СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: «Охранительный педагогический режим как один из важнейших факторов создания благоприятных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему:

«Охранительный педагогический режим

  как один из важнейших факторов

создания благоприятных условий

обучения и воспитания детей с ОВЗ».

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Охранительный педагогический режим как один из важнейших факторов создания благоприятных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ».»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4

имени Тикеева Даниса Султановича»

муниципального района Иглинский район

Республики Башкортостан







Доклад на тему:


«Охранительный педагогический режим

как один из важнейших факторов

создания благоприятных условий

обучения и воспитания детей с ОВЗ».











Выполнила: учитель начальных

классов Вечко И.Г.




Иглино-2018


9


"Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять,

выпестовать в каждом ученике

его неповторимо-индивидуальный талант -

значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства" 
В. А. Сухомлинский



Уважаемые коллеги, у многих из нас в классах обучаются дети с ОВЗ. Такие дети есть и в моём классе.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

(СЛАЙД 1)

К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся:

1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

3. Дети с нарушением речи (логопаты);

4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5. Дети с умственной отсталостью;

6. Дети с задержкой психического развития;

7. Дети с нарушением поведения и общения;

8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).


(СЛАЙД 2)


Тема моего выступления: «Охранительный педагогический режим как один из важнейших факторов создания благоприятных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ».


В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья . По состоянию на 1 января 2018 года в Республике Башкортостан проживало 15 973 детей-инвалидов. В ФЗ №273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ» глава 1.,ст.2,3,5) говорится, что должны создаваться необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; отмечено, что дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на получение качественного образования».


Перед педагогическим сообществом ставится задача создания «Новой школы». Школы, которая будет соответствовать предъявляемым требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС общего образования.

Любой учитель, имеющий опыт обучения детей с различными возможностями в обычном классе, скажет, что включение таких детей – это комплексный и сложный процесс.

Чтобы добиться успеха, учителя должны быть высококвалифицированными и мотивированными специалистами.

Сегодня коррекционная работа является основной специфической задачей не только специальных (коррекционных) образовательных учреждений, но и общеобразовательных, где обучаются инклюзированные дети. Она нацелена на устранение, а если это невозможно, то на смягчение дефектов в психофизическом развитии аномальных детей, и содействует возможно большему приближению их развития к уровню нормальных школьников. Коррекционный процесс сливается с учебно-воспитательным.

Соблюдение охранительного режима-это один из принципов коррекционно-воспитательной деятельности в системе организации работы с детьми, имеющими нарушения психофизического здоровья .


Охранительный педагогический режим – это деловой, спокойный и привычный для ребенка распорядок дня. Режим предусматривает тщательное планирование всех мероприятий, которые направляют деятельность учащихся, определяют их поведение.

Влияние учебной нагрузки и режима обучения отражается в течение учебного года не только на нервно-психической сфере учеников. Но и на других показателях состояния здоровья. Четкий, последовательный, привычный и щадящий режим облегчает работу ученика, создает условия для проявления его здоровых начал: активности, интереса к учению, работоспособности. Он приучает ребенка к определенному жизненному ритму, создает у него ровное, бодрое настроение. Такой режим сохраняет, экономит, восстанавливает нервные силы ребенка, успокаивает его, способствует общему укреплению нервной системы и всего организма в целом. В условиях охранительного режима ученик становится более восприимчивым и трудоспособным, у него быстрее и устойчивее воспитываются и закрепляются необходимые в жизни навыки. Охранительный педагогический режим укрепляет нервную систему ребенка, он дает возможность предъявить к нему повышенные требования, которые в свою очередь, способствуют ослаблению недостатков и продвижению вперед. Как показал опыт, ученики, воспитанные в условиях режима, скорее и правильнее «входят» в жизнь, растут более активными, уравновешенными, трудолюбивыми; они умеют не только преодолевать встающие перед ними трудности, но и благотворно влиять на окружающих.


(СЛАЙД 3)


Типичные затруднения у детей с ОВЗ.


1.Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;

2. Темп выполнения заданий очень низкий;

3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;

4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);

5. Низкий уровень развития речи, мышления;

6. Трудности в понимании инструкций;

7. Инфантилизм;

8. Нарушение координации движений;

9. Низкая самооценка;

(СЛАЙД 4)


10. Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;

11. Высокий уровень психомышечного напряжения;

12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;

13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;

14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.


