СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему : " Проектная деятельность в начальных классах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему : " Проектная деятельность в начальных классах"»

МКОУ «Какамахинская СОШ»







Доклад на тему:





ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

(Выступление на районном семинаре МО учителей начальных классов)

(2016)


"Человек рожден для мысли и действия"
Марк Тулий Цицерон








Актуальность проблемы


В современном обществе образованный человек – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации. Теперь уже недостаточно просто передать ученику сумму знаний и умений по определенным предметам. Возникла новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. То есть речь идет о формировании у учащихся информационной компетенции.

Проблема выбора необходимого метода возникала перед учителем всегда. Стандарты второго поколения предъявляют новые требования к результатам обучения, основным образовательным программам, условиям образовательного процесса, где должны быть изменены способы деятельности учителя и обучающегося. Приоритетным направлением начального общего образования в соответствии с ФГОС является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения. Основной результат образования рассматривается на основе деятельностного как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов.

Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, а именно научить их выделять главное, находить связи и структурировать. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.

Необходимо так организовать обучение, чтобы выявлять имеющиеся у ученика знания, актуализировать их, а потом добавлять то, чего не хватает, обобщать и структурировать учебный материал. Мы должны учить не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике.

Ценностью современного общества является коммуникативная компетентность. В связи с этим у педагогов возникает проблема: определить, какие необходимо выработать у учеников умения для ее формирования.

Актуальность данной темы заключается в потребности повсеместного внедрения проектной деятельности в программу начальной школы.



Понятия «метод проектов» и «проектная деятельность младших школьников» в контексте федерального государственного общеобразовательного стандарта (ФГОС) второго поколения

 .

Начальная школа за последние 15 лет стала одним из самых инновационных направлений развития российского образования. В настоящее время в начальной школе параллельно существует более 15 учебно-методических комплектов, представляющих три образовательные системы начального образования (традиционную, систему Л. В. Занкова, систему Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова).

При этом, судя по опросу учителей начальной школы, более 80% педагогов – приверженцы традиционной системы обучения.

Указанные цифры провоцируют ряд вопросов. 

  • Почему чем больше вариативных учебников и инноваций в начальной школе, тем ниже результаты в международном исследовании PISA? 

  • А может быть, во всем «виновата» основная школа? Начальная школа все делает хорошо, а вот далее в 5 – 9 классах утрачивается весь потенциал, заложенный в первые четыре года школы. 

  • Почему при таком разнообразии учебников большинство педагогов начальной школы продолжают работать по одним и тем же учебникам?

Один из ответов на эти вопросы связан с продолжением ориентации начальной школы на традиционные знания, умения и навыки, несмотря на то, что во всех официальных документах Правительства РФ заявлены ориентиры на компетентностный подход в образовании. 

Нельзя сказать, что эта проблема возникла только в последнее время. Еще в 1999 г. эксперты отмечали «беспомощность младших школьников в ситуациях, близких к реальным, оторванность полученных ими знаний от их повседневной жизни, недостатки в формировании общеучебных умений (умение провести анализ условия задачи, контроль своих действий, оценка полученных результатов)» .

Спустя пять лет в рамках широкомасштабного эксперимента по модернизации образования эксперты вновь фиксируют: «Младшие школьники вполне успешно справляются с заданиями, проверяющими ЗУНы, и значительно хуже выполняют все те задания, верное решение которых зависит от уровня сформированности отдельных компонентов учебной деятельности – правильного понимания и четкого выполнения инструкции, понимания учебной задачи, самоконтроля…

Общий вывод: учителя начальной школы пока с трудом переходят к ориентации на новые цели начального обучения, сформулированные в ходе модернизации образования: научить младших школьников учиться, формировать у них учебную деятельность. По-прежнему основной упор делается на овладение знаниями, умениями и навыками». А как следствие результатов образования на выходе из начальной школы – неумение пользоваться арсеналом разных учебных средств в новой, незнакомой, нестандартной учебно-практической ситуации. 

При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становиться формирование общеучебных умений и навыков, а так же способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

 В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.


Но следует учитывать, что метод проектов реализует, прежде всего, деятельностный подход к обучениюВ основе каждого учебного проекта лежит  проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Проблема проекта обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

Возможности метода проектов, деятельностного подхода в обучении  для развития личности и социализации школьников выявляются  через анализ структуры деятельности учителя и ученика, которая существенно отличается от структуры их деятельности  при традиционной организации обучения. Поэтому в начальной школе многие функции выполняет именно учитель, а не сам ученик. Наглядно это можно увидеть в таблице 1.

