"Методика развития читательской грамотности «От текста к смыслу».
Технология продуктивного чтения на уроках русского языка и литературы."
Великий психолог и лингвист А.А.Леонтьев писал, что функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это означает, что функциональная грамотность не может быть «привязана» к какому-то одному предмету. Все, что человек узнает в течение жизни, способствует расширению его функциональной грамотности. Все, что помогает решать жизненные задачи, все, что можно применить как рабочий инструмент, делает его сильнее.
Среди этих разновидностей читательская грамотность занимает самое особое место. Читательская грамотность в общем смысле определяется как потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития. В процессе формирования читательской грамотности предполагается приобретение и развитие таких умений как готовность к смысловому чтению (восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации), способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной деятельностью, ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.Наш мир есть текст, вся получаемая информация - так или иначе организованный текст.«Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело,» - говорил великий педагог К. Д. Ушинский.
Нашей задачей является не только привитие интереса к чтению, но и обучение школьников читательской грамотности.
Базовыми гуманитарными предметами для формирования читательской грамотности являются уроки литературы и русского языка, на которых можно решать не только узко предметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития школьника.
На уроках русского языка текст изучается как лингвистический объект и как результат речевой деятельности (признаки и категории текста, его структура, типы и виды, правила создания текста с учетом конкретных экстралингвистических факторов и понимания его смысла не только на поверхностном, но и на глубинном уровне).
В курсе литературы текст рассматривается как некая художественная действительность, историческая и культурная реальность, которая представлена в нем системой словесных художественных образов.
Интегративная цель освоения учебных предметов, входящих в образовательную область «Русский язык и литература», заключается в формировании филологической культуры школьников, ориентации обучения на понимание, интерпретацию «чужого» текста в широком культурном контексте и создание собственного текста с учетом всех прагматических и социокультурных факторов его употребления.
Существуют следующие читательские умения:
выделять главную мысль всего текста или его частей;
понимать информацию, содержащуюся в тексте;
преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования;
применять информацию из текста в изменённой ситуации;
критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации.
Выделяют 4 основных способа осмысления текста:
- постановка вопросов (о новом) к тексту;
- построение смысловых опор (планов, таблиц, схем, опорных конспектов…);
- создание вторичных текстов (например, в результате конспектирования, пересказа и других видов сжатия);
- конструирование собственных высказываний о прочитанном.
Одна из главных задач при обучении смысловому чтению состоит в том, чтобы сформировать приемы понимания текста, которые ученик сможет применять тогда и в том порядке, какой будет задавать конкретный текст. Это позволит растить Читателя, который понимает текст, открыт его эмоциональному воздействию, может проявить и обосновать свою нравственную позицию при восприятии читаемого, свободно владеет речью. Цель смыслового чтения максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию.
Существует множество приёмов работы с текстом, способствующих формированию читательской грамотности.
Лингвистическая сказка – это вид сказки, направленный на образное представление и передачу учащемуся учебного материала, а также развития у него необходимых практических умений и навыков, формирование мировоззрения и творческого мышления.
Эффективность данного метода обучения объясняется тем, что он максимально приближен к игре и вызывает оклик у детей, что приводит к успешному запоминанию материала. Такая работа распространена среди учащихся не только младших, но и старших классов.
Приём «Письмо с пробелами». Этот прием рекомендуется для формирования читательского умения находить и толковать информацию текста. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.
Кластер — это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему, свободно и открыто думать по поводу какой- либо темы.
Кластер предполагает:
выделение смысловых единиц текста;
графическое оформление их в виде схемы.
Прием кластеров универсален, его можно использовать для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания.
Прием «Верите ли вы, что…»
Формирует такие умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним.
Концептуальная таблица — это педагогический метод, который направлен на создание сравнительной таблицы. Он учит учащихся рассматривать тему с разных сторон, анализировать и обобщать информацию, находить отличия по различным критериям и мыслить критически.
Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Пишется оно по определенным правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна, например, черту характера героя;
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;
4 строка – фраза, несущая определенный смысл;
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал или информацию.
Тонкие и толстые вопросы. Этот прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.
Стратегия позволяет формировать:
умение формулировать вопросы;
умение соотносить понятия.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга.
Когда обучающийся владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
При чтении любого текста необходимо обращать внимание на использование приемов работы с книгой.
1. Предварительный просмотр книги – это первоначальное знакомство с книгой. Он важен потому, что иногда чтение этим и ограничивается. Просмотр аннотации, оглавления, предисловия и послесловия, некоторых разделов, абзацев главы, титульного листа позволяют составить общее представление о языке, стиле, содержании книги. При этом обучающиеся оценивают книгу в смысле возможности её использования, т.е. нужно ли читать её или поискать что-то другое.
