СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: "Методы и приемы работы над ошибками на уроках русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Характеристика методов и приемов работы над ошибками на уроках русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Методы и приемы работы над ошибками на уроках русского языка"»

Каждый человек имеет право на ошибки, но надо уметь их исправлять. Ошибка, однако, опасна, если она повторяется, опасна не столько тем, что оставляет следы в мышцах руки, сколько тем, что приучает ученика относиться невнимательно, без размышления к своему письму. Опасна она может быть и в том случае, если ученик не знает, что это ошибка, и думает, что так и надо писать.

Ошибки бывают разные: графические, орфографические, пунктуационные.

Графические ошибки связаны с неправильным воспроизведением звукового состава слова: пропуск букв, их перестановка, замена, вставка лишних букв. Они – следствие просчетов в период обучения грамоте (плохо поставленное обучение звуковому анализу слов).

Орфографические ошибки – неправильный выбор буквы при написании слова. Они обусловлены различными обстоятельствами: недостаточно сформированная ориентировка в слове (дети не умеют выделить ударение, определить позицию звука – гласного, согласного); неумение подобрать слово с сильной позицией звука; смешение сходных написаний; неумение применить известное правило к конкретному случаю.

Пунктуационными ошибками считаются: отсутствие или неверная постановка знака препинания в конце предложения, отсутствие запятой при перечислении или неверная постановка запятой при наличии союза «и».

Достичь орфографической грамотности обучающихся можно лишь ежедневным упорным трудом, начиная с I класса. Более насыщенной может быть работа в III – IV классах.

Один из приемов повышения грамотности – развитие орфографической зоркости при коллективной работе над ошибками. Начинаем ее с проверки тетрадей. Проверять их надо все и каждый день.

Каждая письменная работа ученика должна быть проверена и оценена учителем. Нельзя думать, что только проверочный диктант является средством проверки грамотности. И списывание различных видов, и всевозможные диктанты, и изложения, и сочинения, выполненные детьми, могут дать учителю материал для оценки и суждений о том, насколько дети усвоили пройденное правило, что нужно доработать в классе, что должны дополнительно выполнить отдельные ученики.

Способы исправления ошибок, допущенных детьми, различны. Прежде всего – когда исправляются ошибки? Если работа небольшая, она может быть исправлена непосредственно по написании. Так может исправляться по отдельным предложениям предупредительная и объяснительная диктовка, списывание текста. В других случаях (например, при проверочном диктанте, при изложении, сочинении) тетради проверяются после работы.

Письменные работы исправляет учитель, но к исправлению следует привлекать детей. Известно, что дети иногда не замечают ошибок, которые они делают, хотя и знают правила; иногда ошибки делаются по невнимательности, по рассеянности. У детей нет орфографической зоркости – ее надо воспитывать. Дети списали или написали по памяти слово, предложение или небольшой отрывок. Затем они должны внимательно рассмотреть текст и сличить с тем, что написано на доске или в книге. Практикуется иногда и взаимная проверка работы: дети передают тетради друг другу, и, найдя ошибку, говорят учителю и подчеркивают ее; по возвращении тетрадей дети исправляют каждый свою работу. Работа может исправляться коллективно: учитель вызывает одного ученика из детей, тот читает или пишет на доске, объясняет, все исправляют свои ошибки. Эти способы, однако, не исключают необходимости последующего просмотра тетрадей и исправления их учителем в классе или дома.

Общий же принцип исправления ошибок сводится к тому, чтобы не парализовать самостоятельности детей, чтобы ученики работали над своими ошибками. Учитель не столько дает слова в готовом виде, сколько заставляет детей размышлять и самостоятельно работать.

Под работой учитель подписывает, кроме оценки, указания о том, что надо выполнить ученику сверх задания, данного всему классу: повторить правило, проделать то или другое упражнение, подобрать или составить предложения, обратить внимание на почерк.

Все дети, как правило, выписывают в исправленном виде слова или предложения, в которых они сделали ошибки; кроме того, очень полезным приемом в данном случае является подбор аналогичных или противоположных по правописанию примеров; например, если ученик III класса сделал ошибку «Мы пошли по деревни», он должен написать: «Мы пошли по деревне, по пашне, по аллее, по плотине» и т.п. Наряду с этим можно написать примеры: «Мы пошли около деревни, около рощи, около плотины, около речки» и т. п.

