СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: "Пути повышения у обучающихся интереса к изучаемому предмету".

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Пути повышения у обучающихся интереса к изучаемому предмету".»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 46

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ




Рассмотрено

методической комиссией филиала

№6 ФКП образовательного

учреждения №46

Протокол от «17» июня 2025 г. № ф6/16

СОГЛАСОВАНО

Заведующий филиалом № 6

ФКП образовательного

учреждения №46

Львов В.Ю.

«17» июня 2025 г.






Доклад на тему: «Пути повышения у обучающихся интереса к изучаемому предмету».







Составитель:

Кошелев Илья Олегович,

мастер производственного

обучения высшей

квалификационной категории













2025 г.




Наблюдения за учащимися во время уроков показывают, что их активная познавательная деятельность во многом зависит от того, насколько преподавателю удается вызвать интерес к изучаемому учебному материалу. Интерес к усвоению знаний определяется многими обстоятельствами, в том числе содержанием учебного материала, характером всей системы преподавания предмета в целом, познавательными возможностями учащихся и т.д. Однако мой опыт подсказывает, что для возбуждения интереса к каждому конкретному вопросу необходимо применение особых, специальных приемов.

Известно, что физиологической основой интереса является исследовательский рефлекс. Интересно, как правило, все новое, неизвестное. Но возбудив интерес к какому-либо вопросу, необходимо организовать еще деятельность учащихся по его изучению и поддерживать возникший интерес и внимание.

Часть учебного материала по курсу электротехники учащимся знакома из курса физики и поэтому кажется неинтересной.

Другая крайность – учебный материал учащимся совершенно незнаком, но они также не проявляют особого интереса, так как не представляют себе уровня полезности, интересности и занимательности этого материала.

Большинство же изучаемых вопросов лежит между двумя этими крайностями.

Эти три группы учебного материала требуют к себе разного подхода.

Для возбуждения интереса учащихся к знакомому материалу я выясняю, насколько хорошо они его знают, и концентрирую их внимание на вопросах, которые изучены недостаточно хорошо. Для этого перед изучением темы предлагаю учащимся письменно ответить на ряд вопросов.

Например, перед изучением темы «Электрическое поле» предлагаю такие вопросы:

  1. Привести примеры получения электрического поля.

  2. Назвать его энергетические характеристики.

  3. Привести примеры его использования и т.д.

При ответах учащиеся допускают неточности или не отвечают вообще, и тогда следующем уроке я заостряю их внимание на недостаточно изученных вопросах.

Интерес к изучению незнакомого материала возбуждается в тех случаях, когда предварительно разъясняется познавательная и практическая польза его изучения.

Материал усваивается лучше, если подчеркивается практическая направленность его изучения. Например, материал о диэлектрике в электрическом поле, образование диполей связывается с электрической прочностью и пробивном напряжении (изоляция проводов или изоляция между обкладками конденсатора), о законах Кирхгофа – с зарядом аккумуляторных батарей и т. д.

Интерес к изучению материала, частично знакомого учащимся, также возбуждается через элементы новизны. Например, понятие «Электрическая цепь» проходит через весь курс электротехники, и я стараюсь всякий раз употреблять это понятие с новыми элементами, в новом качестве.

Таким образом, если заострять внимание учащихся на изучаемых вопросах через элементы новизны и практическую направленность, то это создает объективную предпосылку для активизации их познавательной деятельности.

В более широком плане элементы новизны вносятся не только содержанием учебного материала, но и используемыми средствами наглядности и техническими средствами обучения, содержанием упражнений и разнообразием применяемых методов и типов уроков.

Заинтересовав учащихся изучаемым вопросом, преподаватель организует их познавательную деятельность. Информационное, бесконфликтное изложение материала, когда учащиеся только слушают или слушают и записывают, не возбуждает у них интереса и не активизирует их познавательную деятельность, так как знания им преподносятся в готовом виде. Выход – проблемное обучение.

Проблемное обучение позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, что повышает качество их знаний, развить у них мышление, облегчить механическую работу памяти по запоминанию информационного и справочного материала.

Изменяется структура урока. Повторение перестает быть изолированным элементом урока, оно органически связывается с изучением нового материала. Открываются возможности усвоения учебного материала в основном на уроке, а на дом давать учащимся больше заданий творческого, проблемного характера.

