СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Нормативно-правовые основы образования детей с ограниченными возможностями в ДНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Нормативно-правовые основы образования обучающихся с ограниченными возможностями в Донецкой Народной Республике»

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Нормативно-правовые основы образования детей с ограниченными возможностями в ДНР»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»


Социально-гуманитарный факультет

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин



Контрольная работа

по курсу «Нормативно-правовые основы образования»



Тема:

«Нормативно-правовые основы образования обучающихся с ограниченными возможностями»











Выполнила: Студентка 1 курса,

группы З-МО-17/1

направления подготовки

38.04.02 Менеджмент

профиль: Менеджмент в образовании

Луцык Ю. Н.

Руководитель: Канд. соц. наук





«Донецк 2018»


Содержание

1. Нормативно-правовые основы образования обучающихся с ограниченными возможностями…………………………………………………………………….3

2. Положение об индивидуальной форме обучения в образовательных организациях………………………………………………………………………18

3. Список используемой литературы…………………………………………..25



































1. Нормативно-правовые основы образования обучающихся с ограниченными возможностями.

Статистика: 74% новорожденных рождаются физиологически незрелыми, с проблемами здоровья.

До 86% имеют неврологическую патологию (перинатальное поражение центральной нервной системы).

Не более 10% детей дошкольного и 4% детей школьного возраста можно считать абсолютно здоровыми.

Каждый 65 новорожденный – ребёнок с расстройствами аутистического спектра (РАС)

30% детей - генетические нарушения: Двигательное, речевое, познавательное, социальное развитие.

Закон Донецкой Народной Республики «О социальной защите инвалидов» 29 мая 2015 года № 48-IНС определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Донецкой Народной Республике, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Донецкой Народной Республики, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Донецкой Народной Республики.

Статья 2 закона раскрывает понятие социальной защиты и социальной поддержки инвалидов

1. Социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

2. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Глава 4. Обеспечение жизнедеятельности инвалидов, в ней статья 18. Воспитание и обучение детей-инвалидов раскрывает, как обеспечивается право на воспитание и обучение детям данной категории.

1. Образовательные учреждения, органы социальной защиты населения, учреждения связи, информации, физической культуры и спорта обеспечивают непрерывность воспитания и образования, социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов.

2. Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.

3. При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

4. Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются Советом Министров Донецкой Народной Республики.

Статья 19. Образование инвалидов. В частности рассматриваем образование в общеобразовательных учреждениях.

1. Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.

2. Общее образование инвалидов осуществляется бесплатно как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируется законодательством Донецкой Народной Республики.

3. Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

4. Государственные органы управления образованием обеспечивают учащихся инвалидов бесплатно или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а также обеспечивают учащимся возможность пользования услугами сурдопереводчиков.

Основные понятия, используемые в Законе «Об образовании» раскрываются в статье 2 настоящего закона, по данной теме:

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность знаний, умений, навыков, ценностно-смысловых установок и компетенций определенных объема и сложности, полученных в результате освоения образовательных программ, учебных, учебно-методических источников в целях физического, интеллектуального, личностного, социального и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

2) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности

обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

3) уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;

4) государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, структурированных в форме образовательно - квалификационных характеристик и образовательно-профессиональных программ и утвержденных республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

5) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем и содержание, которые представлены в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, планируемые результаты), организационно - педагогических условий, форм аттестации, а также оценочных и методических материалов;

6) типовая основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;

7) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

8) индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей, возможностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

9) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

10) адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

Статья 5 закона «Об образовании» раскрывает право на образование, государственные гарантии реализации права на образование в Донецкой Народной Республике, в том числе, детей с ограниченными возможностями

1. В Донецкой Народной Республике: гарантируется право каждого человека на образование.

2. В Донецкой Народной Республике реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания республиканскими государственными органами, и органами местного самоуправления соответствующих социально - экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

3. В целях реализации права каждого человека на образование республиканскими государственными органами и органами местного самоуправления:

3.1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации

качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

3.2) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, в период получения ими образования.

Статья 9 закона « Об образовании» раскрывает государственный образовательный стандарт и государственные требования обучения детей с ограниченными возможностями:

1. Государственные образовательные стандарты и государственные требования обеспечивают:

1.1) единство образовательного пространства Донецкой Народной Республики;

1.2) преемственность основных образовательных программ;

1.3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

2. Государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

2.1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2.2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

2.3) результатам освоения основных образовательных программ.

3. Государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

4. Государственные образовательные стандарты общего образования

разрабатываются применительно к образовательным уровням, а государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также применительно к профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

5. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в республиканские государственные образовательные стандарты специальные требования.