2. Систематическое чтение с карандашом в руке – широко используемый приём. Возвращаясь потом к книге, можно по пометкам восстановить в памяти прочитанное, быстро извлечь ту информацию, которая необходима.
3. Выписки из книг и статей, собственные записи (дневники, записки, книжки); дословные (цитаты) или свободные, когда мысли автора читатель излагает своими словами. Яркие и важные места из произведений лучше всегда приводить дословно. Всегда полезно давать точные ссылки на источники: записывать, из какой книги взята цитата, с какой страницы.
4. Чтобы отметить нужные места, полезно пользоваться закладками. Они могут не только отмечать страницы книг, но и нести разную информацию. Больше того, закладки помогут организовать труд, - на них можно делать и заметки.
5. План – это коротко записанные мысли и заголовки, это «скелет» произведения. Запись в виде плана учит чётко формулировать свои мысли.
Достоинства плана перед другими формами записей:
самая короткая запись;
план нагляден и обозрим;
восстанавливает в памяти прочитанное;
помогает составлению записей. Виды планов:
Вопросный (Как? Сколько? Когда? Почему?)
Тезисный (кратко сформулированная идея рассказа)
Назывной (план записан в виде тезисов, но без глаголов)
Опорная схема (состоит из опор, т.е. слов, словосочетаний, предложений несущих наибольшую смысловую нагрузку)
Комбинированный (сочетает в себе разные виды планов)
Картинный
Требования к формулировке пунктов плана:
В пунктах плана должны выражаться главные мысли текста, чтобы было понятно, о ком или о чём и что говорится в каждой части рассказа.
Пункты плана должны быть связаны по смыслу.
Пункты плана должны быть краткими, чёткими.
Работа над планом.
1. Прочитать текст.
2. Определить идею, т.е. главную мысль и сформулировать её.
3. Разделить текст на части.
4. Озаглавить каждую часть.
5. Перечитать текст и ещё раз продумать формулировки пунктов плана.
6. Тезис – это запись, которая вбирает в себя суть текста, т.е. основную суть произведения. Тезисы представляют собой развёрнутый сложный план. Это самые важные, главные положения, мысли автора, которые носят характер выводов. Как составляют тезисы? После предварительного ознакомления текст читают вторично. При этом разбивают его на отрывки. Далее находят в каждой части главное и кратко формулируют мысль. Это и будут тезисы.
7. Конспект – краткое изложение, краткая запись чего-то. Такая запись даёт возможность изложить весь материал, но в небольшом объёме. Конспект – это план, переходящий в краткий пересказ. В отличие от краткого пересказа, конспект может не содержать плавных переходов.
Как составить конспект?
Отобрать существенную информацию.
Сохранить отобранную информацию.
Записать полученный текст (при составлении конспекта употребляется лексика данного текста). Существуют и другие способы и формы работы с книгой. Например,
отзыв – выражение собственного отношения к прочитанному;
рецензия – отзыв, разбор и оценка нового произведения;
эссе – прозаическое произведение, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по какому-либо вопросу;
реферат ( в переводе – «пусть он доложит») – краткая запись идей из многих источников, доклад на какую-то тему, сообщение.
Одним из основных приемов понимания текста является самостоятельная постановка вопросов учащимися и поиск ответов на них. Ставя вопросы, ученик анализирует материал, подвергает его умственному досмотру, выделяет главное, нащупывает новые связи, не всегда для него ясные, находит у себя слабые места, пробелы, стремясь их заполнить.
Типы вопросов для осмысления текста:
Простые вопросы. Отвечая на них, обучающиеся называют какие-то факты, вспоминают, воспроизводят некую информацию.
2. Уточняющие вопросы начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то…?» Представляют собеседнику обратную связь относительно того, что он только что сказал.
3. Объясняющие вопросы начинаются со слова: «Почему?». Направлены на установление причинно-следственных связей.
4. Творческие вопросы начинаются со слов: «Что бы изменилось, если бы…?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»
5. Оценочные вопросы «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?». Направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.
6. Практические вопросы «Как бы вы поступили на месте героя?» Направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой
В своей работе я использую методы, которые обеспечивают:
- активное участие самого ученика в поисковой учебно-познавательной деятельности, организованной на основе внутренней мотивации;
- организацию совместной деятельности, партнёрских отношений обучающих и обучаемых;
- обеспечение диалогического общения между учителем и учениками, между учащимися в процессе добывания знаний.
