Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Пролетарская средняя общеобразовательная школа №6
г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области
Доклад на тему:
«Музыкальный руководитель: компетентность, творчество, мастерство в условиях реализации ФОП ДО»
Кравченко Лидия Викторовна
муз. рук-ль МБОУ Пролетарской
средней общеобразовательной школы
г. Пролетарска Пролетарского района
Ростовской области,
руководитель методического
объединения музыкальных
руководителей
г. Пролетарск
2024г
СЛАЙД 1
д возраста. Формирование основ музыкальной культуры воспитанников, развитие муз Музыкальная культура дошкольника - важная часть его общей культуры. Формирование ценностного отношения к произведениям музыкального наследия - фольклору и классике, в привлекательной для детей игровой деятельности или с применением игровых методов и приемов в диалогическом общении ребенка и взрослого, - путь развития основ музыкальной культуры у дошкольника.. Он учит сл
В условиях реализации ФГОС и ФОП ДО передо мной, как перед музыкальным руководителем ДОО стоит сложная задача организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии. Разработчиками ФОП ДО подчеркивается, что особое внимание музыкальный руководитель должен уделять развитию мотивационной сферы (это потребность в познании мира музыки, эмоций, чувств и фантазий, желание погружения в творчество и т.п.) социализации детей, формированию у ребенка жизненно важных базовых ценностей.
СЛАЙД 2
Цель Федеральной образовательной программы является
-разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Задачи музыкального развития дошкольников, согласно ФОП ДО, решаются на основе принципа интеграции через все образовательные области..
СЛАЙД 3
Задачи:
- воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения) к различным объектам и явлениям окружающего мира (природного, бытового, социального), к произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в соответствии с возрастными особенностями);
- приобщение к традициям и великому культурному наследию российского народа, шедеврам мировой художественной культуры;
- становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру для гармонизации внешнего и внутреннего мира ребенка;
- создание условий для раскрытия детьми базовых ценностей и их проживания в разных видах художественно-творческой деятельности;
- формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального и эмоционально-образного способов его освоения детьми;
- создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала каждого ребенка с учетом его индивидуальности, поддержка его готовности к творческой самореализации и сотворчеству с другими людьми (детьми и взрослыми).
Реализация ФОП нацеливает музыкального руководителя на поиск новых инновационных подходов в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность педагога, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие, создание музыкальным руководителем новой модели в своей профессиональной деятельности, которая отвечала бы приоритетам ФОП ДО
СЛАЙД 4
Что же такое Педагогическая компетентность?
Педагогическая компетентность - это оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие:
- профессиональных психологических и педагогических знаний;
-профессиональных педагогических умений;
-профессиональных психологических позиций и установок педагога, требуемых от него профессией.
Понятие компетентности педагога понимается как ценностно-смысловое отношение к целям, задачам и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций. И это особенно ценно, учитывая, что такая позиция педагога не врожденное качество, она формируется под влиянием всей образовательной среды, в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования, направленного на изменение внутреннего мира, определяющего осознанность действий педагога.
СЛАЙД 5
Основные профессиональные компетенции музыкального руководителя ДОУ
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способности адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит духовное развитие общества и определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого-педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.
Согласно ФГОС, у педагогического работника должны быть сформированы следующие компетенции:
1. Предметная компетенция: Передача музыкальной информации детям. Для этого нужно иметь глубокие знания своего предмета, уметь преподнести знания воспитанникам, владеть культурой речи.
2. Общепедагогическая компетенция: теоретические знания в области
индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии
познавательных процессов личности. Включает в себя планирование учебно-воспитательного материала, планирование учебно-материальной базы (создание развивающей предметно-пространственной среды)
3.Профессионально-коммуникативная компетенция: практическое владение приемами эффективного общения.
4.Компетенция в сфере инновационной деятельности: умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент.
5.Рефлексивная компетенция: умение обобщить свою работу.
6.Информационно-коммуникативная компетенция: владение ИКТ и интернет-технологиями.
Сейчас представлю вашему вниманию, как я стараюсь соответствовать критериям данных компетенций.
