Доклад на педагогическом совете
на тему «Мотивация учебной деятельности на начальном этапе урока биологии»
Мотивация — начальный этап урока, призванный сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала. От мотивации во многом зависит эффективность усвоения учащимися учебного материала.
Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Для реализации этой цели необходимо:
- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
- установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся:
- актуализировать мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой");
- вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы");
- усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях");
- усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.
Очень важна психологическая установка на урок: урок начинается со слов учителя: “Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”. Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:
- Я в школе на уроке,
- Сейчас я начну учиться.
- Я радуюсь этому.
- Внимание моё растёт.
- Я как разведчик, всё замечу.
- Память моя крепка.
- Голова мыслит ясно.
- Я хочу учиться.
- Я очень хочу учиться.
- Я готов к работе.
- Я работаю!
Приёмы создания условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
• «Фантастическая добавка». Учащимся, например, предлагается
представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница», и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика.
• «Удивляй». Например, учитель сообщает, что в Юго-Восточной Азии растут необычные пальмы. Листья достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера.
Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного времени.
П | Ю | С | Ц | H | О | В |
Е | А | Р | В | Г | Ш | Е |
С | П | Н | Е | Ш | Н | Н |
Т | Л | И | Т | Д | И | Ч |
И | Д | Й | О | Ж | К | И |
К | А | Е | К | О | Т | К |
проблемная ситуация;
прогнозирование;
организация эвристической беседы: создание условий для определения темы урока и эффективного целеполагания, допустим, при изучении темы «Роль бактерий в природе»: Добрый день! Я очень рада видеть всех вас на своем уроке! - Дорогие ребята, сегодня на уроке я хотела бы вас угостить фруктами. Предлагаю гнилые яблоки. Угощайтесь, пожалуйста! - Почему не кушаете?
- Предположите, почему образовалась гниль?
- Чтобы точнее ответить на мой вопрос, я вам предлагаю посмотреть видеоролик.
Демонстрирует видеоролик «Работы А. Левенгука».
отсроченная отгадка. Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие, например: «А на следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые растут у нас на огороде».
погружение в урок
театрализация;
«Момент волшебства»: на чистом листе бумаги свечой написать тему урока и попросить детей просто разукрасить этот лист красками. Весь лист окрасится краской , а тема урока проявится на листе бумаги
рифмованное начало уроков
На последних пунктах я остановлюсь подробнее
Философы утверждают, что всё во Вселенной построено на ритме: в основе движения, способа существования материи – ритм. Поэты обосновывают великую роль созвучий. Рифмы и ритм позволяют лучше усваивать изучаемый материал. В начальной школе можно использовать следующее рифмованное начало уроков, чтобы усилить мотивацию.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
Тема урока: «Строение листа»
- Из почек появляются,
Весною распускаются
Летом шелестят
Осенью летят?
Тема урока: «Ткани организма человека»
Ткани разные бывают
Из одних одежду шьем
А другие, как ни странно,
В теле мы своем найдем.
Ткани состоят из клеток
Мы давно все знаем это
Их четыре в нашем теле.
Разобраться в них вы в силе?
В мыслях тему повторив,
И таблицу получив,
Все в нее вы запишите
И пятерку получите.
Тема урока: «Грибы»
Невысок и коренаст,
Поглядеть решил на нас.
Приподняв с утра под елками
Лист с прилипшими иголками.
Я под шапкою цветной
На ноге стою одной.
У меня свои повадки:
Я всегда играю в прятки.
Тема урока: «Классы рыб»
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю.
Глаза есть – не мигаю,
Крылья есть – не летаю.
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
Сегодня наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с демотивированностью основной массы школьников, следовательно, со снижением базовых показателей их обученности и воспитанности.
Изучая мотивацию учения школьников, я пришла к следующим выводам:
1) учебная деятельность школьника полимотивирована;
2) мотивация в различных возрастных группах проявляется по-разному;
3)сформированная мотивация влияет на повышение качества обучения;
4)в процессе формирования мотивации необходимо учитывать особенности психофизического развития школьника и типологию предметной деятельности.
Результатом развития мотивированности не может быть только выбор профессии, но и знания; которые нужны ребёнку «здесь и сейчас».
Опыт работы по проблеме изучения мотивации будет представлен педагогам нашей школы, для ознакомления с методикой изучения и формирования мотивации школьников и возможности внедрения в практику преподавания другими педагогами.