(СЛАЙД 5)


Причины этих проблем связаны с особенностями анатомического строения мозга.


I блок мозга отвечает за его активность.

(Сюда относится ствол головного мозга. )

Если первый блок недостаточно развит,

то ребенок быстро утомляется.


Признаки: дети на уроке перестают быстро воспринимать информацию, начинают вертеться, мешают другим, частые перепады настроения, психосоматика (частые простудные заболевания).


(СЛАЙД 6)


II блок – переработка, хранение информации.

(Если есть нарушения в работе II блока:

затылок - зрительная информация,

виски – слуховая,

темя – кинестетическая, то это приводит

к проблемам с памятью и трудностям ориентации в пространстве.)

Признаки:

Зеркальное написание букв, замена, пропуск букв, слов, слогов, путаница похожих букв, неправильная ориентации в тетради, строчки неровные, выходят за поля, ошибки в правилах, «как слышу, так и пишу».


(СЛАЙД 7)


III блок – контроль, целеполагание, программирование.

(в основном лобные доли)

Различные нарушения эмоционально-волевой сферы


Признаки:

несоблюдение учебных правил, социальных норм, правил поведения, не может себя контролировать даже если хочет, нет интереса к учебной деятельности, повышенная отвлекаемость, действия по образцу выполняются с большим трудом.

(СЛАЙД 8)



Охранительный режим – режим, щадящий нервную систему ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оберегающий его от излишнего перевозбуждения и утомления включает в себя:


  • взвешенный распорядок дня и полноценное питание;

  • правильное чередование труда и отдыха учащихся, умственного и физического труда;

  • предотвращение перегрузок;

  • создание благоприятного климата на уроке и во внеурочное время,

  • создание в школьном коллективе атмосферы принятия ребенка с ОВЗ;

  • систематический режим двигательной активности;

  • культурный отдых учеников (посещение мероприятий и участие в них);

  • коррекционно-развивающую направленность уроков и мероприятий;

  • ориентацию учеников на здоровый образ жизни; профилактику опасного поведения и снятие конфликтных ситуаций.


Ответственность за выполнение ОПР лежит на всех сотрудниках школы и в первую очередь на педагогах.


(СЛАЙД 9)


ОПР предполагает:


    • учет периодов работоспособности детей на уроках и занятиях (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомляемости);

    • учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количество видов деятельности, их продуктивность…);

    • наличие эмоциональных разрядок на занятиях и уроках;

    • использование физических пауз.



(СЛАЙД 10)


Основным режимным моментом в школе является урок. Еще до начала первого урока в классе должна быть создана спокойная и рабочая обстановка. Урок должен начинаться в нормальных условиях, организованными самими детьми: приготовлены учебники, подточены карандаши и т.д. Необходимо учитывать, что дети с ОВЗ с трудом освобождаются от влияния шумной и многолюдной перемены, организацию урока необходимо начитать с первой минуты. Первые 2-5 минут – врабатывание. Но этот период можно сократить, если сразу создать ситуацию интереса, игры, сконцентрировать и привлечь внимание детей к предстоящей работе. Затем – период самой высокой работоспособности. Он продолжается 10-15 минут, но этот период можно удлинить, если чередовать виды деятельности, поддерживать интерес, высокую мотивацию. Далее наступает период – компенсаторная перестройка, необходимо помнить, что однообразная умственная работа вызывает длительное раздражение отдельных участков коры мозга, что влечет за собой охранительное торможение, вследствие чего ухудшается внимание, понижается работоспособность, об этом сигнализирует «двигательное беспокойство».


(СЛАЙД 11)


Весьма утомительно для школьников с ОВЗ длительное сохранение рабочей позы, выносливость к статическим нагрузкам у них еще невелика. Для поддержания оптимального функционального состояния детей важно, чтобы плотность урока (процент чистого времени на уроке, затраченного на учебную работу) составлял не менее 60% и не более 80%.

Двигательное беспокойство – это защитная реакция организма, он как бы отключается, давая отдых, не доводя свой организм до утомления. Пора дать детям возможность передохнуть, отвлечься. Предотвращает утомление и способствует сохранению работоспособности и укреплению здоровья в целом регулярное проведение физминуток. Учителю следует помнить, что физпаузы в стихотворной, развлекательной форме позволяют быстрее снять с учеников усталость и восстановить силы для последующей работы на уроке. Привлечение детей к проведению физминуток способствует развитию активности. Подвижности и инициативности ребенка. Короткий активный отдых можно организовать по-разному.

