СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: "Применение игровой технологии на современном уроке географии в общеобразовательной школе"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе рассматривается вопрос применения игровой технологии на уроках географии 5-9 классов в современной школе. Также даны примеры игр и задания к ним.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Применение игровой технологии на современном уроке географии в общеобразовательной школе"»

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Применение игровой технологии на современных уроках географии в общеобразовательной школе»

Камневой Вероники Ивановны,

учителя географии Павлодарского филиала

Уваровского района Тамбовской области

Для формирования и развития познавательных интересов школьников в процессе обучения существует множество разнообразных средств, среди которых не последнее место принадлежит занимательности. Занимательные вопросы и задания, всевозможные викторины и вечера, развивающие и познавательные игры и множество других средств помогают учителю географии сделать предмет интересным для учащихся.

Известно, что в играх дети проявляют воображение, сообразительность, наблюдательность, находчивость, учатся быстро и логично рассуждать. В коллективной игре почти всегда есть элемент соревнования (кто быстрее, правильнее ответит, кто больше знает), а значит, есть и усилие воли, настойчивость, внимание.

В познавательной географической игре закрепляются умение применять полученные раннее знания, навыки пользования справочной и другой литературой. А главное – в процессе игры школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие. Положительные эмоции сказываются на лучшем усвоении изучаемого материала, влияют на развитие личности ребёнка в целом. Вот почему игра может стать средством всестороннего развития школьника, его способностей.

Игры можно включать и в урок, и в занятия кружка, можно проводить на привалах во время походов, на экскурсиях в природу, школьных переменах.

Основные цели обучения при развитии творческого потенциала личности учащихся через  игровые формы обучения следующие:

-Обучающая – обеспечить достижение высокого  уровня  обученности, обобщить и закрепить изученный материал;

-Воспитывающая – формирование товарищеской взаимопомощи, дружбы, эстетическое воспитание учащихся;

-Развивающая – развитие творческих способностей  каждого ученика с учетом  их индивидуальных особенностей.  

Задачи  игровых  форм   уроков:

1.Изучение нового материала, формирование умений и навыков, обобщение и контроль  знаний.

2.Раскрытие творческих возможностей учащихся.

3.Воспитание коллективизма и взаимовыручки  в решении трудных проблем.

4. Взаимообучение.  Взаимообогащение информацией и умениями.

5.Воспитание чувства сопереживания друг другу.

6.Формирование практических навыков.

Игры, проводимые на разных этапах урока, имеют различные цели. В начале урока игра нацелена на организацию и заинтересованность детей, стимуляцию их активности; в середине урока – на усвоение темы; в конце урока – на поисковый характер.

По месту проведения игры могут быть урочными и внеурочными.

По дидактической цели – игры, направленные на изучение нового материала, на проверку знаний и умений, закрепление и обобщение.

По форме организации учебной деятельности индивидуальные и групповые. Внедрение разнообразных форм работы на уроке: индивидуальной, парной, групповой, коллективной способствует развитию у детей интереса к учению и формирует у школьников умение сотрудничать друг с другом. 

Методика организации любой игры включает в себя этапы:

1. Подготовительный этап  (от 1 до нескольких дней).

2.Основной этап (непосредственное проведение игры).

3. Заключительный этап (итог, который учащиеся подводят в конце игры).

Классификация игр:

По  форме   деятельности:  индивидуальные, парные, групповые.

По  типам:  ролевые,  деловые, познавательные, сюжетные, имитирующие.

По  форме  проведения:  игры – путешествия,  КВН, игры – аукционы, игры – путешествия, игры – исследования, игры – инсценировки, игры – открытия.

С  учетом современных требований игры помогают научить школьников «показывать и называть, определять и измерять, описывать, объяснять, прогнозировать».

Разработка географических  игр по различным  темам  должна соответствовать следующим  критериям:

1.Игра должна быть рассчитана на один урок (40-45 минут).

2. Игра не должна быть сложной для понимания ее хода учениками.

3. Оборудование для игры должно легко трансформироваться.

4.Игра не должна морально устаревать.

5.Игра должна быть массовой, охватывающей всех учеников.

6.Игра должна быть динамичной для поддержания интереса к ней.

