СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Преподавание религиоведческого материала"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад можно использовать на методических объединениях, семинарах.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Преподавание религиоведческого материала"»




РМО учителей истории



МОАУ «Подольская средняя общеобразовательная школа»



Доклад



« Организация изучения религиоведческих вопросов в рамках исторического образования»









Учитель истории,

Высшая квалификационная категория,

Горошко А.Н.




С.Подольск, 2017 г


Тема: «Организация изучения религиоведческих вопросов в рамках исторического образования».



1 июля 2009 года президент РФ Медведев Д. А. высказался и предложил, что бы школьники могли получать адекватные знания о религии и религиозной культуре. Министерство образование и науки РФ в ответ на слова президента, объявило о начале эксперимента с марта 2010 года по введению школьного курса "Основы религиозных культур и светской этики", который должен был начаться в 19 регионах нашей страны. Данный предмет должен позволить школьнику свободно ориентироваться в современном духовном мире и многообразии вероисповедальных практик.

Аргументы в пользу преподавания религиоведческих знаний, указывают на то, что современному человеку необходимо и полезно иметь знания из области религиоведения. Религиоведение это научная дисциплина, предметом которой является религия и религиозное мировоззрение, и именно в таком виде она и должна преподаваться в школе, так как это требуют российское законодательство в сфере образования и Конституция РФ.

Культурный человек в современности не "человек верующий", а "человек знающий", в первую очередь ориентированный на разум и просвещение, а значит и школа должна ориентироваться на этот социальный заказ, значит школьнику необходимо преподавать религию именно исходя из понимание того, что необходимо изучение религиозной культуры. Не религиозная ортодоксальность, а фундаментальное жизненное значение является критерием отбора в учебный предмет новых сведений, черпаемых на основе критического подхода также и из данных текущей жизни, из формирующихся социальных смыслов, мировоззрения, а не только науки и искусства.

Методика обучения религиоведческим знаниям - это совокупность приемов и подходов при взаимодействии учителя и учеников в процессе обучения религиоведческим знаниям. Основной функцией методики обучения является внутренняя организация и регулирования процесса познания учеником религиоведческих фактов и феноменов. По этому методика обучения религиоведения должна опираться на совокупность определенных правил, способов, системы предписаний, принципов и требований которые ориентировать ученика на получение и освоения знаний в области религиоведения, благодаря которым школьник сможет достигнуть определенного результата в этой сфере познавательной деятельности.

Педагог, который приступает к преподаванию религиоведения в школе, должен обязательно учитывать все выше изложенные факторы в процессе обучения, знать законодательную базу и учитывать ее при подготовке к занятиям.

Методика обучения тесным образом связана с основными факторами обучения. Факторами религиоведческого обучения являются:

  • Цели, которые ставятся перед религиоведческим курсом государством и обществом;

  • Содержание и структура религиоведческого курса, которые закреплены в стандартах и программах, на их основе должны быть изложены в школьных учебниках;

  • Научно-методологическая организация в процессе обучения;

  • Познавательные возможности учащихся;

  • Результаты обучения.

Ориентируясь на методику и факторы обучения можно сформировать методологические и организационные проблемы, которые возникают при введения религиоведческого курса в школах.

  1. Затруднение возникает при подходе, который должен придерживаться сам учитель, он должен при изложении программы курса быть свободен от тех или иных конфессиональных предпочтений, а так же и от собственных мировоззренческих пристрастий.

  2. Следующая проблема в преподавания религиоведческих курсов в школе видится как отсутствие учебников для данных дисциплин. Есть, конечно, прекрасные учебные пособия, созданные профессионалами в данной отрасли, к ним можно отнести учебное пособие под редакцией профессора Писманика М. Г. "Религия в истории и культуре", Кулаков А. "Религии мира", академик А. Чубарьян "Религии мира: история, культура, вероучение", А. Сахаров "История религий", но данные учебные пособия рассчитаны на старшие классы в своей основе это 10-11 классы, а эксперимент по введению религиоведческих дисциплин начат с 4 класса.

