Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №3»
муниципального образования
«город Десногорск» Смоленской области
Утверждаю
Директор школы Р.И. Сотник
Приказ №____ от _________ г.
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА
«МАТЕМАТИКА В ЖИЗНИ МОЕЙ СЕМЬИ»
по МАТЕМАТИКЕ
для 7-9 классов (физико- математической направленности)
Учитель Никонова Г.М.
Рассмотрено на МО
Руководитель __________ А. А. Зубко
Протокол № ______ от _________ г.
Согласовано
Зам. директора _________ Г.Н. Криворотова
Принято педсоветом
Протокол № от _____________г.
г. Десногорск
Пояснительная записка
Изучение данной программы позволит обучающимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данная программа рассчитана на освоение некоторых тем по математике на повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и связана с применением математики в различных сферах нашей жизни.
Цель проекта:
формирование всесторонне образованной и инициативной личности;
обучение деятельности — умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценить результаты своего труда;
формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;
обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных действий, самоконтроля результатов своего труда.
Задачи:
создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
формирование у обучающихся навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач;
расширение представления обучающихся о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов;
развитие математической культуры школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики.
Общая характеристика программы проекта
В основу программы проекта легла современная концепция преподавания математики: составление проектов, игра «Математический бой», другие игровые формы занятий, различные практические занятия, геометрическое конструирование, моделирование, дизайн. В программе присутствуют темы и задания, которые стимулируют обучающихся к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей. Все это направлено на развитие способностей детей к применению математических знаний в различных жизненных ситуациях.
Программа рассчитана на 170 часов (34 часа в год). Программа рассчитана на подростков 5 – 9 классов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы проекта
Формирование УУД на каждом этапе подготовки и проведения внеурочных занятий по математике
Личностные:
установление связи целью учебной деятельности и ее мотивом — определение того, - «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»;
построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения;
реализация образа Я (Я - концепции), включая самоотношение и самооценку;
нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Построение планов во временной перспективе.
Регулятивные:
определение образовательной цели, выбор пути ее достижения;
рефлексия способов и условий действий; самоконтроль и самооценка; критичность;
выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности; сравнивание характеристик запланированного и полученного продукта;
оценивание результатов своей деятельности на основе заданных критериев, умение самостоятельно строить отдельные индивидуальные образовательные маршруты.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, способов взаимодействия;
контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости за помощью к сверстникам и взрослым;
формирование умения коллективного взаимодействия.
Познавательные:
умение актуализировать математические знания, определять границы своего знания при решении задач практического содержания;
умение оперировать со знакомой информацией; формировать обобщенный способ действия; моделировать задачу и ее условия, оценивать и корректировать результаты решения задачи.
Изучение курса дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
1) в личностном направлении:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при применение математических знаний для решения конкретных жизненных задач;
2) в метапредметном направлении:
умение видеть математическую задачу в конспекте проблемной ситуации в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.);
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
3) в предметном направлении:
умение грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки;
развитие направлений о числе, овладение навыками устного счета;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Содержание программы проекта
Математика (вычислительные навыки):
применение чисел и действий над числами в различных жизненных ситуациях (170 часов)
Наглядное представление данных. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. (8 часов)
Наглядная геометрия. Наглядное представление о фигурах на плоскости. Периметр многоугольника. Понятие площади фигуры. Измерение площадей фигур на клетчатой бумаге. Наглядные представления (54 часа)