После письма, когда устали руки, полезно выполнить несколько движений пальцами и кистями рук. Движения необходимо повторять 5 – 6 раз в среднем темпе.

(СЛАЙД 12)


Это может быть физкультурная минутка (начальная школа – 2 физминутки, старшая школа – 1 физминутка). Физкультурные минутки и физкультурные паузы – это формы физкультурных мероприятий, отличаются прежде всего длительностью: на физминутку отводится 2-3 минуты, а на физпаузу может быть затрачено 6-10 минут и проводится она может на перемене. Но главное их различие состоит в том, что во время физминутки решается более локальная задача – при помощи нескольких гимнастических упражнений снять напряжение мышц спины, усилить кровообращение и ликвидировать утомление мышц кисти и пальцев. Физкультурная пауза, кроме достижения этих целей, обеспечивает некоторое снижение умственного утомления, улучшение внимания и памяти у учащихся.

Но регулярное выполнение физминуток и физпауз еще не есть залог успеха урока и залог оздоровления организма школьника. С первых дней занятий в школе учитель должен познакомить ребят с правильной посадкой за партой.

Наилучшие физиологические и гигиенические условия для работы учащихся за партой:

- хорошее зрительное восприятие,

- свободное дыхание,

- нормальное кровообращение – создаются при выработке у школьников прямой посадки.

Ученик должен глубоко сидеть за партой на стуле, ровно держать корпус и голову, лишь немного наклонить ее вперед. При этом расстояние от глаз да книги или тетради сохраняется в 35 см. между туловищем и краем парты остается свободное пространство в 4 см, ступни ног опираются на пол или подножку, предплечья свободно лежат на столе. Учитель должен постоянно обращать внимание детей на правила посадки и указывать на ошибки положения корпуса туловища за столом, если это необходимо.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

Планируя урок или занятие, педагог должен учитывать, что самые трудные уроки – русский язык, математика и чтение, а наиболее напряжение организма вызывают непосредственно письмо и решение задач. Специальными исследованиями установлено, что продолжительность непрерывного чтения не должна превышать 10 минут. Оптимальная продолжительность непрерывного письма – 2 мин 50 сек в начале урока и 1 мин 50 сек – в конце. Установлено, что общая  продолжительность письма  на уроке для детей 6-летнего возраста не должна превышать – 8 мин, в возрасте 7-8 лет – 10 минут.


По данным исследований психологов люди запоминают только 20% того, что видят, 30% того, что слышат, 50% того, что видят и слышат и 80% того что они видят, слышат и делают одновременно. Желание педагога повысить эмоциональность урока, изменить форму работы, переключить внимание учащихся вполне реализуется при использовании различных ТСО: интерактивной доски, телевидения, кинофильмов, звукозаписи. Но все хорошо в меру. Применение ТСО создает повышенную нагрузку на ЦНС, а длительное использование этих средств сильно утомляет. Поэтому существуют научно обоснованные нормы использования ТСО. Например, в нач. кл. длительность просмотра кинофильмов 15-20, а телепередач – 15 минут, безопасная длительность применения интерактивной доски на уроках в 1-3-х классах составляет не более 20 минут, а начиная с 4-го класса – не более 30 минут.








1.Вот некоторые гигиенические критерии

рациональной организации урока :


Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

Рациональный

недостаточно рациональный

Нерациональный

1

Количество видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-2

2

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

не более 10 мин.

11-15 мин.

более 15 мин.

3

Частота чередования различных видов учебной деятельности

смена не позже чем через 7-10 мин.

смена через 11-15 мин.

смена через 15-20 мин.

4

Количество видов преподавания

не менее 3-х

2

1

5

Чередования видов преподавания

не позже чем через 10-15 мин.

через 15-20 мин.

не чередуется

6

Наличие эмоциональных разрядок (кол-во)

2-3

1

Нет

7

Место и длительность применение ТСО

в соответствии с гигиеническими нормами

с частичным соблюдением гигиенических норм

в произвольной форме

8

Чередование позы

поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся

имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся

частые несоответствия позы виду работы. Познание не контролируется учителем

9

Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток

на 20 и 35 мин. урока по 1 мин. из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого

1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью

Отсутствуют

10

Психологический климат

преобладают положительные эмоции

имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный

преобладают отрицательные эмоции

11

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности

не ранее 40 мин.

