СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: «Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы»»

Тема доклада: «Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы»

Сформировать орфографическую  зоркость – значит научить детей  видеть орфограммы. Умение замечать при  письме орфограммы является изначальным  умением, мотивирующим надобность в  правилах и развивающим способность  выделять при письме те случаи, когда  пишущего подстерегает опасность допустить ошибку.
В орфографическом действии выделяются две ступени: постановка орфографической задачи (выделение  орфограммы) и ее решение (выбор письменного  знака в соответствии с правилом).

Каждому хорошо известна ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, ученики достаточно успешно справляются  с заданием “вставить пропущенные  буквы”, но допускают ошибки на то же правило в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию нетрудно: чтобы вставить букву, нужно лишь решить орфографическую задачу, и  чтобы осознано, не случайно.
Правильно написать слово  в своем тексте, им нужно сначала  поставить эту задачу, т. е. найти  орфограмму. Вот почему умение быстро обнаруживать орфограммы, именуемое  орфографической зоркостью, считается  важнейшим, базовым орфографическим  умением. Поэтому наиглавнейшая  задача учителя – научить видеть орфограмму, научить думать при письме.         
Cуществует множество методических приемов, позволяющих предупредить ошибки, развивающие орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль. Еще методисты прошлого считали, что существуют факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма. Все мы знаем роль зрительных, слуховых, рукодвигательных факторов. Что бы научиться видеть орфограммы в слове и уметь проверить их написание нужно пройти четыре этапа.
 
Первый этап – подготовительный, начинается в период обучения грамоте. В это время дети учатся распознавать гласные и согласные звуки  в слове, так как один из способов проверки написания букв будет зависеть именно от этого.
Второй этап – работа с  орфографическим правилом.
 
Изучение самого правила  состоит из следующего:
Подготовка к восприятию, наблюдение над словами, содержащими  сомнение.
Анализ  закономерности орфографического правила, наблюдение над тем, как  оно работает.
Анализ правила, сопровождающийся алгоритмами, которые помогают научиться  пользоваться им.
Воспроизведение правила  через громкое речевое проговаривание.
Наблюдение применения правила.
 
Третий этап – повторения правила. В момент повторения необходимо дальнейшее расширение представлений  об изучаемом элементе, его связи  с языковыми явлениями.
Четвёртый этап – запоминание  непроверяемых написаний. Многократное орфографическое повторение слов с  непроверяемыми или трудно проверяемыми буквами помогает запомнить написанное.
 
Все орфограммы изучаемые в начальной школе классифицируются в таблице:
Орфограммы 1
согласных звуков     
Орфограммы 2
гласных звуков 
 Орфограммы 3
без звуков
буквы парных согласных по звонкости-глухости
непроизвольные согласные 
удвоенные согласные в  суффиксах -онн-, -енн-
Но! Ветреный, стеклянный, деревянный, оловянный  Непроверяемых гласных в корне
Безударных гласных в  корне, проверяемых ударением
Гласных в суффиксах –  запоминаем
Но! Проверяем в суффиксах  -ек-, -ик-
Наречия: с приставками  с-, из-, до- – -а; в-, на-, за- – -о
 
безударные гласные в  окончаниях существительных, прилагательных, глаголов Ь – показатель мягкости
Ь – разделительный
Ь – показатель грамматических форм:
Ж.р. после шипящих на конце слова;
-чь – неопределённая форма глагола;
– 2-е лицо глаголов единственного  числа настоящего и будущего (простого) времени
Ъ – разделительный
 
 
Чтобы успешно применять  правила для грамотного письма, необходима способность видеть сомнение в словах. Этому способствует система упражнений, применяемая на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
Упражнения по выработке  орфографической зоркости по степени  сложности и самостоятельности  можно расположить в такой  последовательности:
Письмо с проговариванием. Учащиеся произносят слово по слогам, записывают и проговаривают последовательность букв, особенно слоги со стечением  согласных. Можно разнообразить  проговариванием: Учитель, ученик, хором.
Списывание. Основывается на проговаривании по слогам. Слова ищут в книге и диктуют себе сами. Уместна игра, «Как птичка зёрнышки клюёт?» Голова вверх-вниз, вверх-вниз. А как мы будим зёрнышки – слоги  – слова клевать? Хором – в  книжку – в тетрадь. Кто же будет  лучшей птичкой?
Комментированное письмо. Это вид диктанта, который строиться  на основе проговаривания по слогам.
Письмо под диктовку с  предварительной подготовкой. Дети готовятся, находят орфограммы, объясняют  трудные слова, потом пишут.
Письмо под диктовку. Игра «Эхо». Читаю слово, дети в полголоса  повторяют, затем пишут. 
Письмо по памяти. Читаем, объясняем орфограммы, учим, записываем.
Творческие работы.
Составление предложений  по опорным словам.
Творческие диктанты.
Сочинение, изложение.
 
