СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему " Наблюдение как метод познания окружающей действительности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние годы в начальной школе наметилась тенденция к интеллектуализации природоведческого образования. Акцент на увеличение объема все более абстрактных, теоретических знаний без опоры на развитие эмоциональной и познавательной сферы приводит к равнодушию детей к объектам окружающего мира Природы. Давно известно, что для познания окружающего мира нужна культура восприятия. Эта задача решается в процессе систематических наблюдений.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему " Наблюдение как метод познания окружающей действительности"»

Наблюдение как метод познания окружающей действительности.

Подготовила: учитель начальных классов

Чикасова Татьяна Андреевна, МОУ «ЦО №14»

(слайд 2)

В последние годы в начальной школе наметилась тенденция к интеллектуализации природоведческого образования. Акцент на увеличение объема все более абстрактных, теоретических знаний без опоры на развитие эмоциональной и познавательной сферы приводит к равнодушию детей к объектам окружающего мира Природы. Давно известно, что для познания окружающего мира нужна культура восприятия. Эта задача решается в процессе систематических наблюдений.

Актуальность темы:

Изучение окружающего мира имеет решающее значение при достижении личностных, метапредметных и предметных результатов начального образования и способствует достижению предметных результатов.

(слайд 3)

Основные задачи реализации содержания ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта ) начального общего образования:

  • Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.

  • Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем.

  • Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

  • Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

(слайд 4)

В литературе можно найти разные определения познания и наблюдения. Вот только некоторые из них:

Познание – это

  • совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

  • процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее.

Наблюдение- это

  • целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерности и на основе этого делают определённые выводы и обобщения.

  • это главный научный метод изучения природы, с помощью которого обучающиеся готовятся к более сложным научным исследованиям.

(слайд 5)

В процессе наблюдения за объектами природы и восприятии окружающего мира, необходимо выявить их существенные признаки, что является важнейшей ступенью в формировании понятий. Школьники должны уметь наблюдать за предметами и объектами и выделять в них общие и отличительные признаки, за явлениями природы и фиксировать их изменения.

(слайд 6)

В наблюдении восприятие выступает как самостоятельная деятельность. Нужно научиться пользоваться органами чувств, научиться осязать, видеть, слышать и т. д. Наблюдению можно и нужно учиться. Так же, как говорят о культуре речи, можно говорить и о культуре восприятия, наблюдения.

В этой связи уместно вспомнить слова известного педагога-новатора, кандидата педагогических наук Василия Александровича Сухомлинского: «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

(слайд 7)

В начальной школе дети должны получить определенную систему знаний о живой и неживой природе. Поскольку основным методом является непосредственное наблюдение ее различных компонентов, то предъявляются следующие требования к наблюдениям:

  • содержание наблюдений должно быть систематизировано;

  • все наблюдения должны быть доступны и тесно связаны по годам обучения;

  • наблюдения от класса к классу должны усложняться, углубляться, не теряя вместе с тем характера целостности;

  • объекты для наблюдения отбираются учителем в зависимости от природных условий, особенностей изменений в природе в текущем году, степени физической доступности объекта природы.

(слайд 8)

Правильно спланированные и целесообразно организованные наблюдения развивают познавательную деятельность школьников, их интерес к окружающему миру. Наблюдения могут осуществляться в процессе экскурсий - этой специальной формы организации обучения или как часть урока, который проводится в классе. Используются они и эпизодически, как наглядный метод обучения.

(слайд 9)

На основе обзора методической литературы можно выделить несколько видов наблюдений.

По дидактической направленности:

  • наблюдения предваряющие изучение нового материала.

  • наблюдения проходящие в процессе изучения нового материала.

  • наблюдения завершающие процесс изучения нового материала.

По технической “оснащенности” восприятия:

  • качественные наблюдения.

  • количественные наблюдения.

По способу организации познавательной деятельности в процессе наблюдений:

  • групповые наблюдения.

  • индивидуальные наблюдения.

  • фронтальные наблюдения.

(слайд 10)

По длительности:

  • кратковременные наблюдения.

  • длительные наблюдения.

  • фенологические наблюдения.