Рассматривая образ человека в русском героическом эпосе, главное внимание обучающихся обращаю на народную оценку героя. Когда дети прочитали былину «Садко» самостоятельно, предложила ответить на вопрос, почему Садко стал одним из популярных героев русского эпоса, привлек к себе внимание художников, композиторов, режиссеров. Большинство учеников седьмого класса сказали, что это связано с его талантом, способностью играть на гуслях. Некоторые отметили, что после получения богатства Садко изменился в худшую сторону, стал жадным, скупил лавки у купцов новгородских. А кто-то даже обвинил Садко в эгоизме, трусости. Ведь он не сразу спустился на дно морское, а предпочел еще раз бросить жребий, когда все жребии указывали на него. Да, действительно, не просто разобраться в пестрой канве художественного текста. Но в нем так много подсказок, что интересно искать их и находить ответы на самые трудные вопросы, совершая открытия. Что же поможет на этот раз разгадать загадку героя?
Конечно же, тщательная работа с текстом, наблюдение над словом, в результате чего школьники поймут, что Садко проходит через многие испытания: и испытание богатством, и славой. Но, несмотря ни на что, он остается человеком, который близок нам, потому что главным для него является любовь к Новгороду, родине, («Не я, видно, купец богат новгородский – Побогаче меня славный Новгород») и умение ощущать себя обычным человеком, несмотря на талант и богатство.
Литература как предмет призвана удовлетворять и совершенствовать нравственные, художественные, гуманитарные интересы учеников. Главным при изучении данного предмета по-прежнему остается работа с художественным текстом, его осмыслением, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.
Немаловажную роль в развитии читательской грамотности имеют уроки русского языка. Основная работа на этих уроках осуществляется на основе работы с лингвистическими текстами. В учебниках по русскому языку читательская грамотность формируется на основе работы со сплошными и несплошными текстами (таблицами, схемами, объявлениями, и т.д.) Эти тексты требуют несколько иных читательских навыков, так как содержат особые связи информационных единиц текста и особые формальные указатели на эти связи (название граф, таблиц, цвет, шрифт).
Именно поэтому для современного этапа развития методики преподавания русского языка актуальным является развитие читательских умений на основе схем-таблиц как формы предъявления лингвистической информации.
Следуя основным принципам построения учебного занятия в рамках системно-деятельного подхода (принципам деятельности, психологической комфортности, вариативности, принципу творчества и т.д.), работа обучающихся с текстами на любом предмете выстраивается с использованием групповых форм.
Моделировать работу групп можно различными способами. Пример групповой работы с текстом на уроках русского языка при выполнении уровневых заданий. Начать работу можно с предложения учащимся предположить по названию, о чем данный текст.
Представления о содержании в дальнейшем сопоставляются учениками с текстом. Элемент предвосхищения позволяет обучающимся включиться в работу, способствует развитию творческого воображения с опорой на уже известные факты, помогает оформить устное высказывание и т.д.
Стратегии работы с учебными текстами (правилами):
Стоп - машина. Правило читается до понятия. Понятие объясняется, без обращения к тексту (минимальные части).
Точки опоры. Находятся и подчёркиваются только те слова, которые являются основой правила (3-4 слова).
Правило в рисунке (схеме). Правило записывается в виде схемы или рисунка в специальных тетрадях.
Восстанови текст по точкам опоры или по схеме. Рассуждение на лингвистическую тему по схеме.
Толстые и тонкие вопросы. Составление тематического вопросника из вопросов, требующих односложного ответа (тонкие), и из вопросов, требующих развёрнутого ответа-объяснения (толстые вопросы).
Название стратегии и формы работы (при работе с заданиями к упражнениям):
Нужна помощь. Учащиеся после прочтения задания к упражнению задают вопрос по значению непонятного слова (если таковое имеется).
Толкователь. После прочтения своими словами рассказать о задании. «Растолковать» подробный план действий.
Спроси меня. Составление вопросов на понимание задания (для работы в парах).
В формировании читательской грамотности большую роль играют творческие работы учащихся: написание сочинений и изложений. Текст изложения вовремя работы подвергается детализации, составляется план, создаётся пересказ. Элемент сочинения заставляет глубоко осмыслить текст, проанализировать его, интерпретировать. Такая работа по формированию читательской грамотности проводится в старших классах. В среднем звене изложения различных объёмов являются эффективным инструментом по формированию читательской грамотности, так как все виды пересказов заставляют обратить внимание на содержание, строение, лингвистические особенности текста.
Поэтому, обучая школьников в соответствии с ФГОС, можем с полной уверенностью сказать, что без чтения нет учения. «Чтение, - говорил выдающийся педагог В. А. Сухомлинский, - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.Уметь учиться - это уметь, пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими видами информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания.Это станет возможным, если на каждом уроке, начиная с занятий в начальной школе, обучающиеся будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием - смысловым чтением.