Министерство образования и науки Республики Казахстан
Управление образования ВКО
КГКП Восточно-Казахстанский технологический колледж
ДОКЛАД

на тему: «Кредитно-модульная система организации учебного процесса»
Доклад обсужден и одобрен на заседании ПЦК
Протокол № ____ от «____» __________2022 г.
Председатель ПЦК _________ Мәулітова Ж.М.
Подготовил: Преподаватель специальных
дисциплин ________ Рукомбаев Е.К.
«____» __________ 2022 г.
г. Семей – 2022 г.
«Кредитно-модульная система организации учебного процесса»
Цели и особенности введения кредитной-модульной системы организации учебного процесса
Кредитно-модульная система организации учебного процесса создает определенный стимул для достижения наилучших результатов, а для одаренных студентов создает возможность завершить обучение на один – два семестра раньше. Кроме того, она создает возможности для получения дополнительного образования, для повторного изучения предмета, по некоторым причинам не усвоенного своевременно на предыдущем курсе. Таким образом, кредитно-модульная система обучения помогает слабым студентам в полной мере использовать свой потенциал. В статье говорится также о проблемах, возникающих при введении кредитно-модульной системы обучения организации учебного процесса и показаны пути их преодоления.
Одной из важнейших и требующих решения проблем, стоящих перед техническим и профессиональным образованием в республике, является модернизация процесса обучения за счет внедрения новых педагогических технологий и методов и основательные изменения в сфере образования путем введения кредитно-модульной системы в организацию учебного процесса. В данном случае внедрение интегративных методов обучения позволит повысить качество обучения, улучшить подготовку квалифицированных педагогических кадров и достичь результатов в формировании личности студентов.
Как и в преподавании других предметов в колледже, в преподавании по кредитно-модульной системе организации учебного процесса, важнейшей задачей является улучшение качества обучения, подготовка компетентных и опытных специалистов своего дела, совершенствование их квалификации, подготовка педагогических кадров, обладающих творческим мышлением. В этом случае выполнение требований в кредитно-модульной системе организации учебного процесса это использование методов интегративного обучения, позволит организовать учебный процесс, оказывающий положительное влияние на качество подготовки преподавательского состава и дающий направление формированию личности.
Следует отметить, что основной целью и жизненно важной задачей преподавания по кредитно-модульной системе организации учебного процесса в колледже, является воспитание у студентов технологической культуры, получение технологических знаний и навыков, чтобы целенаправленно использовать их в своей повседневной деятельности. Преподавание в колледже, позволит студентам использовать технологии переработки в самостоятельной жизни, а также наряду с этим создаст условия для формирования творческих способностей, творческого становления характера, определит направление их нравственного, интеллектуального и эстетического развития. Изучая это, студенты ознакомятся с современными технологиями, а также приобретут знания и навыки, используемых в производстве.
Преподаватели, преподающие по кредитно-модульной системе организации учебного процесса в колледже, обучаются и осваивают инновации на основе кредитно-модульной системы, являющейся современным методом обучения. Наряду с изучением требований государственных стандартов, образовательных программ, они также получают знания по методам их применения. Так, обучая по кредитно-модульной системе организации учебного процесса, они должны выдвигать на первый план требования по стандартам содержания отдельных тем, уточнять общие требования к знаниям и навыкам. Исследования показали, что стандарты содержания, являясь результатом интегративного обучения, в то же время на определенном этапе являются в целом показателем усвоения знаний и навыков студентов.
Здесь уместно напомнить о некоторых функциях стандартов содержания. Это:
возможность выделить в целом направления содержания, определяемые результатами обучения по кредитно-модульной системе организации учебного процесса;
студенты колледжа должны уметь проводить суммативную оценку не только по преподаваемому предмету, а по всем предметам;
должны уметь правильно выбрать стратегию обучения по преподаваемому предмету;
во время интегративного обучения суметь создать и обеспечить междисциплинарную связь, напр., связь технологии с другими предметами;
во время интегративного обучения суметь выполнить задачу по обеспечению последовательности и преемственности содержания тем.
Если вышеуказанные функции стандартов содержания будут претворены в жизнь, то частично требования кредитно-модульной системе организации учебного процесса, стоящие перед студентами, будут выполнены.
С точки зрения совершенствования структуры начальной подготовки преподавателей в колледжах в Республике Казахстан, переход к Болонскому процессу можно считать успешным шагом.
Одной из основных целей Болонского процесса является введение кредитно-модульной образовательной системы в подготовке специалистов средних специальных учебных заведений (подготовка суббакалавров). В 2014 -2015 учебных годах некоторые средние специальные учебные заведения ввели кредитно-модульную систему обучения по отдельным специальностям. В 2015 -2016 учебных годах подготовку специалистов во всех средних специальных учебных заведениях республики предполагается проводить на основе кредитно-модульной системы обучения.
Отметим, что понятие кредит в основном используется как экономический термин, а начиная с 2010-го года его начали использовать в образовательной сфере в отношении высших учебных заведений. В отношении средних специальных учебных заведений он принят, исходя из «Правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения», утвержден Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 апреля 2011 года № 152. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 27 мая 2011 года № 6976.
После завершения изучения любого предмета кредитная система, наряду с выявлением нагрузки на студента в аудитории и вне аудитории, является также единым показателем его способностей и возможностей.
Студент может добиться кредита на лекциях, семинарах, лабораторных занятиях, а также выполняя самостоятельную работу вне аудитории. То есть, если студент колледжа в течение недели использует 3 академических часа на какой – либо предмет, то этот предмет считается однокредитным; если студент по результатам семестра получает по этому предмету успешную оценку, то он зарабатывает 3 кредита.
Следовательно, кредитная система является индивидуальным планом студента на период обучения, а кредит количественным показателем успешности обучения.
В республиканских колледжах, при очной формой обучения количество недель теоретического обучения составляет 40 недель (20 недель в каждом семестре), в том числе 5 недель, отведенных на экзаменационную сессию. Средняя плотность лекций в аудиториях, практических, лабораторных и классных занятий колеблется между 26-30 часами.
Каждому студенту в начале учебного года предоставляется учебный план на семестр или же на весь учебный год, где указывается количество и время накапливаемых кредитов по каждому предмету. Так как один кредит равен одному часу недельной учебной нагрузки, то каждый студент в семестре по изучаемому предмету может набрать 30 кредитов. В колледже для оценки учебных достижений студентов и соответственно начисления кредитов используется также и 100 балльная шкала оценивания. В течение семестра студент может набрать только 50 баллов из 100; остальные 50 баллов он может накопить во время выпускных экзаменов. Если сумма баллов по рассматриваемому предмету за период семестра составит 51-100 баллов, то студент получает по этому предмету кредит. Это возможно в том случае, если студент на выпускных экзаменах получит 17 баллов. Так, если студент набрал в течение семестра 34 балла, на выпускных экзаменах 17 баллов (в сумме 51 балл), он считается получившим удовлетворительную оценку (3) по данному предмету и усвоившим программу средне. Если студент набрал в общей сложности 0-50 баллов, то он считается не получившим кредит. В этом случае для получения кредита он должен повторно изучить этот предмет и сдать по нему экзамен. В колледже организуется так называемый «летний» семестр: студент, не сумевший накопить кредиты по какому-либо предмету, для его усвоения вновь прослушивает дополнительный курс в установленном объеме и уже затем допускается до выпускных экзаменов.
Организация «летних» семестров преследует нижеследующие цели:
ликвидация академических задолженностей:
возможность накопить кредиты по предметам, выделенным средним специальным учебным заведением;
возможность улучшить оценку по уже успешно сданным предметам;
создание возможности для студентов других учебных заведений получить кредиты по предметам, выделенным данным средним специальным учебным заведением;
«летний» семестр организуется по окончании весеннего семестра; состоит из 5-и недель теоретического обучения и 1 – ой недели, отведенной на экзамены; экзамен проводится в последнюю неделю «летнего» семестра;
количество кредитов, накопленных в «летний» семестр, не должно превышать 9 баллов;
«летний» семестр и экзамены должны завершиться за 2 недели до начала осеннего семестра;
для студентов, по уважительным причинам не сдавших экзамены в конце «летнего» семестра, возможна организация экзамена за неделю до начала осеннего семестра;
численность групп определяется исходя из финансовых возможностей среднего специального образовательного учреждения.
Если студент на ступени суббакалавриата за 3 года (6 семестров) обучения не смог накопить необходимый кредит, то ему предоставляется возможность в течение последующих 3 лет, ликвидировав задолженности по предметам, накопить необходимые кредиты. Если за этот период студент не сможет накопить необходимые кредиты, то он лишится всех установленных привилегий. А именно, если студент получал обучение на государственной основе и не смог накопить требуемые кредиты, то он сможет продолжить свое обучение только на платной основе.
Исследования показали, что кредитно-модульная система организации учебного процесса в колледже основана на двух системах – завершения курса предмета и окончания курса обучения. В отличие от системы окончания курса обучения, кредитно-модульная система организации учебного процесса базируется непосредственно на системе завершения курса предмета.
Процесс обучения, основанный на кредитно-модульной системе организации учебного процесса, имеет специфические цели и особенности. Они нижеследующие:
каждый студент должен иметь индивидуальный учебный план, составленный при его непосредственном участии;
в соответствии с учебной программой колледжа обеспечение студенту свободы выбора количества кредитов для каждого семестра, преподавателей и научных консультантов (тьюторов);
создание условий для самостоятельной деятельности;
внедрение многобалльной системы при оценке знаний студентов;
привлечение к учебному процессу научных консультантов (тьюторов);
формирование в каждом семестре учебных групп по предметам;
составление журнала по каждому предмету в отдельности;
зависимость сроков обучения от достижений студентов;
проведение процесса кодирования специальностей, дисциплин, объединенных предметных комиссий, преподавателей и студентов;
регулирование организации процесса обучения по кредитно-модульной системе в организации учебного процесса со стороны соответствующих структурных отделений.
Претворение в жизнь кредитно-модульной системы в организации учебного процесса возможно лишь на основе соответствующих документов, утвержденных Министерством Образования. Это:
учебные планы по специальностям;
график обучения специальности;
годовой рабочий учебный план по специальности;
индивидуальные учебные планы студентов;
годовые рабочие учебные планы учителей – предметников. Кредитно-модульная система организации учебного процесса имеет специфические особенности, которые необходимо учитывать при организации обучения.
Учебный год состоит из двух семестров (осенний и весенний). Помимо этого, летом возможна организация 6 – недельного летнего семестра.
На ступени колледжа (суб бакалавриат) при очной форме обучения за каждый семестр определен кредит в 30 баллов. Один кредит равен 30 часам деятельности студента в аудитории и вне аудитории. При 5 –дневной рабочей неделе объем классной и внеклассной нагрузки составляет 45 часов. Объем недельной деятельности студента равен 1,5 кредитам.
Каждая неделя, выделенная на подготовку и защиту выпускных работ, подготовку сессионных и государственных экзаменов, на практические работы также приравнивается к 1,5 кредитам.
Количество кредитов, которые необходимо набрать в обязательном порядке, в зависимости от периода обучения специальности, следующее: для студентов на базе полного среднего образования – 120 – 180 кредитов, на базе неполного среднего образования – 180 – 240 кредитов.
В каждом семестре для студентов предметное обучение определяется в пределах 30 кредитов. Кроме того, успевающие студенты, накопившие за период обучения по отдельным предметам 81-100 баллов, имеют возможность в каждом семестре выбирать дополнительный предмет (не более 8 кредитов) без его оплаты.
Студентам, не имеющим академических задолженностей, с целью использования в дальнейшей профессиональной деятельности или в деятельности, схожей с выбранной (если соответствие между предполагаемыми предметами и выделенными на них кредитами составляет не менее 70%) и получения дополнительного образования предоставляется возможность и право выбора предметов соответствующих специальностей на платной основе. В этом случае получившим дополнительное образование присваивается степень суб бакалавра и выдается соответствующий диплом.
При организации обучения по кредитной системе, в соответствии с положениями Болонской декларации, студентам предоставляется возможность накопления кредитов и в других колледжах, а также обеспечение образования на соответствующем уровне в зарубежных учебных заведениях с правом приобрести кредиты по отдельным предметам. Приобретение студентами кредитов в других колледжах возможно лишь с согласия колледжа, где он учится.
Следует отметить, что применяемые в настоящее время в республике кредитно-модульной системы организации учебного процесса, способствуют модернизации системы среднего специального образования, формированию его нового содержания и образовательных стандартов, укреплению междисциплинарных связей в обучении, откроют широкие возможности для внедрения интегративных методов обучения, новых педагогических и информационно – коммуникативных технологий, отвечающее всем современным требованиям.
Актуальность статьи. В статье раскрываются основные цели применения кредитно-модульной системы организации учебного процесса, рассматриваются современные подходы в реализации требований стандартов содержания и пути их претворения в жизнь, оценка знаний студентов и осуществление правильного выбора на основе набранных баллов с новых позиций введенной кредитной системы.
Заключение. Таким образом, в статье говорится об использовании преподавателями инновативных методов при изучении кредитно-модульной системы организации учебного процесса, о выполнении требований кредитно-модульной системы организации учебного процесса, при классном и внеклассном распределении занятий, о создании условий для студентов при накоплении баллов по выделенным кредитам.
Практическое значение и применение. Выдвинутые в статье мнения, предложения о создании интегрированного междисциплинарного преподавания по кредитно-модульной системе организации учебного процесса, улучшат качество и определят направление усвоения новых методов обучения студентами при накоплении кредитов.
Литература:
Беспалько В.П.Качество образовательного процесс. Школьные технологии. – № 3
Джиффорд Б.Р. Педагогическое образование: реформа на словах или на деле? //Б.Р Джиффорд, Т.Стодарт// Суд над системой образования:
Стратегия на будещее: пер. с анг./ под ред. У.Д. Джонстона М.: Педагогика,
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М., Народное образование, 15 Суветто А.Н. Качество образования: проблемы оценки и мониторинга. – Образование. – 2000. №2
Поташкина М. Управление качеством образования. М.: Педагогика. 2000
Хуторский А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Научное издание. – М. 2009 18 Franco Bologna process and EU-Russian Relatioks. Russian Political seince association: M., – december. 2004. 19 http://www.pedagogiscbook. ru / articles/5-2-2.html.