Чеснокова Ольга Сергеевна
учитель начальных классов МОУ «СОШ №18» г. Котлас
«Инновационная деятельность. Формирование основ экономической грамотности у учащихся начальной школы»
Часто можно услышать от детей: «Зачем учиться? Это не пригодится в жизни! Кому это надо?» Да и многие взрослые считают, что большинство предметов, изучаемых в школе, им не пригодились, от слова совсем. И наоборот, молодёжи не хватает определённых знаний, навыков, умений во взрослой жизни. Отчасти могу согласиться с доводами о «ненужности» части предметов. Но, скорее всего, это не полная ненужность предмета, а нехватка изучаемым урокам практической направленности. Считаю, что курс финансовой грамотности не имеет такого изъяна. В чём же его целесообразность?
Актуальность повышения уровня экономической грамотности учащихся
Наш мир развивается быстро и интенсивно, сложно порой перестраиваться и «выживать» в условиях новой экономической и финансовой ситуации во всем мире. Кризисы и дефолты постоянно сотрясают нашу жизнь, много тревог и страхов людей вокруг финансовой темы. Многие взрослые столкнулись с проблемой того, что они не знают и не умеют управлять своими финансами, их не обучали этому целенаправленно, и они не могут сформировать правильное отношение к деньгам у своих детей. Люди попадают в омут кредитов, боятся брать ипотеку, ибо не могут рассчитать средства на длительный период. Взрослые попадают в кабалу микрофинансовых организаций. Принимают участие в финансовых пирамидах. У молодёжи наблюдается неумение соизмерять расходы с доходами, планировать бюджет семьи, желание получить все и сразу. Желание быстро обогатиться без приложения усилий ведет население к участию в различных лотереях.
Что уж тогда говорить о детях начальной школы?! Часто можно наблюдать ситуацию, когда ребенок школьного возраста просит родителей купить ему в магазине игрушку\вещь, не понимая, что она очень дорога для этой семьи. Ребенок не умеет распределять карманные деньги на неделю, тратя их сразу за день. И таких примеров экономической безграмотности людей можно привести море.
Умение управлять финансами – это не врожденная способность человека, это приобретенная система представлений, ценностей и сформированных привычек. И заложить основы её помогает мой КПВ.
Почему очень важно закладывать основы финансовой грамотности в школе? Каковы цели воспитания экономической грамотности у младших школьников?
В последние годы выявились серьезные недоработки школьного образования в экономическом воспитании школьников.
Отсутствие экономического воспитания иногда проявляется в небрежном отношении детей к своим и чужим вещам, школьному имуществу, ведь они не понимают, что замена этих вещей стоит родителям немалых финансовых затрат.
Все это делает актуальным введение задач формирования экономической грамотности в программы различных школьных предметов, как важного элемента воспитания подрастающего поколения.
Определённую часть в решении задач формирования финансовой, экономической грамотности может решать математика, в курсе которой поэтапно решаются задачи на стоимость, где отрабатываются вычислительные навыки и идёт введение в экономику жизни. Но курс КПВ идёт дальше. Он находит перекличку и с другими предметами.
Рассмотрим примеры заданий в математике начальной школы без ориентировки на УМК, связанные с экономикой.
В 1 классе учащиеся знакомятся с цифрами, числами в пределах 20; одновременно они знакомятся с единицами измерения стоимости — копейкой, рублем, монетами достоинством в 1, 5, 10 копеек, 1, 5, 10 рублей. В этом возрасте дети могут и должны научиться пересчитывать и отбирать монеты для оплаты какого-либо продукта в пределах 20.
Линейка стоит 20 рублей. Какими монетами ты можешь оплатить покупку? (перебор всех вариантов). У Маши 15 рублей, она купила ластик за 7 рублей. Сколько сдачи получит Маша?
Во 2 классе дети работают с числами в пределах 100, решают составные задачи, появляются монеты и купюры в пределах 100 р. Учатся переводить рубли в копейки и обратно. Появляется понятие цена товара, количество, стоимость покупки. Учащиеся решают задачи на стоимость товара, оплату товара, получение сдачи. В 3 классе решают задания в пределах 1000 р. В 4 классе увеличиваются денежные знаки до 1 000 000 рублей. Растёт и сложность решаемых задач.
Изучая площадь, мы можем рассчитать расход линолеума, ламината. Зная периметр, сосчитаем расход плинтуса.
КПВ помогает совершенствовать вычислительные навыки. Но и дополняя тему «Величины», могут быть рассмотрены такие модули, как «Зачем нужны деньги?» (1 класс), «Какими могут быть деньги», «Части монеты» (2 класс), «Откуда берется цена?» (3 класс), «Национальная валюта» (4 класс). Так как многие дети уже были за границей, то им интересна тема «Валюты разных стран», задания на перевод валют.
Сколько долларов можно купить на 1000 рублей?
Футболка стоит 5 евро. Какова стоимость 3 таких футболок в российской валюте?
В ходе курса мы узнали, как люди обходились без денег (товарный обмен,товарные деньги), как появились деньги (история происхождения рубля, копейки)
Цену многих товаров для решения и составления задач я прошу узнать в магазинах города.