   Учителю должно быть легко выставлять оценки по результатам игры, ученики должны понимать, как получилась итоговая оценка за урок.

Для более успешного проведения игры необходимо, чтобы ученики достаточно хорошо знали бы материал, на котором будет строиться игра.

Игра естественна и привлекательна для ребенка. Игра обучает, развивает и занимает его. В игре формируются и развиваются такие важные качества личности, как внимание, память, логическое мышление, умение действовать коллективно либо индивидуально с осознанием личной ответственности, что развивает у учащихся самостоятельность в обучении.

Предлагаю географические игры.

Игра «Раз! Два! Три!»

Участники игры берутся за руки и образуют круг. Начиная движение по часовой стрелке, они произносят слова: «Раз! Два! Три! Море назови!» При последних словах все останавливаются и начинают по очереди перечислять названия морей. Если кто- нибудь промолчит, то он выбывает из игры.

Игра со словами: «Раз! Два! Три! Остров ( горы, реки, город) назови» продолжается, пока не останется минимальное количество участников.

Игра «Широта и долгота»

Участники игры (их должно быть не менее 4 человек) делятся на четыре группы. Первая – «северные широты», вторая – «южные широты», третья – «восточные долготы», четвёртая – « западные долготы». Игроки вперемежку выстраиваются в шеренгу. Ведущий называет любой географический объект, участники игры быстро вспоминают, где он находится. Те, которые представляют «широты» и «долготы» этого объекта, должны быстро присесть. Например, ведущий называет: остров Мадагаскар; приседают ребята, изображающие «южные широты» и «восточные долготы». Кто ошибся – получает штрафное очко, а при повторной ошибке выбывает из игры.

Игра «Верх – вниз»

Игроки образуют полукруг от ведущего. Он начинает перечислять большие и маленькие по площади государства. Если названо большое государство (Китай, Россия, Бразилия), ребята поднимаются на носки и тянут руки вверх, тем самым как бы показывая размеры. Если же названы небольшие государства, все участники игры опускают руки вниз. Сделавший две ошибки выбывает из игры.

Ведущий не только называет страны, но и сам выполняет движения, иногда намеренно ошибаясь. Те, кто невнимателен и копирует действия ведущего, скоро выбывает из игры. Игра может продолжаться 2-3 минуты, после чего её можно повторить, но называть уже надо горы, озёра.

Логическая задача

Логические задачи хорошо известны любителям головоломок. Они представляют собой ряд условий (высказываний), с помощью которых и решается задача. Для этого обычно составляют специальную таблицу, содержащую в себе все возможные выводы. Затем путём логических рассуждений расставляют в ней «+» и « - «, обозначающие верные и неверные выводы.

Задание: определите, на каких кораблях плавали знаменитые российские мореплаватели М. П. Лазарев, Г. Я. Седов, В. М. Головин, если известно, что:

1). «Святой Фока» был построен последним из этих кораблей;

2). Во времена плавания «Святого Гавриила» М. П. Лазарев и В. М. Головин ещё не родились;

3). В. Беринг совершил своё путешествие раньше остальных;

4). Корабль «Мирный» участвовал в русской кругосветной экспедиции, открывшей Антарктиду;

5). Г. Я. Седов сдавал выпускные экзамены в Морском кадетском корпусе вместе с внуком В. М. Головина.

В клетках с неприемлемыми вариантами необходимо расставить минусы, и оставшиеся свободными клетки покажут, каким кораблём командовал каждый из мореплавателей.

Мореплаватель

«Святой Фока»

«Святой Гавриил»

«Диана»

«Мирный»

М. П. Лазарев

 

 

 

 

Г. Я. Седов

 

 

 

 

В. Беринг

 

 

 

 

В. М. Головин

 

 

 

 

Игра «Географический детектив»

Гарри-фальшивомонетчик в Америке.

-Мы напали на след Гарри-фальшивомонетчика, - сказал капитан Винтерс инспектору Рафу.

- Вы его взяли?

-Нет. Но ещё вчера он был здесь, в Лос - Анджелесе. Гарри выехал из своего номера за час до того, как мы приехали в гостиницу. Зато в номере нашли вот это.

