Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Уренская коррекционная школа-интернат»
Доклад на тему
« Методика организации дифференцированной работы во внеурочной деятельности с детьми с Овз»
Подготовила: воспитатель ГПД
Е.М.Желнова
УРЕНЬ 2019г.
Для каждого обучающегося на уроках усилиями учителя создаются условия, направленные на проявление в детях потребности в самореализации. А где проявить данные потребности, как не во внеурочной деятельности. Жизнь после уроков – это второе дыхание школы. В книге А. Гина «Приемы педагогической техники» приводится высказывание Джейн Поли. Она сказала: «Хорошо организованная жизнь – это как сетка для страховки. Благодаря ей вы можете выделывать высоко на проволоке более сложные трюки». Эта фраза как нельзя лучше отражает суть работы с классным коллективом.
Что получает человек от природы в области способностей? Только предпосылки, определённую предрасположенность, иногда благоприятную, хотя и разную ( к музыке, живописи, математике, спорту и т. д.), иногда зловещую и опасную ( умственную неполноценность, болезни). Для таких детей существуют коррекционные школы.
Контингент нашей школы составляют учащиеся, имеющие умственную отсталость (олигофрению) Олигофрения – это не просто «малоумие» - это качественные изменения всей психики, всей личности в целом.
Воспитатель в коррекционной школе – самая массовая категория организаторов воспитательного процесса, ближайший и непосредственный наставник учащихся. Он организует и направляет воспитательный процесс в группе, объединяет воспитательные усилия учителя, родителей и общества, отвечает за организацию воспитательной работы в своем классе.
В настоящее время актуальным является повышенное внимание к проблемам дифференцированного подхода в воспитании детей.
Проблема дифференцированного подхода изучается не один десяток лет. Само понятие «дифференцированный подход» появилось за рубежом в начале 20 века.
Проблема исследования дифференцированного подхода нашла свое отражение в исследованияхтаких авторов как, Унт И.Э., Бутузов И.Г., Арапов А.И., Осмоловская И.М., Бабанский Ю.К., Кирсанов А.А. Ученые, занимающиеся изучением данной проблемы, по - разному определяют понятие дифференциации. Но так или иначе, ключевое место в данном подходе занимает личность со своими индивидуальными, творческими и психологическими особенностями, формирующаяся непосредственно в результате деятельности и общении с другими личностями.
В организации и реализации внеурочной воспитывающей деятельности дифференцированный подход является одним из принципов воспитания. Цель этой воспитательной системы состоит в подготовке воспитанника к самостоятельной жизни в обществе, к трудовой деятельности. Принцип дифференцированного подхода требует как учёта индивидуальных особенностей воспитанников, так и учёта степени трудности заданий, упражнений, содержания воспитывающей деятельности и разных методов воспитания. Принцип дифференциации направлен на достижение оптимального уровня социализации воспитанника при применении эффективной технологии воспитания.Главная цель дифференцированного подхода на занятии - участие каждого воспитанника, возможность совершенствования навыков и способностей. Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на части.
Воспитательная работа при дифференцированном подходе ведётся с группами. Каждая группа воспитанников требует индивидуального подхода и личностно-ориентированного воспитания, а также своей системы методов педагогического воздействия. Необходимой предпосылкой успешной реализации принципов дифференцированного подхода в воспитании детей в первую очередь является педагогический такт воспитателя. Спокойный тон обращения к ребёнку, слово поощрения, одобрения за удачный ответ, за внимание, успехи дают больший результат, чем грубое замечание, окрик. Воспитанник, особенно слабый, должен быть уверен в том, что воспитатель заинтересован в его успехах, видит любое, даже самое малое продвижение, радуется вместе с ним.
Внеклассная воспитательная работа - это организация воспитателем различных видов деятельности воспитанников во внеурочное время. Разнообразные виды деятельности помогают самореализации воспитанника, повышению его самооценки, уверенности в себе. Включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт, знания, приобретаются необходимые практические умения и навыки. Дифференцированный подход в сфере воспитания - это учёт индивидуальных интересов воспитанников, их возможностей, способностей к реализации организаторских функций в коллективе. И цель дифференциации воспитывающая: создаются предпосылки для развития интересов и способностей детей. У воспитателя появляется возможность помогать слабым и уделять внимание сильным. Эффективность дифференцированного подхода проявляется в продвижении учащихся из более слабой группы в более сильную.
Принципы, на которых выстраивается воспитательный процесс, не могут оставаться неизменными, они изменяются, совершенствуются в связи с социальными и экономическими изменениями в обществе.
Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?
