СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему Основы проектной деятельности

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему Основы проектной деятельности»

«Основы проектной деятельности»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми, в том числе и в образовании. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектной деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.

Для чего делают проекты в школе
Правильное использование проектной деятельности дополняет классическую систему образования, учит школьников самостоятельно добывать знания. Современная проектная работа для начальных классов помогает развитию личности ребенка с раннего возраста.

Чему учит такая деятельность
В младших классах метод проекта помогает мягче втянуться в учебу. Дети изучают то, что им интересно, а игровая, творческая форма делает такую работу интереснее, увлекательнее.

Когда ребенок готовит проект, он запоминает новую информацию и учится рассказывать о своих открытиях другим. Важный итог представления проекта учителю и одноклассникам — гордость за проделанную работу.

В средней школе проектная деятельность усложняется, у нее появляются дополнительные задачи. Школьники изучают примеры проектов по проектной деятельности из тех учебных предметов, которые им близки, и выбирают то, что им интересно.

Чему учит метод проектов в средней школе, чем он полезен:

Метод проектов повышает мотивацию к учебе (этому способствует возможность выбора работы не по указанию учителя, а ту, что интересна школьнику);
включается процесс самообразования;
ученик решает творческие задачи, включается интерес к обучению;
школьник готовится применять методы и приемы научного исследования;
нет нудной зубрежки, появляется глубокое понимание изучаемой темы.
Цели проектной деятельности
Основная цель выполнения ребенком проекта — научить его не просто зазубривать готовую информацию от учителя, а самостоятельно находить, изучать и разбираться в новых темах.





















Для обучающегося проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей.



А для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.



ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДОВ ПРОЕКТА:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы – задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска

для её решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих

определенную последовательность действий:

- определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования;

- выдвижение гипотез их решения;

- обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

- обсуждение способов оформление конечных результатов;

- сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

- выводы, выдвижение новых проблем исследования.



ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ:

  • Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна - от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

  • Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

  • Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Интернет.

  • Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

  • Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?















Методы проектирования:

Инверсия – метод проектирования “от противного”. Это кажущаяся абсурдная перестановка – “переворот”. Такой подход к проектированию основан на развитии гибкости мышления, поэтому он позволяет получить совершенно новые, порой парадоксальные решения (например, одежда швами наружу и т.п.). Интересно использование декора по методу инверсии: детали, выхваченные из другого изделия, укрупнение декора, смешение видов и стилей декоративных элементов, применение их в самых неожиданных местах и т.д.

Мозговая атака

– коллективное генерирование идей в очень сжатые сроки. Метод основан на интуитивном мышлении. Главное предположение: среди большого числа идей может оказаться несколько удачных. Главные условия: коллектив должен быть небольшой; каждый участник “атаки” по очереди выдает идеи в очень быстром темпе; всякая критика запрещена; процесс записывается на магнитофон. Затем идеи анализируются.

Мозговая осада

– это также метод проведения быстрого опроса участников с запретом критических замечаний. Но в отличие от предыдущего, каждая идея доводится до логического завершения, поэтому процесс получается длительным по времени, отсюда и название “осада”.

Карикатура

– метод доведения образного решения продукта дизайна до гротескного, абсурдного; приводит к нахождению нового неожиданного решения, способствует развитию творческого воображения. Метод гиперболы, создания гротескного образа широко используется в современном модном эскизе.

Бионический метод 

заключается в анализе конкретных объектов бионики. Например, механика работы крыльев у насекомых может дать свежие идеи решения задач по проектированию объектов со створками, наслоением или трансформацией деталей. Свечение некоторых насекомых натолкнуло на идею разработки обуви и одежды со встроеными светящимися в темноте элементами (спортивная одежда: куртки, кроссовки). Бионический подход в дизайне позволяет получить неординарные решения конструктивных узлов, новых свойств поверхностей и фактур.



Алгоритм проектирования





















ПРОДУКТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ






Пятый, шестой классы
У школьников 5-6 классов особенно популярны темы хобби, увлечений, проектов по биологии.

Интересные темы для 5, 6 классов:

Открытка в технике квиллинга.
Открытка в ниточном дизайне.
Экосумка.
Изготовление кормушки для птиц.
Макет транспортной машины.
Внутренний мир русской избы.
Геральдика.
Костюм, как отражение эпохи.
Нетрадиционные способы рисования.
Что говорит о человеке его одежда.
Английские колыбельные песни и их переводы на русский язык.
Англичане и погода.
Язык СМС.
Кухня моей мечты.
Умный дом.
Седьмой класс
В 7 классе ребята выбирают темы проектов из любимых предметов. Стабильной популярностью пользуются темы по биологии.

Необычные проекты для 7 класса по проектной деятельности, подборка неизбитых тем:

Как витамины влияют на организм собаки.
Как влияют фитонциды на микроорганизмы.
Древние пресмыкающиеся.
Связь заболевания и стресса.
Как темп речи влияет на восприятие информации.
Зачем животным хвост.
Когда и где появились первые комнатные растения.
Наблюдения за домашней кошкой.
Пчелы и муравьи — общественные насекомые.
Влияние подушки на здоровый сон.
Есть ли связь между характером и породой кошки.
Электричество в живых организмах.
Добавки, красители и консерванты в нашей пище.
Методы генетических исследований человека.
Как нанотехнологии применяют в медицине.
Проблемы охраны рыбных богатств.
Растения вдоль участков теплотрасс: особенности экологии.
Мой проект ландшафтного дизайна придомового участка.
Проект ландшафтного дизайна пришкольного участка.
Генетические заболевания глаз.
Грызуны, как активно процветающая группа.
Жемчуг в истории человечества.
Влияние сотовых телефонов на организм человека.
Восьмой, девятый классы
Актуальные темы для проектной деятельности 8 класс, 9 класс:

Проценты. Использование в различных профессиях и в повседневной жизни.
Получится ли построить дом под водой.
Слова-паразиты в русском языке. Как появляются. Как бороться.
Влияние местного диалекта на речевую культуру ученика.
Влияние музыки на психологическое и физическое здоровье человека.
Компьютер в жизни школьника.
Родная природа в творчестве поэтов России.
Влияние психических расстройств на творчество.
Зависимость от социальных сетей. Есть ли проблема и как с ней справиться.
Алхимия — магия или наука.
Время в химии. От чего зависит скорость химической реакции.
Как дефицит минералов и витаминов отражается на внешности человека.
Искусство фотографии и химия.
Очистка и использование сточных вод.
Роль полимеров в современности.
Яды и противоядия.
Экономный или жадный. Правила экономии у подростков.
Геометрия в повседневной жизни людей.
Блогер – хобби или профессия. Как создать собственный блог.
Влияние микроклимата на здоровье человека.

Подробнее на Littleone:
https://littleone.com/publication/0-6801-temy-dlya-shkolnoy-proektnoy-deyatelnosti