Также прошу детей узнать у родителей стоимость кубометра воды, расход в месяц каждой семьи, сняв показания счётчика 2 раза с промежутком в месяц. На уроке мы считаем, стоимость воды в месяц у каждой семьи. Аналогично работаем с оплатой за электроэнергию, газ. Говорим о необходимости экономии, доказывая это не только финансовой бережливостью, но и вопросами экологии. Узнав стоимость коммунальных платежей, траты на еду, одежду, можно решать задачи на расчёт бюджета семьи, пусть в упрощенном варианте.
При подсчете квартирных платежей в конце месяца оказалось, что истрачено 5 м3 холодной воды и 2 м3 горячей. Сколько требуется заплатить за воду, если цена горячей воды 150 р. за 1 м3, а холодной 40 р. за 1 м3?
Саша хочет обновить свой компьютер, для этого ему необходимо накопить определенную сумму денег. Он может заработать деньги, подрабатывая в свободное от учёбы время, раздавая листовки. Сколько часов ему нужно работать, чтобы скопить нужную сумму? Решение подобной задачи, помогает научиться планировать доход и понимать нелегкость получения денег.
Также мы решали задачи на расчет суммы денег, необходимой на сбор ребёнка в школу к 1 сентября. Задание стало тем более интересным и поучительным, что в классе есть многодетные семьи с 4, 6 и 8 детьми. Дети удивлялись цифрам и начинали задумываться о бережном отношении к своим вещам. На уроках технологии, помня это, учимся экономнее тратить бумагу, картон, другие материалы. Позднее дети сами предложили рассчитать стоимость одежды для школьника с учетом занятий в спортивном зале и на лыжах.
Работая по курсу, дети знакомятся с новыми терминами, например, «бюджет».
Что такое бюджет? Бюджет семьи- это схема доходов и расходов, показывающая, как зарабатываются, тратятся, во что вкладываются деньги в семье. Слово «бюджет» буквально означает «денежная сумка».
В рамках рассмотрения данной темы можно предложить следующую задачу:
Семья Петровых состоит из отца, матери, бабушки и двух детей. Отец зарабатывает 45000 рублей в месяц, мать – 30000 рублей, а бабушка получает 15000 рублей в виде пенсии. Каков средний денежный доход на одного члена семьи?
Можно составить круговую или столбчатую диаграмму расходов семьи.
Знакомясь с темой «Бюджет», следует говорить о дефиците бюджета. Как сократить расходы в семейном бюджете? Начать экономить. С чего начать?
Поездка на поезде стоит 400 р. Чтобы проехать это расстояние на автомобиле, надо израсходовать 20 л бензина. Цена бензина 40 р. за литр. Какой вид транспорта выберет папа, если он поедет один? Изменит ли он своё решение, если с ним поедут мама и сын?
После решения задачи на сравнения стоимости завтрака из блинчиков и чая на семью из 3 человек в кафе города и дома, некоторые решили, что в кафе приятнее, но дома экономически целесообразнее, но нужно тогда и маме помогать готовить.
Часто, начиная решать задачи, мы приходим к выводам совсем не финансовым, а воспитательным.
Сосчитав стоимость лекарств на лечение простудного заболевание, задумались об охране здоровья, нужности физкультуры, зарядки, тренировок.
И таких примеров можно приводить много. Интеграция финансовой грамотности и предметного содержания дисциплин начальной школы может осуществляться через организацию проектной деятельности и решения контекстных задач. Для сюжета должны выбираться реальные ситуации, которые должны быть интересны детям, учитывать их возрастные особенности, уровень знаний, состав класса, события в стране и городе.
Благодатную почву для составления задач даёт тема ремонта в квартире.
Для ремонта квартиры купили 15 рулонов обоев по 2000 р. и 6 банок краски по 500 рублей. Сколько заплатили за всю покупку?
Решая задачи экономической тематики, дети задумываются о бюджете семьи, города, страны. С пониманием дела участвуют в сборах макулатуры, использованных батареек «Спасите ёжика», помощи приюту для животных «Право на жизнь» , акциях «Милосердие» в помощь детям-инвалидам, акциям «Подари книгу библиотеке - дай книге вторую жизнь»…
Можно использовать различные формы проведения занятий: ролевые игры (магазин, кафе), конкурсы, театрализованные представления и др.
Мне очень приятно, что 70 % ребят называют курс в числе любимых предметов.
Итоги выступления
Подводя итоги своего выступления, хочу сказать: обучить учащегося азам финансовой грамотности — важная и нужная задача. Финансовая грамотность – это совокупность базовых знаний в области финансов, банковского дела, страхования, а также бюджетирования личных финансов, финансов семьи, позволяют человеку правильно подбирать необходимый финансовый продукт или услугу.
Умелое управление денежными ресурсами лежит в основе финансовой грамотности. Лучшим этапом жизненного цикла человека, на котором ему может быть предоставлена возможность получить навыки финансовой грамотности, является этап получения образования в школе, поскольку в современном мире дети значительно раньше сталкиваются с деньгами, понимают их значение и учатся зарабатывать, школа должна помогать учащимся начинать адаптацию к активной жизни в условиях рынка. Учащиеся в возрасте 6-12 лет вполне способны воспринять финансовые понятия, изложенные простым языком и на доступных примерах.
Получив финансовые знания, ребенок сможет более осознанно подумать о своем будущем. При управлении личными финансами он сможет принимать разумные решения, формировать у себя правильные финансовые привычки и использовать свои знания на практике. Финансово образованный человек способен сам выбирать наиболее привлекательные пути в жизни, создавая материальную основу для развития общества