«Действия ученика и учителя в проектной деятельности».

 

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности.

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания.

Рекомендует источник получения информации.

Экспериментирует

Раскрывает возможные формы работы.

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результата.

Активен

Создаёт условия для активности школьника.

Субъект обучения

Партнер ученика.

Несет ответственность за свою деятельность.

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

Решение дидактических проектных задач в начальных классах не нацелено на получение  объективно новых результатов, и потому открытия  обучающихся  не имеют  объективной ценности, это  «открытия  для себя». При этом «путь к открытию  для себя психологически может быть не менее труден, чем та дорога, по которой идет настоящий конструктор».

Главным компонентом проектной деятельности в начальной школе должен быть интеллектуальный поиск. Важнейшей частью проектной деятельности является стадия мысленного решения поставленной задачи младшим школьником.

 Главное отличие учебных проектов от профессиональных – они должны быть сугубо дидактическими – «их разрешение должно подтверждаться целями определенной системы знаний умений и навыков».

Исследователи характеризуют метод проекта  как:

  • личностно ориентированный;

  • обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;

развивающий умения самовыражения, самопрезентации  и  рефлексии;

  • формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;

  • воспитывающий целеустремленность, ответственность,  инициативность и творческое отношение к делу;

  • интегрирующий знания, умения и навыки из разных дисциплин;

  • здоровьесберегающий.

Таким образом, эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее, так как в начальной школе проектная деятельность это, прежде всего, вид учебной деятельности.



ЧТО ТАКОЕ МЕТОД УЧЕБНОГО ПРОЕКТА?

Изучая педагогическую литературу, я составила для себя краткое изложение основных положений данной технологии.

Технология проекта – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования.

Технология проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

«Проект — это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся; умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления» (Е.С. Полат).

Метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. (Н.Ю. Пахомова)

По определению Н.Ю.Пахомовой, учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:

— проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);

— целеполаганию и планированию деятельности;

— самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта);

— презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;

— умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;

— поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;

— практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

— выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;

— проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Под руководством учителя учащиеся занимаются учебно-исследовательской и поисковой деятельностью. У ребят и их родителей появляется желание участвовать в деятельности такого рода. В начальной школе обязательна при этом связь с родителями.

Цель проектной деятельности: создание условий для формирования и развития исследовательских умений учащихся, вовлечение их в активную проектно-исследовательскую деятельность.

Задачами проектной деятельности:  

1) развитие критического мышления (аналитическое; ассоциативное; логическое; системное);

2) развитие творческого мышления (пространственное воображение; самостоятельный перенос знаний; комбинаторные умения; прогностические умения);

3) развитие умения работать с информацией (отбирать нужную; анализировать; систематизировать и обобщать; выявлять проблемы; выдвигать обоснованные гипотезы, их решения; ставить эксперименты; статистически обрабатывать данные);

4) развитие умения работать в коллективе.

Для выполнения проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

Ожидаемым результатом проектной деятельности является интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка:

  • Умение работать с информацией.

  • Опыт целеполагания.

  • Опыт планирования.

  • Расширение кругозора.

  • Развитие мышления.

  • Развитие эмоциональной сферы.

  • Развитие творческих способностей.

  • Опыт публичного выступления.

Преимущества проектной деятельности:

  • самостоятельное приобретение знаний;

  • получение опыта познавательной и учебной деятельности;

  • создание условий для творческой инициативы учащихся и педагога, их дружеского сотрудничества;

  • развитие коммуникативных умений и навыков;

  • создание положительной мотивации ребенка к учебе;

  • разнообразные методы оценивания и контроля знаний и умений, используемые в ходе выполнения работы над проектами, обеспечивают высокое качество работы учащихся.


Три кита метода проекта:

  • свобода ребенка;

  • взаимодействие его с группой детей;

  • гибкое распределение учебного времени.


Проект - это совокупность «шести П»:

  1. проблема;

  2. проектирование;

  3. поиск информации;

  4. продукт;

  5. презентация;

  6. портфолио


Содержание проектной деятельности:

1. Руководителем проекта является учитель, координирующий проект.

2. Темы проектов могут предлагаться как учителем, так и учениками.

3. Проект может быть индивидуальным или групповым.


Девизом для участников проектной деятельности являются слова: «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить».

Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

ВИДЫ ПРОЕКТОВ

Выделю несколько видов проектов, которые использую в работе:

(в зависимости от метода, доминирующего в проекте по определению Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной и др.)

  1. Информационный проект – направлен на сбор информации об объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо придуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность, источники информации, проведение «мозговой атаки», обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, реферат, доклад, видео и прочее). Презентация. Такие проекты часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью, модулем.

  2. Исследовательский проект – проект, в котором дети проходят все этапы исследований (формулировка проблемы, обзор источников информации по теме исследования, выдвижение гипотез, постановка эксперимента, формулировка выводов, защита). Цель проекта – ответ на поставленный вопрос исследования.

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования тему, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.

  1. Творческий проект – проект, похожий на исследовательский, но носит более творческий и изобретательский характер. Цель проекта – конкретные предложения по решению поставленной проблемы и (если возможно) их реализация. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, вначале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.п. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и прочего.

  2. Ролевой, игровой. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержание проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуации. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

  3. Практико-ориентировочный (прикладной). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.

Видов проектов (по признаку «Предметно-содержательная область»:

Монопроекты. Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы. Разумеется, работа над монопроектом предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле какого-либо одного знания. Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются самими учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно.

 Межпредметные. Такие проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это – либо небольшие проекты, затрагивающие 2 – 3 предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

Виды проектов (по количеству участников): индивидуальные и групповые.

Виды проектов (по продолжительности выполнения): краткосрочные (могут быть разработаны на нескольких уроках), средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).


ВИДЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОЕКТОВ:

- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
- Деловая игра.
- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.
- Диалог исторических или литературных персонажей.
- Игра с залом.
- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций.
- Инсценировка.
- Конференция.
- Отчет исследовательской экспедиции.
- Путешествие.
- Реклама.
- Ролевая игра.
- Соревнования.
- Спектакль.
- Телепередача.
- Экскурсия.


МЕТОДИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА


Организация урока в рамках проекта предусматривает совместную деятельность учителя и учащихся на основе информационных технологий, требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и музыка, и окружающий мир, и изобразительное искусство, и литературное чтение, и технология, и русский язык. Темы проектов учащихся этого возраста тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.

Данная технология направлена на развитие навыков самостоятельной работы.При такой организации обучения педагог должен не только и не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направляя его познавательную деятельность.

Проектная деятельность учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и, одновременно, формирования определенных личностных качеств. Активное участие школьников в создании тех или иных проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

Этапы реализации конкретных проектов зависят от сферы деятельности. В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:

  1. погружение в проект;

  2. организация деятельности;

  3. осуществление деятельности;

  4. презентация результатов.

Изучив педагогическую литературу, в частности Пахомова Н.Ю. «Метод учебного проекта в образовательном учреждении», «Новые педагогические и информационные технологии» под ред. Е.С.Полат, я представила деятельность в проекте в виде таблицы, где учтены все необходимые моменты проектной деятельности на уроке и во внеурочной работе.

Система действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом

п/п

Этапы

- Деятельность учащихся

- Деятельность учителя

1Погружение в проект:

- выбор темы проекта, определение цели, содержание проекта, определение форм выражения итогов проектной деятельности.

- Уточняют информацию, обсуждают задание, принимают общее решение по теме.

- Отбирает возможные темы, предлагает их учащимся, объясняет цель, формирует положительную мотивацию к деятельности.

2Организация деятельности:

- анализ проблемы, определение задач, средств реализации проекта, выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в группе, формулировка вопросов, на которые нужно ответить, разработка заданий для творческих групп, отбор литературы, уточнение плана деятельности, формирование творческих групп.

- Разрабатывают план действий, осуществляют постановку конкретных задач, определяют средства реализации проекта, уточняют источники информации, выбирают формы и способа презентации предполагаемых результатов, распределяют роли в группе, формируют творческие группы, распределяют роли. - Разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности, подбирает литературу, принимает участие в обсуждении вариантов по реализации проекта, предлагает возможные формы презентации результатов, организует работу по формированию творческих групп.

3Осуществление деятельности.

