Наблюдение как метод познания окружающей действительности.
Подготовила: учитель начальных классов
Чикасова Татьяна Андреевна, МОУ «ЦО №14»
(слайд 2)
В последние годы в начальной школе наметилась тенденция к интеллектуализации природоведческого образования. Акцент на увеличение объема все более абстрактных, теоретических знаний без опоры на развитие эмоциональной и познавательной сферы приводит к равнодушию детей к объектам окружающего мира Природы. Давно известно, что для познания окружающего мира нужна культура восприятия. Эта задача решается в процессе систематических наблюдений.
Актуальность темы:
Изучение окружающего мира имеет решающее значение при достижении личностных, метапредметных и предметных результатов начального образования и способствует достижению предметных результатов.
(слайд 3)
Основные задачи реализации содержания ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта ) начального общего образования:
Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.
Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем.
Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
(слайд 4)
В литературе можно найти разные определения познания и наблюдения. Вот только некоторые из них:
Познание – это
совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.
процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее.
Наблюдение- это
целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерности и на основе этого делают определённые выводы и обобщения.
это главный научный метод изучения природы, с помощью которого обучающиеся готовятся к более сложным научным исследованиям.
(слайд 5)
В процессе наблюдения за объектами природы и восприятии окружающего мира, необходимо выявить их существенные признаки, что является важнейшей ступенью в формировании понятий. Школьники должны уметь наблюдать за предметами и объектами и выделять в них общие и отличительные признаки, за явлениями природы и фиксировать их изменения.
(слайд 6)
В наблюдении восприятие выступает как самостоятельная деятельность. Нужно научиться пользоваться органами чувств, научиться осязать, видеть, слышать и т. д. Наблюдению можно и нужно учиться. Так же, как говорят о культуре речи, можно говорить и о культуре восприятия, наблюдения.
В этой связи уместно вспомнить слова известного педагога-новатора, кандидата педагогических наук Василия Александровича Сухомлинского: «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
(слайд 7)
В начальной школе дети должны получить определенную систему знаний о живой и неживой природе. Поскольку основным методом является непосредственное наблюдение ее различных компонентов, то предъявляются следующие требования к наблюдениям:
содержание наблюдений должно быть систематизировано;
все наблюдения должны быть доступны и тесно связаны по годам обучения;
наблюдения от класса к классу должны усложняться, углубляться, не теряя вместе с тем характера целостности;
объекты для наблюдения отбираются учителем в зависимости от природных условий, особенностей изменений в природе в текущем году, степени физической доступности объекта природы.
(слайд 8)
Правильно спланированные и целесообразно организованные наблюдения развивают познавательную деятельность школьников, их интерес к окружающему миру. Наблюдения могут осуществляться в процессе экскурсий - этой специальной формы организации обучения или как часть урока, который проводится в классе. Используются они и эпизодически, как наглядный метод обучения.
(слайд 9)
На основе обзора методической литературы можно выделить несколько видов наблюдений.
По дидактической направленности:
наблюдения предваряющие изучение нового материала.
наблюдения проходящие в процессе изучения нового материала.
наблюдения завершающие процесс изучения нового материала.
По технической “оснащенности” восприятия:
По способу организации познавательной деятельности в процессе наблюдений:
(слайд 10)
По длительности:
кратковременные наблюдения.
длительные наблюдения.
фенологические наблюдения.
(слайд 11)
Для успешного проведения наблюдения большое значение имеет предварительная подготовка к нему, прошлый опыт, знания наблюдателя. Чем богаче опыт человека, тем больше у него знаний, тем богаче его восприятие. На первой фотографии мы читаем стихи и сказки о птицах, смотрим иллюстрации и видеофильмы, разгадываем ребусы. Далее сравниваем условия обитания птиц в неволе и тех птиц, которые живут в природе. Их поведение и способ добывания пищи. Чем мы можем помочь птицам зимой, и что будет, если птицы исчезнут.
(слайд 12) Остаются актуальными методические требования к организации наблюдений младших школьников Леонида Фёдоровича Мельчакова:
учет психологического уровня развития детей;
организация активной исследовательской деятельности в ходе наблюдения;
последовательность в выработке умений наблюдать;
показ практической значимости наблюдений;
необходимость фиксации результатов наблюдений в дневниках наблюдений и календарях природы;
определенная подготовка родителей (необходимо разъяснить, какую помощь должны оказать детям родители, члены семьи в проведении наблюдений; от них прежде всего требуется внимание, заинтересованность, готовность помочь ребенку в этой работе);
систематизация содержания наблюдений.
(слайд 13)
Я представляю вашему вниманию 4 этапа подготовки и проведения наблюдений, которые я использовала при выполнении исследовательской работы:
Подготовительный этап
Концентрация внимания на наблюдаемом объекте
Исследование наблюдаемого объекта
Заключительный этап.
Константин Дмитриевич Ушинский обращался к учителям: “Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли. И эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми, пытливыми, любознательными людьми”
(слайд 14)
Хочу представить вам Обобщенные планы наблюдений природных объектов и явлений. Экран
(слайд 15)
Этап - Подготовительный
Цель его – вызвать у детей интерес к объекту наблюдения. Достигается это различными приемами: краткая беседа, ориентирующая на новое (что дети узнают о предмете, на что обратить внимание); обращение к имеющемуся личному опыту детей (вспомнить, видели ли они предмет, где видели, каким он был тогда, что они знают о нем); показ видеофильма, иллюстраций, готовящих детей к восприятию объекта.
(слайд 16)
На 2 этапе
Произвольное внимание требуется направить и сосредоточить на наблюдаемом объекте, поддержать интерес, вызванный на первом этапе.
Существует ряд приемов, способствующих удержанию произвольного внимания у младших школьников.
(слайд 17-18) Примеры заданий
(слайд 19)
Внимание учеников активизируется, если:
а) мыслительная деятельность сопровождается моторной;
б) объекты, которыми оперирует ученик, воспринимаются зрительно.
Условия, под влиянием которых поддерживается внимание.
К ним относятся:
а) интенсивность, новизна, неожиданность появления раздражителей и контраст между ними;
б) ожидание конкретного события;
в) положительные эмоции.
(слайд 20)
На 3 этапе
Исследование объекта или явления осуществляется по определенному алгоритму. Сначала он исследуется в целом. Далее следует анализ наблюдаемого предмета, распознавание формы, цвета, размера и других признаков. В ходе наблюдений обучающиеся получают и специальные практические умения и навыки.
(слайд 21)
Заключительный этап.
Подведение итогов и закрепление полученных представлений о предметах и явлениях, а также оценка тех способов обследования предметов, которыми дети пользовались.
(слайд 22)
Таким образом, наблюдения – один из наиболее доступных и эффективных для младших школьников практических методов получения знаний о природе. Объекты для наблюдений младших школьников должны быть доступными, а сами наблюдения – систематическими и целенаправленными. Полученные в ходе наблюдений знания о природных объектах, явлениях, закономерностях регистрируются в дневник наблюдений.
(слайд 23)
Большое место в своей программе отводит наблюдениям Андрей Анатольевич Плешаков. Он считает, что большое значение следует уделять целенаправленной работе по формированию у детей экологической культуры. Одним из средств является наблюдение. Он рекомендует проводить по возможности как можно большее экскурсий. Кроме того, им разработан “Научный дневник”. Заполнение его позволяет проводить как краткосрочные, так и длительные наблюдения уже с первоклассниками.
(слайд 24)
Василий Александрович Сухомлинский говорил:
«Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках».