СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Развитие слухозрительного восприятия на музыкально-ритмических занятиях."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Развитие слухозрительного восприятия на музыкально-ритмических занятиях."»

ГБОУ СО «Школа-интернат АОП №1 г. Саратова»









ДОКЛАД






Развитие слухозрительного восприятия

на музыкально-ритмических занятиях.













Подготовила учитель Якушевич Н. И.











Развитие слухозрительного восприятия

на музыкально-ритмических занятиях.


Формирование гармоничной социально адаптированной личности ребенка с проблемами в развитии является необходимым условием воспитания и обучения. Коррекционно-развивающие возможности музыкального искусства в данном процессе обусловлены, прежде всего, тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает творческие потребности и способы их удовлетворения, активизирует потенциальные возможности в практической музыкально-художественной деятельности, обеспечивает всестороннее развитие ребенка, т. е. выполняет важнейшие функции — воспитательную, образовательную, социализирующую.

Восприятие звуков окружающего мира, речи, музыки, при котором действие слухового анализатора подкрепляется другими анализаторами (зрительным, тактильным, двигательным), служит важнейшим средством развития психики ребенка. Восприятие окружающего посредством слуха дает возможность «озвучить» происходящее, отразить его значительно полнее, чем это происходит при работе лишь одного зрения.

Сниженный слух в той или иной степени ограничивает возможности восприятия не только устной речи, но и речевых звучаний, звуков музыки. Именно поэтому такое важное значение приобретает целенаправленная, специально организованная работа по развитию слухозрительного восприятия в учебно-воспитательном процессе.

Одной из форм организации работы по развитию слухозрительного восприятия являются музыкально-ритмические занятия, обеспечивающие музыкально-эстетическое развитие детей с учетом их возрастных особенностей. На музыкально-ритмических занятиях осуществляются развитие остаточного слуха глухих детей, обогащение представлений о звуках окружающего мира, ориентировка на звук как на одну из важнейших характеристик предметов и явлений живой и неживой природы; развитие слухового восприятия речи.

Музыкально-ритмические занятия направлены на эстетическое воспитание глухих учащихся средствами музыки, совершенствование их движений, развитие слухового восприятия и произносительной стороны речи. Большое внимание уделяется эмоциональному развитию детей, расширению их кругозора, развитию воображения, творчества.

Обучение строится по системе «от простого к сложному», учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.

Коррекционно-развивающая работа на музыкально-ритмических занятиях базируется на взаимодействии музыки, движений и устной речи. Ученики воспринимают музыку и речь с помощью индивидуальных слуховых аппаратов.

Формирование восприятия музыки у глухих школьников осуществляется на основе сохранных анализаторов и развивающегося слухозрительного восприятия (т. е. на полисенсорной основе). Обучение восприятию музыки проходит в двух формах: как самостоятельная деятельность и как составная часть других видов деятельности — музыкально-ритмических движений, игры на элементарных инструментах, декламации песен под музыку.

Обучение слухозрительному восприятию включает формирование сенсорной основы восприятия музыки (обучение различению, узнаванию и распознаванию на слух основных свойств музыкальных звуков — высоты, силы, длительности, тембра, в различных их сочетаниях), развитие навыков слушательской культуры (обучение внимательному слушанию музыкальных произведений или фрагментов из них, проведению элементарного анализа музыки — определение характера, доступных средств музыкальной выразительности, различение и узнавание на слух неоднократно прослушанных пьес или фрагментов из них, высказыванию отношения к прослушанному).

Материал, используемый на занятиях, должен быть художественным, соответствовать возрасту и интересам учащихся, возможностям восприятия ими в данный период обучения, принципам педагогической целесообразности и воспитывающего обучения.

В процессе занятий дети учатся сопоставлять впечатления от музыки различного характера. Сначала они неоднократно прослушивают каждую пьесу, с помощью учителя определяют ее характер (бодрый, веселый, грустный, спокойный и т. д.) и известные им средства музыкальной выразительности (звуковысотные, метроритмические, темповые, динамические, тембровые отношения в музыке). Правильному восприятию детьми характера и настроения музыкальной пьесы в большой мере содействует создание учителем соответствующего эмоционального настроя в классе, яркое, выразительное исполнение музыки. Затем школьники учатся самостоятельно узнавать каждую из прослушанных пьес (в начале обучения при выборе из 2—3). На следующих занятиях перед детьми ставится более сложная задача: сразу узнать пьесу (без предварительного ее прослушивания на данном уроке). Ученики сначала различают и узнают пьесы в условиях, когда видят и слышат исполнение музыки учителем, затем только на слух (восприятие музыкального инструмента и исполнения учителем музыки исключается, например дети встают спиной к пианино). В процессе работы учащиеся воспринимают музыку в исполнении учителя и в грамзаписи.