- Работают над проектом и его оформлением (каждый в соответствии со своей ролью и сообща), консультируются по необходимости, добывают новые знания, подготавливают презентацию.

- Консультирует, координирует работу учащихся,

стимулирует их деятельность, дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость, репетирует с учениками предстоящую презентацию.

4

Презентация результатов.

- Публично представляют полученные результаты; дают взаимооценку деятельности и ее результативности.

- Обобщает и резюмирует полученные результаты; подводит итоги обучения; оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.


Очень важным является первый этап — этап погружения в проект.

Начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Как учитель это сделает, зависит от его фантазии и мастерства. Можно рассказать сказку, притчу, разыграть инсценировку или просмотреть видеосюжет. А может быть, достаточно сослаться на уже виденное, услышанное, узнанное учениками, используя когда-то возникший у них к этому интерес. Интерес к теме выстраивается, конечно, с учетом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.е. находиться в зоне ближайшего развития.

И наконец, учитель в той степени, которая зависит только от его искусства владения вниманием ребят и от его индивидуального артистизма, интригуя, эмоционально окрашено формулирует проблему проекта. При этом он должен показать, что проблема волнует и его и что он готов участвовать в ее обсуждении. Таким образом, предъявляется один из главных атрибутов учебного проекта — проблема, но не просто как информация, а как реалия жизни вместе с личностным отношением к ней учителя, с его пониманием, что проблема важна, требует внимания, рассмотрения и поиска ее разрешения. Чтобы решить ее, учащимся могут понадобиться дополнительные теоретические сведения, поиск нужной информации в справочном материале. Для того чтобы данную проблему сделать привлекательной, она должна «дополнять, развивать или противоречить старому» — словом, быть интересной (по определению К,Д. Ушинского).

Из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекают цель проекта и задачи проекта. Задачи проекта — организация и проведение определенной работы для поиска способа или способов решения проблемы проекта. Они формулируются учителем или при его активном участии в самых общих чертах. Учитель формулирует задачу так, чтобы она обязательно нуждалась в конкретизации, которую должны сделать учащиеся. Тогда происходит личностное «присвоение» задачи, включается самостоятельное мышление по поиску способов ее решения.

Применяя проектную деятельность на уроках, стремлюсь повысить практическую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения.

Следующий этап проекта — организация деятельности детей. Ученики самоорганизуются в группы, распределяют роли, выбирают руководителя или эксперта, самостоятельно планируют свою деятельность, рождаются замысел и способ решения его. Но все равно детям нужна уверенность учителя в их силах, готовность прийти на помощь, если возникнут трудности, помочь в подборе необходимой литературы, привлечь к работе школьного библиотекаря, научить пользоваться информационно-справочным материалом (словарем), чтобы извлечь нужную информацию. Процесс взаимодействия между учеником и учителем строится на основе сотрудничества и педагогической поддержки развития.

Организуя проектную деятельность, я предлагаю «Правила успешной проектной деятельности», которые должны выполняться участниками проекта.

Правила успешной проектной деятельности (для учащихся)

  1. Все члены группы должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

  2. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

  3. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.

  4. Ответственность за конечный результат несут все члены группы, выполняющие проектное задание.

Каждая группа, участвующая в проекте, получает «План действий учащихся в проекте».

План действий учащихся в проекте

  1. Выбор темы проекта (исследования).

  2. Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?).

  3. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему?).

  4. Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? Составляем план своих действий, время выполнения каждого шага).

  5. Собираем данные. (Ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).

  6. Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).

  7. Анализируем результаты. (Сравниваем полученные данные с гипотезой).

  8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.

  9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели – созданию проекта.

Технологию проектов целесообразно применять, если:

  • существует значимая проблема;

  • есть значимость результата;

  • предполагается самостоятельная деятельность учащихся;

  • используются исследовательские методы;

  • результат – материальный продукт.

Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят.

Готовясь к защите своего проекта, ребята должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи.

Интересно и то, что в проекты могут вовлекаться и родители, что тоже немаловажно. Родители приобщаются к школьной жизни своих детей, к педагогике сотрудничества.

Проектная деятельность в доступной для учащихся в форме может быть использована на любом уроке и в любом возрасте. У ребенка, самостоятельно обдумывающего и отбирающего нужную информацию ненавязчиво происходит закрепление необходимого материала, повышается интерес к изучению предмета, развиваются навыки самостоятельной, поисковой и творческой работы.


ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Проект «Рассказ о слове»

Информация о проекте

Название проекта

Рассказ о слове

Краткая аннотация

 Проект «Рассказ о слове» проводится во время изучения предмета «Русский язык» УМК «Школа России» и основан на межпредметных связях с такими предметами, как «Литературное чтение», «Технология», «ИЗО».
Основная цель   проекта: составить рассказ о слове русского языка.

Работа над проектом повысит интерес ребёнка к изучению русского языка.

Тематика проектов для дальнейшего изучения слов русского языка:

2 класс. «Рифма».

3 класс. «Рассказ о слове», «Семья слов».

4 класс. «Говорите правильно».

Предметная область

 Русский язык

Межпредметные связи

 Литературное чтение, технология, ИЗО

Возраст участников

 8-9 лет

Тип проекта

Исследовательский

Приблизительная продолжительность проекта

1 неделя

Планируемый результат

Ученики в группах разрабатывают страницы книги «Рассказ о слове», представляют их классу, аргументируя выбор.

Практическим воплощением результата становится книга «Рассказ о слове».

Цели проекта

Цели, поставленные перед учащимися

осознать роль слов русского языка;

составить рассказ о слове;

создать страницы книги «Рассказ о слове», обложку, представить результат работы.

Педагогические цели

Создать условия для участия учеников в проектной деятельности, их творческого развития, закрепления, расширения и углубления полученных на уроках знаний.

Задачи проекта

Привить первоначальные умения собирать информацию из словарей, осмыслить её и использовать для выполнения проекта. Развивать речь через использование выразительных средств языка.

Прививать интерес к изучению русского языка.

Формировать умение оценивать свои достижения и достижения товарищей.

Основа проекта

Планируемые результаты

 После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:
 - личностные:

Проявляют интерес к учебному материалу; понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться;

объяснять самому себе: «что я хочу узнать» (цели, мотивы) и  «что я узнал» (результаты);
 - метапредметные :
Регулятивные: принимают учебную задачу, соотносят свои действия с этой задачей, ищут способ ее решения, осуществляя пробы.

Познавательные: общеучебные – структурируют знания; ориентируются на разнообразие способов решения задач; логические – умеют строить рассуждения в форме простых суждений об объекте (слове); постановка и решение проблемы – самостоятельно создают способы решения проблемы.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в общении и взаимодействии.

- предметные:
обобщают знания об азбуке и ее роли в общении людей.

Вопросы, направляющие проект

Проблемные вопросы учебной темы

Какой он, этот удивительный мир слов русского языка?

Как представить рассказ о слове в интересной форме?

Частные вопросы учебной темы

Что такое слово и его лексическое значение?

Какие словари вам помогли узнать о слове?

Этапы работы над проектом

Этапы и сроки

Цель и задачи

Деятельность на данном этапе

Этап 1.

Погружение в проект

Цель этапа - подготовка обучающихся к работе над проектом.

Задачи: определить проблему, тему и цель проекта в ходе совместной деятельности учителя, родителей и учащихся.

Деятельность учителя: предлагает учащимся различные варианты выполнения работы; помогает детям сформулировать проблему, цель и задачи проекта; организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Деятельность учащихся: осуществляют вживание в ситуацию, обсуждают тему будущего проекта.

Этап 2. Планирование деятельности

Определение источников информации, способы сбора и анализа информации, возможных форм презентации.


  1. Посещение библиотек.

  2. Чтение и подбор литературы по данной тематике.

  3. Выставка книг.

  4. Беседы со взрослыми (педагоги, родители, бабушки, дедушки и др. родственники).

  5. Сбор информации. (Источниками информации может быть литература по данной тематике, личные наблюдения, творческие работы. Часть информации учащиеся собирают совместно с родителями.)

Деятельность учителя: разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности,

подбирает литературу, принимает участие в обсуждении вариантов по реализации проекта.

Деятельность учащихся: разрабатывают план действий, осуществляют постановку конкретных задач, определяют средства реализации проекта, уточняют источники.

Этап 3. Оформление проектной работы

Цель – оформление страниц книги, обложки.

Задачи: структурирование полученной информации,; интеграция полученных знаний, умений, навыков.

Деятельность учителя: консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Деятельность учащихся: работают над проектом и его оформлением.

