Тема: Руководитель – концертмейстер – образовательное учреждение.
Цель: показать взаимосвязь между руководителем, концертмейстером и администрацией учреждения.
Задачи: А) вдумчиво говорить о музыке
Б) понять внешнее соотношение движения и музыки
В) между руководителем и концертмейстером необходим контакт и взаимопонимание
Г) концертмейстер должен правильно, выразительно и художественно исполнять музыку
Д) занятия музыкальным движением – часть общевоспитательной работы.
План.
1) Как нужно говорить о музыке
2) Руководитель и концертмейстер должны сами почувствовать, исполнить и передать органическое единство музыки и движения.
3) Руководитель и концертмейстер – это одно целое.
4) Точное соблюдение концертмейстером динамических оттенков произведения
5) Что является частью общевоспитательной работы в дошкольном образовательном учреждении, в школе.
Вывод: Между руководителем, концертмейстером, воспитателями, учителями и администрацией должно быть полное взаимопонимание.
1) Как нужно говорить о музыке
Особенно вдумчиво и осторожно надо говорить о музыке. Нельзя упрощенно, формально определять ее особенности, например, характеризовать музыку как громкую или тихую, быструю или медленную, не упоминая о ее эмоциональной окраске: громкая музыка может быть и веселой, и энергичной, и грозной, тихая – спокойной, задумчивой, грустной, нежной и т.д.
2) Руководитель и концертмейстер должны сами почувствовать, исполнить и передать органическое единство музыки и движения.
Проведение занятий по музыкальному движению требует от руководителя серьезной и тщательной подготовки. Мало просто послушать музыку, недостаточно проанализировать и понять внешнее соотношение движений с музыкой – каждое упражнение, игру, танец надо самому исполнить, почувствовать и передать органическое единство музыки и движения, эмоционально на него реагировать. Иначе руководитель не сумеет найти те особые слова, те подсказывающие движения, тот тон, которые в каждом данном случае укажут детям путь к раскрытию содержания музыкального содержания игры, танца. Без такой проработки руководитель не сможет показать детям упражнение, танец в целом как художественно убедительный пример воплощения в движении музыкального образа.
3) Руководитель и концертмейстер – это одно целое.
Между руководителем и концертмейстером необходим контакт и взаимопонимание. Если руководителю трудно разобраться самому в музыкально-двигательном материале, в отношении движений и музыки, он должен обратиться за помощью к аккомпаниатору. Пианист, гармонист, аккордеонист обязан прислушиваться к указаниям руководителя, а руководитель должен внимательно относиться их замечаниям.
4) Точное соблюдение концертмейстером динамических оттенков произведения
Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно пианист (концертмейстер) исполняет музыку, насколько ему удается донести до детей ее содержание. Ясная фразировка, тщательное выполнение указанных в нотах оттенков, яркие (но не резкие) динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в движениях. Некоторые руководители и концертмейстеры, желая помочь детям, допускают искажение музыки произвольными задержками, замедлениями перед окончанием, преувеличенными динамическими контрастами, паузами… Это большая ошибка, так как дети легко привыкают к такому подсказу и полагаясь на него перестают следить за музыкой.
Также недопустимы грубые изменения темпа, дополнительные аккорды после окончания музыки, музыкальное произведение должно исполняться так, как оно написано композитором.
5) Что является частью общевоспитательной работы в дошкольном образовательном учреждении, в школе.
Занятия музыкальным движением в дошкольном образовательном учреждении или в школе являются частью общевоспитательной работы.
Вывод: Между руководителем, концертмейстером, воспитателями, учителями и администрацией должно быть полное взаимопонимание и понимание той роли, которую музыкальное движение может и должно играть в воспитании детей.