Ведущее значение имеют движения под музыку. В процессе занятий у детей целенаправленно развиваются двигательные навыки, формируется хорошая осанка. Они учатся правильно, выразительно и ритмично выполнять под музыку основные движения (ходьба, бег, хлопки, прыжки и др.), танцевальные и гимнастические упражнения, исполнять элементы танца и пляски, несложные композиции народных и современных танцев. Дети обучаются движениям, передающим повадки животных, характер героев музыкальных сказок, участвуют в музыкально-двигательных играх.

Обучение игре на элементарных музыкальных инструментах направлено на развитие у глухих детей звуковысотного, ритмического, динамического, тембрового слуха, эмоционального восприятия музыки. На занятиях дети овладевают игрой на элементарных музыкальных инструментах (металлофоне, бубне, ксилофоне, барабане, румбах, маракасах, треугольниках, тарелках и т. д.), учатся исполнять в ансамбле ритмический аккомпанемент к музыкальной пьесе или песне (ведущую партию исполняет учитель на фортепьяно или ученики на металлофоне, ксилофоне, пианоле и др.).

На музыкально-ритмических занятиях важное значение придается развитию слухозрительного и слухового восприятия речи, закреплению навыков внятного, выразительного, достаточно естественного ее воспроизведения при реализации всех требований системы формирования устной речи у глухих школьников. На каждом музыкально-ритмическом занятии проводятся специальные упражнения по автоматизации произносительных навыков учащихся с использованием фонетической ритмики (около 20 мин). При выполнении этих упражнений ученики встают в круг, хорошо видя учителя. Дети стоят, сидят или двигаются по кругу, неоднократно повторяя речевой материал и сопровождая речь движениями, соответствующими по напряженности, силе, темпу, длительности, направленности характеру произнесения данных элементов речи (слов, словосочетаний, фраз, звуков и их сочетаний, слогосочетаний, элементов интонации). Используются движения корпуса тела, головы, рук, ног (наклоны, повороты корпуса, различные движения рук, вращение кистей, хлопки, различные типы ходьбы, прыжки и т. п.), а также естественные жесты, которые сочетаются с произнесением речевых структур. В процессе работы над определенным элементом речи для стимуляции его правильного воспроизведения педагог применяет разные движения, обязательно соответствующие характеру произнесения данной речевой структуры. На занятиях речевой материал произносится учащимися сопряженно с учителем, отраженно и самостоятельно, с движениями и обязательно, в заключение работы над данным материалом, без движений. При работе по развитию у детей слухозртельного восприятия и воспроизведения основных элементов ритмико-интонационной структуры речи (паузация, темп, громкость, ритмическая и мелодическая структура речи) на музыкально-ритмических занятиях используют приемы двигательного моделирования определенных структур, речевые упражнения под музыкальное сопровождение. Речевой материал включает слова, словосочетания, фразы, а также слоги, слогосочетания, звуки. На занятиях используют небольшие диалоги, стихотворения, чистоговорки. Речевой материал подбирают прежде всего по принципу необходимости в общении, он должен быть знакомым по содержанию и грамматическому оформлению, отвечать фонетическим задачам занятия, быть доступным для правильного произнесения всем ученикам класса.

Целью развития слухозрительного восприятия является создание педагогом музыкальной среды для детей с нарушенной слуховой функцией, которая способствует эффективному осуществлению коррекции и компенсации недостатков развития посредством искусства, а развивающаяся на музыкально-ритмическом занятии в ходе специального обучения слуховая функция будет служить основой для формирования устной речи, активизации устной коммуникации, обогащения представлений детей о неречевых звуках окружающего мира.






Литература

1. Яхнина Я. З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха / Я. З. Яхнина. М., 2003.

2. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности: пособие для учителя и воспитателя спец. (коррекц.) образоват. учреждений I и II вида / под ред. Е. Г. Речицкой. М.: Владос, 2005.

3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида. Музыкально-ритмические занятия (Е. З. Яхнина). Издательство «Просвещение», 2005.