МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВИШНЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» БЕЛОВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
_____________________________________________________________________________________________
307917, Курская область, Беловский район, с.Вишнево, ул. Жихаревка5 А, тел.(47149)3-91-28
ИНН 4601003780 КПП 460101001 р/с 40204810800000000488 л/с 03001000070 БИК 043807001
Отделение Курск г.Курск
_____________________________________________________________________________________________


2018 год.
Особая роль в развитии интереса к чтению сегодня принадлежит школьной библиотеке. Библиотека способствует реализации новой стратегии в образовании, направленной на освоение знаний и навыков, необходимых детям во взрослой жизни.
При смене стандартов образования школьная библиотека становится центром творчества учащихся и местом реализации индивидуальных способностей учащихся.
В настоящее время в работу школьного библиотекаря широко внедряются инновационные технологии, в том числе организация проектно - исследовательской деятельности с учащимися, что открывает новые возможности для привлечения детей к чтению и творчеству.
Проектная, научно-исследовательская деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через организацию активных способов и действий.
Проектно – исследовательская деятельность школьникам интересна. Нравится детям сочинять сказки, участвовать в конкурсах, театрализованных представлениях под руководством своих учителей. Педагоги школы отзывчивы на любое предложение библиотекаря, благодаря их стараниям, творческие проекты в каждом классе были разнообразны, ярки, у каждого своя «изюминка».
При организации проектной деятельности возможна не только индивидуальная, самостоятельная, но и групповая работа учащихся. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения.
В библиотечном деле проект нацелен на эффективное использование новых информационно - библиотечных технологий и имеющихся библиотечных ресурсов.
Разработка и реализация проектов требует от школьного библиотекаря соответствующей подготовки, так как он выступает не только в роли руководителя проекта. Но и в роли учителя.
Я придерживаюсь мнения, что проектная деятельность – это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, и заранее выработанные представления о продукте деятельности.
В условиях библиотеки можно организовать проектную деятельность, которая поспособствует развитию познавательных интересов и интереса к чтению, книге, анализу, самореализации.
Проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства.
По продолжительности различают:
Технология применения состоит в следующем: класс делится на группы, каждая из них получает индивидуальное задание на карточке, в результате работы с текстом учебника, дополнительным материалом, источниками разных вдов, учащиеся должны ответить на поставленные вопросы, составить план ответа и представить его другим группам. В результате раскрываются цели урока. В итоге происходит закрепление материала.
недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы;
долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.
Виды презентации проектов:
- деловая игра;
- демонстрация видеофильма;
- экскурсия;
- инсценировка;
- театрализация;
- игры с залом;
- спектакль;
- путешествие;
- реклама;
- пресс-конференция…
Критерии оценки проекта должны быть понятны, их должно быть не более 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация.
Если задачей педагога является обучение проектированию, то в работе библиотекаря по методу проектов упор нужно сделать не на том, что получилось в результате совместных усилий ученика и библиотекаря, а на том, каким путем был достигнут результат.
Работа по проекту предполагает несколько этапов.
На первом, организационно-подготовительном этапе определяется тема проекта, отбираются необходимые источники информации, составляется своеобразная маршрутная карта реализации проекта. На этом же этапе формируется творческая группа, определяемая по принципу интереса к проблеме.
На втором, этапе выстраивается образ индивидуальной организации исследовательской работы на основе анализа и творческой переработки полученной информации.
На третьем, этапе, осуществляется сбор, анализ, обобщение информации из различных источников и идет оформление результатов деятельности. Фиксация результатов этой работы может осуществляться в различных формах (компьютерная обработка данных, видеосъемка, разработка самостоятельных сценариев театрализованных форм и т.п.).
На четвертом, этапе осуществляется защита проекта в форме, соответствующей содержанию проекта (постановка спектакля, презентация видеофильма, проведение экскурсии и т.д.).
На пятом, оценочном этапе происходит экспертная оценка проекта и самооценка проектной деятельности. Очень значимым является разработка критериев проектной деятельности учащихся. Она может варьироваться, в зависимости от типа проекта и возраста учащихся.
Осуществляемый при этом рефлексивный самоанализ не менее значим, чем приобретение детьми конкретных знаний и умений.
Преимущества метода проектов:
учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которую они сделали своими руками;
творческие проекты позволяют выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества;
профессиональное самоопределение, именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания?
при выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложные, слабым – по их реальным возможностям;
обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счёт включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях.
Вот обзор некоторых проектов, которые были проведены мной вместе с детьми в нашей школе:
1. Проект: « История одного храма».
Тип проекта: информационный, групповой, сроком 1 месяц.
Цели проекта:
сбор и обработка информации по теме;
развивать умение работать и собирать информацию из разных источников;
содействовать патриотическому воспитанию, интереса к истории православия России;
развивать умение выступать на публики.
Практический результат: письменный отчёт и выступление перед учащимися начальной школы с презентацией в формате слайд – шоу.
2. Проект: « Курские богатыри».
Тип проекта: информационный, групповой, сроком 1 месяц.
Цели проекта:
сбор и обработка информации по теме;
сформировать умения систематизировать, анализировать информацию, искать и отбирать наиболее значимые источники информации; повысить интерес к истории Отечества;
воспитание патриотизма, развитие умения выступать на публике.
Практический результат: доклад, выступление с презентацией Power Point, конкурс сочинений для учащихся начальных классов.
3. Проект «Моя родословная».
Тип проекта: исследовательский, индивидуальный, сроком 1 месяц.
Цели проекта:
формирование представлений о себе, своих родителях, бабушках и дедушках как о наследниках предшествующих поколений, имеющих тесную духовную и кровную связь;
знакомство с новыми фактами из истории семьи;
обучение составлению родословного древа или таблицы.
Практический результат: составить собственное генеалогическое древо.
Анализируя собственную работу над проектно - исследовательской деятельностью, выделяю в качестве перспективных следующие направления развития проектной деятельности:
во-первых, необходимо усилить исследовательский элемент в проектных работах учащихся;
во-вторых, включать в проектные работы там, где это уместно, социальные акции, в том числе благотворительные;
в-третьих, усилить, по возможности, практическую значимость проектов и их познавательную ценность;
в-четвертых, создавать в каждой школе ежегодную научно –практическую конференцию, где учащиеся могли бы представлять свои работы, и привлекать к проектно-исследовательской деятельности других учащихся.
Творческая научная деятельность учащихся способствует достижению одной из главных целей современной школы — воспитанию творческой, способной к саморазвитию личности ученика. Думаю, такая работа должна стать обязательным элементом учебного процесса в каждом образовательном учреждении.
Сегодня наша страна нуждается в одаренных людях, которые были бы способны успешно решать задачи, встающие перед обществом, тем самым укрепляя и развивая его. Поэтому одним из основных направлений современного российского общества является выявление и развитие способностей всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен самостоятельно развивать свои способности - очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, поддержать, успешно развивать его способности, готовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы в дальнейшем. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из педагогов сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.