СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему «Мотивация учебной деятельности на начальном этапе урока биологии»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему "Мотивация учебной деятельности на начальном этапе урока биологии"

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему «Мотивация учебной деятельности на начальном этапе урока биологии»»

Доклад на педагогическом совете

на тему «Мотивация учебной деятельности на начальном этапе урока биологии»

 

Мотивация — начальный этап урока, призванный сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала. От мотивации во многом зависит эффективность усвоения учащимися учебного материала.

Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:

- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

- установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

 

Этап вызывания исходной мотивации.  На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся:

- актуализировать мотивы предыдущих достижений   ("мы хорошо поработали над предыдущей темой");

- вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы");

- усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях");

- усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.

Очень важна психологическая установка на урок: урок начинается со слов учителя: “Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”. Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:

- Я в школе на уроке,

- Сейчас я начну учиться.

- Я радуюсь этому.

- Внимание моё растёт.

- Я как разведчик, всё замечу.

- Память моя крепка.

- Голова мыслит ясно.

- Я хочу учиться.

- Я очень хочу учиться.

- Я готов к работе.

- Я работаю!

 Приёмы создания условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

•         «Фантастическая добавка». Учащимся, например, предлагается

представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница», и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика.

•                     «Удивляй». Например, учитель сообщает, что в Юго-Восточной Азии  растут необычные пальмы.  Листья достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера.

Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного времени.

  • интеллектуальный марафон;

  • привлекательная цель;

  • Разгадывание филвордов и кроссвордов для определения цели урока. Например:


П

Ю

С

Ц

H

О

В

Е

А

Р

В

Г

Ш

Е

С

П

Н

Е

Ш

Н

Н

Т

Л

И

Т

Д

И

Ч

И

Д

Й

О

Ж

К

И

К

А

Е

К

О

Т

К







  • проблемная ситуация;

  • прогнозирование;

  • организация эвристической беседы: создание условий для определения темы урока и эффективного целеполагания, допустим, при изучении темы «Роль бактерий в природе»: Добрый день! Я очень рада видеть всех вас на своем уроке! - Дорогие ребята, сегодня на уроке я хотела бы вас угостить фруктами. Предлагаю гнилые яблоки. Угощайтесь, пожалуйста! - Почему не кушаете?

- Предположите, почему образовалась гниль?

- Чтобы точнее ответить на мой вопрос, я вам предлагаю посмотреть видеоролик.

Демонстрирует видеоролик «Работы А. Левенгука».

  • отсроченная отгадка. Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие, например: «А на следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые растут у нас на огороде».

  • погружение в урок

  • театрализация;

  • «Момент волшебства»: на чистом листе бумаги свечой написать тему урока и попросить детей просто разукрасить этот лист красками. Весь лист окрасится краской , а тема урока проявится на листе бумаги

  • рифмованное начало уроков


На последних  пунктах  я остановлюсь подробнее

 

Философы утверждают, что всё во Вселенной построено на ритме: в основе движения, способа существования материи – ритм. Поэты обосновывают великую роль созвучий. Рифмы и ритм позволяют лучше усваивать изучаемый материал. В начальной школе можно использовать следующее рифмованное начало уроков, чтобы усилить мотивацию.


Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!


Тема урока: «Строение листа»

- Из почек появляются,

Весною распускаются

Летом шелестят

Осенью летят?


Тема урока: «Ткани организма человека»


Ткани разные бывают

Из одних одежду шьем

А другие, как ни странно,

В теле мы своем найдем.

Ткани состоят из клеток

Мы давно все знаем это

Их четыре в нашем теле.

Разобраться в них вы в силе?

В мыслях тему повторив,

И таблицу получив,

Все в нее вы запишите

И пятерку получите.


Тема урока: «Грибы»


Невысок и коренаст,

Поглядеть решил на нас.

Приподняв с утра под елками

Лист с прилипшими иголками.

Я под шапкою цветной

На ноге стою одной.

У меня свои повадки:

Я всегда играю в прятки.


Тема урока: «Классы рыб»


По земле не хожу,

Рот есть, да не говорю.

Глаза есть – не мигаю,

Крылья есть – не летаю.

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.


Сегодня наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с демотивированностью основной массы школьников, следовательно, со снижением базовых показателей их обученности и воспитанности.

Изучая мотивацию учения школьников, я пришла к следующим выводам:

1) учебная деятельность школьника полимотивирована;

2) мотивация в различных возрастных группах проявляется по-разному;

3)сформированная мотивация влияет на повышение качества обучения;

4)в процессе формирования мотивации необходимо учитывать особенности психофизического развития школьника и типологию предметной деятельности.

Результатом развития мотивированности не может быть только выбор профессии, но и знания; которые нужны ребёнку «здесь и сейчас».

Опыт работы по проблеме изучения мотивации будет представлен педагогам нашей школы, для ознакомления с методикой изучения и формирования мотивации школьников и возможности внедрения в практику преподавания другими педагогами.