     Преподаватель так направляет работу учащихся, чтобы они могли вывести то или иное правило или закономерность, решить какую-то проблему, прибегая к своему опыту и знаниям.
     Описанные приёмы применяются на лекции и на семинарских занятиях. Можно предложить для обсуждения учебные проблемы, решение которых в принципе уже известно науке, на практике, но неизвестно учащимся. Можно попытаться рассмотреть и научные проблемы. 

Пример 1 .

Я хочу привести пример  проведения урока на тему «Последовательное соединение сопротивлений». Провожу урок на эту тему в виде развернутой коллективной беседы на основе демонстрационного эксперимента. Беседа позволяет опереться на знания и опыт учащихся и подвести их к самостоятельным выводам на основе эксперимента с применением теоретических знаний.

Я спрашиваю: что такое сопротивление?

(Свойство проводников влиять на величину тока в цепи). – Правильно. А какие участки цепи обладают сопротивлением? (Источник напряжения, провода, потребители). – Как вы понимаете последовательное соединение сопротивлений? Обычно учащиеся отвечают, что сопротивления соединяются друг за другом и записывают определение в конспект.

Далее я спрашиваю: соединяются ли последовательно потребители, резисторы и прошу привести примеры. Обычно чаще всего учащиеся отвечают про елочные гирлянды. Тогда я задаю им вопрос: а почему лампочки на гирлянде соединяют последовательно? Не все учащиеся могут ответить на этот вопрос, но все - таки находятся учащиеся, которые отвечают правильно. (Потому, что каждая лампочка рассчитана на меньшее напряжение, а вся гирлянда включается под напряжение 220 В).- А что такое напряжение? ( Напряжение – разность потенциалов между двумя точками цепи, под действием которой перемещаются электроны на этом участке). – Какова причина возникновения разности потенциалов на каждой лампочке? (Наличие электрического поля источника). – Что произойдет, если одна лампочка перегорит? (Остальные погаснут).

-Что вы делали, если у вас перегорала лампочка?

В этом месте урока у учащихся начинает проявляться интерес. Одни отвечают, что ставили другую лампочку, другие говорили, что соединяли «напрямую», третьи - ставили вместо лампы на 12 В лампу на 6 В. Ребята высказывают мнение, что лампа на 6,3 В должна перегореть.

В ходе беседы изучение последовательного соединения сопротивлений и его свойств приняло проблемный характер. Все учащиеся проявили заинтересованность в разрешении проблемной ситуации. Затем я прошу учащегося одного или двух собрать электрическую схему последовательного соединения в программе ElektronicsWorkbench.Другие учащиеся к разным точкам цепи подключают амперметр (цепь и показания видны всем учащимся на экране). Самостоятельно делают вывод (показания одни и те - же, следовательно, в цепи один и тот же ток).

После этого я побуждаю учащихся к логическому мышлению и спрашиваю: Какую величину можно определить на основании этих данных? (Сопротивление всей цепи). Я прошу учащихся сделать теоретический расчет и вывод об общем сопротивлении цепи записать в конспект. Затем я прошу учащихся подключить к сопротивлениям вольтметры и по показаниям сделать свои выводы, чему равно общее напряжение цепи.

На дом предлагаю учащимся подумать над задачей - проблемой: перегорит ли лампочка на 6 В, включенная в гирлянду вместо 12-вольтовой.

Затем рассматриваем параллельное и смешанное соединение сопротивлений. Здесь больше внимания уделяю развитию логического абстрактного мышления. Каждый обучающийся в конспекте вычерчивает схему смешанного соединения, состоящую из 5 резисторов (возможны различные комбинации), определяют общее сопротивления цепи, токи и напряжения на каждом резисторе, если известно общее напряжение цепи. Кроме того, на дом даю задачу проблемного характера. Имеется неограниченное количество резисторов по 10 Ом каждый. Из них требуется собрать цепь, сопротивление которой равнялось бы 6 Ом. Какое наименьшее количество резисторов надо взять и как их соединить, чтобы получить заданное сопротивление?

Подобных проблем к последующим урокам по курсу электротехники можно поставить большое количество.

Проблемное обучение позволяет привлечь учащихся к самостоятельным поискам. Учебный материал изучается ими в органическом сочетании умственной и практической деятельности. Полученные самостоятельно выводы способствуют развитию продуктивного мышления, вырабатывают навыки практических действий.