Памятка для творческих работ
– составь рассказ;
– выдели первое предложение, найди сомнение, объясни;
– запиши, диктуя по слогам;
– проверь по слогам каждое слово;
– проверь, все ли нужные мысли записал.
 
Успешно запоминать правила  помогает занимательность, используемая на уроке.
Частушки.

Жи да ши, жи да ши                      очно, точка, стрелочка
С буквой и всегда пиши               Тучка, срочно, белочка –
Мыши, ёжики, ужи,                      Не запомнятся никак 
Лужи, крыши и моржи.                Здесь не нужен мягкий знак
 
Сочетания чу и щу                        Ча и ща, ча и ща,
Пишем только с буквой у;            Роща, чаща и свеча,
Чудо, щука, ухвачу                        Пища, туча, саранча – 
И кричу, лечу, хочу.                      С буквой а и ча и ща.
 
Стихи
         ОЗЕРО                                                 КОЛЮЧКИ
Чуть колыша камыши                    Колючки, как известно злючки,
Дремлет озеро в тиши.                  А кот же любит их – колючки?
Отражения в нём живут,               Один верблюд, ведь у верблюда
Тучи в озере плывут,                      Колючки – фирменное блюдо.
Бор сосновый, как живой,
Дремлет к низу головой.
 
               ЩУКА                                                   СВЕЧА
Щука в озере жила,                          Голова огнём пылает точка.
Щёткой дно она мела,                     Тело тает и сгорает,
Щи варила для гостей,                    Я полезной быть хочу.
Угощала пескарей.                          Лампы нет, я посвечу.
 
Правила в стихотворной форме
 
1. В конце слова, без  сомнения,
происходит оглушение.
Говорим мы – плод, проверяем  плоды,
Говорим мы – сад, проверяем  сады.
 
2. Род мужской, конечно,  мой;
Мой сад, мой брат, стул мой.
Женский род, помню я,
То, про что скажу –  моя;
Моя ручка, моя тучка и  тетрадь моя.
Средний род – оно моё;
Моё окно, село моё.
 
3. Прошедшее время –  то, что прошло;
Вчера мы писали, солнце ушло.
Настоящее время – проходит теперь
Мою окно, закрываю дверь
А в будущем: я полечу на ракете,
Хочу побывать на далёкой  планете.
 
4. Не сердись, не скучай, не спеши – 
Не с глаголами отдельно пиши.
 
Рифмованные упражнения
 
На берегу растёт сосна, а  рядом с нею сосны.
Горит прекрасная звезда, а  рядом с нею звёзды.
А на траве лежит раса, а рядом с нею росы.
Вот по траве спешит коса, а рядом с нею косы.
И будет мягкая трава душистым лёгким сеном.
Сгребать его пойдёт мой  дед, мой дед, точней, пойдём мы с  дедом.
 
Я иду, и ты идёшь, я несу и ты несёшь,
Я веду, и ты ведёшь, я везу и ты везёшь.
Мы сидим, и ты сидишь, мы молчим и ты молчишь.
Ты поёшь и мы поём, просто дружно мы живём.
 
Приедешь? – Не приеду!
Придёшь? – Нет, не приду!
Услышишь? – Не услышу!
Найдёшь? – Нет, не найду!
Слезаешь? – Не слезаю!
Решаешь? – Не решу!
Мечтаешь? – Не мечтаю!
Молчишь? – Нет, не молчу!
Конфетку, может, хочешь? –  Нет! Да, хочу, хочу!
 
У тебя есть удочка, у меня есть дудка.
У тебя есть курочка, у меня есть утка.
У тебя есть шишечка, у меня – корзинка.
У тебя есть кисточка, у меня – картинка.
Я тебе дам посмотреть все  свои картинки.
Ты поделишь пряник свой на две половинки.
 
Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники  встречаются на каждом уроке. Работу можно рационализировать, используя  приёмы:
 
1. Запись слов по алфавиту. Первый класс
 
– калач, диван, песок, альбом, вагон, тетрадь;
– батон, билет, базар, бутон, берёза, багаж, бокал;
– багаж, базар, батон, берёза, билет, бокал, бутон.
 
Записать в три столбика и внутри столбиков по алфавиту: азбука, газета, алмаз, пакет, герой, пенал, график, апельсин, помидор, парта, автобус, горох, алфавит, гараж, пирог.
 
Дети записывают:
 
автобус                      газета                            пакет
азбука                        гараж                            парта
алмаз                         герой                             пенал
алфавит                     горох                            пирог
апельсин                   графин                         помидор 
 
2. Выборочный диктант.  Первый класс.
 
Учитель читает текст, дети выписывают слова с непроверяемыми или проверяемыми написаниями.
 
3. Выборочный ответ.
 
Слова.              Ответы.                 Слова.                   Ответы.
 
                         1  2  3  4                                              1    2    3    4
б…тон             а о а   о                ко…ектив            л   лл   л   лл
г…зета            о  а  а   о                 а…ея                    лл  л    л   лл
г…рох             о а о   о                ко…идор              рр  р   рр   р
 
4. Группировка и запись  слов по орфографическим признакам.  Второй класс.
 
Записать столбиками по алфавиту с разными безударными гласными.
 
а                           е                                и                            о
канава                 металл                       диван                 комар
газета                  теперь                       лимон                 командир
салют                  тетрадь                     сирень                 побед
 
5. Подбор однокоренных  слов – других частей речи. Третий-четвёртый классы.
 
Металл – металлический, группа – групповой, группировать, суббота – субботний.
 
6. Сопоставление и запись  слов с противоположными «орфограммами». Четвёртый класс.
 
Перрон – коридор, терраса  – директор, территория – капрон, касса –трос, масса – матрос, шоссе – термос.
 
7. Подборы записи синонимов  и антонимов. Третий-четвёртый  класс.
 
метель – вьюга, буря, метелица, пурга;
граница – рубеж, межа, край, предел;
отечество – родина, отчизна;
работать – отдыхать праздновать;
мешать – помогать, пособлять.
 
8. Сочинение по опорным  словам. Второй класс.
 
«На вокзале» (багаж, вагон, вокзал, дежурный, пассажир, перрон, сигнал.)
 
9. Дописывание орфографических  таблиц. Второй класс.
 
а                    а – а                о                     о – о
абзац            карандаш      солома              огород
….                    ….                ….                     ….
….                    ….                ….                     ….
 
10. Подбор и запись слов  с иноязычными элементами. Третий  – четвёртый класс.
 
авто-                       -колл-                      -грамм-
 
автодорога             коллектив                грамматика
автомобиль            коллекция               килограмм 
автостанция          редколлегия             орфограмма
 
11. Замена описательных  оборотов словами – синонимами.  Четвёртый класс.
 
Ящичек для ручек, карандашей – ?
Коллективная поездка, посещение  чего-нибудь – ?
Собрание засушенных растении – ?
Помещение, где хранятся и  выдаются книги для чтения – ?
(гербарий, библиотека, пенал,  экскурсия.)
 
12. Словарные слова
 
Много хлопот доставляет изучение словарных слов. Эффективен метод, основанный на возрастных особенностях мышления младших школьников и общих законов  запоминания.
 
I вариант. 
 
Ребёнок, что бы запомнить  слово, выполняет рисунок на буквах, которые вызывают трудность при  написании.
 
помидор            крапива             банан
 
– на букве о легко нарисовать помидор, а буква и – это  ножи, которыми можно его резать;
– когда ужалит крапива, трудно удержаться от крика – а а а;
– из бананов легко можно  выложить букву а, но невозможно –  о.
и т.д.
 
II вариант.
 
Словарные слова запоминаются при помощи мнемосистемы связи.
 
впереди                назад                      налево
слева                     направо                 снизу
 
(Шёл человек по городу, вдруг впереди выскочила чёрная  кошка. Повернул назад – тупик, пошёл налево – слева тупик, пошёл направо – и справа тупик,
хотел вниз, да внизу асфальт  мешает. Пришлось встретиться с чёрной кошкой.)
 
однажды                осина                орех                яблоко
 
(Ого! Однажды на осине выросли орех и яблоко!)  
 
Правописание букв о и а на конце можно запомнить так:
 
на окно – налево; на окно – направо; с окна – слева; с  окна – справа
 
Использование этих упражнений позволяют учителю заинтересовать детей, обогатить их словарный запас, сформировать осознанный навык написания  и правильного употребления трудных  слов в устной и письменной речи. Опыт показывает, что в основу формирования орфографических навыков при  изучении слов с непроверяемыми и  проверяемыми написаниями должна быть положена активная работа учащихся, регулярность упражнений, многократное обращение  к изученным правилам и словарным  словам.
 
    Формирование орфографической  зоркости – одна из главных  задач уроков русского языка  в начальной школе, так как  с ней связано приобретение  орфографического навыка.
 
Что недостает в орфографической  подготовке учащихся начальных классов?
 
    Для ответа на  поставленный вопрос обратимся  к школьной практике, к той  орфографической теме, которая доставляет  учителю больше всего хлопот, - к теме «Правописание безударных  гласных в корне слова, проверяемых ударением».  Мысленно проверим знания и умения детей различными способами.
 
-  Какими?
 
    1.Сначала проведем  традиционный опрос. Смогут ли  ученики повторить изученное  правило и провести примеры?  Наверное, да.
 
2. Теперь предложим им  карточки со словами, в которых  пропущены буквы. Решат ли они  поставленные задачи? Скорее всего,  да. Большая часть учеников вставит  пропущенные буквы. 
 
3.Третий способ проверки  – диктант. Он, конечно, будет  написан, но вероятность появления  ошибок возрастает.
 
4.И вот настает момент, когда ученикам потребуется применить  полученные знания и умения  при создании собственных письменных  высказываний… чаще всего детские  тексты будут испорчены  ошибками  на изученное правило.
 
    В чем же дело? Правило знают, могут привести  примеры и вставить пропущенные  буквы, но при свободной записи  мыслей допускают ошибки…
 
    Сегодня ответ  уже очевиден: наши ученики не  замечают «ошибкоопасных» мест  и потому не применяют известные им правила, «орфографическая слепота» школьников – одна из основных причин допускаемых орфографических ошибок.
 
   Часто можно услышать  от родителей фразу: «все правила мой ребёнок знает, а пишет всё равно с ошибками!». Это происходит потому, что ребёнок не знает, где эти правила применять. Поэтому и необходимо применять систему «ошибкоопасных» мест.
 
Необходимо объяснить  учащимся, что миноискатель у сапёра всегда должен находиться впереди, чтобы  не подорваться, а если он будет сзади, то далеко уйти невозможно. Так и  ученику нужно знать, где, в каком  месте расположены «опасные»  места, какие буквы являются «минами». Ребёнок должен уяснить, что проверить  слово нужно до того, как оно  будет написано!
 
    Поэтому, умение  обнаруживать «ошибкоопасные» места, то есть орфограммы, должно стать предметом целенаправленного обучения.
 
    Таким образом,  необходимость достроить существующую  систему обучения орфографии  недостающим звеном – формирование  у учащихся орфографической зоркости  – становится очевидной. 
 
    Посмотрим, определение  орфографической зоркости.
 
Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.
 
    В умении обнаруживать  звук, находящийся в слабой позиции,  прежде всего и состоит орфографическая  зоркость.
    Теперь давайте  попробуем ответить на вопрос:   какие орфографические умения следует формировать у учащихся начальных классов?
   Для этого надо рассмотреть структуру осознанно выполняемого орфографического  действия.
 
Можно выделить четыре орфографических  умения, которые следует формировать  у младшего школьника, работу над  которыми начинаю на ранних этапах.
 
- ставить орфографические  задачи, то есть обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью);
- устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определенным правилом;
- применять правило;
- проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль.
 
    Для успешного  формирования умения обнаруживать  орфограммы необходимо:
во-первых, на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение  детьми понятий звук и буква, а  также достаточное развитие у  них всего комплекса фонетических умений;
во-вторых, познакомить учащихся с признаками наиболее частотных  орфограмм,
 в-третьих, систематически  тренировать школьников в нахождении  орфограмм.
 
    Поскольку опознавательные  признаки орфограмм непосредственно  связаны со звуками, точнее, с  оценкой позиции звуков, становится  понятным, почему ведущей целью  фонетической работы является  формирование у детей умения  слышать звучащее слово. В чем  оно заключается? Ограничусь перечислением  частных умений:
 
- выделять отдельные звуки и определять их характер;
- устанавливать последовательность звуков;
- ориентироваться в звуках – «соседях»;
- проводить полный звуковой анализ слов.
 
     Существует  множество упражнений для развития  этих умений. Но, по-моему, мнению  очень эффективной и интересной  является работа по «телетайпной  ленте», которая помогает выработать  у детей орфографическую зоркость. Я диктую предложение, ученик  чертит его схему на доске,  обозначая каждую орфограмму  условно. Систематическая работа  с «лентой» приучит учащихся анализировать каждое слово, а это в свою очередь научит каждого ученика видеть орфограмму.
 
    От того, насколько  прочно первоклассники овладевают  этими умениями, в значительной  мере будет зависеть успех в становлении их орфографической зоркости. Поэтому, работу по  развитию зоркости важно начинать  в период обучения грамоте,  когда ведётся аналитико-синтетическая  работа над слогом и словом, развивается фонематический слух  и умение заменять фонемы соответствующими  буквами.
 
Приведу пример задания, где  дети легче усваивают понятие  позиции звука.
 
Задание «Сильный – слабый».
Сравни кота и маленького котенка. Кто сильный? Кто слабый?
Сравни выделенные гласные  буквы в словах кОт и кОтенок.
Гласные буквы одинаковые.
 
     3.Произнесите  слова, что можете сказать про  звуки?
Гласные звуки разные.
 
4.Поможем слабому! 
В слове кОт гласный под ударением – сильный.
В слове кОтенок гласный безударный – слабый.
 
       5.Ударная  буква О в слове «кот» под ударением помогает правильно написать безударную букву в слове «котенок».
 
    Когда ребенок  сравнивает слабого котенка и  сильного кота – он осваивает  нечто иное, как сильную и слабую  позицию фонемы и сам фонематический  принцип русской орфографии: переводит  слабую позицию в сильную.
 
На данном этапе эффективны следующие упражнения:
 
 «Найди опасное место». Учитель произносит слова, а  дети должны хлопнуть в ладоши, как только услышат звук, которому  при письме нельзя доверять. Но  прежде они вспоминают, как его  найти. Надо определить, есть ли  в слове безударный гласный  звук. Если есть, то существует  и «опасное место».
«Светофор». Ученики должны показать красный сигнал светофора  или зажечь красный огонек, как  только найдут «опасные места».
«Зажги маячок». Проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются «опасные места».                                                                                  
 
Приемы по выработке орфографической  зоркости
    В практической  работе использую следующие приёмы  и виды упражнений, способствующих  формированию орфографической зоркости  у младших школьников.
 
 
    1. Списывание.
    Учиться списывать  школьники начинают в период  обучения грамоте. В этот период  главной своей задачей учителя  считают научить детей верному  начертанию букв и их соединений, не допускать пропусков и замены  букв, соблюдать интервалы между  словами и т.п.
 
    Поэтому уже  на начальных этапах письма  совместно с детьми был составлен  алгоритм списывания, который включает  в себя следующие действия:
Алгоритм списывания:
 
1. Прочитай слово /предложение/.
2. Повтори слово / предложение/, не глядя в текст, чтобы проверить,  запомнил ли его.
3. Выдели орфограммы в  списываемом слове /тексте/.
4. Прочитай слово /предложение/  так, как оно написано.
6. Пиши, диктуя себе так,  как проговаривал последний раз.
7. Проверь написанное:
 
а) читай то, что написал  по слогам;
б) подчеркни орфограммы в  написанном слове /предложении/;
в) сверь каждую орфограмму с исходным словом /текстом/.
 
