СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: Психолого-педагогические особенности применения технических средств на уроках музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основе использования ТСО в качестве источника знаний лежат вполне определенные психические процессы. Учитель вводит в класс такие раздражители, которые сильно воздействуют на органы чувств обучающегося, основательно перестраивая все его психические функции. Участвующие в процессе восприятия зрительные и слуховые анализаторы способствуют получению более полных и точных представлений об изучаемых вопросах.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: Психолого-педагогические особенности применения технических средств на уроках музыки»

МКОУ «Суджанская средняя общеобразовательная школа №2»








ДОКЛАД


на тему:








Подготовила учитель музыки

Неклюдова Наталья Николаевна.









г. Суджа


В основе использования ТСО в качестве источника знаний лежат вполне определенные психические процессы. Учитель вводит в класс такие раздражители, которые сильно воздействуют на органы чувств обучающегося, основательно перестраивая все его психические функции. Участвующие в процессе восприятия зрительные и слуховые анализаторы способствуют получению более полных и точных представлений об изучаемых вопросах.

Для восприятия ТСО очень важно, что зрительные анализаторы обладают значительно более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Но основную информацию обучаемые получают с помощью сигналов, воспринимаемых слуховыми анализаторами. Отсюда следует, что зрительный анализатор обладает значительными потенциальными резервами для увеличения ввода с его помощью обучающей. Развивающей и воспитывающей информации.

Для успешного психолого-педагогического воздействия важно, чтобы в процессе восприятия учащихся участвовало как можно больше видов восприятия. На первом месте по значимости и эффективности в условиях применения ТСО находятся комбинированные зрительно-слуховые виды восприятия, затем следуют зрительные и, наконец, слуховые. Таким образом, одновременное воздействие сложного комплекса раздражителей на разные анализаторы (или их синтетическое воздействие) обладает особой силой, особой эмоциональностью и яркостью. Поэтому организм обучаемого, воспринимающего информацию с помощью ТСО, находится под воздействием мощного потока информации, создающей сначала эмоциональную основу, а затем на ее базе от чувственного образа учащемуся легче переходить к интеллектуальному осмыслению, к логическому мышлению, к абстрагированию.

Согласно психологической концепции развития личности, любое познание начинается с ощущений, с чувственного восприятия. Отсюда учителю музыки (или других предметов эстетического цикла) в учебно-воспитательном процессе очень важно стремиться включать различные органы чувств – зрение, слух, осязание – в ходе восприятия художественных произведений, элементов культуры через применение ТСО.

Получение художественно-эстетических знаний в школе особенно нуждается в живом созерцании, в наблюдении. ТСО с успехом решают эту задачу. Они вводят в класс, на урок фактический материал, отражающий окружающий мир природы, жизни, культуры и искусства. Но этот образный материал, объединенный в содержательный материал, передающийся с помощью ТСО, отражает, копирует, то есть служит моделью, дающей с той или иной степенью точности представление об оригинале. Не вызывает сомнения, что услышанная учащимися с помощью ТСО музыка, будет несколько отличаться и никогда не заменит «живого» музицирования.

Точно также репродукция какого-либо шедевра изобразительного искусства не сравниться по степени эмоционального воздействия с оригиналом. Аудио-, видео- образы, создаваемые ТСО сходны с оригиналом, но не тождественны, не одинаковы. Однако использование ТСО позволяет максимально приблизиться к оригиналу, а, кроме того, несет большую педагогическую нагрузку, позволяя через комплексное целенаправленное воздействие на ощущения и эмоции учащихся обеспечить дальнейший переход к более высокой ступени познания – понятиям и теоретическим выводам.

Для правильной оценки применения ТСО важно знать психологические особенности восприятия учащихся. Учитель должен помнить, что чрезмерное использование ТСО ослабляет педагогический эффект уроков и внеклассных мероприятий. Необходимо четко дозировать нагрузку информационного содержания, передающегося ТСО, с учетом психофизиологических возможностей восприятия, а также индивидуальных особенностей усвоения конкретной аудитории, класса. Сложную и очень объемную информацию (даже если она обладает изобразительной и звуковой яркостью, качественностью и другими положительными характеристиками), превышающую возможность детского восприятия, учащийся не сможет переработать и в результате не получит никакой информации. Еще раз подчеркнем, что хорошо усваивается информация, переданная через ТСО, когда найдена правильная (оптимальная) мера между содержанием данной информации и возможностями ее восприятия детьми.