А. С. Макаренко
Я работаю воспитателем в 7 классе коррекционной школы. В классе 12 человек в возрасте от 13 до 16 лет. Психофизиологические особенности учащихся, разные уровни их умственных способностей требуют для обеспечения эффективного воспитания каждого воспитанника неодинаковых условий. Это возможно при дифференцированном подходе. Но если для массовых школ, реализуя дифференцированный подход в процессе обучения, основной целью является раскрытие более высокого потенциала каждого ребенка, развитие творческой, самостоятельной личности, повышение качества обучения, то для нашей школы - дифференцированный подход – это одна из форм коррекционной работы, которая ставит своей основной целью, опираясь на сохранные свойства учащихся и возможности их развития, исправление наиболее нарушенных процессов деятельности.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерны следующие особенности: низкая познавательная активность; недостаточная сформированность умственных действий; недоразвитие эмоционально-волевой сферы.
Передо мной ежедневно стоят вопросы: Как заинтересовать такого ребёнка? Как интересно и доступно донести до него новый материал? Как дать почувствовать себя успешным? Ответы на эти вопросы я вижу в реализации дифференцированного подхода в воспитании. В своей работе в данном направлении ставлю перед собой следующую цель:
Создание условий для раскрытия потенциала каждого воспитанника и развития его умственных и физических возможностей с учетом индивидуальных особенностей, реализуя на своих занятиях дифференцированный подход в воспитании.
Для реализации поставленной цели свою работу строю следующим образом:
Входная диагностика (определение критериев, на основе которых выделяю типологические группы учащихся для дифференцированной работы).
Распределение детей по типологическим группам с учетом результатов диагностики.
Выбор форм и приемов дифференциации. Реализация дифференцированного подхода на различных этапах занятий во внеурочной деятельности.
На основе результатов обследования учащихся я создаю (условно) группы внутри класса. При этом учитываю индивидуальные особенности каждого учащегося (физические, психологические, личностные, в том числе особенности мыслительной деятельности), опираясь на совместную работу с классным руководителем и результатами обследований, проводимых психологом.
Первая группа – это группа сильных воспитанников - высокая степень подготовки к обучению, выраженная познавательная мотивация, способны выполнять разноуровневые задания. Воспитанникам этой группы, мною предоставляется наибольшая самостоятельность. Они получают более трудные задания, направленные на усвоение изучаемого материала.
Вторая группа – воспитанники, владеющие основным обязательным объёмом знаний и умений. Но им требуется помощь при обобщении изученного. С ними работу направляю на развитие способностей, формирование навыков анализа и синтеза. Именно этим детям можно поручить сделать вывод в конце занятия, обобщить результаты работы. Вместе с учащимися 1-й группы им иногда предлагаю задания творческого характера.
К третьей группе относятся воспитанники с недостаточной сформированностью психических процессов. Они нуждаются в постоянном внимании, постоянном закреплении полученных знаний. Контроль работы воспитанников этой группы проводится особенно тщательно, им предлагаются задания, облегчающие усвоение нового.
Моя цель – добиться эффективной работы на занятии всех воспитанников. Воспитание каждого ребенка должно происходить на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе. Это достигается дифференциацией заданий по объему и сложности, а так же путем реализации различных форм и методов организации деятельности воспитанников.
Самой распространенной формой внутри классной дифференциации является выполнение заданий разного уровня сложности (посильности заданий для разных групп учащихся.) Чаще всего это работа по карточкам, тестовые задания.
I уровень: наиболее сложные задания, которые предполагают мыслительную деятельность творческого характера, и они по силам 1 группе воспитанников. В эту группу входят задания, требующие нестандартных действий, нахождения оригинальных решений.
Задания II-ого и III –его уровней незначительно отличаются по своей сложности.
В заданиях для II уровня предполагается частичное или полное воспроизведение усвоенных ранее теоретических сведений, или их применение в стандартных ситуациях (задания, в которых намеренно пропущено слово, фраза, иной существенный элемент).
III уровень: включает в себя программированные задания на опознание, различие, классификацию и упорядоченность, причем все задания имеют подсказку, они несложны в выполнении и посильны для третьей группы учащихся.
Немаловажное значение имеет правильное размещение воспитанников за партами: учеников третьей и четвертой группы на занятиях сажаю рядом с сильными учениками за первые и вторые парты на крайние места вдоль центрального прохода. Это позволяет мне более оперативно оказывать им помощь, предъявлять дополнительную наглядность. Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, содержали сведения и факты.
Схемы – опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали верными помощниками в моей работе. Они вызывают чувства новизны, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу.
В результате ученик работает на занятии с интересом, и даже трудные задания становятся посильными для него. Помогаю каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа.
Коррекционно-развивающие задачи решаются с применением дифференцированного подхода: при одном общем задании могут совпадать цели, но способы выполнения могут быть различными в зависимости от нарушений в развитии ребёнка. Например, если одним воспитанникам хватает словесной инструкции, то другим нужен показ.