  3. Третий пункт в проблематике преподавания религиоведческих дисциплин лежит в области формирования толерантности у школьников. Светская школа должна создать такой морально-психологический климат, который бы способствовал мировоззренческой нейтральности, которая крайне необходима в нашем демократическом обществе, где плюрализм мировоззрений является условием для диалога между свободными личностями. А это в свою очередь требует от методики преподавания религиоведческих дисциплин отстраненность педагога от своих идеологических пристрастий, то есть материал должен быть изложен предельно объективно, не задевая чувства верующих или неверующих учащихся, и основан предельно точным в историческом и фактическом материале.

  4. На уроках религиоведческой направленности, нельзя делить религиозные традиции, которые представлены в нашей стране, на "основные" и "не основные". Во многих религиоведческих курсах (особенно этим "грешат" курсы ОПК) можно встретить деление вероучительных практик на "истинные" и "сектантские" ("не истинные", "лжеучения"), что сразу же встает в противоречие со статьей 28 Конституции РФ, которая гласит о праве гражданина нашей страны "исповедовать :.любую религию или не исповедовать никакой" и противоречит "Декларации принципов толерантности". В то же время надо помнить, что любой предмет религиоведческой направленности, должен быть ориентирован на культурологическую передачу знаний ученикам, которая предлагает непредвзятый подход к освещению любого мировоззрения, учебный курс который составлен на основе такого подхода позволит воспитать у подрастающего поколения толерантное отношение к непонятным и "чужим" верованиям или взглядам на мир.


В свете новых задач исторического и обществоведческого содержания образования, вновь создаваемые программы и учебные пособия содержали существенные позитивные изменения. Во многих учебниках стали даваться различные оценки исторических личностей и теорий, которые ранее давались исключительно на основе атеистических убеждений и классового подхода, что приводило к унижению отечественной истории, ее выдающихся деятелей в глазах учащихся. Определились разнообразные подходы к историческим событиям, явлениям. Выявилось стремление большей части авторов к объективности, взвешенным оценкам религиозного фактора в жизни человека и общества, возросло количество религиоведческих знаний в содержании исторического и обществоведческого образования.

В целом, процесс гуманизации и гуманитаризации современного образования обусловил важную роль религиоведческих знаний в обучении и воспитании школьников. В условиях новой социокультурной ситуации знания о религии и религиозной культуре как части культуры общества выступают одним из необходимых факторов социализации личности, в том числе формирования гражданских качеств.

Несмотря на существование различных подходов к проблеме изучения религии в школе, религиоведческие знания признаются общественно значимым компонентом содержания общего образования. Целесообразность включения религиоведческих знаний в содержание курсов истории и обществознания дидактически обоснована необходимостью создания условий для:

- формирования мировоззрения учащихся в учебной деятельности, мировоззренческой ориентации школьников на социально ценные нормы и стереотипы отношения и поведения (гражданина, семьянина, патриота и т.д.);

- обеспечения в содержании образования разнообразия мировоззренческих подходов, ориентации содержания образования на решение задач самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; интеграцию личности в национальную и мировую культуру (Закон Российской Федерации «Об образовании», Статья 14 «Общие требования к содержанию образования»);

- осознанного восприятия ценностных ориентации, обеспечивающих формирование национального самосознания, национально-культурную идентификацию учащихся в пространство национальной культуры;

- развития у школьников навыков самостоятельного мышления, выработки способностей рациональной рефлексии, анализа и сопоставления социально-гуманитарных явлений, способности преодолевать предрассудки и нерациональное негативное отношение к чужому мнению;

- овладения учащимися рядом специфических понятий, облегчающих раскрытие причинно-следственных связей многих социальных процессов, исторических событий, мотивации поведения исторических деятелей, особенностей и динамики современной социокультурной ситуации в стране и мире.



Подводя итог, нужно напомнить, что религиоведческие знания необходимы современному человеку, но именно знания о религиях, а не знания о Боге. Эксперимент по религиоведческим дисциплинам запущен, и школа в очередной раз должна сама попытаться понять и разобраться, что именно лучше преподавать. Основной "удар" нового школьного курса приходится на учителей - практиков, которые по замыслу теоретиков должны по средствам школьного религиоведческого курса воспитать в будущих гражданах нашей страны духовность.

А готова ли школа к данному эксперименту?