(слайд 11)

Для успешного проведения наблюдения большое значение имеет предварительная подготовка к нему, прошлый опыт, знания наблюдателя. Чем богаче опыт человека, тем больше у него знаний, тем богаче его восприятие. На первой фотографии мы читаем стихи и сказки о птицах, смотрим иллюстрации и видеофильмы, разгадываем ребусы. Далее сравниваем условия обитания птиц в неволе и тех птиц, которые живут в природе. Их поведение и способ добывания пищи. Чем мы можем помочь птицам зимой, и что будет, если птицы исчезнут.

(слайд 12) Остаются актуальными методические требования к организации наблюдений младших школьников Леонида Фёдоровича Мельчакова:

  • учет психологического уровня развития детей;

  • организация активной исследовательской деятельности в ходе наблюдения;

  • последовательность в выработке умений наблюдать;

  • показ практической значимости наблюдений;

  • необходимость фиксации результатов наблюдений в дневниках наблюдений и календарях природы;

  • определенная подготовка родителей (необходимо разъяснить, какую помощь должны оказать детям родители, члены семьи в проведении наблюдений; от них прежде всего требуется внимание, заинтересованность, готовность помочь ребенку в этой работе);

  • систематизация содержания наблюдений.



(слайд 13)

Я представляю вашему вниманию 4 этапа подготовки и проведения наблюдений, которые я использовала при выполнении исследовательской работы:

  1. Подготовительный этап

  2. Концентрация внимания на наблюдаемом объекте

  3. Исследование наблюдаемого объекта

  4. Заключительный этап.

Константин Дмитриевич Ушинский обращался к учителям: “Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли. И эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми, пытливыми, любознательными людьми”

(слайд 14)

Хочу представить вам Обобщенные планы наблюдений природных объектов и явлений. Экран

(слайд 15)



  1. Этап - Подготовительный

Цель его – вызвать у детей интерес к объекту наблюдения. Достигается это различными приемами: краткая беседа, ориентирующая на новое (что дети узнают о предмете, на что обратить внимание); обращение к имеющемуся личному опыту детей (вспомнить, видели ли они предмет, где видели, каким он был тогда, что они знают о нем); показ видеофильма, иллюстраций, готовящих детей к восприятию объекта.

(слайд 16)

  1. На 2 этапе

Произвольное внимание требуется направить и сосредоточить на наблюдаемом объекте, поддержать интерес, вызванный на первом этапе.

Существует ряд приемов, способствующих удержанию произвольного внимания у младших школьников.

(слайд 17-18) Примеры заданий

(слайд 19)

Внимание учеников активизируется, если:

        а) мыслительная деятельность сопровождается моторной;

        б) объекты, которыми оперирует ученик, воспринимаются зрительно.

Условия, под влиянием которых поддерживается внимание.

К ним относятся:

        а) интенсивность, новизна, неожиданность появления раздражителей и контраст между ними;

        б) ожидание конкретного события;

        в) положительные эмоции.

(слайд 20)

  1. На 3 этапе

Исследование объекта или явления осуществляется по определенному алгоритму. Сначала он исследуется в целом. Далее следует анализ наблюдаемого предмета, распознавание формы, цвета, размера и других признаков. В ходе наблюдений обучающиеся получают и специальные практические умения и навыки.

(слайд 21)

  1. Заключительный этап.

Подведение итогов и закрепление полученных представлений о предметах и явлениях, а также оценка тех способов обследования предметов, которыми дети пользовались.

(слайд 22)

Таким образом, наблюдения – один из наиболее доступных и эффективных для младших школьников практических методов получения знаний о природе. Объекты для наблюдений младших школьников должны быть доступными, а сами наблюдения – систематическими и целенаправленными. Полученные в ходе наблюдений знания о природных объектах, явлениях, закономерностях регистрируются в дневник наблюдений.

(слайд 23)

Большое место в своей программе отводит наблюдениям Андрей Анатольевич Плешаков. Он считает, что большое значение следует уделять целенаправленной работе по формированию у детей экологической культуры. Одним из средств является наблюдение. Он рекомендует проводить по возможности как можно большее экскурсий. Кроме того, им разработан “Научный дневник”. Заполнение его позволяет проводить как краткосрочные, так и длительные наблюдения уже с первоклассниками.

(слайд 24)

Василий Александрович Сухомлинский говорил:

«Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках».