МОУ Софьинская СОШ
«Музейная педагогика как интегративная область
педагогической деятельности, направленная на реализацию ФГОС нового поколения»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема моего доклада – «Музейная педагогика как интегративная область педагогической деятельности, направленная на реализацию ФГОС нового поколения».
А что же подразумевается под термином «Музейная педагогика» и почему она направлена на реализацию ФГОС нового поколения? Для педагогического коллектива нашей школы этот вопрос стал очень интересен, тем более что работа в данной отрасли педагогической науки в нашей школе отвечает всем задачам, поставленным перед Музейной педагогикой.
Под термином "музейная педагогика" подразумевается совершенно особая интегративная область, включающая как практическую деятельность, носящую синтетический характер и объединяющую усилия педагога и музейного работника, так и научно-методическую дисциплину, предметом изучения которой является феномен, имеющий историко-культурные традиции, но по-новому заявивший о себе к концу XX столетия.
Как всякая интегративная область музейная педагогика не является простой суммой составляющих. Это совершенно особое явление, название которого, с одной стороны, указывает на объективное наличие педагогического потенциала в пространстве музея, на возможность и необходимость его использования в образовательных целях. С другой - подчеркивает своеобразие, специфику той педагогической деятельности, в основу которой положено взаимодействие с миром музея. В словосочетании "музейная педагогика" заложено понимание того, что музей способен, и педагогический коллектив нашей школы с этим полностью согласен, самостоятельно выступать в ряду других современных факторов, целенаправленно обеспечивающих процессы воспитания и обучения.
Наш школьный художественный музей «Подмосковный колорит» именно то место, в котором концентрируется человекосозидающий, образовательный потенциал, накапливается информация о цивилизационном и культурном движении человечества для того, чтобы быть предъявленной, усвоенной, переданной из прошлого в будущее.
Поэтому сегодняшние задачи музейной педагогики стоят и перед нашим коллективом. Они очень "многослойны":
1. Стремление сформировать грамотного "пользователя" информации, которую могут предложить сегодняшнему посетителю многообразные музеи. Для нас это очень важно. Ребёнок в пространстве нашего музея не просто бессловесный объект, на который обрушивается поток нормативных знаний. Нет! У любого школьника, посетившего лекцию по картине, тематическую конференцию и другие по форме музейные мероприятия, всегда есть возможность ближе познакомиться с автором, соотносясь с его судьбой, его замыслами, результатами его труда. Из сказанного вытекает следующая задача.
2. Научить школьника видеть, слышать, чувствовать, переживать то, о чем говорит музейное пространство путём привлечения каждого буквально ребёнка в работу по обсуждению увиденной картины, услышанному озвучиванию и художественному одушевлению картины.
3. Не менее важная социально-педагогическая задача - привитие вкуса к общению с музеем, его экспозициями, реанимация культуры музейного посещения, почти утраченной современниками.
4. Музей может служить местом встречи и диалога разных поколений. В нашем музее такие мероприятия проходят в форме встреч-бесед с художниками разных поколений, ежегодных тематических конференций с участием представителей общественности и духовенства нашего сельского поселения. Даже озвучивание картин несёт в себе диалог разных поколений. Например, с картины «Старость не радость» о своей судьбе может поведать уже состарившаяся бабушка или немолодой мужчина с картины «Узбек». А вот картина Павлова «После вражьего нашествия» знакомит нас с целой историей о Земле Русской.
5. Ещё одна немаловажная задача, стоящая в музейной педагогике, а значит и перед нами – в ходе взаимодействия с детьми в залах музея, с помощью художественно-педагогических средств, уметь вызвать то или иное состояние, помогающее проникнуть в сокровенные смыслы того, что представлено в экспозиции. Вернёмся к панно Шокарева «Когда я был маленьким». Страшный джин вырвался из спрятанного на дне моря векового сосуда. В руках у него маленький шарик – наша планета Земля. Джин в раздумье. Что же он сейчас предпримет?! Становится страшно. Хватит ли у людей разума сохранить наш мир? Не о том ли спрашивают нас мудрые совы с другого панно? Что нам оставила белая птица? – Мудрость веков, опыт предшествующих поколений, без которого трудно выжить любой цивилизации…
Наш музей поддерживает связь с искусствоведом музея Н.Рериха – Т.В. Подоль, кандидатом искусствоведения Чукреевой, преподавателем Московской текстильной художественной академии Брусиловым и другими специалистами, которые отмечают высокий уровень, правильный искусствоведческий подход к представлению экспонатов, грамотность, стройность, выразительность изложения лекторами экскурса. Наш музей ведёт большую планомерную работу в сельском округе по приобщению детского и взрослого населения к художественной культуре, формированию эстетического вкуса, нравственности, патриотизма. Наш музей работает уже как Центр и является составной частью реализации стандартов нового поколения.