не менее 35-37 мин.

до 30 мин.




2.Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока


Критерии здоровьесбережения

Характеристика

Обстановка и гигиенические условия в классе

Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители

Количество видов учебной деятельности

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение,  слушание,  рассказ,  ответы на вопросы, решение примеров,рассматривание,  списывание и др.

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности


Количество видов преподавания

Виды преподавания:  словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа.

Чередование видов преподавания


Наличие и место методов, способствующих активизации мыслительной деятельности

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).

Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия).

Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки,  взаимооценки).

Место и длительность применения ТСО

Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения.

Поза учащегося, чередование позы

Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы.

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке

Внешняя мотивация: оценка. Похвала, поддержка, познавательный момент.

Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

Психологический климат на уроке

Взаимоотношения на уроке:

-учитель-ученик(комфорт-напряжение,сотрудничество-авторитарность. Учет возрастных особенностей);

-ученик-ученик(сотрудничество-соперничество,дружелюбие-враждебность,активность-пассивность, заинтересованность-безразличие).

Эмоциональные разрядки на уроке

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка. Афоризм, музыкальная минутка. четверостишие

Момент наступления утомления и снижения учебной активности

Определяется в ходе наблюдения: момент наступления и снижение учебной активности (пассивные отвлечения)






Дыхательная гимнастика

В различных формах оздоровительной работы на уроках

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать рекомендации об обязательной гигиене носа

Динамические паузы

На уроках и во внеклассной работе

В форме физкультминуток, переключающих ребёнка на разные виды деятельности, снимающие напряжение и усталость

Релаксация

В зависимости от состояния детей и целей, педагог сам определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп, во время уроков                          и внеклассных занятий.

Можно использовать спокойную классическую музыку(Чайковский, Рахманинов,Вивальди), звуки природы

Самомассаж

В зависимости от поставленной педагогом целей,                        в различных формах оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребёнку серьёзность процедуры и под руководством педагога провести оздоровительный сеанс

Пальчиковая гимнастика

На уроках и внеурочной работе

 Рекомендуется всем детям, особенно с ДЦП и речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (на любом этапе урока).

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время.                          В зависимости от интенсивности зритетельной нагрузки

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ упражнений педагогом

Игротерапия

В свободное время от занятий, во время уроков. Время строго не фиксируется, в зависимости от поставленных задач

Игра может быть организована незаметно для ребёнка на любом этапе урока, посредством включения детей в игровую деятельность

Сказкотерапия

 Начиная с 1 класса 2-4 занятия в месяц (урок, просмотр и чтение сказки, поход в театр и т.д)

Занятия  используют для психолого-терапевтической и развивающей работы, создание положительного эмоционального настроя.

Фонетическая ритмика

На уроках чтения и русского языка 5-10 минут

Рекомендованы в классах для детей с задержкой в развитии, с проблемами слуха и речи, для коррекции речевых нарушений.



4.Виды здоровьесберегающих технологий



Здоровьесберегающие технологии

Здоровьеразвивающие технологии

Здоровьесозидающие технологии

-соблюдение температурного режима                                         - создание условий для психологического комфорта   - соблюдение правил по технике безопасности для учащихся.

-развитие двигательных навыков

-формирование навыков правильной осанки

-развитие пространственной ориентации                                            -обеспечение эмоциональной комфортности                                         -формирование навыков партнёрства и сотрудничества                                    -развитие внимания            

-формирование творческих способностей.

-формирование знаний о здоровом образе жизни                 -обеспечение личностного комфорта                                              -использование разнообразных видов деятельности                                      -соблюдение гигиенических требований.






Учителю необходимо знать влияние здоровья ученика на работоспособность и утомляемость организма, что приводит к повышению или понижению эффективности урока и всего процесса в целом.

Работоспособность – это способность человека, характеризующаяся возможностью, длительностью и интенсивностью выполнения той или иной работы. Если внимательно понаблюдать за учениками или даже за собой, то можно убедиться, что работоспособность меняется в течение дня. В разные дни недели и даже в разные месяцы она неодинакова. Так у школьников наиболее высокая работоспособность наблюдается с 9 до 11 часов утра, поэтому в этот промежуток времени желательно проводить наиболее «трудные» предметы, т.к. затем уровень работоспособности падает.

