СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему «психолого-педагогическая коррекция тревожности у младших школьников во внеклассной деятельности»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учителей начальной школы.Упражнения для снятия тревожности у ребёнка.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему «психолого-педагогическая коррекция тревожности у младших школьников во внеклассной деятельности»»

МКОУ «СОШ С.ЛЕБЕДЁВКА» ИСКИТИМСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ












ДОКЛАД НА ТЕМУ

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»






Подготовила: Смолякова И.А.,

учитель начальных классов,

без категории,

МКОУ «СОШ с.Лебедёвка»













с.Лебедёвка


Содержание



Введение

3


Основная часть


1

Исследование тревожности младших школьников и выделение путей её коррекции .


4-8

2

Внеклассная деятельность как средство коррекции тревожности у младших школьников.


7-10


Заключение

11


Список литературы

12




















Введение

Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии. Неблагополучие в эмоциональной жизни современных школьников побуждает психологов и педагогов искать формы и методы работы с чувствами детей в системе обучения и воспитания.

Исследование психических состояний тревожности человека является актуальной проблемой современной психологической науки. Решению проблем и вопросов, связанных с изучением уровней тревожности, посвящены работы как зарубежных, так и отечественных психологов. В частности, причины тревожности, уровни тревожности рассматриваются в изученных нами трудах таких авторов, как Н.Б. Пасынкова (1996), Л.В.Бороздина, Е.А.Залученова (1993), Н.Д.Творогова (1998).

Естественно, что работа по профилактике школьной тревожности, связанной с учебной деятельностью, должна проводиться прежде всего преподавателями, учителями и родителями и начинаться с первого дня пребывания обучающегося в учебном заведении.

Особенно актуальна проблема изучения состояний и уровней тревожности применительно к учебной деятельности и процессу воспитания, где понимание психических состояний и управление ими в процессе познания и общения является одной из существенных сторон деятельности.

В наиболее общем виде проблема тревожности может быть сформулирована как проблема изучения психологических механизмов адаптации и закономерностей влияния психических состояний на обучение, воспитание и развитие личности. Неполноценное функционирование органов чувств и моторики способствует торможению формирования сложных психических процессов. Определенный уровень развития сенсорных и моторных процессов в их тесной связи с личностным развитии составляет фундамент формирования познавательной деятельности ребенка. Именно поэтому данная работа, затрагивающая проблему тревожности у младших школьников актуальна.

1.Исследование тревожности младших школьников и выделение путей её коррекции .

Школа играет важную роль в становлении личности ребёнка. В этот период формируются основные свойства личности, и от того, как пройдёт этот процесс, зависит будущее развитие. У первоклассников есть общая черта. Все они переживают важное событие в своей жизни - поступление в школу. Именно здесь ребёнок в полной мере начинает познавать социально-общественную жизнь.

Школьная тревожность может быть вызвана большим количеством причин и проявляться в разных формах, поэтому её нельзя назвать однородной. Несмотря на то, что присутствуют общие «возрастно-универсальные» причины. Тревожность младшего школьника является очевидным признаком затруднений в процессе школьной адаптации. Начиная с подросткового возраста, она может формироваться и закрепляться в рамках личностной тревожности как психического свойства учащегося.

Высокий уровень тревожности является препятствием для успешной учебной деятельности школьника, и при этом не важно, осознаёт её сам школьник или нет.

Исходя из такого понимания школьной тревожности, необходимо найти возможные пути диагностики, а также помощи школьникам, столкнувшимся с этой проблемой.

Цель экспериментальной работы - исследование тревожности младших школьников и поиск путей её коррекции.

В рамках данного исследования было очень важно выявить младших школьников с повышенным уровнем тревожности - «группу риска», определить ведущие факторы, влияющие на формирование тревожности.

Исследования проводились в три этапа.

I этап - анализ литературы по теме, разработка методологии исследования, определение логики проведения исследования.

