Доклад на тему: Комплекс мероприятий по оказанию психолого-педагогической помощи и коррекционному сопровождению обучающихся, попавших в «группу риска» по итогам социально-психологического тестирования - 2023г.
Введение
Изменения, которые происходят сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема социально-педагогического сопровождения подростка, имеющего отклонения в поведении. Для выявления подростков с девиацией проводится социально-психологическое тестирование.
Социально-психологическое тестирование – это инструмент для оценки психоэмоционального состояния и социальных навыков детей и подростков. Оно позволяет выявить как положительные, так и негативные аспекты в психо-социальной адаптации обучающихся, а также определить их готовность к учебной деятельности и взаимодействию с окружающими.
Благодаря методики СПТ выявляют основные факторы риска у подростков:
- подверженность влиянию группы («ведомые» подростки);
- принятие асоциальных установок социума;
- наркопотребление в социальном окружении;
-склонность к риску (опасности);
-импульсивность;
-тревожность.
Так в 2023-2024 учебном году выпускники на базе 9 классов, поступившие в филиал по специальности «Сестринское дело» в октябре 2023 года прошли СПТ. СПТ выявило высокие факторы риска в моей группе ( из 40 обучающихся высокий – у 19 студентов, высочайший у 9, средний 3 и низкий 9 студентов таким образом, были выявлены 31 студентов «группы риска»), которые нуждались и нуждаются в специфической помощи (психологической, педагогической).
Группа риска включает в себя подростков, испытывающих трудности в обучении, имеющих проблемы в социальной адаптации, а также тех, кто подвергается влиянию неблагоприятных факторов (семейных, социальных, психологических). К таким факторам относятся:
1. Социальные условия – недостаток внимания со стороны родителей, низкий уровень жизни, неблагоприятная обстановка в семье.
2. Психологические проблемы – низкая самооценка, тревожность, депрессия.
3. Образовательные трудности – сложности в усвоении учебного материала, отсутствие мотивации.
Поэтому одной из основных задач куратора, наряду с обучением, является преодоление и изменение проблемы девиантного поведения подростков для их успешной социальной адаптации и жизнедеятельности.
Так после получения результатов СПТ я как куратор группы внесла коррективы в календарно-тематическое планирование воспитательной работы группы, наметила дополнительные задачи воспитательной работы и внесла профилактические мероприятия.
Одной из поставленных мною задач было:
- развитие у студентов «Я - концепции», субъективного контроля, способности выражать собственное мнение. В течение учебного года для реализации этой задачи были проведены классные часы: «Умей сказать «Нет!», «Всего одна рюмка», «Личность и наркотики», « Что значит быть мастером своего дела», «И одежда должна быть прекрасной».
Беседы: «Как принять самостоятельные решения».
С целью профилактики «Принятия асоциальных установок» Были проведены следующие мероприятия: «Знатоки Конституции»- правовая игра, «Твои права и обязанности», «Государственный герб», «Правонарушение и подросток», «Без друзей на свете трудно жить», « Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен», «Жизнь в условиях смерти», «Покорители вселенной», «Дорогами Афгана»
Беседы: «За что ставят на внутриучрежденческий учет», «Правила поведения в колледже».
Данные мероприятия были направлены на формирование условий для принятия социально значимых ценностей, принципов нравственности и морали как, внутриличностных установок.
Для профилактики фактора «Склонности к риску» были проведены классные часы: «Скажем вредным привычкам «Нет!», здоровью – «Да!», «В здоровом теле – здоровый дух!», «Мой выбор». Также проводилась работа по привлечению студентов в спортивные секции, в кружки, в «Движение Первых». Была проведена в группе защита мини-проектов «Спорт и Здоровье» (представлялись мини- проекты по пропаганде ЗОЖ и интересным фактам из истории олимпийских игр, темы мини-проектов предлагались и мною и как альтернатива студенты предлагали свои).
Главной целью выше названных мероприятий являлось: формирование отношения к собственной жизни студентов и жизни окружающих их людей как высшей социальной ценности.
Также проводились мероприятия со студентами по формированию саморегуляции поведения и созданию условий для развития чувства уверенности в собственных силах и защищенности, стабильных взаимоотношений с окружающими:
Это такие классные часы как «Поговорим о стереотипах», « Семья и семейные отношения», «Мои индивидуальные способности», «Как я умею планировать свое личное время», «Что нужно знать, чтобы не стать участником несанкционированного митинга».
Большое внимание уделялось работе с родителями. Так, как семья подростка это его ближайшее окружение, которое во многом способно повлиять на вероятность приобщения подростка к ПАВ ( с учетом «особенного» контингента родителей ( неблагополучные семьи, многодетные, неполные, а также территориальная отдаленность родителей от детей в период обучения все это является еще одним фактором риска-наркопотребление). Профилактическую работу проводила и продолжаю проводить с родителями студентов как в дистанционном формате через вацап ( создана родительская группа). В ВК проводятся индивидуальные беседы, ведется переписка с родителями; осуществляется общение через мобильную связь, а также в очном формате - индивидуальные консультации, родительские собрания. Тематикой просветительской и консультативной работы были следующие темы: «Права и обязанности родителей по воспитанию», «О признаках поведения начинающих наркоманов», «Семейные конфликты - причина употребления наркотиков», «Профилактика раннего алкоголизма».
Важно было донести до родителей понимание, что одним из способов защиты от рисков их детей является взаимодействие подростков с родителями, чувство поддержки и понимания детей со стороны родителей.
Очень важно для подростков отношения со сверстниками. Отношения в группе должно быть дружескими. Поэтому проводилась работа по сплочению коллектива, по привлечению ребят к участию в социально-значимой деятельности. Это различные акции, киноуроки, проекты, субботники по уборке территории, общежития, «Разговоры о важном».
В течение учебного года организовывались мероприятия с различными учреждениями муниципального округа: межпоселенческой библиотекой, ЦРБ, мультицентром «Марфа», спортивным комплексом, ДТЮ, с работниками ОВД, которые проводили профилактические мероприятия и беседы, а также создавали альтернативную среду для студентов, организуя содержательный досуг ( соревнования, фестивали, конкурсы, викторины, квесты, классные часы).
Таким образом, мною, нашими педагогическими работниками, муниципальными учреждениями нашего МО организовывалась и проводилась работа, направленная на формирование качеств личности студентов, которые способствовали осознанию здоровья как ценности, ведению здорового образа жизни. Проводились индивидуальные и групповые занятия, индивидуальные консультации с психологом с целью повышения самооценки и снятия эмоционального напряжения, выстраивания эффективной коммуникации.
Комплекс мероприятий по оказанию психолого-педагогической помощи важный аспект работы филиала с подростками, находящимися в группе риска. Реализация такого подхода позволила не только облегчить процессы обучения для таких студентов, но и повысить их уровень социальной адаптации и самооценки. Важно помнить, что успех этой работы зависит от сотрудничества всех участников образовательного процесса: преподавателей, куратора, педагога психолога, родителей и, конечно же, самих обучающихся. Таким образом, приоритетным направлением в работе нашего педагогического коллектива, является воспитание законопослушного, компетентного профессионала своего дела.