Помимо суточных колебаний работоспособности отмечают ее изменение в течение недели. Так, наибольшая работоспособность отмечается во вторник, а к концу недели она исчезает.

В процессе любой работы каждый человек в какое-то время начинает испытывать чувство усталости и потерю желания продолжать работу. Это один из признаков утомляемости, обычно характеризующийся временным снижением работоспособности. Чем интенсивнее выполняется работа, тем быстрее наступает утомление. Особенно быстро человек утомляется в тех случаях, когда приходится долго сидеть в неподвижной позе при однообразной работе. Отсутствие радостных эмоций также приводит к утомлению.

Чтобы предупредить снижение работоспособности, следует чередовать различные виды деятельности. Так после 40 минут работы рекомендуется сделать перерыв на 5-10 минут. Во время перерыва надо проветрить комнату, подвигаться, сделать несколько физических упражнений.

Необходимо также помнить, что хороший настрой на работу, связанный с положительными эмоциями. Отдаляет наступление утомления.

Большое значение в сохранении здоровья школьников имеет оформление наглядных пособий.

Пособия должны быть простыми по содержанию, но оформлены художественно, отличаться четкостью и простотой построения, они должны быть удобны для обозрения, ясны для понимания и свободны от всего лишнего, заслоняющего существенно важное.


При изготовлении самодельных наглядных пособий цифровые и текстовые надписи рекомендуется делать черной тушью на белой бумаге, придерживаясь следующих размеров цифр и букв: для младших классов — 4 — 5 см, для старших — 2,5 — 3,5 см, а в начале учебного года для первого класса—примерно 8 см. Расстояние между буквами делают обычно около 1/3, 1/2 их высоты, а толщину штрихов — в 1, 1,4 см.


Правильное оформление наглядных пособий облегчает восприятие и помогает учителю воспитывать у детей внимание и зрительную память.

Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимо предоставление особых условий по сравнению с их одноклассниками, в частности, изменения организации учебного места, подачи учебного материала, сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов преподнесения  информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Примером модификации может служить частичное либо упрощённое выполнение учащимся общеобразовательной программы, применение гибкого расписания.


(СЛАЙД 13)


   Положительных результатов в коррекции детей с ОВЗ можно добиться применяя методы нейропсихологической коррекции. Нейропсихология связана с мозговой организацией психических процессов.

В своей работе я использую:

• программу «Гимнастика мозга» Пола Деннисона (Пол Деннисон — американский психолог, доктор наук в образовании, создатель Образовательной Кинезиологии — науки о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Основная идея, на которой построена гимнастика мозга — это связь и влияние в процессе обучения друг на друга трех элементов: мозга, тела и эмоций);



• комплекс упражнений из программы Сиротюк А.Л. (Сиротюк Алла Леонидовна - доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии, профессор Тверского государственного университета.

1999 году защитила кандидатскую диссертацию «Психологические условия деятельности учителя по развитию мышления младших школьников с учетом возрастной динамики функциональной асимметрии полушарий головного мозга»);



• “Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения» уроки психологического развития Н.П. Локаловой (Локалова Наталья Петровна - кандидат психологических наук.

Старший научный сотрудник Психологического института Российской академии образования).

(СЛАЙД 14)



Можно использовать следующие упражнения для тренировки:

1.Колечко (развитие мелкой и крупной моторики).

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками. ( при этом можно произносить скороговорки). Это упражнение способствует так же формированию быстрого чтения.

(СЛАЙД 15)



2. «Кулак - ребро - ладонь». (Это упражнение улучшает мыслительную деятельность, синхронизирует работу полушарий, способствует запоминанию, повышает устойчивость внимания, активизирует процессы письма и чтения.)

Исходное положение: сидя, руки находятся на плоскости стола. Три положения руки последовательно сменяют друг друга. Сжатая в кулак ладонь, положение ладони ребром на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе. Количество повторений 8-10 раз.

(СЛАЙД 16)



3. «Лезгинка» (способствует концентрации внимания, развивает самоконтроль).

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

(СЛАЙД 17)


4. «Ухо – нос – хлопок». (Улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость, способствует самоконтролю, произвольности деятельности.)

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наобор


(СЛАЙД 18)



5. «Думательный колпак». (Упражнение помогает активизировать кратковременную память, стимулировать работу мозга и мышц. Способствует концентрации внимания, придает чувство уверенности в себе. Очень полезно делать это упражнение перед выходом к доске).