Применяю «энергетические минутки», упражнения на релаксацию, физкультминутки, которые помогают снять утомление детей, мышечное напряжение.
Во время изготовления поделок у каждого определённый уровень задания, учитываются индивидуальные особенности (темперамент, способности, интересы), но цель одна для всех: выполнить красиво и чисто.
Правильно организованная самостоятельная работа способствует формированию познавательных интересов, развитию познавательных способностей, овладению приемами процесса познания.
Домашнее задание - особый вид самостоятельной работы, так как эта работа выполняется непосредственного без учителя, но под контролем воспитателя. Дифференциация домашних заданий способствует устранению перегрузки учащихся домашней работой. Это означает и сокращение объема заданий, и увеличение количества дней на его подготовку (например, со слабыми ребятами устные предметы мы учим несколько дней, разбивая их на этапы) и индивидуальную работу с учащимися по повышению темпа их умственной деятельности.
Неизменным и успешным средством воспитания является игра. Для этого я ставлю ученика в условия поиска, пробуждаю интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. В результате дети оказывают помощь товарищам, считаются с интересами других.
Использую следующие приемы дифференциации:
Делю класс на две команды, в которые входят ребята разных типологических групп, с целью осуществления взаимопомощи и взаимоконтроля в процессе работы, где воспитанники первой группы выступают в роли консультантов, и помогают справиться с заданиями слабым.
Это сканворды, анаграммы, пазлы, ребусы.
Задания на соответствие, классификацию, сравнение.
Разнообразить формы дифференциации помогает на занятиях использование ИКТ, способствующее положительной мотивации и активизации знаний воспитанников. Такие формы организации способствуют созданию у детей положительного эмоционального настроя, улучшают общую работоспособность, позволяют даже самым неуспешным справиться с заданием и даётся возможность многократно повторить один и тот же материал.
Наряду с принятыми в школе оценками («2», «3», «4», «5») учебной деятельности детей, решила ввести во внеурочной деятельности такие нравственно - поощрительные оценки, как «Молодец!», «Старательный ученик», «Способный ученик». В таких вербальных оценках отражаются личностные особенности учащихся, работоспособность, мотивационные намерения. На родительских собраниях (собрание проходит в первую половину дня и в присутствии воспитанников) по итогам каждой четверти ребята получают грамоты: «Самый способный ученик», «Самый лучший ученик», «Самый старательный ученик». Старательность присуща как хорошо, так и слабо успевающим школьникам. Нравственно - поощрительная оценка в виде грамот для воспитанников с проблемами в развитии особенно необходима. Поэтому нужно отмечать не только «лучших» и «способных», но и «старательных» учеников.
В конечном счёте сочетание общепринятой цифровой в учебном процессе и нравственно-поощрительной во внеклассных мероприятиях оценок труда школьников, способствует повышению интереса ученика к обучению, его активности, помогает решать задачи формирования и коррекции личностных свойств учащихся.
Осуществление дифференцированного подхода к детям во время всех видов деятельности необходимо рассматривать как определённую взаимосвязанную систему. Использование дифференцированного подхода в воспитании детей качественно влияет на повышение уровня работоспособности на занятиях, на глубину и качество усвоения материала каждым воспитанником и группой в целом.
В заключении хочется отметить что, воспитатель, – это друг, помощник для детей с ОВЗ. Большую часть времени дети в специальных (коррекционных) учреждениях проводят, взаимодействуя с воспитателем. Отношение воспитателя, умение его взаимодействовать с особым ребенком полностью отражаются на состоянии, поведении, личностных проявлениях детей не только в период пребывания их в интернате, но и в последующие годы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
2.Психология умственно отсталых школьников: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.Г.Петрова, И.В.Белякова.-2-е изд., стереотип.-М.: Издательский центр «Академия», 2004.
3.Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б.Епифанцева.-2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
4.Коррекционная педагогика: учеб. пособие / Т.Г.Никуленко, С.И.Самыгин.- изд. 2-е, -Ростов н/Д : Феникс, 2009.
5.Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: СБ.1.-М.: гуманит. изд. центр, ВЛАДОС, 2007.
6.Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании, хрестоматия/ Составили: Н.Д.Соколова, Л.В.Калиникова- М.:издательство ГНОМ и Д, 2001.
7.Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
8.Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника, Москва 2010гРоготнева А.В. Организация воспитательной работы в детских домах и интернатных учреждениях, М.: Владос, 2008. - 271 с.
9.Худенко ЕД., Г.Ф. Гаврилычева, Е.Ю. Селиванова Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме. Пособие для воспитателей и учителей, М.: АРКТИ, 2008. - 312 с.