Раф прочитал записку, написанную карандашом:

«Париж-14 августа. Афины- 21 августа. Лондон-3 сентября. Одесса-12 сентября. Москва-21 сентября».

- Представляешь, теперь мы точно знаем, где его искать. Я завтра же вылетаю во Францию!

- К сожалению, - сказал Раф, ты полетишь не в ту сторону, где надо ловить Гарри. Ближайшие два месяца он не покинет пределов США.

Вопрос: Почему Георг Раф в этом убеждён?

Игра «Слова в словах»

Учитель пишет на доске географическое название, например: «Караганда». Из букв этого слова нужно составить другие географические названия, не прибавляя новых букв, а буквы, которые есть в этом названии, в одном слове можно использовать только один раз. Из букв слова «Караганда» можно сложить такие названия: Канада, Ангара, Анкара, Гана, Карадаг.

Учащихся желательно разделить на две группы. По очереди школьники каждой группы поднимают руки и отвечают.

Географические вопросы

В игре участвуют две команды. После проведения жеребьёвки игру начинает одна из команд №1. Капитан этой команды по договорённости с её членами задаёт 10 вопросов на географические темы, а члены команды №2 должны дать ответы, начинающиеся с какой- то одной буквы. Букву называет капитан первой команды, например букву П.

После этого капитан команды №2 предлагает 10 вопросов команде №1. Побеждает та команда, которая ответит на все вопросы без задержки.

Вопросы

Ответы

1.Назовите известного русского путешественника- географа.

1. Пржевальский.

2. Назовите страну нашей планеты.

2. Парагвай.

3.Назовите столицу европейского государства.

3. Париж.

4. Какая река протекает в Южной Америке?

4.Парана.

5.Назовите город, расположенный на полуострове Камчатка.

5. Петропавловск-Камчатский.

6. Какой полуостров в Европе вы знаете?

6. Пиренейский.

7. Какую вы знаете горную страну?

7.Памир.

8. Кто возглавлял первую дрейфующую станцию «СП-1»?

8. Папанин.

9. Назовите известный вам канал.

9. Панамский.

10. Какие горы расположены в Англии?

10. Пеннины.

Географический лабиринт

Данный приём представляет собой вид теста, рассчитанный на последовательное и внимательное прохождение набора истинных и ложных утверждений. От каждого утверждения отходят стрелки с надписью «Да» и «Нет». Если утверждение истинно, то следует идти по стрелки «Да», а если ложно - по стрелке «Нет».

Географическая  эстафета

Учитель задаёт вопрос ученику, ученик отвечает и передаёт  указку следующему и при этом задаёт вопрос. Если участник  эстафеты отвечает на вопрос неправильно, тот лишается права задать вопрос.

Игра «Четвёртый  лишний»

На игровом поле помещено 4 понятия: Полярная ива, Ягель, Лишайник, Клён. Учитель спрашивает, какое из этих понятий лишнее.

Джомолунгма, Монблан, Байкал, Эльбрус - учащиеся определяют лишний географический объект, и показывают  его на карте или определяют на контурной карте.

Игра «Ещё быстрей»
На настенной карте в разброс прикрепляются цифры от 1-15 . Каждой цифре соответствует определённый географический объект. Секундомером засекается время и ученик должен показать и назвать по порядку все 15 объектов. Спросив нескольких учащихся положение цифр можно поменять.

Игра «Географический бой »

Учитель задаёт вопрос любому ученику и если ученик правильно ответил, то задаёт вопрос любому другому ученику класса. Если ответил неправильно или вообще не ответил на вопрос, то он «убит»,  выбывает из игры.

Игра «Собери карту»

Ученикам даются конверты с разрезанными  топографическими (физическими) картами (рисунками). Задача учеников заключается в том, чтобы собрать карту.

Игра «Географические силуэты»

Этот игровой приём известен давно, ещё с прошлого века: рисунки с силуэтами географических объектов демонстрируются учащимся по мере накопления номенклатуры. Первоначальная задача - определить по очертанию географические объекты. Потом можно не только узнать озеро (море, материк, остров), но и показать на карте, отметить на контурной карте или дать краткую характеристику: где находится, в чём особенности, чем известен?