Статья 10 данного закона объясняет по каким образовательным программам должно работать образовательное учреждение:

1. Образовательные программы определяют содержание образования.

Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, независимо от национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно- нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

2. К основным образовательным программам относятся:

2.1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

3. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и

утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Законом не установлено иное.

4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам разрабатывают образовательные программы в соответствии с республиканскими государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих типовых основных образовательных программ.

5. Типовые основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе государственных образовательных стандартов.

Статья 15 закона « Об образовании» раскрывает формы получения образования и формы обучения для детей с ограниченными возможностями.

1. В Донецкой Народной Республике образование может быть получено:

1.1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

1.2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

3. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения (ребёнок может присутствовать на занятиях в школе, заниматься со всеми детьми класса)

4. …Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 39 Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации

Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в центрах

психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти Донецкой Народной Республики, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются.

Основные направления деятельности и права комиссии:

  • проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;

  • подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;

  • оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;

Цель деятельность педагогической-медико-психологической комиссии (ПМПК): на основании достоверной диагностики определение специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение образования, адаптацию и интеграцию в социум детей и подростков с отклонениям и в развитии.

Задачи педагогической-медико-психологической комиссии (ПМПК):

1.Достоверная диагностика отклонений в развитии детей и подростков.

2. Определение специальных образовательных потребностей детей и подростков с отклонениями в развитии.

3. Определение специальных условий получения образования детьми и подростками с отклонениями в развитии в соответствии с диагностированной структурой дизонтогенеза.

4. Контроль эффективности разработанных рекомендаций.

Статья 31 Закона «Об образовании» раскрывает основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования

1. Обучающимся предоставляются академические права на:

1.1) выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет;

1.2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья обучающихся, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико- педагогической коррекции;

1.3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;

1.4) участие в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования, образовательных стандартов в порядке, установленном локальными нормативными актами (указанное право может быть ограничено условиями договора о целевом обучении);

1.5) выбор факультативных (необязательных для конкретного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность, после получения основного общего образования;

1.6) освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ;

1.7) зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

1.8) уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;

1.9) свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

1.10) каникулы - плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком (не менее 8 недель в год);

1.11) академический отпуск в порядке и по основаниям, которые установлены республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком в порядке, установленном республиканскими законами;

1.12) перевод для получения образования по другой профессии, специальности и (или) направлению подготовки, по другой форме обучения в порядке, установленном законодательством об образовании;

1.13) переход с платного обучения на бесплатное обучение в случаях и в порядке, которые предусмотрены республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере образования;

1.14) перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

1.15) восстановление для получения образования в образовательной организации, реализующей основные профессиональные образовательные программы, в порядке, установленном законодательством об образовании;

1.16) участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом;

1.17) ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в образовательной организации;

1.18) обжалование актов образовательной организации в установленном законодательством Донецкой Народной Республики порядке;

1.19) бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации;

1.20) пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации;

1.21) развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;

1.22) участие в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики в научно-исследовательской, научно-технической деятельности, осуществляемой образовательной организацией, под руководством научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и (или) научных работников научных организаций;

1.23) направление для обучения и проведения научных исследований по избранным темам, прохождения стажировок, в том числе в рамках академического обмена, в другие образовательные и научные организации, включая образовательные и научные организации иностранных государств;

1.24) поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности;

1.25) совмещение получения образования с трудовой деятельностью без ущерба для освоения образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана;

1.26) получение информации от образовательной организации о положении в сфере занятости населения Донецкой Народной Республики по осваиваемым ими профессиям, специальностям и направлениям подготовки;

1.27) иные академические права, предусмотренные настоящим Законом, другими нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, локальными нормативными актами в области организации и проведения образовательной деятельности.

2. Обучающимся предоставляются следующие меры социальной поддержки и стимулирования:

2.1) полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, в случаях и в порядке, которые установлены законами Донецкой Народной Республики;

2.2) обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены Донецкой Народной Республики;

2.3) обеспечение местами в интернатах, а также предоставление в соответствии с настоящим Законом и жилищным законодательством жилых помещений в общежитиях;

2.4) транспортное обеспечение в соответствии со статьей 38 настоящего Закона;

2.5) получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании;

2.6) иные меры социальной поддержки, предусмотренные нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики и правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами в области организации и проведения образовательной деятельности.

3. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования, либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей, имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

Статья 41 раскрывает права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей или законных представителей несовершеннолетних обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями.