При раздаче тетрадей учитель разбирает наиболее типичные ошибки детей, повторяет с ними те правила, которые нужны для понимания этих ошибок, дает дополнительные упражнения.

Однако ограничиться исправлением ошибок только на одном уроке нельзя, нужна упорная борьба с ошибками на протяжении более или менее длительного периода времени, пока учитель не убедится, что те или другие ошибки изжиты. Для более успешной борьбы с ошибками следует рекомендовать учет ошибок, допускаемых учениками (особенно слабыми).

Анализируя ошибки, учителю надо знать причины их возникновения, чтобы вовремя помочь ученику ликвидировать их. К примеру, ученик может допускать ошибки в таких случаях: не знает правило или, наоборот правило знает, но применить его на письме не может; смешивает правила или не понимает смысла того, о чем пишет. В целях обеспечения орфографической грамотности учитель не может не учитывать всего этого. И в связи с этим необходим систематический анализ (учет) ошибок в знаниях обучающихся. Такой анализ можно проводить в разных формах: например, с целью учета ошибок систематически проводится их классификация, особенно в проверочных работах обучающихся.

При раздаче исправленных работ и на последующих уроках учитель вызывает ученика, сделавшего эти ошибки, и просит его написать те (или аналогичные) слова, в которых он сделал ошибки. И так учитель поступает до тех пор, пока не убедится, что ученик не делает больше ошибок. Индивидуальный учет ошибок необходим для того, чтобы можно было организовать действенную борьбу с ними. Зная конкретные ошибки ученика, учитель будет знать, какие затруднения испытывает каждый ученик, какие ошибки наиболее устойчивы в его работах, будет давать ученику дополнительные задания с целью помочь ему изжить эти ошибки.

Ведя строгий учет ошибок, учитель всякий раз должен отдавать себе отчет, в чем причина затруднений всего класса и отдельных учеников. Учитель заинтересованный в успехах класса и отдельных учеников, устанавливает характер ошибок. Многие из них зависят от недостаточно твердого усвоения правила, от малого количества упражнений, от неправильной их постановки; ясно, в каком направлении придется вести дальнейшую работу: дети должны хорошо усвоить правило, написать побольше упражнений, причем таких, которые были бы наиболее полезны для укрепления навыков правописания. Часто учитель не учитывает того, что изученное с детьми правило охватывает большое количество разнообразных случаев. Например, таким общим характером отличается правило о правописании безударных гласных в корнях слов: сюда относятся не только такие случаи, как столы – стол, село – села, зима- зимы, но и такие, как рядовой, рябина, висеть, весельчак и т. п. Для того, чтобы дети научились применять данное правило, необходимо включить в упражнения не только слова, сходные с теми, на которых давалось объяснение правила, но и постепенно, по мере овладения детьми навыком, вводить и белее трудные слова, подходящие под данное правило.

Ошибки у детей возможны и от невнимательности; сюда относятся описки разного рода, пропуски, добавления и перестановки букв и слогов в словах. В таких случаях нужна работа по воспитанию внимания детей. Нужно чаще проводить такие упражнения, как предупредительный диктант, разложение слов на слоги и звуки, выделение из слов отдельных звуков, списывание целыми словами с последующей проверкой написанных слов и т. п.. Надо добиваться также того, чтобы дети отчетливо и правильно проговаривали слова, не искажая их; занятия по правописанию необходимо соединять с обучением произношению.

Для исправления таких ошибок в процессе обучения грамоте, учителю следует каждому ученику выдавать “Волшебный квадрат”. Этот квадрат лежит у ученика в тетради. Учитель поясняет, что квадрат будет обладать волшебной силой, если дети научатся им правильно пользоваться. Для этого квадрат накладывается на слово. Постепенно двигая его вправо, ученик открывает первый слог слова, потом второй и т.д. Таким образом, он легко обнаружит пропуск буквы. Квадрат как бы притормаживает движение глаза, не даёт ему скользить по строке, заставляет быть внимательнее. Этот простой приём даёт хорошие результаты.