   Я увидела, что  если обучение списыванию организуется  по предложенному алгоритму, происходит  развитие не только интуитивно  – чувственной основы грамотного  письма, но и его осознанности.
 
В классе этот алгоритм  висит  на видном месте, имеется он и у  каждого ученика в виде памятки. На первых порах выработки орфографической  зоркости, т. е. в конце 1-го года обучения, проводится такая форма списывания в виде игры: "Как птичка зернышки клюет?"
 
   Задаю этот вопрос  классу перед списыванием. Дети  показывают движением головы: вверх  - вниз, вверх - вниз. А на вопрос: - "А как мы будем зернышки-слоги  клевать?" - хором отвечают: "В  книгу - в тетрадь, в книгу  - в тетрадь!".
 
- А сейчас мы узнаем, кто у нас сегодня будет  самой лучшей "птичкой". - продолжает учитель.
 
- Самой лучшей "птичкой"  будет тот, кто все задания  выполнит быстрее, красивее, грамотнее, - отвечают дети.
 
   Чтобы дети не  теряли время на поиски списываемого  слова в учебнике, они пользуются  полоской бумаги (лучше желтого,  зеленого цветов), которую кладут вдоль строчки, списываемой из упражнения.
 
    Особое внимание  уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной  работой к обучению  выборочным  диктантам. Установкой к выборочному  списыванию могут быть следующие  задания:
 
1.     Выпиши предложения,  выражающие основную мысль текста; предложение, соответствующее схеме  и т.д.
2.     Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.
3.     Выпиши слова  с определённым видом орфограмм;  распредели слова из текста  по группам, в зависимости от  вида орфограмм.
4.     Спиши слова  определённой части речи  и  т.п.
 
  2. Письмо с проговариванием  (в основе – проговаривание  по слогам) или фонемное письмо.
 
     Анализируя  процесс письменной речи, Л. С.  Выготский писал: "Мы очень  часто скажем сначала слово  про себя, а потом пишем; здесь  налицо мысленный черновик". Затруднения,  испытываемые школьником, в основном  связаны как раз с процессом  перевода внутренней речи в  письменную. Следовательно, один из путей выхода из этих затруднений – озвучить речь.
 
Приучаю детей писать с  проговариванием, особенно на начальных  ступенях обучения. Роль такого озвучивания  внутренней речи при письме нельзя недооценивать и в плане обучения орфографии. Произнесение записываемых слов так, как они пишутся. Способ проговаривания зарекомендовал себя как  надежное средство формирования орфографического навыка.
 
3. Комментирование (объяснение  написания).
 
    Эффективным считаю  письмо с комментированием отгадок   на орфограммы в загадках, так  как детям это интересно. При  письме также иногда использую  следующий прием: отгадку сопровождаю  картинкой, на обратной стороне  которой написано  слово. После  письма с комментированием идет  самопроверка.
 
4.Орфографические минутки  (в начале или в конце урока). Обязательно на каждом уроке!
    Алгоритм проведения:
 
Прочитать текст.
Найти в каждом слове «опасные места»
Объяснить их написание.
Прочитать еще раз орфографически, а затем – орфоэпически.
Списать.
Часто проработанный текст  записываем по памяти.
 
5.Скоростное письмо.
     Считаю, что  самым эффективным приемом для  выработки скоростного письма  является списывание на время.  Методика его проведения такова:
1. Чтение текста хором  с учителем (орфоэпическое).
2. Самостоятельное чтение  хором.
3. Объяснение орфограмм  (коллективно).
4. Считают количество предложений  в тексте.
5. Чтение по предложениям.
6. Орфографическое чтение.
7. По команде учителя  запись текста на время (1-2 мин.).
8. Подсчитать количество

       

Литература

1. Плотникова Е.А. Обогащение лексики младших школьников на уроках русского языка // «Начальная школа» М., 2011 г. № 5

2. Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык в начальной школе. М., 2010 г.

3. Преподавание в начальной школе: форум // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: сайт, Москва, 2010. иіІЬ:1іир:/Ле5гіуа1. lseptember.ru/articles/553809/ (дата обращения: 12.05.2011).