наоборот – вращать диск относительно неподвижного указателя. Объектом случайного выбора может стать решаемая задача тема повторения, вызываемый ученик… Кроме рулетки используем игральные кости, подбрасывают вверх монетку (орел или решка), тянут жребий

"Да-нетка", или Универсальная игра для всех

.

"Да-нетка" учит:

  • связывать разрозненные факты в единую картину;

  • систематизировать уже имеющуюся информацию;

  • слушать и слышать соучеников.

Формулы: учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает словами: "да", "нет", "и да и нет".


Литература

1. А . Гин. Приемы педагогической техники _ М.: ВИТА- ПРЕСС , 2001

2. 150 творческих задач о том, что нас окружает /Анатолий Гин, Ирина Андржеевская/ изд 2 м.: Вита –ПРЕСС – 2010 , 216 с

3. Нестандартные уроки , сост Петрухина М.А. – Волгоград. Учитель -2007 -115с



4