Некоторые ошибки объясняются неправильностью произношения. Например, безударные гласные, находящиеся в предударном и заударном слоге, очень часто скрадываются в произношении (плучил, лошдь, золот (о) или произносятся не так, как пишутся (вырысли, ландаш).

Для успешной борьбы с ошибками важно также учитывать характер того правила, которое нарушается детьми. Если, например, обучающиеся III класса делают еще ошибки в сочетания жи - ши, ча - ща, чу – щу, то искоренить их возможно упражнениями с подчеркиванием этих сочетаний. Если дети не умеют писать такие слова, как чьи, сучья, комья, лисьи, в которых они пропускают ь (разделительный), то их следует упражнять в звуковом анализе слов, чтобы они слышали здесь раздельное произношение согласного и гласного звука (точнее, слышали звук й, который в данном случае обозначается ь). Затруднения в правописании буквы е в формах предложного падежа (в деревне, в тетрадке) устраняются сопоставлением безударных окончаний с ударными окончаниями (в стене, в земле). Усвоив эти написания, дети могут ошибаться в таких словах, как в тетради, в колыбели, на кровати, на скатерти. В таких случаях нужны упражнения, связанные с противопоставлением: в тетрадке – в тетради, в колыбельке – в колыбели, на кроватке – на кровати. Ошибки в написаниях, не проверяемых произношением, вроде кастрюля, паром, лестница, чувство, воробей, автомобиль, товарищ – устраняются иными способами: составление словариков по алфавиту и по темам, постоянным использованием такого рода слов в упражнения, вывешиванием списков трудных слов, произношением их по слогам.

Некоторые приемы работы по предупреждению ошибок:

- проговаривание трудных по написанию слов (хоровое, индивидуальное);

- звуковой анализ слов;

- использование «Словаря для справок», «Орфографического словаря» П. А. Грушникова, «Орфографического словаря» Евгения Николаевича Леоновича, (напечатанного издательством «АСТ - Пресс» в 1995 г.), «Словаря», поме­щенного в конце учебника «Русский язык»;

- использование на уроках таблиц, карточек, содержащих трудные по написанию слова;

- выписывание на доске слов на неизученные правила;

- использование сигнальных карточек при проведении предупредительного и выборочного диктантов. Использование таких карточек на уроках русского языка явится не только средством контроля за усвоением программного материала обучающимися, своевременным предупреждением ошибок перед проверочной работой, но и одной из форм их самоконтроля.

Серьезное значение приобретает вопрос о внимательном отношении детей к своим тетрадям. Опрятное, бережное отношение ученика к своей тетради свидетельствует об известном уровне грамотности и общей культурности ученика.

Многое в содержании и организации ученической тетради зависит от учителя. Недаром говорят, что тетрадь ученика – зеркало работы учителя. Учитель, заботящийся о грамотности детей, следит за тем, чтобы обучающиеся сидели правильно, держали правильно ручку, чтобы тетрадь была грамотно подписана, обернута, чтобы не вырывали из нее листов; чтобы каждый день в тетради в начале урока были записаны число и месяц, была указана тема урока или вид работы. Давая какое – либо задание, учитель предупреждает, как следует писать: все подряд или выборочно, что подчеркивать или подписывать, во всю длину строчки, или столбиком и т.п.

Внимание учителя должно быть направлено и на устранение каллиграфических ошибок: нарушение конфигурации, соотношения частей в букве, параллельность штрихов, высота и ширина букв, расстановка их на строке. Эти недочеты исправляются в индивидуальном порядке. Заметив, что ученик неправильно пишет ту или иную букву, учитель показывает (в тетради ученика), как следует ее писать, и следит за тем, чтобы в дальнейшем ученик писал правильно. Заботиться о правильном написании букв учитель должен не только в I и II классах, но и III и в IV классах. Уроки правописания являются в то же время и уроками чистописания. При проверке тетрадей учитель делает указания, на что надо ученику обратить внимание при письме букв.

Систематическая работа по предупреждению ошибок и своевременная сознательная работа обучающихся по их исправлению – важнейшее условие обеспечения орфографической грамотности.



2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!