СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Работа с обучающимися с высокой мотивацией к обучению"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема выявления и развития одаренных детей и детей с повышенной мотивацией, к которой в последнее время обращено особое внимание в условиях модернизации современной системы образования, приобретает особую актуальность

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Работа с обучающимися с высокой мотивацией к обучению"»

Работа с обучающимися с высокой мотивацией к обучению


Проблема выявления и развития одаренных детей и детей с повышенной мотивацией, к которой в последнее время обращено особое внимание в условиях модернизации современной системы образования, приобретает особую актуальность.

Данный социальный заказ направил педагогическую деятельность в русло активной работы с детьми названной категории, и потребовал пересмотреть систему поддержки и развития способных обучающихся. Основная цель: создать благоприятные условия, способствующие развитию и реализации способностей детей. Данная работа заключается в следующем:

(слайд 3)

• работа по плану индивидуального обучения;

• включение учеников в исследовательскую деятельность по интересам;

• внеклассные мероприятия, направленные на активизацию обучающихся в учебной деятельности.

Первоочередной задачей в организации обучения одаренных детей и детей с повышенной мотивацией является выявление и определение своеобразия их одаренности с целью создания условий для наиболее полного раскрытия их талантов и способностей. Диагностика одаренности всегда представляет собой сложную проблему, поэтому целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов (слайд4): наблюдение за детьми, анкетирование детей, родителей и учителей, экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей, тестирование.

Самая распространенная форма организации внеурочной деятельности ребят по интересам – предметные кружки. Они предназначены для обучающихся, интересы которых выходят за рамки программы, но не исключают возможности посещения их и другими обучающимися. На занятиях предметных кружков все участники найдут себе дело по душе.

Одна из основных практических задач современного образования – формирование у школьника основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения. Начинать работать в данном направлении желательно с первого класса. В этом возрасте ребенок удовлетворяет свои естественные потребности: огромное желание новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно «открывать Америку» вокруг себя. Поэтому дети с большим удовольствием становятся исследователями.

Учение -   это   целенаправленный   и   мотивированный    процесс, поэтому   задача   учителя   состоит в том, чтобы   включить   каждого ученика    в   деятельность, обеспечивающих   формирование и   развитие   познавательных потребностей   -   познавательные   мотивы.

Работа с обучающимися, имеющими высокую мотивацию обучения, требует от педагога усиленной подготовки, каждодневного кропотливого труда по развитию личности ребёнка. Учитель работает не только на развитие специальной интеллектуальной одарённости ученика, но и на развитие олимпиадного движения. При работе с детьми, имеющими высокую мотивацию обучения, учитель использует личностно-ориентированный, дифференцированный подходы в обучении, вовлекает в исследовательскую работу, побуждает выдвигать идеи, анализировать литературу и материалы сети Интернет. (слайд5)

Принципы работы:

- прививать стремление к приобретению знаний;

- поощрять инициативу детей, их самостоятельность в учебе и развитии.

Контроль развития познавательной деятельности:

- создание для ученика ситуации уверенности в своих знаниях;

- сотрудничество учителя и ученика;

- гарантирование ученику права на повышение оценки;

- поощрение ученика.

Опережающие задания:

- круглогодичные олимпиады;

- олимпиады муниципального уровня.

При работе с   обучающимися с высокой мотивацией к обучению можно   использовать   следующие   приёмы:

1)  переход   учителя с позиции   носителя   знаний (дающего   знания) в позицию   организатора    собственной   познавательной   деятельности, т.е.  учитель управляет    познавательной деятельностью ученика.

2) мотивация познавательной   деятельности.  В   результате   у   ученика   формируется   либо   интерес, либо   устойчивое   положительное   отношение   к   предмету.

Интерес   к изучению вопроса   зависит от   убеждённости   обучающегося в его необходимости.    Наличие    интереса -  необходимое   условие   обучения.   Чем   выше   интерес, тем активнее идёт   обучение, тем   лучше   результаты.   Наоборот, чем ниже интерес, тем   формальнее   обучение, и, как следствие, хуже   результаты.

Детям   с повышенной   мотивацией   к обучению рекомендуется   давать   творческие   и   самостоятельные   работы; использовать   коллективные   способы обучения (организация   работы   ученика   с   учеником или ученика с источником   знаний).   У одноклассников   проще   спросить   непонятное, попросить   объяснить, а тот, кто объясняет, ещё   лучше усваивает   пройденный   материал.

Глубокие, прочные, а   главное осознанные   знания   могут   получить   те   школьники, у   которых   развита   не   столько   память, сколько   логическое   мышление.   Начальным моментом   мыслительного   процесса   обычно   является   проблемная   ситуация.   Мыслить   человек   начинает, когда   у него   появляется   потребность   что-то   понять.   Мышление   обычно начинается    с   проблемы    или   вопроса, с удивления   или   недоумения, с   противоречия.  Главное   не   просто   увидеть проблему, а   понять   и захотеть   её   решить.

Создание    проблемной   ситуации -  это лишь начало обучения.  Затем обучающиеся   сами (под контролем учителя) должны проанализировать ситуацию, точно   сформулировать   учебно-познавательную   проблему, выдвинуть гипотезу   и доказать её.    И тут   учителю надо быть очень осторожным: чтобы, попав в   положение   невозможности, ученик не   отчаялся, надо   вовремя   прийти   ему   на   помощь. Когда результат   получен   и ученик   гордится   своими   достижениями, учитель   может   считать   свою   работу   выполненной.  Ведь   школьник   почувствовал   прелесть   открытия.