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право:

1.1. на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

1.2. Присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

2. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

2.1. обеспечить получение детьми общего образования;

2.2 За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Законом и иными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 45 прописывает обязанности и ответственность педагогического работника в профессиональной деятельности с детьми с ОВЗ.

1. Педагогические работники обязаны:

1.1. осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

1.2. уважать честь и достоинство обучающихся и других участников

образовательных отношений;

1.3.учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.

Статья 57 прописывает документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении, которые получает обучающийся с ограниченными возможностями

Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики.

Глава 11 данного закона об образовании, раскрывает особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся.

Статья 76 закона «Об образовании» в Донецкой Народной Республике, раскрывает тему: получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В целях реализации права каждого человека на образование государственными органами и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке.

1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

6. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются республиканским органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки, совместно с республиканским органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной политики в сфере социальной защиты населения.

7. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

8. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

9. Органы исполнительной власти Донецкой Народной Республики обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

10. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего профессионального образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством Донецкой Народной Республики в отношении таких обучающихся.

12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.



















2. Положение об индивидуальной форме обучения в образовательных организациях

1. Общие положения

Индивидуальная форма обучения в системе общего среднего образования является одной из форм организации учебно-воспитательного процесса и внедряется для обеспечения права граждан на получение среднего общего образования с учетом индивидуальных способностей, состояния здоровья, демографической ситуации.

Настоящим Положением регулируются отношения между образовательными организациями и родителями (законными представителями), по всем вопросам относительно обеспечения индивидуального обучения.

Индивидуальное обучение осуществляется в образовательных организациях всех типов (видов) и форм собственности.

Обучающиеся по индивидуальной форме являются участниками учебно-воспитательного процесса образовательной организации. Их права и обязанности определяются Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании» и другими действующими нормативно-правовыми актами.

Право на индивидуальное обучение имеют дети, которые:

- по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательные

организации;

- имеют высокий учебный потенциал и могут ускоренно закончить школу;

- не успевают в течение двух лет обучения на ступени начального среднего образования (согласно п.2.6);

- нуждаются в коррекции физического и (или) умственного (психического) развития (в случае, если родители (законные представители) отказываются по объективным причинам направлять ребенка в соответствующую специальную (коррекционную) образовательную организацию для детей с ограниченными возможностями здоровья определенного вида;

- имеют показания пройти курс лечения в лечебном учреждении более

одного месяца;

- проживают городах – районных центрах, городах районного подчинения, поселках городского типа и в сельских населенных пунктах при количестве обучающихся в классе менее 3 человек (согласно п.2.5).

Основанием для организации индивидуального обучения являются:

- заявление родителей (законных представителей);

- медицинская справка от лечебного учреждения (при необходимости);

- заключение психолого-медико-педагогической консультации;

- приказ директора общеобразовательной организации;

- согласование с управлением (отделом) образования городов/районов

Донецкой Народной Республики.

2. Организация индивидуальной формы обучения

Для организации индивидуального обучения учащихся, которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательные организации прилагается справка, заверенная печатью врачебно-консультативной комиссии и печатью лечебного учреждения, в которой указывается период пребывания на индивидуальном обучении, или заключение психолого-медико-педагогической консультации (далее – ПМПК) для лиц с ограниченными возможностями психофизического развития.

Осуществляется обучение по индивидуальному учебному плану, который утверждается директором общеобразовательной организации (на период, определенный в справке лечебного учреждения).

Индивидуальное обучение обучающихся, которым необходимо пройти лечение в лечебном учреждении более одного месяца, организуется на базе ближайшего по расположению к месту лечения учреждения образования, определенного местным органом управления образованием, и начинается не ранее 3-5 дней после того, как больной поступает в лечебное учреждение. При наличии в группе трех и более человек обучение осуществляется по групповой форме (по мере необходимости в течение учебного года).

Контингент таких обучающихся учитывается в статистических отчетах тех образовательных организаций, где они учатся постоянно и не отчисляются из состава учащихся учреждений образования, к которому они зачислены. Результаты выполнения индивидуального учебного плана и программ, уровень учебных достижений обучающихся фиксируются в справке (прилагается), подписанной директором образовательной организации который обеспечивает индивидуальное обучение.

Индивидуальное обучение учащихся, которые имеют высокий учебный потенциал и могут ускоренно закончить общеобразовательную организацию, осуществляется на основании решения совета образовательной организации по индивидуальному учебному плану, утвержденному директором учреждения образования в начале учебного года (на один учебный год).