II этап - проведение эксперимента, разработка и апробация работы по психолого-педагогической коррекции тревожности у младших школьников

III этап - обработка результатов исследования. Поиск путей коррекции тревожности.

Тест «Кактус» М.А. Панфиловой.

Используя данную методику, можно увидеть эмоциональное состояние, отметить переживание им состояния тревоги.

Методика выполнения: «На листе белой бумаги нарисуй кактус, какой ты себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. После завершения рисунка в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:

- Этот кактус домашний или дикий?

- Этот кактус сильно колется?

- Его можно потрогать?

- Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

- Кактус растет один или с каким-то растением по соседству?

При обработке результатов исследования тревожности младших школьников и анализ результатов по методике М.А. Панфиловой «Кактус» принимаются во внимание следующие данные: если школьник использует в своём рисунке тёмные цвета, внутреннюю штриховку, прерывистые линии, сильный нажим карандаша, то у него наблюдается тревожность.

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.

Тест Филлипса помогает выявить факторы тревожности, влияющие на учебную деятельность ребёнка, на его эмоциональное состояние, взаимодействие с окружающими.

С помощью этой методики можно не только оценить общий уровень тревожности, но и понять качественное своеобразие переживаний тревожности.

Тест проводится учениками младшего и среднего школьного возраста. Опросник предназначен для определения уровня и характера тревожности, связанной с учебной деятельностью. Школьникам предлагается 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».

Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-», если не согласны».

В методику Филлипса входит 8 факторов:

-общая школьная тревожность,

- переживание социального стресса,

-фрустрация потребности в достижении успеха,

-страх самовыражения,

-страх ситуации проверки знаний,

- страх не соответствовать ожиданиям окружающих,

-низкая физиологическая сопротивляемость стрессу,

-проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Экспериментальное исследование тревожности младших школьников по графической методике «Кактус» М.А. Панфиловой показало наличие у 30 % испытуемых от одного до четырёх показателей тревожности (внутренняя штриховка, прерывистые линии, тёмные цвета, сильный нажим карандаша), а методика диагностики тревожности Филлипса помогла определить общую картину состояний учащихся в 1 классе.

Таким образом, данные, полученные при диагностике, свидетельствуют о необходимости проведения психолого-педагогической коррекции тревожности у младших школьников.

2. Внеклассная деятельность как средство коррекции тревожности у младших школьников.

Внеклассная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса на современном этапе. Цель данного исследования: определить уровень тревожности младших школьников. И в соответствии с этим построить и реализовать коррекционную работу в рамках внеклассной деятельности, направленную на снижение уровня тревожности учащихся.

Задачи: обучение навыкам эффективного взаимодействия со сверстниками и учителями; коррекция самооценки; развитие способности к регуляции поведения и деятельности в конкретных ситуациях.

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность, а тревожность снижает адаптационные способности, формирует заниженную самооценку, создает чувство неуверенности, отрицательно влияет на конечный результат деятельности и снижает резервы психического и физического здоровья.

Для проведения занятий я использую следующие упражнения:

-Занятие: Похвалики.

Цель: повышение самооценки и значимости учащихся среди одноклассников. Оборудование: для каждого ученика карточка с заданием.

Содержание:

Каждому учащемуся даётся карточка, на которой написана какое-то действие, которое определённо одобряется окружающими людьми. Ученик озвучивает эту ситуацию. При этом начать ребёнок должен со слов «Однажды я…». Например, «Однажды я помог своей однокласснице донести тяжёлый портфель до дома» и т.д. На размышление ученику даётся 2-3 минуты, по окончанию которых он кратко сообщает о том, как в один день совершил положительный поступок, отлично справился с тем или иным действием, заданием, которые зафиксированы в карточке.

После выступлений учащихся, учитель обобщает всё сказанное. Если дети способны справиться с обобщением, то они это делают самостоятельно.

