Роль педагогических технологий в создании безопасной среды в школе
Образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса, межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования, и специально организованных психолого-педагогических условий для формирования и развития личности. В школе создана социально - психологическая служба, целью которой является создание необходимых педагогических, социально-психологических, физических условий – развивающей среды – для максимально полного развития интеллектуального, личностного и творческого потенциала каждого учащегося.
Потенциально опасными в процессе развития школьника являются: переход из дошкольного детства в школьную жизнь, начало обучения в основной школе и переход из основной в старшую школу. Другая опасность – стресс, возникающий у учащихся на фоне подготовки к итоговой аттестации в выпускных классах и при ее проведении.
Повышают безопасность образовательной среды и ее защитную функцию такие характеристики, как доброжелательная атмосфера, одинаковые способы оценивания учащихся, высокий уровень вовлеченности школьников и их родителей в образовательную среду и процесс обучения, обучение участников образовательного процесса социальным навыкам взаимодействия.
Интерес детей к учебе возникает при наличии личностно-ориентированного обучения и доброжелательных взаимоотношениях, а также нагрузках, соответствующих возрастным и интеллектуальным возможностям учеников.
Все это возможно тогда, когда образовательный процесс ориентирован на личность как на приоритет обучения, воспитания и развития, а не на передачу знаний.
Для достижения этого работа школы нацелена на то, чтобы педагоги школы в системе овладели методиками личностно- ориентированного, здоровье сберегающего обучения, внедряли в учебный процесс деятельностно - компетентностный подход. С этой целью за последние три года в школе были проведены следующие теоретические конференции и педагогические советы: «Обучение школьников рациональным приемам усвоения знаний, формирование ключевых компетенций на основе использования в УВП современных образовательных технологий», «Управление познавательной деятельностью учащихся на основе компетентностного подхода», «Учитель-профессионал. Какой он?», «Современный урок - урок развития личности», «Самостоятельная работа как способ формирования у учащихся УУД в условиях реализации компетентностного образования», «Метапредметность УВП как важнейшее средство достижения нового качества образования», «Профессиональный стандарт педагога» и др.
Основная цель деятельности опорной школы - развитие личности обучающихся на основе повышения мотивации к познанию, творчеству, самосовершенствованию через создание оптимальной образовательной культурологической среды.
Одной из угроз безопасности образовательной среды является психологическое насилие как исходная форма любого вида насилия, которое труднее всего формализуется и не имеет четких границ.
Безопасная с точки зрения насилия среда характеризуется наличием сознательной дисциплины, направленной на организацию поведения учащихся, а не только на управление и наказание. При этом ведущие цели поведения учеников - чувствовать свою причастность к жизни школы и занять место в этой общности. Включению учащихся в жизнь школы способствует развитие детского самоуправления в рамках ДОО и насыщенная внеурочная деятельность.
С точки зрения физической составляющей безопасная среда формируется через реализацию общешкольной программы включающей в себя: вопросы укрепления материально-технической базы школы, приведения условий обучения в полное соответствие с санитарно-гигиеническими нормами, формирования у школьников знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, совершенствования системы спортивно-оздоровительной работы, обеспечения детей и подростков школы рациональным питанием, обучения приемам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры и др.
На контроле администрации постоянно находятся вопросы соблюдения правил пожарной и электробезопасности, антитеррористической безопасности. На начало учебного года были изданы приказы о назначении ответственных лиц по каждому направлению. Регулярно проводятся целевые инструктажи по безопасности с работниками и учащимися школы с регистрацией в соответствующем журнале. Учителя-предметники, работающие в кабинетах повышенной опасности, перед началом учебного года и в начале 2 полугодия проводят вводные и повторные инструктажи с обучающимися каждого класса по охране труда, а также целевые инструктажи (при проведении практических и лабораторных работ) с регистрацией в классном журнале.
С педагогическом составом и учениками регулярно проводятся практические тренировки по эвакуации из здания школы в случае возникновения различных чрезвычайных ситуаций.
Здание школы оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, имеется необходимое количество первичных средств пожаротушения. В школе установлена «тревожная» кнопка. Ограничен въезд постороннего транспорта на территорию школы. Школьной комиссией по охране труда периодически проводятся осмотры и составляются акты по техническому состоянию здания, спортивных сооружений и игровой площадки, находящихся на территории школы. Администрацией школы выполняются все предписания Госпожнадзора, Роспотребнадзора по соблюдению СанПиНов.
Вопросы охраны труда, пожарной безопасности, антитеррористической защищённости в течение года постоянно рассматривались на совещаниях при директоре.
Таким образом, к завершению моего доклада хочу сказать, что очень важно сформировать благоприятную и безопасную среду для обучающихся, так как большую часть своего времени они проводят именно в школе.