Нельзя не отметить и большие психолого-педагогические возможности ТСО в плане управления вниманием учащихся. Данное управление осуществляется с помощью выделения главного средствами динамики, композиций, монтажа, интенсивностью окраски, выделением светом, интонацией и т.п. Использование ТСО позволяет не только выразительно, ярко, звучно и доходчиво, но и занимательно построить учебные занятия или внеклассную художественно-эстетическую деятельность. Все это, вместе взятое, воздействует на учащихся, определяет возникновение непроизвольного внимания, что содействует непроизвольному запоминанию учебного материала. А такой характер усвоения, как известно, наиболее надежен.

Использование ТСО будет эффективным и продуктивным, если содержательный материал, передаваемый с помощью ТСО, будет отвечать следующим дидактическим принципам:

Принцип доступности — обычно понимаемый смысл этого принципа заключается в том, что на каждом этапе обучения, воспитания, развития следует предлагать ученику такую информацию через ТСО, которую он сможет тут же понять.

Однако необходимо при этом не занижать возможности ученика, а наоборот создавать все условия для выполнения, усвоения материала на высоком уровне сложности, стимулирующем мыслительную активность и интерес учащегося, т.е. доступность это не легкость, а посильная трудность в обучении.

Принцип научности означает, что учащимся предлагаются для усвоения прочно установленные в науке положения, учебная информация, шедевры культуры и искусства.

Каждое явление должно рассматриваться с разных сторон, в единстве и развитии, т.е. процесс обучения должен воспитывать диалектический подход.

Принцип наглядности или «золотое правило дидактики». Классическая дидактика установила принцип наглядности исходя из того очевидного факта, что успешным оказывается такое обучение, которое начинается с рассмотрения явлений, вещей, предметов, процессов и событий окружающей действительности.

Известно, что орган слуха пропускает 1000 условных единиц информации за единицу времени, орган осязания – 10 000, а орган зрения - 100 000 единиц информации за ту же единицу времени, т.е. около 80% сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения.

Тем не менее, несмотря на наибольшую пропускную способность информации у органов зрения необходимо помнить о том, что в процессе полноценного восприятия задействованы все органы чувств.

Сознательность и творческая активность. Принцип заключается в задаче обеспечить оптимально благоприятное соотношение педагогического руководства и сознательного творчества учащихся.

Принцип систематичности, означающий, что в обучении все должно быть взаимосвязанным и целесообразным. Систематичность обучения предполагает усвоение учеником учебного материала в его логической последовательности и взаимосвязи. Современная педагогика рассматривает этот принцип как: от легкого к трудному, от близкого к далекому, от простого к сложному, от известного к неизвестному, от частного к целому; как логическую последовательность и связь между явлениями, предметами, изучаемыми на разных ступенях школьного обучения.

Принцип связи обучения с жизнью и практикой. Практика является основой познания, поэтому принцип связи обучения с жизнью и практикой является необходимым. Использование данного принципа должно нацеливать учеников на применение усвоенных знаний, художественных впечатлений для решения практических творческих, жизненных задач, выработку собственных взглядов, собственного опыта.

Принцип прочности усвоения знаний и развития познавательных сил учащихся.

Принцип прочности усвоения знаний и развития познавательных сил учащихся означает способность учащегося при необходимости воспроизвести изученное через ТСО и воспользоваться соответствующими знаниями в практической деятельности. Прочность знаний может быть достигнута, если обучение основывается на учете психических закономерностей развития и работы памяти. Этот принцип требует, чтобы в обучении гармонично сочеталась работа произвольной и непроизвольной памяти. Непроизвольно запоминается то, что для человека интересно, важно, связано с положительными эмоциями.