Индивидуальное обучение учащихся, проживающих в городах – районных центрах, городах районного подчинения, поселках городского типа и в сельских населенных пунктах, при количестве обучающихся в классе менее 3 человек, организуется по индивидуальному учебному плану, утвержденному местным органом управления образованием (с начала учебного года). На группу выделяется 15 часов (начальная школа)

Для организации индивидуального обучения учащихся, которые не успевают в течение двух лет обучения в школе I степени, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного (психического) развития, кроме документов, указанных в п.1.6, прилагается заключение психолого-медико- педагогической консультации. Такие учащиеся могут продолжить обучение по индивидуальным учебным планам и программам.

После окончания срока индивидуального обучения учащийся может продолжать занятия в учреждении образования, обучающимся которого он является, на общих основаниях. Индивидуальное обучение осуществляется педагогическими работниками, имеющими соответствующее педагогическое образование. Их состав утверждается приказом директора образовательной организации, расписание учебных занятий согласовывается (письменно) с родителями учащихся (лицами, их заменяющими).

Индивидуальные учебные планы составляются на основе Базисных

учебных планов, утвержденных Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики, включая коррекционный компонент. Образовательный уровень учащихся, которые учатся по индивидуальной форме обучения, должен соответствовать требованиям Государственных образовательных стандартов. Выполнение индивидуального учебного плана и программ, уровень учебных достижений учащихся в обучении фиксируются в отдельных журналах установленного образца. В случае осуществления индивидуального обучения по однотипным индивидуальным учебным программам, а так же для учащихся 1-4-х классов целесообразно объединять их в группы численностью не менее трех человек.

3. Оценка знаний учащихся.

Оценивание учебных достижений учащихся осуществляется педагогическими работниками в соответствии с критериями оценивания учебных достижений учащихся в системе общего среднего образования.

По результатам годового оценивания учащимся 2-4-х, 5-8-х, 10(11)-х классов, обучающимся индивидуально, выдается табель успеваемости. Учащиеся, которые прошли государственную итоговую аттестацию, получают документ об образовании за курс основного общего образовании, о среднем общем образовании в соответствии с действующим законодательством Донецкой Народной Республики.

Освобождению от итоговой государственной аттестации подлежат учащиеся, которые учились индивидуально по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам. Освобождение осуществляется в установленном порядке. В случае несогласия учащегося, родителей (лиц, их заменяющих) с результатами годового оценивания они могут обжаловать их в соответствующем органе управления образованием в порядке, установленном действующим законодательством.

Учащиеся, которые обучались на индивидуальном обучении и имеют высокие результаты в изучении учебных предметов, могут награждаться похвальным листом «За высокие достижения в обучении», похвальной грамотой в соответствии с действующим законодательством Донецкой Народной Республики. Учащиеся, которые получали образование по индивидуальной форме и имеют высокий уровень учебных достижений, могут награждаться золотой или серебряной медалями «За особые успехи в учении» в соответствии с действующим законодательством Донецкой Народной Республики.

4. Финансирование образовательных организаций.

Финансирование индивидуального обучения учащихся осуществляется за счет средств бюджета. Количество часов для организации индивидуального обучения в соответствии с количеством предметов базового компонента учебного плана определяется приказом директора и утверждается соответствующим органом управления образованием:

  • 1-4-е классы – 5 часов в неделю на каждого учащегося или группу учащихся одного класса;

  • 5-9-е классы – 8 часов в неделю на каждого учащегося или группу учащихся одного класса;

  • 10-11(12)-е классы – 12 часов в неделю на каждого учащегося или группу учащихся одного класса при условии выполнения требований Государственных образовательных стандартов.

Количество часов для организации индивидуального обучения учащихся, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития, в соответствии с количеством учебных предметов Базового компонента учебного плана при условии выполнения требований Государственных образовательных стандартов для детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития, определяется приказом директора образовательной организации, утверждается соответствующим органом управления образованием и составляет:

  • 1-4-е классы - 10 часов в неделю на каждого учащегося или группу учащихся одного класса;

  • 5-9-е классы - 14 часов. в неделю на каждого учащегося или группу учащихся;

  • 10-11(12)-е классы - 16 часов в неделю на каждого ученика или группу учащихся одного класса.

По желанию учащихся и родителей (лиц, их заменяющих) количество часов на индивидуальное обучение сверх установленной нормы может быть увеличено путем предоставления платных услуг образовательной организацией в соответствии с действующим законодательством Донецкой Народной Республики. Оплата труда педагогических работников за проведение индивидуального обучения осуществляется в соответствии с действующим законодательством Донецкой Народной Республики и нормативно-правовых актов Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики.

В случаях, если период обучения учащегося по индивидуальной форме не превышает двух месяцев или срок окончания обучения из медицинских справки не ясен, то учителям производится почасовая оплата, в остальных случаях оплата учителям включается в тарификацию.