Игра «Казаки-разбойники»

Эта игра используется при изучении географических координат, с целью отработки навыков определения их на географической карте. Класс делится на  две  команды:  «разбойники»  прячутся  на географической карте, а «казаки», по сообщениям (координатам), определяют места,  где укрылись «разбойники». Здесь можно добавить не только поиск объектов, но и их описание.

Игра «Правильно отбери»

Ребята получают открытки, рисунки (допустим представители растительного и животного мира). Необходимо правильно разобрать их по природным зонам.

Игра «Географическое домино»

Удобно проводить в качестве повторения любой темы. В левой  части  прямоугольной  карточки – рисунок,  в правой – вопрос. Один ученик кладет карточку,  а другой должен подставить такую, на которой в виде рисунка содержится ответ на вопрос.

Игра «Знаешь ли ты страну»

Называется страна, а ученики письменно отвечают на вопросы: географическое положение, столица, природные ресурсы, население.

Игра «Самый, самый…»

Для общего развития и лучшего запоминания материала при изучении материков, океанов, рек, учитель задает вопросы и просит показать на  карте:

- самый большой материк, океан, остров…

-  самый холодный океан, материк, остров…

Игра «Заморочки  из бочки»

Зачитываются стихи или описания каких-то объектов, заслушав, их ученик должен ответить на вопрос. Например, Поэт П. Богданов пишет:

Ни разу не был я на океане,

Мне даже не представить никогда,

Что, на каком-то там меридиане;

От полюса до полюса вода. Существуют  ли  такие меридианы?  (Да).

Игра «Пойми меня»

Предлагается учащимся объяснить значение слов: литосфера (греческое слово «лито» - твёрдый), сельва (португальское слово, в переводе на русское слово означает лес).

Игра «Найди ошибку»

Перед вами учебный текст. Прочитайте его. Потом вам будет предложен тот же самый текст, но с некоторыми искаженными утверждениями. Ваша задача – найти и исправить их

Игра «Вперёд, к берегам Антарктиды!»

Ответить на вопросы:

1. Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана.

2. Найдите крайние точки материка, определите их координаты и протяжённость материка.

3. В каких климатических поясах расположена прибрежная часть материка?

4. Определите, какие океаны и моря омывают берега Антарктиды.

5. Как расположен материк относительно других материков?

6. В каком климатическом поясе и области расположена прибрежная часть Антарктиды?

7. Средние температуры июля и января. В каком направлении они изменяются и почему?

8. Господствующие ветры (по сезонам).

9. Годовое количество осадков и их режим. Чем объяснить различия в количестве осадков?

10. Какие главные климатообразующие факторы вы можете выделить?

11. В чём своеобразие подстилающей поверхности прибрежья материка?

12. Каков общий характер поверхности? Чем это можно объяснить?

13. Как расположены формы рельефа на изучаемой территории?

14. Какова мощность ледникового покрова в прибрежной зоне материка?

15. Опишите органический мир прибрежной зоны. Назовите типичных представителей растительного и животного мира.

16. Как называется природная зона прибрежных районов материка?

Игра «Ура! Мы на Южном полюсе!»

1. Определите, как расположен исследуемый район относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана. 

2. Как расположен исследуемый район на материке?

3. Какой климатический пояс расположен в исследуемом районе?

4. На какие компоненты природы материка, будет оказывать столь необычное географическое положение?

5. В каком климатическом поясе и области расположен исследуемый район?

6. Средние температуры июля и января. В каком направлении они изменяются и почему?

7. Почему в Антарктиде самые низкие температуры на Земле?

8. Какие полюса,  кроме  географического, имеются в Антарктиде? Почему они получили такое название?

9. Господствующие ветры (по сезонам).

10. Годовое количество осадков и их режим. Чем объяснить различия в распределении осадков по территории?

11. Каков общий характер поверхности? Чем это можно объяснить?

12. Как расположены формы рельефа на изучаемой территории?

13. Каковы наибольшая и преобладающая  высоты?

14. В чём особенности ледникового покрова?

15. В какой природной зоне расположен Южный полюс? Для всех ли внутриконтинентальных районов Антарктиды будет характерна данная природная зона?

16. В чём сходство и различие между пустынями Африки и Антарктиды?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!