СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: «ОБРАЗ САЛАВАТА ЮЛАЕВА В ИСКУССТВЕ БАШКОРТОСТАНА И ЗА ЕЁ ПРЕДЕЛАМИ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «ОБРАЗ САЛАВАТА ЮЛАЕВА В ИСКУССТВЕ БАШКОРТОСТАНА И ЗА ЕЁ ПРЕДЕЛАМИ»»


ГБОУ Воскресенская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья





Доклад на тему:

«ОБРАЗ САЛАВАТА ЮЛАЕВА В ИСКУССТВЕ БАШКОРТОСТАНА И ЗА ЕЁ ПРЕДЕЛАМИ»





УЧИТЕЛЬ:

ЗУБАИРОВА З.А.





Воскресенское-2025 г.


Салават Юлаев – певец- импровизатор, национальный герой башкирского народа, верный соратник Емельяна Пугачева – популярно и любимо многими людьми разных национальностей.

Уже более двух веков народ помнит своего батыра и поэта. Сочиняет о нем стихи, поет песни, старается запечатлеть его образ в картинах и кинематографе.

Музыкальная культура также обращается к образу национального героя.

После ареста и ссылки Салавата Юлаева в Рогервик башкирам запрещалось давать своим детям его имя, петь о нем песни. А певцов, кураистов, исполнявших песни о Салавате, наказывали. Но, несмотря на запреты властей, башкиры слагали песни и предания о своем герое. В них народ создал бессмертный образ народного батыра и певца – сэсэна.

Песни о Салавате весьма разнообразны как по содержанию, так и по мелодии. Р.Г. Игнатьев отмечал также, что сюжет песен не только в разных, но и в одной и той же местности излагается различно. Об этом свидетельствует бытование до сих пор многочисленных мелодий и их вариантов различного характера, без определенных закрепленных за ними текстов.

Песни о Салавате Юлаеве отличаются и в композиционном плане: песни повествовательного характера или песни – монологи народного батыра.

Большинство народных песен носит маршеобразный характер, им присущи торжественные, призывные интонации, пунктирный ритм.

Кроме народных песен образ национального героя воплощается и в профессиональной башкирской музыке. Выдающуюся роль в ее развитии и формировании ее национальных музыкальных традиций сыграл Загир Исмагилов.

В 1952 году к 200 – летию со дня рождения выдающегося сына башкирского народа Салавата Юлаева были созданы многие поэтические и драматические  произведения: «Бессмертный Салават» Я. Кулмыя, «Двести лет над родными степями» Р. Нигмати, «Три села» Х. Гиляжева, «Каменный пояс» Е. Федотова, «Салават» Б. Бикбая. Последнее сочинение привлекло особое внимание Исмагилова. Узнав о замысле композитора, Б. Бикбай согласился написать либретто.

Над этим произведением композитор работал долго и упорно. Изучал эпоху Пугачевского восстания, собирал музыкальный материал, раздумывал о характерах своих будущих персонажей. В июне 1954 года новая опера «Салават Юлаев» была представлена на суд государственной экзаменационной комиссии.

Исмагилов с отличием закончил консерваторию и с оперой, посвященной легендарному герою башкирского народа, вернулся в Уфу.

Образ Салавата Юлаева является одним из центральных также в живописи и скульптуре Башкортостана. К этому образу еще в 30 – е годы обратился художник Лежнев Анатолий Петрович и создал мужественное и трагическое полотно «Поимка Салавата», где драматизм и сложность национальной истории показаны через судьбу одного героя, пытающегося уйти от преследующих его врагов.

Тема Салавата нашла отзвук и в творчестве талантливого художника и педагога, учителя многих ставших известными в последствии живописцев П.М. Лебедева. За время жизни в Башкортостане он создал около 400 работ, объединенных общим названием «Сюита о Башкирии». Как жанрово – психологические  картины решены небольшие полотна «Салават в тюрьме» , «В стане Салавата», в их живописном строе ясно ощутимы репинские интонации.

В военном 1941 году молодой тогда театральный художник
М.Н. Арсланов для украшения интерьера Башкирского театра оперы и балета выполнил крупное панно «Салават с конницей». В основу этого мужественного, наполненного строгой романтикой, произведения мастер положил своеобразное «вихревое» начало: как вихрь летела вперед конница Салавата, словно взвихривались в романтических контрастах яркие тона живописи.

Память народа о своем герое отразилась и в послевоенном творчестве художников Башкортостана. В 1955 году был написана картина Алексея Александровича Кузнецова «Допрос Салавата» - одна из лучших во всей башкирской живописи. Художник построил композицию своего полотна так, что фигура Салавата кажется словно приподнятой на невидимый пьедестал. И в лице, и в позе гордо выпрямившегося пленника видны независимость и бесстрашие, которые он сохранил после жестоких попыток. Таким приемом художник выразил свое представление о красоте и гордости национального характера.