Этап 4. Заключительный этап

Цель - презентация проекта.

Деятельность учителя: оценивает работу учащихся.

Деятельность учащихся: публично представляют полученные результаты, отвечают на вопросы слушателей и/или выступают в роли эксперта.

Рефлексия.

Что мне дала работа над проектом?

Коллективное обсуждение работ, самоанализ.
В своей статье я хотела бы затронуть вопросы, связанные с проектной деятельностью младших школьников, как одним из условий успешной реализации ФГОС второго поколения.
Благодаря реформированию системы образования, мы – учителя, теперь имеем дело с интересной и увлекательной, на мой взгляд, проектной и исследовательской деятельностью. 
Работая по учебно-методическому комплексу «Планета знаний», в каждом учебном предмете, начиная с первого по третий класс, встречается увлекательная и творческая работа над проектом. Помимо этого 3 года веду внеурочную деятельность - «Проектная и исследовательская деятельность». Таким образом, вместе с детьми занимаемся проектной и исследовательской деятельностью три учебных года.
Следует отметить, что проектная деятельность в начальной школе достаточно сложный процесс, но интересный и увлекательный. Ведь метод проектов в образовании не случайно приобрел большую популярность. На самом деле участие детей в проекте даёт возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, а также взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Кроме того, младшие школьники в процессе реализации проекта получают большую творческую тренировку, что очень важно, так как основная цель проектов на современном этапе - это социализация детей. 
Полученный опыт, позволяет предположить, что при правильной организации учебного процесса проектная деятельность весьма успешна, и приносит - желаемые результаты.
В 2017-2018 учебном году, участвуя в одном из Всероссийских конкурсов детских исследовательских работ (проектов) мы стали дипломантами конкурса.
Ежегодно, начиная с первого класса, принимаем участие в городском конкурсе исследовательских работ. В этом году стали победителями, заняв первое место с коллективной исследовательской работой. 
В нашей школе методу проектирования уделяется пристальное внимание. На самом деле, грамотно организовать такой сложный вид работы, как создание проектов с учащимися, довольно сложно. Эта работа требует много сил и времени и от учителя, и от ученика, и от родителей. На мой взгляд, очень важно дать первые умения по созданию проекта и исследовательской работы именно младшему школьнику.
В этом году в рамках Недели русского языка мы стали победителями в номинации «Лучший школьный проект». 
Для нас проектная деятельность стала совместной учебно-познавательной, творческой и игровой деятельностью, имеющей общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создания проекта.
Проект в начальной школе это не доклад и не сухой отчёт – это, напротив, красочное действие. В его основе лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, а также развивать критическое мышление. Метод этот может быть ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.
В работе над проектами стараюсь как можно больше заинтересовать и родителей учащихся. В этих целях провожу всеобучи, родительские собрания, где уделяю особое внимание этапам работы над проектом. 

В этом учебном году на Дне открытых дверей школы (18 апреля 2015 г.) провела открытое занятие по внеурочной деятельности «Изучаем Родной край», где красной нитью была тема: «Проектная деятельность в рамках ФГОС второго поколения». В помощь над работой исследовательской и проектной деятельностью, готовлю и распространяю памятки для учащихся и для их родителей. Некоторые родители заинтересованы и являются активными помощниками, чему я, безусловно, очень рада. 
В работе над проектом так важно ничего не упустить: актуальность проекта, его цели, задачи, проблема, гипотеза, предполагаемый результат, этапы работы над проектом, теоретическая и практическая части, заключения и выводы, подведение итогов работы над проектом. Отличные продукты проектной деятельности появляются на свет!
На мой взгляд, проектная деятельность в современном обществе - это будущее нашей педагогики в целом. Она способствует развитию личности, как детей, так и взрослых. Дети сами выбирают пути решения поставленной, выбранной ими проблемы, сами собирают информацию, сами реализуют проект. Педагог и родители только помогают и направляют. 
Своим опытом с огромным удовольствием делюсь с коллегами, в том числе на страничках своего блога во Всероссийском образовательном портале «Учебно-методический кабинет» http://ped-kopilka.ru/
Своё выступление я хотела бы завершить словами выдающегося немецкого философа и драматурга Лессинга:

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, размышляйте, и хотя и криво, да сами!».
Желаю Вам творческих идей!
Благодарю за внимание!

15