СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: "Краеведение как основа патриотического воспитания подрастающего поколения"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе затронута тема краеведения и применение материалов краеведческих исследований на уроках географии.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Краеведение как основа патриотического воспитания подрастающего поколения"»

Краеведение как основа патриотического воспитания подрастающего поколения

Камнева Вероника Ивановна,

Павлодарский филиал МБОУ Моисеево-Алабушской сош,

учитель географии, истории и обществознания

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы. Патриотизм начинается с любви и уважения к тому, что завещано отцами, дедами, олицетворяет неразрывность с его историей, культурой, достижениями, потребностью в достойном, самоотверженном служении Родине. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к своей малой Родине.

Очень важно, чтобы у учащихся постепенно формировалось понимание того, что они сами являются частицей бытия многих поколений людей, продолжателями традиций своих земляков, своего народа, непосредственными участниками современной жизни, что они несут моральную ответственность за будущее своей малой и большой Родины.

Одним из важнейших средств, связывающих обучение и патриотическое воспитание с жизнью, является краеведение. Краеведение — это всестороннее изучение какой-либо территории, проводимое на научной основе. Оно позволяет воспитывать патриота и гражданина на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и малой родины. Целью краеведческой работы является научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее.

Краеведческая деятельность позволяет ученику познакомиться со своим краем, познать патриотические, духовно-нравственные традиции народа.
Краеведческое воспитание обучающихся начинается с познания малой Родины, с познания запахов пряных степных трав, таинственного дыхания морских глубин, пения жаворонка в поднебесье. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса – все это в равной степени формируют у детей чувства к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место несравнимо ни с чем другим. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Дети должны твёрдо знать, то, что происходит сейчас, станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство сделать его лучше, справедливее, сильнее. Изучение истории родного края способствует формированию познавательного интереса к процессу обучения. Ведь местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое, почувствовать себя причастным к творению истории. Краеведение воспитывает творческую инициативу учащихся, их самостоятельность в выполнении различных заданий.
Любовь к родному краю, желание видеть родной город или село  все более и более растущим и расцветающим – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, - они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.

Углубленное знакомство ребят с историей родного края, деятельностью замечательных людей оказывает непосредственное воздействие на формирование их жизненных идеалов, помогает им найти образец для подражания. Прикосновение к подвигу усиливает чувство любви к своему народу, вызывает искренние, глубокие переживания, оставляет след на всю жизнь, а приобретенные знания, возможно, окажутся полезными и нужными в будущем.

Краеведение учит детей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.  Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся.

Краеведческая работа помогает школьникам устанавливать многообразные связи с местным населением, стимулирует их участие в общественно полезной деятельности. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно, внимательнее присмотреться к людям, живущим вокруг, покопаться в подшивках старых газет, совершить небольшую пешую экспедицию по родному краю. И тогда малая родина откроет массу своих тайн, массу таких факторов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру. На местном материале раскрывается участие земляков в важнейших исторических событиях, в укреплении его могущества, что способствует патриотическому воспитанию молодежи.
Ученики погружаются в атмосферу действительности, они становятся очевидцами тех событий. Благодаря этому историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью. Учебные краеведческие занятия, что очень важно в образовательном и воспитательном плане, часто связаны с общественно полезной деятельностью учащихся. Это ученические изыскания, представляющие научный интерес (поиск, сбор, изучение, публикации материалов краеведения), участие школьников в различных делах, проектах: охране и восстановлении памятников истории, культуры и природы, культурно-просветительской работе, возрождение народных традиций, помощь ветеранам войны и труда. Ученики не только самостоятельно изучают особенности краеведения с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывая собственные гипотезы, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.
Учащиеся испытывают интерес к тем событиям, которые близки им, с которыми их связывают близкие родные люди. История края, местные события изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое, настоящее и будущее.

Изучение краеведения помогает развивать умение самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства. Ведь местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое, почувствовать себя причастным к творению истории. Краеведение воспитывает творческую инициативу учащихся, их самостоятельность в выполнении различных заданий.

Ребятам нужно объяснить, что именно они ответственны за те материалы, которые будут изучать следующее поколение. Поэтому, собирая краеведческую информацию, они должны подходить к современной истории критически, высказывать различные точки зрения, показывать разные стороны проблемы, быть исследователями и нести ответственность за научность и правильность информации.

Основные направления деятельности по краеведению в современной школе состоят в подготовке сообщений, рефератов, докладов, связанных с историей района, села, в сборе информации об истории села, в подготовке и проведении викторин и конкурсов по краеведческой тематике. Источниками изучения истории родного края для учащихся на уроках и во внеурочное время становятся воспоминания родных, домашние архивы, фотоархивы. При организации краеведческой работы с детьми используются разные формы и методы работы. Существуют направления работы с учениками.

Учебное. Это организация и проведение краеведческих уроков, проведение уроков осуществляется в 5—9 классах в предметной области географии и истории, блочно вводится местный краеведческий материал. Краеведческий материал можно применять в разных формах и на разных этапах урока:

- в начале урока, во вступлении;

- при актуализации знаний;

- при изучении нового материала;

- при закреплении;

- в домашнем задании.

Внеурочное. Это занятия в  группе. Участники группы не только занимаются сбором и систематизацией краеведческого материала, но и пропагандируют традиции и обычаи народа, через фольклорные праздники и конкурсы-концерты, ярмарки. Кроме того, ребята создают творческие художественно-поэтические композиции, основанные на материале поисковой краеведческой работы. Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной, отчеты, сочинения, исследовательские работы. Особый интерес у учащихся вызывают выступления, доклады, сообщения, подготовленные на основе рассказов родственников старшего поколения с подборкой фотографий из семейного архива.

Внеурочная краеведческая работа это и поисковые экспедиции, туризм, краеведческие теоретические занятия, тематические вечера, конкурсы, олимпиады, пленэры (живописные этюды с натуры). Воспитывать чувства любви к малой Родине помогают беседы на классных часах. Экскурсионные прогулки и туристические походы позволяют учащимся лучше узнать свой край.

Результатом серьезной краеведческой работы является школьный музей.

Музей является центром историко-краеведческого воспитания. Формирует чувство причастности и уважения к прошлому, целостное отношение к культурно - историческому наследию. Музей можно назвать «волшебной машиной времени». В ней за считанные минуты, за короткое время, учащийся может совершить путешествие в минувшие десятилетия, увидеть не только прошлое и день сегодняшний, но и сопоставить, сравнить события разных времен.

Изучение родного края необходимо для всех детей независимо от возраста, оно дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе, выявить более одаренных детей для создания своих собственных исследовательских работ.

Результаты краеведческого воспитания видны уже сейчас это интерес детей к изучению истории родного края. Ясно, что без малой родины история России была бы не полной, ведь вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков. И тогда изменится само отношение к своей деревне, к своему селу, району, городу, возникнет необходимость бережного обращения с ней, как с уникальным местом, без которого Россия была бы, несомненно, беднее.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!