- Занятие: Как справиться с плохим настроением.

Цель: научить ребёнка самостоятельно анализировать и преодолевать барьеры, которые мешают ему полноценно самовыражаться.

Оборудование: альбомные листы, карандаши, плакат с изображенным мусорным ведром.

Содержание:

Учитель предлагает учащимся вспомнить несколько ситуаций, которые вызывали у них положительные эмоции. Предлагается представить их, запомнить чувства, которые возникли. Затем нужно вообразить, будто школьники помещают свои чувства в секретное место и в любой момент могут достать их оттуда. Младшие школьники рисуют место, где прячут свои чувства, и называют ощущения.

-Занятие: Три портрета.

Цель: создать такие условия, в рамках которых дети смогут определить уровень уверенности в себе.

Содержание:

Учащиеся делятся на три группы, каждая из этих групп должна нарисовать человека, который был бы: уверенным в себе; неуверенным в себе; самоуверенным. Учащимся также предлагается описать его психологические особенности.

После завершения работы каждая группа представляет то, что у них получилось. По мере обсуждения ребята отмечают для себя характерные черты поведения уверенного, неуверенного и самоуверенного человека. Результаты обсуждения записываются на доске.

Необходимо обратить внимание детей на особенности поведения неуверенного и самоуверенного человека и понять, чем они похожи. И то и другое является следствием неуверенности в себе, в своих собственных силах, в том, что он интересен окружающим его людям.

Учащимся предлагается вопрос для обсуждения: какие ситуации заставляют человека чувствовать себя неуверенно? Одновременно составляется «копилка трудных ситуаций». После обобщают всевозможные варианты ответов в пять типичных для младших школьников ситуациях.

Анализ результатов проведенной работы свидетельствует о том, что своевременное выявление факторов, влияющих на формирование тревожности у младших школьников, способствует целенаправленному проведению программы коррекции, которая снизит уровень тревожности.




















Заключение Как отмечалось изначально, тема данной работы актуальна в силу того, что неблагополучие в эмоциональной жизни современных школьников побуждает психологов и педагогов искать формы и методы работы с чувствами детей в системе обучения и воспитания. Особенно актуальна проблема изучения состояний и уровней тревожности применительно к учебной деятельности и процессу воспитания, где понимание психических состояний и управление ими в процессе познания и общения является одной из существенных сторон деятельности. Внеурочная работа стимулирует учителя в поиске средств и способов развития школьников с учетом их индивидуальных интересов и способностей. Школьник, являющийся соучастником внеурочной деятельности, включенный в продуктивную социально и личностно-значимую деятельность, совершенствует себя как личность. Организация внеклассной работы должна способствовать всестороннему развитию младших школьников.















БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК



  1. Азарова Т. В., Битянова М. Р., Афанасьева Е. И., Васильева И. Л. Работа психолога в начальной школе. — М.: Академия, 2001. - 340с. 2.Астапов В.М.,Тревожность у детей. М., 2002.160 с.

  1. Базоев В.З. Человек из мира тишины. - М.:ИКЦ Академ-книга, 2002. - 450с.

4.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Наука, 1999. - 310с.

5.Выготский Л.С. Дефектология. – М.: Наука, 1990. - 398с.

6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1996. - 354с.

7. Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. – Л.: Медицина, 1990. - 465с.

8. Гейци Э.Д. Психодиагностика в педвузе: Учебное пособие. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2001. - 170с.

9. Герасимова А. Школьная тревожность // Мурзилка. — 2001. — № 9. - С. 23.

10. Немов Р.С. Психология: психодиагностика. М., 2009. 640 с.

11. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка. М.: изд-во Педагогика, 1992. 160 с.

12. Панюкова Ю.Г. Предпочитаемые и отвергаемые места в школе // Вопросы психологии. М., 2001. C. 132-138.

13. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. М., 1998. С. 1-7.

14. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М., 2000. 304 с.