СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: «Особенности уроков обучения грамоте в классах с разным уровнем подготовки учащихся.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Особенности уроков обучения грамоте в классах с разным уровнем подготовки учащихся.»»

Доклад на тему: «Особенности уроков обучения грамоте в классах с разным уровнем подготовки учащихся.»

Особенности уроков обучения грамоте в классах с разной подготовкой учащихся.

Г.Н.Нуретдинова, преподаватель русского языка и литературы высшей кв. категории ГАОУ СПО «Арский педагогический колледж им. Г.Тукая»

В 1 класс поступает много детей, уже читающих или хорошо подготовленых к овладению чтением. Поэтому каждый учитель прежде всего знакомится с составом своего класса: изучить, читает ли каждый ученик и как читает (целыми словами, по слогам быстро, по слогам медленно, по буквам быстро, начинает читать по буквам, читает отдельные слова, не читает совсем). Учитель знакомится также с недочётами речи и восприятия звуков речи, которые чаще всего обнаруживаются у детей, поступивших в школу с очень слабой подготовкой.

К моменту поступления в школу обычно большинство детей уже владеют речью, различают звуки в словах и обычно не смешивают их, если они близки по звучанию (например, в словах почка и бочка). С самого начала обучения ребёнок выделяет отдельные звуки в словах (если показать ему на примере, что такое звук и как его выделить ), он может назвать по порядку звуки в простых словах, например в таких, как ус, ум, ух, ау;некоторые дети после однократного показа называют звуки по порядку в более сложных для анализа словах, как, например, шар, луна, кот, обнаруживают полную готовность к анализу звуковой структуры слов и к овладению чтением.Задача обучения грамоте состоит в том, чтобы упорядочить первичные, сложившиеся до школы, представления о звуках слова, привести их в систему (гласные, согласные – твёрдые, мягкие) и на этой основе научить записывать слова печатными и письменными буквами и правильно их читать. У поступивших читающими совершенствовать звуковые представления и умение читать.

Вместе с тем в школу поступают и слабо подготовленные дети, у которых отмечается несовершенство произношения и особенно часто недостатки в восприятии близких звуков (некоторых гласных согласных ш-ж, с-ш, ч-щ), а также затруднения в установлении  последовательности звуков в словах. Исправление недостатков речи нужно вести на протяжении всего обучения, тем более что многие из них влияют на успешность овладения грамотой.

Материал для обучения тению нужно подбирать таким образом, чтобы он соответствовал общей теме урока (обычно - странице букваря), но распределялся бы по возможностям каждого ученика (читающего и начинающего читать). Этот принцип подбора материала относится и к демонстрационным таблицам, и к раздаточному материалу, и к книгам по чтению (букварь). Работа по всем этим материалам строится таким образом, чтобы обеспечить согласованную деятельность учащихся на уроке и развивать навык чтения у каждого ученика в соответствии с его подготовкой. При этом слабее подготовленные учащиеся имеют перед собой ближайший перспективный материал чтения, которым они начинают пользоваться, как только это становится для них возможным.

Включение перспективного происходит по принципу обобщения основного способа чтения согласных с гласными в прямых слогах: если дети научились читать первые согласные с группой глассных а, у, ы, о. и,то они легко переносят этот способ на чтение со всеми последующими согласными, буквенное обозначение и звучание которых им известно. Как только дети научаться читать слова с гласными я, ю,таким же образом обозначающими мягкость согласных. В этом случае происходит закономерное обобщение способа чтения слогов со всеми гласными, обозначающими мягкость согласных.

Учащимся предлагаются тексты, в которых комбинирован материал для начинающих и хорошо читающих. Создаётся наглядная перспектива продвижения для каждого ученика. Например, вариант букварного материала содержит текст: «Нам хорошо. У нас шары и флажки! Мы кричали «Ура! Ура!» Слова флажок, кричали содержат звуки ф, ж,кь,ч,которые учащиеся ещё не изучали по букварю, но они знают буквы ф, ж,к,ч  и умеют читать другие согласные с гласными а, у, ы, о, и. Поэтому слова, предназначенные для чтения хорошо читающим, прочитывают большинство начинающих. Постоянное включение небольшого по объёму перспективного материала расширяет возможности чтения у учащихся, которые к этому способны. Слабо подготовленные учащиеся вовлекаются в эту работу на доступном для них материале, читая не только букварь, а варианты букварных страниц. Это обеспечивает развитие у них сознательного чтения, тогда как, читая страницы букваря несколько раз, они могут механически их запоминать, а это тормозит формирование навыка чтения.

На каждом уроке учащиеся получают задания для самостоятельной работы. Самостоятельные задания постепенно усложняются для всех групп учащихся. Начинающие, хорошо овладевшие чтением, получают всё более сложные тексты, которые стали для них доступными. По уровню чтения они догоняют тех, кто поступил в школу хорошо читающим. Коллективная работа по общей теме, составление слов, в котором участвуют совместно все группы учащихся, логические упражнения, чтение разного рода вариантов и таблиц – всё это приводит к быстрому продвижению всех первоклассников в чтении, а также благоприятно влияет на их общее развитие.

Литература.

1. «Методика преподавания русского языка в начальных классах» М.Р.Львов, В.Г.Горецкий,О.В.Сосновская, 2002г.;

2. «Рсский язык в начальных классах. Теория и практика обучения.» М.С.Соловейчик, 2000г,;

3. «Методика обучения русскому языку в начальных классах» Т.Г.Рамзаева, 1979г.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!