СЛАЙД 6,7,8,9
Общепедагогическая компетенция. Образовательную деятельность по музыкальному развитию дошкольников я осуществляю на основе:
- образовательной программы ОДО, программы воспитания и рабочей программы музыкального руководителя, календарно-тематического планирования.
Для решения задач музыкального развития использую образовательную деятельность, которая включает музыкальные занятия, разные формы совместной деятельности педагога и детей, самостоятельную деятельность детей.
СЛАЙД 10
- Применение различных методик и технологий обучения (игровые, творческие, интегрированные).
- здоровьесберагающие (логоритмика, пальчиковые игры, двигательные разминки, игровой массаж
- Освоение принципов индивидуального подхода к каждому ребенку.
СЛАЙД 11
Одно из требований ФГОС ДО – индивидуализация образовательной деятельности с детьми. Поэтому музыкальный руководитель должен планировать свою работу так, чтобы уделять внимание каждому ребёнку.
Провожу индивидуальную работу с детьми по пропущенным темам. Индивидуальные занятия нужны также детям с низким уровнем по диагностическому обследованию. Посмотрите, какой вид деятельности «западает», и наметьте индивидуальные занятия с ребёнком по этому виду музыкальной деятельности.
СЛАЙД 12,13
Деятельность музыкального руководителя по организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с Федеральной образовательной программой, и требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, является одним из главных критериев педагогической компетенции.
СЛАЙД 14
Перед началом учебного года музыкальный руководитель должен организовать образовательное пространство музыкального зала. В ФОП ДО прописаны рекомедации к организации РППС (п. 31.3 ФОП ДО).. В 2023 году Минпросвещения выпустило Методические рекомендации по формированию инфраструктуры детского сада, которая понадобится для реализации образовательных программ (письмо Минпросвещения от 13.02.2023 № ТВ-413/03). В них подробно описали компоненты РППС музыкального зала. Специалисты поделили комплектующие музыкального зала на две части: инвариантную и вариантную.
Компоненты инвариантной части среды музыкальный руководитель использует, чтобы реализовать обязательную часть ОП ДО
СЛАЙД 15
Пособия, игрушки и другие музыкальные атрибуты должны соответствовать эстетическим требованиям, вызывать эстетические чувства, соответствовать возрастным особенностям воспитанников. Поэтому все компоненты в зале и группах надо согласовать для музыкальной деятельности по содержанию, масштабу и художественному решению. Необходимо так же учитывать возможности и потребности детей и их семей, педагогов и других сотрудников, участников сетевого взаимодействия.
Необходимо следить за состоянием музыкальных инструментов, наглядных пособий, атрибутов и элементов костюмов. Они должны быть в рабочем состоянии. РППС должна обеспечивать условия для эмоционального благополучия детей и комфортной работы педагогов.
СЛАЙД 16
Элементы развивающей среды музыкального развития детей дошкольного возраста, должны быть полифункциональными, что обеспечивает возможность разнообразного использования предметов, пособий, атрибутов. В зависимости от задач они могут быть дидактическим пособием, шумовым или детским музыкальным инструментом, атрибутом для игры, танца, двигательного этюда, средством коммуникации, стимульным материалом для проявления творческих, лидерских, индивидуальных особенностей ребенка.
СЛАЙД 17,18,19,20,21
Для осуществления музыкальной деятельности детей в каждой группе организован музыкальный центр, в котором имеются разнообразные музыкальные инструменты, дидактические игры, портреты композиторов.
СЛАЙД 22
Кроме образовательной деятельности, разработчики ФОП ДО выделили культурные практики – вид самостоятельной деятельности детей на основе их текущих и перспективных интересов. Они имеют свои задачи, и их нельзя путать с игрой или занятиями, которые педагоги проводят по плану. В процессе культурных практик дети получают возможность свободно выбирать, обмениваться творчеством и самовыражаться, сотрудничать со взрослым и другими детьми в группе.
Культурная практика – форма, в которой взрослые и дети реализуют свои образовательные и духовные потребности. Например, виртуально посещают музей, выставки, ходят в театр или кино, слушают музыку, участвуют в поэтических вечерах. Это устойчивая форма с традиционными педагогическими целями.