В случае болезни педагога (не позже, чем через неделю) администрация школы, с учетом кадровых возможностей, обязана произвести замещение занятий с учащимся (группой учащихся), который (которые) находятся на индивидуальном обучении, другим учителем. В случае болезни обучающегося учитель, труд которого оплачивается по тарификации, обязан отработать часы, которые были пропущены. Сроки отработки согласовываются с родителями и утверждаются директором образовательной организации.

При прекращении раньше срока проведения занятий с учащимся, который находится на индивидуальном обучении, администрация образовательной организации производит изменения в тарификации учителей с момента прекращения занятий.

5. Порядок управления.

Общее руководство индивидуальной формой обучения учащихся осуществляется управлением (отделом) образования, в компетенцию которых входят:

- принятие решения об организации обучения детей по индивидуальной

форме;

- контроль за организацией и осуществлением обучения учащихся,

рациональным использованием бюджетных средств.

6. Права и обязанности участников образовательного процесса.

Участниками образовательного процесса при организации индивидуальной формы обучения являются: обучающиеся, педагогические работники, родители обучающихся или лица, их заменяющие.

Обучающийся имеет право:

  • На получение начального общего, основного общего,среднегообщего образования в соответствии с Государственными образовательными стандартами.

  • На уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений.

  • На моральное и материальное поощрение за успехи в учении.

Обучающийся обязан:

  • Соблюдать правила для учащихся, которые действуют в

образовательной организации;

  • Добросовестно учиться, стремиться к сознательному и творческому освоению образовательных программ.

  • Уважать честь и достоинство работников учреждения образования.

  • Соблюдать расписание занятий.

  • Вести дневник и добросовестно выполнять домашние задания.

Родители обучающегося (лица, их заменяющие) имеют право:

  • Защищать законные права ребенка.

  • Обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации учреждения образования, в управление (отдел) образования.

  • Присутствовать на уроках с разрешения администрации образовательной организации.

  • Вносить предложения по составлению расписания занятий, по включению в пределах выделенных часов, предметов из учебного плана школы, аргументировав необходимость, с учетом способностей и интересов ребенка.

Родители обязаны:

  • Выполнять требования образовательной организации.

  • Поддерживать интерес ребенка к школе и образованию.

  • Своевременно ставить учителя в известность о рекомендациях врача, особенности учебного режима.

  • Создавать условия для проведения занятий, способствующих освоению знаний.

  • Своевременно, в течении дня, информировать образовательную организацию об отмене занятий по случаю болезни ребенка и возобновлении занятий поле болезни.

  • Контролировать ведение дневника, выполнение домашних заданий.

Педагогический работник имеет права, предусмотренные Законом «Об образовании» Донецкой Народной Республики.

Педагог обязан:

  1. Выполнять учебные программы с учетом склонностей и интересов детей.

  2. Развивать навыки самостоятельной работы с учебником, справочной и художественной литературой.

  3. Знать специфику заболевания, особенности режима и организации домашних занятии.

  4. Не допускать перегрузки обучающегося.

  5. Составлять индивидуальные планы для обучающихся, которые

находятся на индивидуальной форме обучения, на основании

действующих учебных программ и планов.

6.Своевременно заполнять журналы учета проводимых занятий.

7. Контролировать ведение дневника учеником и выставлять оценивание за проведенное занятие в нем.

Обязанность классного руководителя:

  • Согласовывать с родителями (лицами, их заменяющими) расписание занятий ребенка.

  • Поддерживать контакт с учащимися и родителями (лицами, их заменяющими), выявлять особенности учащихся, состояние их здоровья.

Обязанности администрации:

  • Контролировать выполнение учебных программ, методику индивидуального обучения, аттестацию учащихся, оформление документации не реже 1 раза в четверть.

  • Контролировать своевременность проведения занятий, ведение журнала учета обучения.

  • Обеспечивать своевременный подбор учителей.

  • Предоставлять соответствующим органам управления образованием ходатайство об организации обучения детей по индивидуальной форме и необходимый пакет документов в установленный законодательством срок.





Список используемой литературы:


1. Закон «Об образовании» Донецкой Народной Республики № 55-IHC от 19.06.2015, действующая редакция по состоянию на 29.03.2016

2. Закон « О социальной защите инвалидов» Донецкой Народной Республики (С изменениями, внесенным Законом от 11.08.2017 № 189-IНС) // Режим доступа// http://dnrsovet.su/ru/

3. Положение об индивидуальной форме обучения в образовательных организациях от 24 сентября 2015 года № 570. // Режим доступа// http://www.donippo.org/































19