СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: "Методические рекомендации эколого-краеведческого воспитания на уроках гуманитарного цикла"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

        В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречивых тенденций мире проблема окружающей среды (экологические проблемы) приобрела глобальный масштаб. Она затрагивает самые основы цивилизации и во многом предопределяет возможности выживания человечества.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Методические рекомендации эколого-краеведческого воспитания на уроках гуманитарного цикла"»

«Неудовлетворенность настоящим и безнадежность,

 безотрадность Будущего – вот роковое следствие

 отречения от родного Прошедшего, от истории

 жизни и смерти отцов наших – это

 и есть Страшный Суд».

Федоров Н. Ф.

 

        В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречивых тенденций мире проблема окружающей среды (экологические проблемы) приобрела глобальный масштаб. Она затрагивает самые основы цивилизации и во многом предопределяет возможности выживания человечества.

       К числу важнейших глобальных проблем относятся: рост численности населения Земли, обеспечение растущего населения продовольствием, защита здоровья людей от особо опасных заболеваний и негативных последствий научно-технического прогресса, обеспечение растущих потребностей мирового хозяйства в энергии и природных ресурсах, охрана природной среды от разрушительного антропогенного воздействия. Серьёзными экологическими проблемами стали загрязнения атмосферы, биосферы, изменение физических, химических, биологических качеств планеты, изменение экосистем и ухудшение здоровья человека.

       Проблемы экологии в современном мире имеют особую значимость. Их острота во многом определяется перспективой выживания человечества. В настоящее время только в нашей стране 20% населения живёт в зоне экологического бедствия; 35-40%  - в экологически неблагоприятных условиях. В результате наблюдается значительный рост заболеваний, связанных с загрязнением воздуха, водоёмов и т.д..

      Для того чтобы люди могли иметь хорошее здоровье и высокое качество жизни, исключительную важность имеет предупреждение вредного воздействия на здоровье людей или на окружающую среду, вызываемого загрязнением воздуха, воды и почвы, вредными запахами. Окружающая среда включает в себя животных, растения и их экологические системы, которые тесно связаны с условиями существования людей.

Поэтому сегодня очень важно:

  • выработать общественную и национальную этику отношения к окружающей среде, с учётом экологического равновесия и качества жизни;

  •  воспитать граждан, которые понимают основные связи человечества со всей окружающей средой и взаимодействия с ней, оценивают потребность в поддержании экологического равновесия, испытывают внутреннюю потребность работать над разрешением проблем окружающей среды и считают себя обязанными её улучшать;

  •  добиться того, чтобы общество понимало, что каждый гражданин в той или иной степени ответственен за принятие решений, касающихся окружающей среды; 

  • предоставлять гражданам точную и новейшую информацию об окружающей среде и связанных с ней проблем с тем, чтобы они могли понимать наилучшие возможные решения в отношении использования среды.

       Необходимо предпринимать меры по защите окружающей среды от загрязнения и от разрушения, сохранению генетического разнообразия живых существ, сбережению генофонда планеты. Необходима переориентация системы ценностей всего окружения. Особенно остро в сложившейся ситуации встала задача экологического образования.

Экологические идеи составляют основу содержания экологической культуры. К ним относятся:

Я – ЧАСТЬ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ. Я ПОЗНАЮ СЕБЯ.

МОЁ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ – ЭТО ОТНОШЕНИЕ МИРА КО МНЕ.

ПОЛЮБИ МИР, И ОН ПОЛЮБИТ ТЕБЯ.

МИР ПРЕКРАСЕН. И Я ЧАСТЬ ЭТОГО ПРЕКРАСНОГО.

ПРИРОДА – ТВОЙ ДОМ, СЛЕДИ ЗА ПОРЯДКОМ И УКРАШАЙ ЕГО.

ВЗЯВ У ПРИРОДЫ, ВСЕГДА ВОЗВРАЩАЙ.

ПОЗНАЙ МИР, И ТЫ НАУЧИШЬСЯ ПРАВИЛЬНО ОБРАЩАТЬСЯ С НИМ.

ЗНАЙ И ЧТИ ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА.

   



   Этические принципы и экологическое мировоззрение:

  •  Принцип единства – все мы являемся частью природы.

  • Принцип смирения – мы представляем собой ценный вид, однако не более важный, чем другие. Все живые существа, включая человека, имеют свою значимость.

  • Принцип уважения к природе – каждое живое существо имеет право на жизнь. Наличие этого права не зависит от степени его полезности для нас.

  • Принцип сотрудничества – наша роль заключается в понимании и сотрудничестве с природой, а не в её завоевании.

  • Принцип, любви, заботы и радости – лучшее в жизни – не материальное.

  • Принцип охраны природы – недостойно человека быть причиной преждевременного исчезновения каких-либо видов, существующих в природе.

  • Принцип «Чти свой край» - изучайте и любите свой край, его природу, живите в согласии с ней, ступайте по Земле с осторожностью.

   Интерес всякого цивилизованного общества к своему прошлому – непременный закон развития. Прошлое вернуть невозможно, но, думая о насущном, культурный человек всегда должен помнить, что в конечном итоге от всех начинаний и дел останется потомкам не больше, чем сам он сумеет унаследовать от прошлого.

   Чтобы лучше понять себя, надо почувствовать и понять ту землю, на которой живешь, тех людей, которые творили на ней не только десятки, сотни, но и тысячи лет назад. Надо познать нашу белорусскую культуру, обогащенную и сохраненную многовековой историей.

 ЦЕЛЬ: 

  •  воспитать экологическую культуру (здоровье, жилье, общение, взаимодействие с окружающим миром);

  •   углубить знания по экологии;

  • привить навыки экологической культуры и расширить представления о многогранности мира.

  • Не забывать свою культуру и традиции,

  • Формировать гражданскую позицию учащихся.

 ЗАДАЧИ:

  •  создание условий для осознания учащимися, что Земля – это общий дом для всего живого;

  •  развитие у детей потребности общения с природой;

  • формирование у школьников понимания ценности природы для каждого человека;

  • воспитание потребности к расширению знаний, ответственности за состояние окружающей среды и стремление к конкретной деятельности по её охране;

  • получение знаний по истории родного края, воспитание патриотических качеств, формирование нравственных убеждений, составляющих основу мировоззрения и жизненной позиции. 

Формы работы:

  • внеклассная работа по предметам;

  • практические работы в классе и на местности;

  •  экскурсии по историко-культурным достопримечательностям;

  • туристические походы;

  • трудовая деятельность в лесничестве;

  • экскурсии в природу;

  • работа на пришкольном участке;

  •  экскурсии в естественнонаучные, историко-краеведческие  музеи, ботанический сад;

  • просмотр видеофильмов;

  • лабораторный практикум. 

Исходя из этого, мы предлагаем:

 


  Критерии, по которым определяется эффективность работы 

  •   сформированность экологической культуры (здоровья, жилья, общения, взаимодействия с окружающим миром)

  •   сформированность уважительного и бережного отношения к памятникам истории и культуры, посильное участие в их возрождении

  •  умение видеть красоту, ее ценить, испытывать потребность в общении с природой, стремиться к конкретной деятельности по ее созиданию

Мы считаем, что эколого-краеведческое воспитание в наших руках