В 1959 году Кузнецов вновь обратился к теме Салавата, написав «Легенду о курае». По содержанию и цветовому решению эта картина совершенно другая – светлая, поэтичная. Художник рассказал в ней о юности героя, о красоте уральской природы, сформировавшей его характер.

Для образа героя в картине «Допрос Салавата» художнику позировал молодой живописец Амир Султанович Арсланов. В процессе работы у него родился собственный замысел произведения на эту тему. В результате в 1959 году им была написана парадная композиция «Салават Юлаев», где народный герой изображён на белом коне на фоне каменистого пейзажа. Своеобразно еще одно произведение этой группы – картина «Изба Салавата» А. Э. Тюлькина. Объект внимания художника здесь – предметы, составляющие традиционное убранство башкирской избы: украшенный национальным орнаментом палас на полу, расписной деревянный сундук с высокой горкой разноцветных одеял и подушек, шитые полотенца, лук со щитом и стрелами в колчане на фоне досчатой стены. Во всем этом ощущается домашняя теплота и покой, тихий уют, в широкое восхищение натурой во всей ее живописной конкретности и тонко уловленный аромат эпохи.

Много раз, начиная с 1945 года, обращалась к славному образу и скульптор Тамара Павловна Нечаева. Она воплощала его то в бронзе, то в гипсе, то в фарфоре и каждый раз раскрывала в нём всё новые и новые черты.

Именно Нечаева создала в 1952 году первый в республике бронзовый памятник – бюст Салавату, он установлен под открытым небом в его родных местах – Салаватском районе. Крупные черты лица, гордая посадка приподнятой головы, её чёткий, ясный силуэт – всё это создаёт впечатление весомости, монументальности, говорит о стойкости и твердости духа изображенного человека.

В 1989 году похожий памятник бюст из кованой меди был установлен в эстонском городе Палдиски – месте, где прошли долгие годы неволи Салавата. И здесь Нечаева выделила его образ не только силой и целеустремленностью, но и творческой одухотворенностью.

Совсем другим, радостным, светлым настроением проникнута хранящаяся в Художественном музее имени М.В. Нестерова небольшая статуэтка из расписного фарфора, изображающая молодого Салавата. Крепкий, невысокий, курносый паренек, облаченный в красочный национальный наряд, закинув голову, подставив ветру юное лицо. Вглядывается в окружающий простор. Юноша словно впитывает в себя красоту вселенной, вслушивается в ее звуки, радуется солнцу, небу, родной земле, может быть, старается угадать свое будущее – об этом говорит легкая задумчивость в его взгляде.

Декоративно и керамическое панно «Пугачев и Салават», созданной в 1969 году и также находящееся в музее имени Нестерова.

Событием в культурной жизни Башкортостана стало открытие в 1967 году в Уфе памятника Салавату Юлаеву, выполненного скульптором из Северной Осетии Сосланбеком Дафаевичем Тавасиевым, воспитанника Петербургской академии художеств. Замысел этой работы возник у него во время пребывания в Башкортостане в 1941 – 1946 годах. Двадцать последовавших за этим лет протекли в напряженной работе. В результате было создано произведение глубокое и сильное по своему воздействию, понятное и нужное народу Башкортостана, ставшее украшением нашей столицы.

Ясный, величественный силуэт всадника на коне четко вырисовывается на фоне неба и уже издалека виден всем, кто подъезжает к нашей столице по железнодорожному или автомобильному мостам. Памятник парит над окружающим пространством – купами деревьев, холмами, зеленью лугов и перелесков, далеко расстилающимися по речным берегам. Он буквально захватывает своей жизненной правдой, мужественной и строгой красотой.

Монумент, созданный Тавасиевым. Прославляет нашу республику, силу и мужество ее народа, в символ которого он превратился.

Художник очень верно оценил значение Салавата для Башкортостана и в то же время создал произведение достойное того, чтобы им восхищались и другие нации. Салават Юлаев – это символ героизма, мудрости, духовной мощи, мужественности для башкирского народа, и для всей Республики Башкортостан.

Образ Салавата Юлаева будет образом вечным. К нему обратится еще не одно поколение поэтов, драматургов, композиторов, художников, скульпторов и режиссеров.

Приложение



Использованная литература

1.Культура Башкортостана. Учебник – хрестоматия для 7 класса. Ред. С. А. 2.Галин – Уфа: Китап, 2002. – 216 с., илл.

3.Габитова М. Салават Юлаев – славный сын башкирского народа. // Учитель Башкортостана. – 1998. - №6. - с.54 – 55.