В процессе культурных практик важно создавать атмосферу свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик предполагает подгрупповой способ объединения детей (п. 24.22 ФОП ДО)( НА Слайд)
Ценность культурных практик состоит в том, что в ходе них дети проявляют самостоятельность и творчество, активность и инициативу (п. 24.18 ФОП ДО). Это не отменяет ключевую роль взрослого. Он знакомит детей с культурой и общечеловеческими ценностями и выступает как основной носитель традиций.
В отличие от занятий, в рамках культурной практики взрослый занимает по отношению к детям равную позицию. Он делится с дошкольниками не знаниями, а духовным и культурным опытом.
СЛАЙД 23
Культурные практики предусматривают разные виды деятельности: игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую, коммуникативную практики, чтение художественной литературы (п. 24.19 ФОП ДО).
СЛАЙД 24
Колыбельная перед сном, в режимном моменте.
Самая простая и естественная форма включения музыки в жизнь детей – пение взрослого. Независимо от того, какие у вас музыкальные навыки, пойте детям простые фольклорные произведения. Например, колыбельные или потешки. Здесь важны интонация, эмоции, знакомый детям голос педагога. Организуйте эту культурную практику параллельно с режимными моментами или другой деятельностью. Например, исполняйте колыбельные перед дневным сном, ритмичные трудовые – во время физической работы, календарные – по праздникам, а хороводные – во время гуляний.
«Кинозал по пятницам». Кинематограф – неотъемлемая часть отечественной культуры. Она находит отражение в труде гримеров, декораторов, костюмеров и других работников театра и кино. Существует понятие «национальный театр», которое включает традиции актерской игры и режиссуры. Чтобы познакомить детей с этой частью нашей культуры, организуйте «Кинозал по пятницам». Для совместного просмотра с дошкольниками выбирайте качественные современные произведения и картины мастеров прошлого.
Музыкальная гостиная. Чтобы познакомить детей с авторской музыкой, музыкальными инструментами, сформировать у них желание слушать живую музыку, организуйте концерт. Для этого пригласите в детский сад музыкантов, например, из Школы искусств.
Поздравление близких. Во время праздников дети получают подарки и видят, как родители поздравляют друг друга и своих близких. Важно подкреплять эту традицию, которая идет из семьи. В преддверии праздников предлагайте детям тоже порадовать членов своей семьи и друг друга.
В рамках культурной практики поздравления близких воспитанники, например, могут изготовить открытки и подарки своими руками. Важно, чтобы дети проявили инициативу и индивидуальность.
СЛАЙД 25,26,27
5. Оценочная компетенция:
- Способность оценивать достижения детей в музыкальной деятельности, проводить диагностику.
С помощью педагогической диагностики музыкальный руководитель тестирует умения ребёнка, узнаёт его интересы, предпочтения, склонности, особенности психики, способы коммуникации. Результаты диагностики определяют эффективность педагогических действий и помогают музыкальному руководителю составить индивидуальные занятия.
Чтобы с помощью педдиагностики оценить результаты воспитанников, музыкальный руководитель пользуется методами: наблюдения, диагностическими ситуациями, проводит опросы, беседы, включает музыку и песни. С их помощью педагог замечает особенности поведения детей, эмоциональные реакции, переживания и чувства.
СЛАЙД 28
Метод наблюдения. Чаще других музыкальный руководитель пользуется методом наблюдения потому, что он даёт больше необходимой информации о поведении детей. Методом наблюдения пользуются, чтобы понять, как ведут себя дети в различных ситуациях, например, на музыкальном занятии, как реагируют на музыку, этот метод лучше других помогает педагогу наладить связь с детьми и проработать сложные педагогические ситуации.
Диагностическая ситуация. Такие ситуации музыкальный руководитель создаёт сам, например, проигрывает музыкальные фрагменты знакомых песен на фортепьяно, а дети их называют. Также дошкольники определяют характер музыкального отрывка и передают его через танец. Диагностические ситуации – ситуация выбора, игровая и проблемная ситуации позволяют педагогу лучше ориентироваться в ментальных возможностях и интересах дошкольников.
Беседа и опрос. Кроме метода наблюдения и диагностических ситуаций, педагог проводит с детьми беседы. Во время разговора легче определить мотивы детей, уровень их знаний, интересы и предпочтения.
- Умение проводить самооценку своей профессиональной деятельности и корректировать её на основе результатов.