Наш школьный музей органично вписывается в образовательное пространство школы: музейные уроки, классные часы, тематические экскурсии, диспуты, конференции – всё это позволяет реализовать системно-деятельностный подход в рамках перехода на ФГОС нового поколения. ФГОС не изменили основную форму организации учебного процесса, ею так и остался – урок. Но цель современного урока – создание условий, способствующих овладению обучающимся как предметными так и метапредметными планируемыми результатами. Учитель помогает детям пройти путь к их самостоятельному открытию для того, чтобы накопить опыт созидания и тех универсальных действий, которые ребёнок затем сможет применить в своей жизни и профессии.
Очень скоро мы убедились, что экспозиция музея позволяет при творческом подходе решать комплексно задачи воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся. Используя технологии личностной ориентации, развивая коммуникативные способности, воспитывая в детях любовь к искусству, мы решаем задачи реализации способностей, возможностей, потребностей и интересов ребёнка. Наблюдая большое желание, высокую активность обучающихся и хорошую результативность музейной деятельности, педагоги школы стали всё в большей степени использовать экспозиции музея в качестве иллюстративного и методического материала при обучении детей в начальных классах.
Как результат работы в данном направлении - выступление наших детей на внеклассном мероприятии духовно-нравственного воспитания «Моё родное село» для учащихся 1-5 классов. Это обобщающее мероприятие, в ходе подготовки которого была проведена огромная исследовательская краеведческая работа по истории села Софьино, подготовлены проекты по классам на темы: «Мой дом», «Семейные реликвии», «Природа моего края», «Мои односельчане», «Многонациональное село», а также творческая работа по картинам школьного музея, посвящённым истории села, встречи с художниками и представителями сельской общественности.
Уроках литературы, истории, географии, изобразительного искусства, музыки и других предметов. Так школьный музей стал неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы .
Выпускник школы – это лицо, которое должно быть наиболее подготовлено к культурной жизни в современном обществе.
Таким образом, выстраивается наиболее полная и последовательная система этой подготовки:
1. Организация экскурсионно-массовой работы. Такая работа позволяет вовлечь каждого ребёнка в данный вид деятельности в соответствии с индивидуальными наклонностями, интересами: одни дети становятся юными искусствоведами, занимаясь научно-исследовательской деятельностью, разрабатывая экскурсы; другие, имея хорошую память, наклонности к ораторскому искусству, становятся лекторами, в чём вы сегодня убедитесь, посетив занятие по работе с лекторской группой школьного музея, в котором примут участие учащиеся среднего и старшего звена, а также совсем юные лекторы, ученики начальной школы. Познавая через свою деятельность новое, юные лекторы развивают свою речь и коммуникативные способности. Третьи развивают в себе талант слушателя, жажду познания нового, четвёртые начинают «творить» сами, проявляя свои творческие способности.Это конечно же отвечает требованиям ФГОС. Для тех, кто не может совершать очные выездные экскурсии, разрабатываются самими обучающимися циклы заочных экскурсов /слайд о Зарайске/
2. Культурно-просветительская деятельность. Изучение фондов музея /исследовательская деятельность, пробуждение интереса/; разработка новых лекций /развитие речи и самостоятельных суждений/; сотрудничество с автором /этика общения, расширение кругозора, знаний/. Опять же решаются задачи стандартов нового поколения.
3. Иллюстративность. Рождает определённый образ-картину, этюд, определяет ощущение – и, наконец, рождает художественный образ. В этом направлении мы представляем вашему вниманию одно из направлений работы музея – камерный театр по озвучиванию картин. И сегодня в выставочном зале музея оживут картины художницы Ольги Карелиной «41-ый год», «Солдаты на привале», «Военно-полевой роман»,
«Мать. Вечное ожидание», посвящённые ВОВ и картина художника В.В.Хапова «Новороссия», посвящённая сегодняшним событиям в Украине.
4. Развитие речи обучающихся и коммуникативные способности. Через нетрадиционные уроки-диспуты, конференции и встречи с художниками дети смогут свободно апеллировать целым рядом понятий: суждение, факт, тезис, явление, аргумент и т.д. Обучающиеся овладевают умениями определять круг вопросов заданной темы, составлять план речи, определять основное сообщение, логику высказываний, различать понятия «истина», «идея».
Таким образом, мы надеемся, что смогли убедить вас в том, уважаемые коллеги, что музейная педагогика вполне может быть направлена на реализцию ФГОС нового поколения. И наш школьный музей работает уже как Центр и составная часть, направленная на реализацию стандартов нового поколения.
Спасибо за внимание!