Математические игры (математический бой) (20 часов)
Комбинаторика и статистика. Понятие о случайном опыте и случайном событии. Решение комбинаторных задач перебором вариантов. (22 часов)
Преобразование графиков функций. Зависимости между величинами. Способы задания функции. График функции. Примеры графиков зависимостей, отображающих реальные события. Преобразования графиков функций. (34 часа)
Применение математики для решения конкретных жизненных задач. (23 часа)
Составление орнаментов, паркетов. (9 часов)
Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности
5 класс
№ | Название модуля, темы | Общее количество часов | Кол-во часов по теме | Примечание |
| Применение чисел и действий над числами в различных жизненных ситуациях | 34 часа | | |
1 | Диаграммы | 8 часов | | |
1.1 | Составление диаграмм для наглядного представления данных | | 2 часа | |
1.2 | Опрос общественного мнения. Представление результата в виде диаграмм | | 3 часа | |
1.3 | Создание проекта на составление различных диаграмм | | 3 часа | |
2 | Организация и проведение игры «Математический бой» | 12 часов | | |
2.1 | Введение в игру | | 2 часа | |
2.2 | Освоение ролей участников игры: докладчик | | 1 час | |
2.3 | Освоение ролей участников игры: оппонент | | 2 часа | |
2.4 | Освоение ролей участников игры: капитан и его заместитель | | 1 час | |
2.5 | Правила игры: регламент и стратегия (практическое занятие) | | 2 часа | |
2.6 | Пробный математический бой. (Рефлексивное занятие) | | 2 часа | |
2.7 | Турнир математического боя между обучающимися | | 2 часа | |
3 | Умение планировать бюджет | 3 часа | | |
3.1 | Умение рассчитать покупку товаров на различные цели | | 1 час | |
3.2 | Создание и защита проектов на покупку товаров | | 2 часа | |
4 | Наглядная геометрия в 5 классе | 10 часов | | |
4.1 | Геометрия, ее место в математике. Первые шаги, некоторые задачи | | 2 часа | |
4.2 | Способы изображения пространственных фигур. Куб и его свойства | | 2 часа | |
4.3 | Задачи на разрезание и складывание фигур | | 2 часа | |
4.4 | Задачи на развитие воображения. Геометрические головоломки | | 2 часа | |
4.5 | Построения с помощью циркуля | | 2 часа | |
5 | Игра «Вперед! За сокровищами!» | 1 час | | |
6 класс
№ | Название модуля, темы | Общее количество часов | Количество часов по теме | Примечание |
| Применение чисел и действий над числами в различных жизненных ситуациях | 34 часа | | |
1 | Наглядная геометрия | 17 часов | | |
1.1 | Золотое сечение | | 3часа | |
1.2 | Задачи на сообразительность | | 1 час | |
1.3 | Построение циркулем и линейкой | | 3часа | |
1.4 | Оригами | | 4часа | |
1.5 | Задачи на сообразительность. Игры | | 2 часа | |
1.6 | Использование симметрии при изображении бордюров и орнаментов | | 2 часа | |
1.7 | Математический бой. | | 2 часа | |
2 | Комбинаторные умения. «Расставьте, переложите» | 4часа | | |
2.1 | Комбинаторные задачи | | 2 часа | |
2.2 | Комбинаторные умения «Расставьте, переложите» | | 2 часа | |
3 | Лист Мёбиуса. Задачи на разрезание и склеивание бумажных полосок. Практические умения | 2 часа | | |
3.1 | Лист Мёбиуса | | 1 час | |
3.2 | Практические умения. Задачи на разрезание и склеивание бумажных полосок | | 1 час | |
4 | Математика в реальной жизни | 10 часов | | |
4.1 | Создание проекта «Комната моей мечты» | | 4часа | |
4.2 | Расчет сметы на ремонт комнаты «моей мечты» | | 2 часа | |
4.3 | Расчет коммунальных услуг своей семьи | | 2 часа | |
4.4 | Планирование отпуска своей семьи (поездка к морю) | | 2 часа | |
5 | Игра «Морской бой» | 1 час | | |
7 класс
№ | Название модуля, темы | Общее количество часов | Количество часов по теме | Примечание |
| Применение чисел и действий над числами в различных жизненных ситуациях | 34 часа | | |
1 | Шифры и математика | 16 часов | | |
1.1 | Задачи кодирования и декодирования | | 2 часа | |
1.2 | Матричный способ кодирования и декодирования | | 3 часа | |
1.3 | Тайнопись и самосовмещение квадрата | | 3 часа | |
1.4 | Знакомство с другими методами кодирования и декодирования | | 3 часа | |
1.5 | Дидактическая игра «расшифруй-ка» | | 3 часа | |
1.6 | Составление проектов шифровки. Защита проектов | | 2 часа | |
2 | Математика вокруг нас | 8 часов | | |
2.1 | Математика вокруг нас | | 1 час | |
2.2 | Узнай свои способности | | 2 часа | |
2.3 | Математический бой | | 2 часа | |
2.4 | Поступки делового человека | | 3 часа | |
3 | Математика в реальной жизни | 8 часов | | |
3.1 | Учет расходов в семье на питание. Проектная работа | | 3 часа | |
3.2 | Кулинарные рецепты. Задачи на смеси | | 4 часа | |
3.3 | Игра «Воздушный змей» | | 1 час | |
4 | Математический бой | 2 часа | | |
8 класс
№ | Название модуля, темы | Общее количество часов | Количество часов по теме | Примечание |
| Применение математики в различных жизненных ситуациях | 34 часа | | |