При этом повторение не должно рассматриваться, как только копирование пройденного. Повторять — это, значит, воспроизводить изученное с позиции новой информации, увязывать изученный материал с новыми фактами, с личным опытом, с личными наблюдениями.

Принцип положительного эмоционально фона обучения.

Эмоции играют огромную роль в деятельности человека, в процессе обучения вообще и, особенно на уроке музыки. Поэтому учителю необходимо создавать и культивировать положительный эмоциональный фон обучения, убирать негативные моменты, страх, а это в свою очередь зависит от многих моментов — в том числе и от умелого использования ТСО, от культуры педагогического общения педагога, от его педагогического мастерства.

Принцип воспитывающего обучения означает, что обучение должно давать не только знания, развивать интеллектуально-эмоциональную сферу ребенка, но и формировать в целом личность: воспитывая, мы, обучаем, а, обучая – воспитываем.

Принцип проблемности все чаще начинает появляться в дидактических системах. Причина тому – постепенный поворот к решению задачи общего развития ребенка. Данный принцип означает, что развитие индивидуальности школьника зависит от характера его деятельности. Проблема является начальным моментом мыслительной деятельности. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-нибудь понять, когда возникает познавательное затруднение.

Проблемное обучение развивает интеллектуальную и другие сферы не потому, что учитель ставит проблемы, а потому, что школьник САМ их решает.

Принцип мотивации соответствует законам единства познания и оценочной деятельности (единство знания и отношения), активности субъекта в процессе отражения и изменения им объекта. Эти общие положения необходимо учитывать в педагогическом процессе: отношение учащихся к знаниям, учению, труду, другим ценностям.

Цель деятельности педагога, направляемой данным принципом, заключается в развитии мотивационной сферы, в формировании у школьников системы фундаментальных потребностей и связанных с ними мотиваций – интеллектуально-эмоциональной потребностью, потребностями в познании, в достижении, в познавательном общении, потребностями в учении, в труде. ТСО могут выступать в роли мотива, возбуждающего интерес к предстоящему изучению темы, поскольку создают очень важное для всей последующей учебной деятельности эмоциональное состояние.

Таким образом, возможности ТСО в активизации интеллектуально-эмоциональной деятельности учащихся можно свести к следующему:

1. ТСО повышают наглядность учебно-воспитательного процесса, обеспечивая иллюстрацией объяснение учителя. ТСО применяются тогда, когда другие наглядные средства менее выразительны.

2. ТСО сообщают учащимся новые знания, художественно-эстетические впечатления, развивают интеллектуально-эмоциональную сферу личности ребенка. В ряде случаев ТСО дают более полную и точную информацию об изучаемых произведениях искусства, культуры, чем обычные средства, с помощью слова учителя или «живого» исполнения учителем какого-либо музыкального произведения.

3. ТСО связывают получаемые учащимися знания, умения, навыки с современной жизнью. ТСО помогают максимально развивать творческие способности детей, создавая условия для различных видов творчества, давая возможность сочинять, слушать и исполнять на высоком техническом уровне с использованием разнообразных музыкальных инструментов, стереофонических эффектов и т.п. собственные музыкальные произведения, делать аранжировки и др. при этом, не обладая «живой» техникой исполнения на различных музыкальных инструментах.

4. ТСО позволяют быстро и точно провести диагностику уровня музыкальных и других знаний, умений, навыков.

5. ТСО наиболее полно отвечают на возникающие интересы учащихся из области искусства, культуры, науки, то есть они удовлетворяют естественную любознательность учеников.

6. В целом ТСО повышают эффективность и продуктивность обучения, воспитания и развития, поскольку в известных пределах увеличивают темп и качество перечисленных процессов. Часто ТСО могут послужить мотивом к более глубоким занятиям искусством, поскольку передаваемая через ТСО информация может быть сообщена в занимательной форме (игра, парадокс, элементы юмора и др.), что резко активизирует познавательный интерес учащихся.

7. Применение ТСО освобождает учителя от большого объема технической работы, позволяя больше времени уделять творческой стороне деятельности.