Можно выполнять стоя и сидя. Держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок. Возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы – спереди. Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка. Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее.


(СЛАЙД 19)



Упражнения на снятие эмоционального напряжения

  1. «Возьмите себя в руки».

Говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека».

  1. «Врасти в землю».

«Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко сцепи зубы. Ты могучее, крепкое дерево, У тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека».



(СЛАЙД 20, 21)



На уроках с детьми мы выполняем гимнастику для глаз.

• Если глаза направлены вверх и влево – сейчас человек видит внутренние образы. Не всегда он отдаёт себе в этом отчёт, но именно сейчас он находится в области зрительной памяти. Вспоминая образы прошлого, мы обычно взглядываем именно вверх и влево.

• Взгляд вверх и вправо: конструирование зрительного образа, внутренней картинки. Как правило, там рождаются образы, которые человек раньше не видел.

• Взгляд горизонтально налево или направо: слуховой канал. Если взгляд направлен горизонтально влево – это слуховая память. Здесь хранятся запомненные звуки (чья¬ -то речь, мелодия, ритмичные стихи). Взгляд, направленный горизонтально направо означает слуховое конструирование.

• Взгляд вниз налево означает состояние внутреннего диалога. В такие моменты человек комментирует и оценивает свой опыт.

• Взгляд вниз вправо: чувства. В этот момент возникает доступ к чувствам.

И вот что интересно, принято считать, что чем больше человек читает, тем грамотнее он пишет. Грамотность формируется только в том случае, когда глаза во время чтения уходят вверх и влево относительно средней линии взора. Если человек читает, опустив глаза вниз (например, лежа), зрительные эталоны слов не формируются, так как в этом случае доступ к зрительной памяти затруднен. Гимнастику для глаз можно использовать при формирововании орфографических навыков, чтобы выучить новое слово или запомнить.

ПРАВИЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ОРФОГРАФИИ



1.Чтобы выучить новое слово или запомнить, следует посмотреть на правильное написание слова.

2. Закрыть глаза и подумать о чём-нибудь приятном. Например, постараться увидеть что-нибудь вкусное – мороженое. Улыбнуться с закрытыми глазами. Когда приятное чувство окрепнет, открыть глаза и посмотреть на слово.

3. Теперь посмотрите вверх влево и нарисуйте правильное написание на внутреннем экране.

4. Глядя на внутренний образ слова, нужно назвать его по буквам (именно по буквам, а не по слогам!) Смотришь на букву – называешь её. Пользуясь «шпаргалкой, которая всегда с тобой», спишите буквы, которые видите. Сверьтесь с правильным написанием. Если есть ошибки, повторите с первого шага.

5. Посмотрите на воображаемое слово на внутреннем экране и назовите его, а потом запишите по буквам от конца к началу (задом наперёд).



Сверьте написанное с тем, как было записано слово на листе бумаги. Постепенно этот механизм станет использоваться автоматически.

Лучше, если эти упражнения превратятся в занимательную игру.



• Мысленно закрасьте слово своим любимым цветом.

• Мысленно расположите слово на знакомом для вас фоне.

• Если слово длинное, мысленно уменьшите размер букв так, чтобы слово целиком легко представлялось.

• Нарисуйте в воздухе пальцами слово в прямом и зеркальном отражении.

• Начиная конструирование слова визуально, заканчивайте в позитивной кинестетике (как правило, позитивные чувства связаны со средней линией

тела).

(СЛАЙД 22)



Требования и условия проведения кинезиологических комплексов:

  • Проведение на каждом уроке(на перемене) – динамические паузы 3-5 минут;

  • Занятия проводятся ежедневно, без пропусков;

  • Занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

  • От детей требуется точное выполнение движений и приемов;

  • Упражнения проводятся стоя или сидя за партой;

  • Выполнение стандартных учебных действий может прерываться, творческую деятельность прерывать нецелесообразно;

  • Применение перед началом интенсивной умственной нагрузки, контрольной работы, срезов знаний, олимпиад;

  • Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя.


(СЛАЙД 23)



Результативность.

  • Снижается тревожность, пропадает страх отвечать у доски, дети становятся спокойнее и увереннее.

  • Улучшаются навыки самостоятельной работы с учебником, со справочной литературой.

  • Повышается мотивация к обучению.

