М Тема патриотизма всегда была важной частью общественного сознания, но особенно она становится актуальной в условиях глобализации, информационных вызовов и социальных изменений. Патриотизм – это чувство любви к Родине, гордости за её достижения, уважения к истории и культуре страны, а также готовность служить ей и защищать её интересы. Патриотическое воспитание – это систематическая, целенаправленная образовательная и массовая просветительская деятельность по формированию у граждан нравственных взглядов, содержанием которых является любовь к Отечеству, уважение истории и культурным особенностям, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.
Сегодня как никогда актуально звучат слова К.Д. Ушинского: «Наше призвание - сеять семена, сеять всегда, сеять даже в знойную почву и даже тогда, когда наверняка знаешь, что не взойдет». Эти слова прекрасно отражают миссию педагога в процессе патриотического воспитания. Они подчеркивают важность терпения, настойчивости и веры в успех, несмотря на возможные трудности и препятствия.
Наверно, не вызовет спора у всех здесь присутствующих утверждение, что в современном мире ухудшилось нравственное воспитание молодежи, а отсюда ошибки в выборе жизненных позиций, отношений к защите Отечества, к труду, к ветеранам войн и ветеранам труда. И поэтому очень остро встает проблема патриотического воспитания молодежи. Патриотическая работа куратора с группой в современных условиях важна по нескольким причинам:
1. Укрепление национальной идентичности
В современном мире молодежь сталкивается с множеством различных культурных влияний, что иногда приводит к размыванию национальной идентичности. Патриотические ценности помогают молодым людям сохранять связь со своим народом, культурой и историей, формируя устойчивое чувство принадлежности к своему государству.
2. Ответственность перед обществом
Патриотизм учит молодых людей ответственности перед своим государством и обществом. Это включает в себя не только соблюдение законов, но и активное участие в общественной жизни, заботу об окружающей среде, помощь нуждающимся и стремление к улучшению условий жизни в своем городе или стране.
3. Противодействие негативному информационному воздействию
Современная молодежь часто подвергается влиянию негативных стереотипов и дезинформации, распространяемой через социальные сети и медиа. Патриотическое воспитание помогает развить критическое мышление и способность отличать правду от вымысла, защищаться от манипуляций и ложной информации.
4. Сохранение культурного наследия
Патриотизм способствует сохранению и передаче культурного наследия будущим поколениям. Молодежь, которая уважает свою культуру и историю, более склонна заботиться о сохранении памятников архитектуры, литературы, искусства и других аспектов национального достояния.
5. Социальное единство. Патриотизм объединяет людей разных возрастов, профессий и социальных групп вокруг общих ценностей и целей. Это способствует укреплению социального единства и снижению уровня социальной напряженности. 6. Личностный рост
Патриотизм развивает такие качества, как самоуважение, уверенность в себе и ответственность. Эти качества важны для формирования зрелой личности, способной принимать взвешенные решения и действовать в интересах общества.
7. Подготовка к будущему лидерству
Молодые люди, обладающие патриотическими чувствами, чаще стремятся к активной гражданской позиции и участию в управлении страной. Они становятся лидерами, которые способны внести значительный вклад в развитие государства и общества.
Эти причины делают работу куратора по воспитанию патриотизма приоритетными, так, как играют ключевую роль в формировании осознанных граждан, способных принимать ответственные решения и вносить вклад в развитие своего государства
Я как куратор провожу работу по патриотическому воспитанию студентов по плану воспитательной работы в группе, ориентируясь на
Основные задачи куратора:
1.Формирование у студентов понимания значимости патриотизма. Куратор должен объяснять студентам важность чувства привязанности к своей стране, её традициям и культурным ценностям. Это можно делать через обсуждения, беседы, классные часы, уроки Мужества, уроки Памяти, интерактивные игры и другие формы взаимодействия.