Можно   использовать домашние задания, которые   позволяют   выдвинуть   на следующем   уроке учебные   проблемы, поставившие   школьника   дома   в   тупик.

За время   учёбы   в школе   обучающиеся   решают   массу   различных математических задач.   Есть   некие   алгоритмы, которые   используются   до   автоматизма.    Однако   ученики, как   правило, не   могут   справиться с   нестандартной    задачей, выходящей   за   рамки    привычных алгоритмов, даже если   для   её   решения   не   нужно   дополнительных   знаний. Вера в то, что личного   опыта   достаточно   для   успеха, затягивает   решающего, а   увлечённость   поиском   решения проблемы -  главная движущая   сила   творческой активности. В качестве задач для   работы с   обучающимися, интересующимися   математикой, не   надо предлагать   как слишком   простых, так и   слишком   сложных задач.    Они не   оказывают   существенного   влияния   на   интеллектуальное   развитие.  Для   развития, задача   должна быть трудная, но   посильная для них. Но всё же работа   с   сильными   обучающимися -   работа «штучная».   Поэтому   без индивидуальной   работы   вне урока не   обойтись.

Кружки, факультативы и спецкурсы   являются   основной   формой работы   с   обучающимися   с    повышенной   мотивацией   к обучению.  Только   здесь   можно   рассмотреть особые   типы задач, которые   иногда   называются   олимпиадными. 

Олимпиада – наиболее распространённая и   яркая форма работы   с одарёнными   детьми.  В результате их проведения   выявляются   способные   к   определенному предмету   школьники.     А   планомерная    работа   по их   подготовке   к   участию   в   олимпиадах выливается   в   серьёзное   изучение специальных   разделов   данных предметов.

При   решении олимпиадных   задач    ученики   должны   проявить   смекалку в   нестандартной   ситуации.   Но   для успешного   выступления   на   олимпиадах   нужно   прорешать с ними   как можно больше   подготовительных   задач.

     Интерес к предмету зависит, прежде всего, от качества постановки учебной работы на уроке.

  Использование компьютера на уроках должно быть целесообразно и методически оправдано, а не служит данью времени. К информационным технологиям необходимо обращаться лишь в том случае, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами обучения. При организации защиты проектов компьютер может стать эффективным помощником. Конечно, проведение «опытов» на доске, в тетради обладает неоспоримыми преимуществами, но иногда в силу ряда причин использование виртуальной лаборатории предпочтительнее. 




Памятка по работе с обучающимися,

имеющими повышенный уровень способностей:

  1. Ознакомиться с данными психологов (ведущий тип памяти, мышления, объём внимания, карта интересов, профессиональная направленность).

  2. Организовывать индивидуальную работу на уроке:

•   определить меру трудности задания;

•   создать индивидуальный план работы на уроке;

•   разработать систему продуктивных заданий.

  1. Вести исследовательскую деятельность с учётом интересов ученика:

•   круга интересов, обучающихся;

• трудностей в учебе;

•  индивидуальных особенностей.

  1. Устраивать представление итогов исследовательской работы обучающихся.

  2. Практиковать:

1) учебные сообщения;

2) опережающие задания;

3) наблюдение над языковым материалом;

4) разные виды творческих работ с учётом жизненного опыта детей;

     5)  применение разноуровневых заданий, тестов;

     6)  участие в кружках, факультативах;

     7)  работа над проектами;

     8)  участие в олимпиадах;

     9) обязательное поощрение.


Методические рекомендации по организации внеклассной работы

с одарёнными детьми

  • Вовлекать обучающихся во внеклассные и внешкольные культурно-массовые мероприятия с момента проявления таланта. 

  • Учить искусству общения, для чего предоставлять возможность самостоятельно разрабатывать и организовывать мероприятия, проводить их и быть ведущими и участниками. 

  • Давать общественные поручения в классе, в школе. Контролировать выполнение поручений, всячески помогать и создавать условия для развития таланта. 

  • Разрабатывать совместно сценарии предметных праздников, КВНов, вечеров отдыха и других мероприятий, где ребята могут достойно проявить свои способности. 

  • Вовлекать ребят для участия в конкурсах, предметных неделях, олимпиадах и др. мероприятиях, способствующих развитию таланта. 

  • Вовлекать учащихся в кружки интересной им направленности. 

 В основу работы с мотивированными детьми положены следующие принципы (слайд6): 
1) принцип воспитывающего обучения - учить самостоятельности, умению планировать свою деятельность, самостоятельно принимать решения, развивать волю и целеустремлённость; 
2) принцип ориентации на успех - каждый ученик имеет право быть умным на уроке; 
3) принцип ориентации на зону ближайшего развития - заметить и не пропустить малейший успех, закрепить его и идти дальше; 
4) учёт результатов учебной деятельности через систему заданий и накопительную систему оценок.

(слайд7) 

Актуальность проблемы организации работы с обучающимися, имеющими высокую мотивацию обучения, продиктована и определяется не только психолого-педагогическими, но и социокультурными факторами. Способная творческая личность является гарантом процветания общества, так как одарённость при благополучных условиях трансформируется в конкретную деятельность, которая способствует научно-техническому и культурному прогрессу. (слайд8)






















Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 1 им. Г.М. Шубникова















Сообщение

Работа с обучающимися с высокой мотивацией к обучению















Подготовила

учитель начальных классов

Цай В.В.







Байконур

2019 г