6. Информационно-коммуникационная компетенция:
- Владение современными информационными технологиями, способствующими обучению и организации музыкального процесса.
- Использование мультимедиа и интернет-ресурсов для обогащения образовательного процесса.
СЛАЙД 29
7. Координационная компетенция:
- Умение взаимодействовать с другими специалистами для создания комплексного образовательного окружения.
Активное, педагогически правильное сотрудничество музыкального руководителя и педагогов позволяет эффективно проектировать образовательный процесс. И если все участники образовательно-воспитательного процесса будут работать с доверием и уважением друг к другу, стараясь использовать каждую минуту для развития ребёнка, то этот уникальный период – дошкольное детство – станет крепкой базой и основой дальнейшей успешности не только отдельно взятого ребёнка, но и общества в целом.
Профессионально-коммуникативная компетенция включает в себя
СЛАЙД 30
Работа с семьей.
В настоящее время семейные отношения претерпевают серьезные трансформации. Родители все меньше времени уделяют детям из-за нехватки времени и занятости на работе. Для решения этой проблемы в нашем дошкольном отделении активно ведется работа с родителями.
- Родительские собрания.
СЛАЙД 31,32
- Анкетирование родителей, с целью понять примерную картину музыкального развития детей.
СЛАЙД 33
- На своих персональных сайтах размещаю консультации и советы родителям.
СЛАЙД 34,35,36,37,38
- Приглашаем родителей на концерты, утренники, мероприятия, проводимые в детском саду, где они принимают непосредственное участие.
Эти компетенции позволяют музыкальному руководителю не только эффективно проводить занятия, но и формировать у детей интерес к музыке, развивать их творческие способности и укреплять культурную идентичность.
Мастерство музыкального руководителя заключается в совокупности профессиональных умений, навыков и творческих подходов, которые позволяют эффективно реализовывать музыкальное воспитание и образование детей.
- Умение учитывать возрастные и индивидуальные характеристики детей, адаптируя программы и занятия под их потребности и интересы.
- Создание структурированного учебного процесса с четко прописанными целями и задачами.
- Способность исполнять музыкальные произведения на различных инструментах, а также владение вокальными навыками.
- Умение передать эмоциональное содержание музыки, сопоставлять её с случившимися событиями и опытами, что помогает детям лучше понять и прочувствовать произведение.
- Создание доверительных и позитивных отношений с детьми, что способствует их готовности участвовать в занятиях.
СЛАЙД 39,40,41,42,43
Среди личностных качеств следует отметить: наличие активной жизненной позиции, необходимой для установления деловых контактов с коллегами (участие в творческих конкурсах, мастер-классах, публикациях, представления педагогического опыта, способность к инновациям, ответственность, внимательность, компетентность).
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
- работа в методических объединениях, творческих группах;
СЛАЙД 44,45,46,47,48,49,50
- исследовательская, экспериментальная проектная деятельность;
- инновационная деятельность, освоение новых педагогических техно-логий;
СЛАЙД 51,52,53,54
- активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, конференциях, вебинарах;
- обобщение собственного педагогического опыта;
Самоанализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.
СЛАЙД 55
Компетентность музыкального руководителя в детском саду является ключевым фактором, определяющим успех музыкального воспитания и общего развития детей. Во-первых, высокий уровень профессионализма позволяет ему создавать качественные и увлекательные занятия, которые заинтересуют детей и помогут им открыть мир музыки. Во-вторых, компетентный педагог способен адаптировать образовательный процесс с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, что способствует их гармоничному развитию.
Благодаря знаниям и навыкам музыкального руководителя, дети получают не только музыкальные навыки, но и развивают творческое мышление, эмоциональную отзывчивость и социальные навыки. Музыкальная деятельность формирует уверенность и коммуникабельность, что положительно сказывается на их дальнейшем обучении и жизни.
Кроме того, компетентный музыкальный руководитель становится связующим звеном между детьми, родителями и остальными специалистами, обеспечивая гармоничное и всестороннее воспитание и образование. В итоге, высокая компетентность музыкального руководителя способствует созданию положительной и вдохновляющей образовательной среды, в которой каждый ребенок может реализовать свой потенциал и развивать любовь к музыке и искусству.
СЛАЙД 56