  • Развивается устная речь, письменная речь

  • Формируется логическое мышление.

  • Улучшаются коммуникативные навыки



(СЛАЙД 24)



При проведении кинезиологических комплексов квалифицированную консультативную поддержку педагогам, работающим в режиме инклюзии должны оказывать специалисты служб психолого-медико-педагогического сопровождения, в составе: учитель-дефектолог, педагог-психолог, логопед, социальный педагог, медицинские специалисты, валеолог.

(СЛАЙД 25)



В системе деятельности классного руководителя необходимо планировать значительное место для формирования нравственных чувств и качеств обучающихся, таких как толерантность, сочувствие, сопереживание, забота, взаимопомощь. Детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо учить общению. Если в классе удалось сформировать атмосферу поддержки, дети будут рады и будут опекать любого новичка в классе. Они все будут чувствовать себя ответственными за то, чтобы новички хорошо себя чувствовали, и будут оказывать им посильную помощь и участие. Важно поддерживать в детском коллективе положительную эмоциональную атмосферу, когда дети могут обсуждать свою жизнь и чувства, развивать взаимную поддержку, организовывать коллективные дела, когда у каждого ученика было бы своё доступное ему задание или поручение.


  Педагогам необходимо  ежедневно находить возможность говорить с детьми на любые темы, которые их интересуют или беспокоят. Учитель должен показывать, что ценит каждого ребенка, открыто хваля индивидуальные усилия каждого и достижения класса в целом, также призывая класс развивать эти достижения.

  Необходимым условием в работе с «особенными» является применение технологий достижения результатов (успеха). С этой целью уместно отмечать достижения ребенка относительно его прошлых успехов, а также его нестандартные достижения.

О том, как лучше организовать обучение детей рассуждал К.Д. Ушинский в своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении». В этой работе К.Д. Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание, интерес учиться. Первой заповедью обучения и воспитания К.Д. Ушинский считал необходимость дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения.


  Успех рождает сильный дополнительный импульс, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, школе, труду как таковому. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности. Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Её переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности.





(СЛАЙД 25,26,27,28,29)



Следует использовать возможности внешкольной работы, например, во время занятий в кружках, такие виды декоративно-прикладного творчества, как бумагопластика, квиллинг, оригами, плетение и т.д. помогают решать педагогические задачи: развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, усидчивости, аккуратности, сотрудничество и многое другое. Развивается ряд психологических процессов: мышление, память, восприятие. Уделять обучению изобразительному искусству, музыке, драматическому искусству, танцам и физкультуре не меньше внимания, чем другим предметам, так как навыки и достижения в этих областях, и как следствие этого, самооценка, ведут к достижению больших успехов по всем предметам.


(СЛАЙД 30)


Большую роль в коррекционной работе играет семья, в которой ребенок воспитывается и влиянию которой постоянно подвергается. В выстраивании позитивных внутрисемейных отношений весома роль учителя, специалистов ПМПк и службы сопровождения. Они помогают формировать у родителей адекватное восприятие собственного ребенка, следят за тем, чтобы в семье складывались доброжелательные детско-родительские отношения, помогают устанавливать разнообразные социальные связи и соблюдать требования, принятые в общеобразовательной школе.

(СЛАЙД 31)


И. помните, «Понимание, великодушие,

милосердие, терпимость

и вера в ребёнка - вот

наши главные лекарства.

И ещё – яркая, наполненная трудом,

общением и заботой о других, жизнь»

Дубровский А.А.


(СЛАЙД 32)





Библиографический список

1.Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.

2.Адлер А. Теория и практика индивидуальной психологии. – М.: НВТ «БИМК–Д», 1996. – 503 с.

3.Анохин П.К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование. – М.: Медицина, 1963. – 286 с.

4.Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.:»Политиздат», 1989. С. 355.

5. Акимова О.И. Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы междун. науч. практ. конф. / Под. Ред. С.В. Алехиной. – М.: Изд-во Мос. Гор. Психолого-пед. ун-та, 2011.

6.Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол.фак. Педвузов. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2004. – 316 с.

7.Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:»Просвещение», 1991. С. 169.

8.Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – 527 с.

9.Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. — М.: Просвещение, 1999. – 198с.

10.Грановская Р.М., Никольская И.М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2000. – 96 с.

11.Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина. -- 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002. - 272 с.

12. Грошенков И. А. «Уроки рисования в I-IV классах вспомогательной школы. Изд. 3-е, исп. и доп. М., «Просвещение», 1975.

13.Л.И. Дмитриева, Л.В. Смирнова. Предупреждение и коррекция нарушений письма у учащихся с нарушением интеллекта (на примере оптической дисграфии). Тюмень: Издательство ТГУ, 2006.

14. Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках.- СПб, 2006.

15.Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология»/ Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001. – 448 с

16.Дефектология: Словарь–справочник/ Авт.-сост. С.С. Степанов/ Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Новая школа, 1996. – 80 с.

17. Жидкина Т.С. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005.

18.Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. М.: Просвещение, 1996.

19. Загуменнов, Ю.Л. Инклюзивное образование: создание равных возможностей для всех учащихся / Ю.Л. Загуменнов // Минская школа сегодня. - 2008.

20.Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. – СПб.: Речь, 2003. – 391 с.

21.Кузнецова Л.А. методическое руководство к учебнику «Ручной труд» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. СПб,, 2008.

22. «Комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС ОО»: методические рекомендации для педагогов С/К/ОУ/ авт.сост. И.М.Чернова, Е.И.Шевченко, О.П.Зверева; под ред. Г.В.Яковлевой. – Челябинск: ЦИЦЕРО, 2013.

23.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М.: Владос, 2004.

24.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983. Т. 2.

25.Майков, А.Н. Методические рекомендации по курсу «История России с древнейших времен до конца XVIII века» 6-7 классы. – М.: Просвещение, 2007. – 348с.

26.«Организация и содержание обучения детей со сложной структурой дефекта»: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (12-14 марта 2014 г.)/ Под ред. Белявского Б.В. (отв. редактор), Зарубиной И.Н., Кутеповой Н.Г., Потапчук С.В., Соловьёвой И.Л. – Челябинск, 2014.

27.Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: Опыт словаря–справочника/ Сост. А.Н. Нигаев, О.Л. Алексеев, Е.В. Шиврина. – Екатеринбург: УрГПУ, 1997. – 118 с.

28.Основы специальной психологии/ Под ред. Л.В. Кузнецовой, М.: ВЛАДОС, 2002. – 396 с.

29.Перова М.Н Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.— 408 с.: ил. — (Коррекционная педагогика)

30.Перова М.Н. Преподавание математики в коррекционной школе: пособие для учителя специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ М.Н.Перова.-М.: Просвещение,2013г.

31.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1- 4 классы. / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М. Просвещение, 2008.

32.Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. М., 2008.

33.Программа: Штукатурно-малярное дело (С.В. Бобрешова, Я.Д. Чекайло) Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2010. – Сб. 2.

34.Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с У.О.- М., Изд. Энас.- 2009

35.Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии.- М., Изд.Владос.- 2009

36.Скворцова И.В. Логопедические игры. Для детей 4-6 лет. –М.: ЗАО «ОЛМА –Медиа Групп», 2008

37.Стребелева Е.А Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога /Е.А. Стребелева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 256с.: ил. – (Коррекционная педагогика).

38.Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, и др.; Под ред. В.И. Лубовского – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 464 с.

39.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: «Педагогика», 1974. С. 569.

40.Уроки истории в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школыVIII вида: Учеб.-метод.пособие. – М.: Гуманит.издат.центр ВЛАДОС, 2003. – 224с. – (Коррекционная педагогика).

41.Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребёнка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. I - II -III период обучения.- М: Издательство Гном и Д, 2007.

42.Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных. Учреждений VIII вида: пособие для учителя /

43. Эк В.В.- 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2005. - 221 с.

44. Сайт: eduidea.ru/inits/103

45. Сборник методических материалов по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в режиме инклюзии/ И.М. Чернова, Е.И. Шевченко, О.П. Зверева, Белозёрова Л.И., И.А. Гребенюк, Алдакушева Е.С., Малашкина С.В., Мещерякова А. О., Якимова Е.В., Белозерова Л. И., Рудовская О. В./ под общей ред. Г.В. Яковлевой- Челябинск, Цицеро, 2015.

46. Доклад о состоянии гражданского общества в Республике Башкортостан в 2016 году

47. http://rahimitegez.ru

48. Презентация «Сопровождение детей с ОВЗ с учетом их психофизиологических особенностей», учитель начальных классов: Власовец С.И., МОУ «Сланцевская СОШ № 6»,2017 год.



24