Я как куратор организую мероприятия, направленных на воспитание патриотических чувств. Это экскурсии в музей, походы в межпоселенческую библиотеку, встречи с людьми труда, ветеранами, участие в памятных мероприятиях, в различных акциях. Мною в группе были проведены классные часы: «Трагедия Беслана», «День Космонавтики», «День юного антифашиста», «Защитник Земли русской», « ень народного единства», мероприятия по изучению Конституции и символики РФ «Знатоки Конституции», классный час «Государственный герб».
С ребятами был проведен классный час в форме кино-урока по просмотру и обсуждению короткометражных фильмов о войне, созданных молодыми режиссерами до 35 лет и школьниками.
Как куратор я поддерживаю студенческие инициативы, направленные на развитие патриотической деятельности. В частности, это проведение акций, «Окна Победы», «Акция Свеча Памяти», «Сбор гуманитарной помощи для военнослужащих СВО», волонтерской деятельности, это «Движение первых». Также ребята создали видеоролики для поздравления мам и пап к Дню матери к Дню отца в 2023 году, к Дню учителя; посещали школы г. Макушино с профориентационной работой в частности в 2023 г. с мероприятием «Конституция в сказках» для школьников начального звена, с беседами по профилактике ПАВ для подростков. Совместно с ребятами были подготовлены и проведены классные часы: «Жизнь в условиях смерти», посвященной блокаде Ленинграда, «Ни давности, ни забвения», посвященный Нюрнбергскому процессу, где ребята готовили сообщения, учили наизусть стихи, помогали в обработке и нарезке кинохроники. Я считаю, что все эти мероприятия способствует воспитанию гражданской ответственности студентов, а следовательно и воспитанию патриотизма. Для достижения поставленных целей и задач я стараюсь создать в группе атмосферу взаимопонимания и сотрудничества, чтобы студенты могли делиться своими мыслями и идеями о патриотизме (в частности, при обсуждении тем касающихся гражданской позиции студентов, проблем нравственного выбора поступков на войне и в мирное время)
Также как куратор способствую через разные формы работы развивать критическое мышление у студентов, так как считаю, что патриотическое воспитание не должно быть слепым следованием идеям. Студенты должны самостоятельно оценивать информацию и формировать свои взгляды, а я как куратор должна этому способствовать, выбирая темы классных часов и бесед. Большую роль в воспитании патриотизма играет цикл занятий «Разговоры о важном», темы подобраны таким образом, что все они направлены на формирование гражданственности и любви к нашей Родины.
И конечно считаю, что куратор должен быть личным примером для подражания студентов. Если куратор сам проявляет уважение к своей стране и её истории, то это будет вдохновлять студентов следовать его примеру.
Таким образом, куратор группы является важным звеном в процессе патриотического воспитания, помогая студентам осознать значимость патриотизма и активно участвовать в жизни своей группы, своего колледжа, города, а также сохранять национальную идентичность, осознать связь со своим народом его культурой и историей и готовить их к ответственному гражданскому поведению
Вывод:
И завершить свое выступление мне бы хотелось интерпретацией высказывания К.Д. Ушинского, педагог, занимающийся патриотическим воспитанием, подобно сеятелю, "сеет" идеи любви к родине, уважения к ее истории и традициям, прививает важные моральные качества своим студентам.
Работает в любых условиях – даже если почва кажется неподходящей (когда студенты кажутся равнодушными или у них нет интереса), настоящий педагог будет продолжать свою работу. И несмотря на все сложности верит, что его труд будет не напрасен. Даже если некоторые "семена" не прорастут сразу, они могут дать всходы позже, когда условия станут благоприятнее.
Таким образом, педагог в патриотическом воспитании должен быть готов работать упорно и терпеливо, чтобы заложить основы патриотизма и гражданской ответственности в своих воспитанниках.
Формирование у студентов понимания значимости патриотизма. Куратор должен объяснять студентам важность чувства привязанности к своей стране, её традициям и культурным ценностям. Это можно делать через обсуждения, лекции, семинары и другие формы взаимодействия.
Организация мероприятий, направленных на воспитание патриотических чувств. Куратор может организовывать экскурсии по историческим местам, участие в памятных мероприятиях (День Победы, День народного единства), встречи с ветеранами