1 | Графики улыбаются | 17 часов | | |
1.1 | Проверка владениями базовыми умениями | | 2 часа | |
1.2 | Геометрические преобразования графиков функций | | 4 часа | |
1.3 | Построение графиков, содержащих модуль, на основе географических преобразований | | 3 часа | |
1.4 | Графики кусочно-заданных функций (практикум) | | 3 часа | |
1.5 | Построение линейного сплайма | | 2 часа | |
1.6 | Презентация проекта «Графики улыбаются» | | 2 часа | |
1.7 | Игра «Счастливый случай» | | 1 час | |
2 | Наглядная геометрия | 17 часов | | |
2.1 | Рисование фигур одним росчерком. Графы | | 2 часа | |
2.2 | Геометрическая смесь. Задачи со спичками и счетными палочками | | 2 часа | |
2.3 | Лист Мёбиуса. Задачи на разрезание и склеивание бумажных полосок | | 2 часа | |
2.4 | Разрезания на плоскости и в пространстве | | 2 часа | |
2.5 | Спортивный матч «Математический хоккей» | | 1 час | |
2.6 | Геометрия в пространстве | | 2 часа | |
2.7 | Решение олимпиадных задач | | 2 часа | |
2.8 | Математический бой | | 2 часа | |
2.9 | Защита проектов «Геометрическая смесь. Применение геометрии в создании паркетов, мозаик и др.» | | 2 часа | |
9 класс
№ | Название модуля, темы | Общее количество часов | Количество часов по теме | Примечание |
| Применение математики в различных жизненных ситуациях | 34 часа | | |
1 | Функция: просто, сложно, интересно | 17 часов | | |
1.1 | Подготовительный этап: постановка цели, проверка владениями базовыми навыками | | 1 час | |
1.2 | Историко-генетический подход к понятию «функция» | | 1 час | |
1.3 | Способы задания функции | | 1 час | |
1.4 | Четные и нечетные функции | | 2 часа | |
1.5 | Монотонность функции | | 2 часа | |
1.6 | Ограниченные и неограниченные функции | | 2 часа | |
1.7 | Исследование функций элементарными способами | | 2 часа | |
1.8 | Построение графиков функций | | 2 часа | |
1.9 | Функционально-графический метод решения уравнений | | 2 часа | |
1.1 | Функция: сложно, просто, интересно. Дидактическая игра «Восхождение на вершину знаний» | | 1 час | |
1.1 | Функция: сложно, просто, интересно. Презентация «Портфеля достижений» | | 1 час | |
2 | Диалоги о статистике. Статистические исследования. Проектная работа по статистическим исследованиям | 2 часа | | |
2.1 | Статистические исслдования | | 1 час | |
2.2 | Проектная работа по статистическим исследованиям | | 1 час | |
3 | Орнаменты. Симметрия в орнаментах. Проектная работа: составление орнамента | 3 часа | | |
3.1 | Симметрия в орнаментах | | 1 час | |
3.2 | Проектная работа: составление орнаментов | | 1 час | |
3.3 | Защита проектов | | 1 час | |
4 | Быстрый счет без калькулятора | 2 часа | | |
4.1 | Приемы быстрого счета | | 1 час | |
4.2 | Эстафета "Кто быстей считает" | | 1 час | |
4.3 | Математический бой | | 2 часа | |
6 | Оригами | 2 часа | | |
6.1 | Техника оригами | | 1 час | |
6.2 | Практическое занятие по созданию оригами | | 1 час | |
7 | Наглядная геометрия. Геометрия на клетчатой бумаге | 5 часов | | |
7.1 | Нахождение площадей треугольников на клетчатой бумаге | | 1 час | |
7.2 | Нахождение площадей четырехугольников на клетчатой бумаге | | 1 час | |
7.3 | Нахождение площадей многоугольников на клетчатой бумаге | | 1 час | |
7.4 | Нахождение площадей круга, сектора на клетчатой бумаге | | 1 час | |
7.5 | Решение других задач на клетчатой бумаге | | 1 час | |
8 | Игра «Самый умный» | | 1 час | |
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;
решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор;
извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль;
извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным;
выполнять сбор информации в несложных случаях, представлять информацию в виде таблиц и диаграмм, в том числе с помощью компьютерных программ;
строить речевые конструкции;
изображать геометрические фигура с помощью инструментов и от руки, на клетчатой бумаге, вычислять площади фигур, уметь выполнять расчеты по ремонту квартиры, комнаты, участка земли и др.;
выполнять вычисления с реальными данными;
проводить случайные эксперименты, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретировать их результаты;
выполнять проекты по всем темам данного курса;
моделировать геометрические объекты, используя бумагу, пластилин, проволоку и др.
Планируемые результаты проекта
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
2) ответственное отношение к учению, готовность и способность
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Метапредметные:
1) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
2) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях не полной или избыточной, точной или вероятностной информации;
Предметные результаты:
1) осознание значения математики для повседневной жизни человека;
2) практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач.