СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Система методической работы с педагогическими кадрами в условиях реализации ГОС ДО» (использование интерактивных технологий)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отличительной чертой современной образовательной организации является внедрение инноваций в педагогический процесс, рост многообразия педагогической деятельности, а это требует обновления методической работы с педагогическими кадрами, ее адаптации к изменяющимся условиям. 

Просмотр содержимого документа
«ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Система методической работы с педагогическими кадрами в условиях реализации ГОС ДО» (использование интерактивных технологий)»

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА
РАЙОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ




ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«Система методической работы с педагогическими кадрами в условиях реализации ГОС ДО»

(использование интерактивных

технологий)





ПОДГОТОВИЛА:

СТАРОВОЙТОВА И.В.

методист РМК отдела

образования администрации

Петровского района г. Донецка





2019 год

Аннотация

Качество воспитательно-образовательного процесса в МДОУ зависит не только от целей и задач, которые поставлены перед педагогическим коллективом МДОУ, но и в значительной мере от профессиональной компетентности кадров, реализующих эти цели на практике.

Поэтому уровень методической работы, её эффективность во многом определяют профессиональную готовность кадров к реализации образовательной программы МДОУ. С целью повышения профессиональной компетентности педагогов, их уровня активности и самостоятельности, развития навыков анализа и рефлексии своей деятельности, а также развития их диалогического взаимодействия, целесообразно наряду с традиционными формами методической работы, использовать интерактивные формы и методы работы с педагогическим коллективом.

























Содержание:

Введение ………………………………………………………….…………………... 4

  1. Эффективность использования интерактивных технологий в системе методической работы с педагогическим коллективом …………………….. 6

  2. Виды интерактивных технологий, используемые в методической работе с педагогами …...………………………………………………...……………... 10

  3. Этапы внедрения интерактивных технологий в систему методической работы……………………………………………………………………..….. 13

  4. Выводы………………………………………………………………….……. 15

  5. Список использованной литературы……………………………………….. 17



























Введение

В условиях модернизации системы дошкольного образования ДНР, её ориентирами являются доступность, качество, эффективность. ГОС ДО предусматривает внедрение новых образовательных стандартов, что требует от педагогических кадров МДОУ повышения качества дошкольного образования. Качественное дошкольное образование рассматривается сегодня как существенный резерв повышения качества и доступности последующих ступеней образования.

Система методической работы в образовательной организации – это часть системы работы с педагогическими кадрами, часть системы управления работой педагогов, часть системы повышения профессионализма. Она включает в себя: прогнозирование – программирование – планирование – организация – регулирование – контроль – стимулирование – коррекция и анализ.

Отличительной чертой современной образовательной организации является внедрение инноваций в педагогический процесс, рост многообразия педагогической деятельности, а это требует обновления методической работы с педагогическими кадрами, ее адаптации к изменяющимся условиям. 

Без внедрения новых идей и технологий в работу каждого МДОУ невозможно реформирование всей системы ДО. Развитие образовательных систем происходит благодаря тому, что создаются, распространяются и осваиваются новшества. Активизация творческой деятельности педагогических кадров возможна через интерактивные методы и формы работы с ними. 

Понятие «интеракция» (от англ. interaction – взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии.  Таким образом, интерактивное обучение – это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности.

Система методической работы с педагогическими кадрами ориентирована на повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации образовательного процесса в соответствии с ГОС ДО, организацию профессионального общения педагогов через разнообразные формы методической работы. Особую актуальность на данный момент приобретают интерактивные формы работы с педагогическими кадрами. Это обусловлено тем, что интерактивные формы обеспечивают создание атмосферы, снимающей у педагогов напряженность и тревожность в связи с включением в образовательную деятельность, решением организационных вопросов. Интерактивные формы работы в развитии компетенции педагогов МДОУ - это такая организация процесса взаимодействия, в котором невозможно неучастие педагога в коллективном, взаимодополняющем процессе, основанном  на взаимодействии всех его участников. Традиционные формы методической работы с педагогами не всегда дают возможность привлечь максимально всех педагогов к участию в работе. Одни педагоги активны, другие - имеют критический уровень активности и участия в методической работе.

Целью выпускной работы является изучение процесса применения интерактивных технологий в системе методической работы с целью повышения профессиональной компетентности педагогических кадров.

Объектом исследования является процесс организации системы методической работы с педагогическими кадрами.

Предметом исследования являются технологии интерактивного обучения в системе методической работы с педагогами.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Раскрыть сущность понятия «интерактивные технологии».

  2. Рассмотреть формы интерактивных технологий.

  3. Выявить этапы по внедрению интерактивных технологий в систему методической работы.

  4. Развить способность выбирать педагогические технологии, соответствующие задачам.

Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.


  1. Эффективность использования интерактивных технологий в системе методической работы с педагогическим коллективом

Основными направлениями работы методиста являются организация методической работы педагогов образовательного учреждения, повышение квалификации педагогов, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, повышение уровня работы. В соответствии с этими направлениями определяются основные формы работы методиста.

Внедрение разнообразных подходов в организацию педагогического процесса весьма перспективного для системы дошкольного образования в целом. В связи с этим становится вопрос о роли и значении методической работы для эффективности воспитательного процесса.

Повышение мастерства педагогических кадров, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется через разнообразные формы методической работы. Однако использование интерактивных технологий в системе методической работы способствует более высокой результативности педагогического мастерства с педагогически кадрами.

Использование интерактивных технологий в педагогическом процессе побуждает педагога к постоянному творчеству, а в этой связи к совершенствованию, изменению, профессиональному и личностному росту, развитию. Ведь знакомясь с тем или иным интерактивной технологией, педагог определяет его педагогические возможности, идентифицирует с особенностями участников, примеряет к своей индивидуальности. И эта инновационная деятельность не оставляет педагога, пока он осознаёт, что интерактивные технологии являются действенным педагогическим средством, а использование в педагогическом процессе технологии интерактивного обучения — необходимое условие оптимального развития и тех, кто учится, и тех, кто учит.

Перед методистами РМК, руководителями МДОУ зачастую стоит вопрос – как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником работы различных форм профессиональных объединений? Как избавиться от пассивности отдельных педагогов? Как перевести их от репродуктивной деятельности к исследовательской, к формированию умения рефлексировать в процессе познания нового и освоения знакомого материала?

Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и активные формы работы с педагогами.

Методы активного обучения — совокупность педагогиче­ских действий и приемов, направленных на организацию учеб­ного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности (В. Н. Кругликов, 1998).

Особенности методов состоят в их направленности на акти­визацию познавательной, коммуникативной, профессиональной деятельности и повышение их качества (мышление, речь, действия, эмоционально-личностные отношения, что согласу­ется с экспериментальными данными, которые свидетельству­ет, что при лекционной подаче материала усваивается не более 30% информации, при самостоятельной работе с литературой — до 50%, при проговаривании — до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) - до 90%).

Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов и технологий обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова ”interact”, где “inter”- это «взаимный», “act”- действовать.

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда можно сделать выводы, что интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагогов или педагога и руководителя методического мероприятия.

Каковы основные характеристики «интерактива»?

Следует признать, что интерактивное обучение это специальная форма организации той или иной деятельности. Она имеет в виду достаточно конкретные и прогнозируемые цели работы. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых педагог (обучаемый) чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения, развития.

В чем состоит суть интерактивного обучения?

Процесс взаимодействия организован таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают, понимают, о чем думают. Совместная деятельность в данном процессе означает, что каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег. Причем, происходит этот процесс в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что дает возможность получить не только новые знания по обсуждаемой проблеме, но и развивает саму педагогическую деятельность и переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач. При интерактивном обучении исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения.

В ходе диалогового общения у педагогов формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств. Педагоги учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться с коллегами.

Ценно то, что при такой организации работы педагог может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее. У педагогов формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать другого, делать обоснованные заключения и выводы.

Для этого на занятиях профессиональных объединений организуются разные формы – индивидуальные, подгрупповые, парные, применяются ролевые игры, анализируются документы и информация из различных источников.

Что представляют собой формы интерактивного обучения? Рассмотрим некоторые из них.

Наиболее простая форма группового взаимодействия – «большой круг». Работа проходит в три этапа.

Первый этап – педагоги рассаживаются в большом кругу. Руководитель формирует проблему.

Второй этап – в течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый участник индивидуально на своем листе бумаги записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

Третий этап – по кругу каждый педагог зачитывает свои предложения, остальные молча выслушивают (без критики); по ходу проводится голосование по каждому пункту – не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

Прием «большого круга» оптимально использовать, когда возможно быстро определить пути решения проблемы или ее составляющие. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать инструкции, положения, локальные или нормативно-правовые акты.

Значение интерактивных технологий - достижение таких важнейших целей, как:

  1. Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию;

  2. Повышение уровня активности и самостоятельности;

  3. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности;

  4. Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

В чем преимущества такой работы?

Во-первых - значительно повышается мотивация профессиональной деятельности педагогов, их социальной и познавательной активности.

Во-вторых - реализуются те стороны человека, которые в повседневной, достаточно однообразной жизни, не находят применения, развития.

В-третьих, приобретается опыт коллективной деятельности, взаимного уважения, поддержки, сотрудничества, без которого невозможен труд в человеческом обществе.

Основной направленностью интерактивных форм является активизация педагогов, развития их креативного мышления, нестандартный выход из проблемной ситуации.


  1. Виды интерактивных технологий, используемые в методической работе с педагогами

Совершенствование организационно-методической системы сопровождения образовательным процессом для обеспечения целенаправленной деятельностью в рамках следующих интерактивных форм и методов работы с педагогическими кадрами:

  • традиционных,

  • новых,

  • инновационных профессиональных объединений.

Пассивные формы работы сориентированы в большой степени на репродуктивную мыследеятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов. 

Активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов.

Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками.

Стержнем данных форм работы с кадрами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов, соревнования умов и талантов.

Интерактивные формы и методы обучения

Традиционные

Новые

Новейшие

Тренинг

Деловая игра

Коучинг сессия

Педагогическая гостиная

Выставки-ярмарки педагогических идей

Метод «Кейсов»

КВН

Банк идей

Кружки качества

Круглый стол

Мастер - класс

Метод SWOT – анализа

Педагогический ринг

Творческий час

Метод «Модерации»

Педагогические ситуации

Педагогическая мастерская

Метод «Мозговой штурм»

Технология открытого пространства

Семинар-практикум

Квик настройка

Технология Открытого пространства

SWOT – анализ

Метод модерации


Благодаря использованию интерактивных технологий достигаются такие важнейшие цели, как:

1. Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию.

2. Повышение уровня активности и самостоятельности.

3. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности.

4. Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

Основной направленностью интерактивных форм является активизация педагогов, развитие их креативного мышления, нестандартный выход из проблемной ситуации.

Опыт показывает, что особый интерес у педагогов вызывают информационные компьютерные технологии как средство повышения качества образования. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. На данный момент активно проводится работа с педагогами по умению пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием. Педагоги научились создавать свои образовательные ресурсы, широко используют их в своей педагогической деятельности.

С помощью информационных технологий педагогам удобно создавать:

  • всевозможные папки, стенды, различные папки-передвижки, обучающие тематические презентации, видеоролики;

  • слайд-шоу к массовым мероприятиям.

Мультимедийный проектор дает возможность организации совместной деятельности с общественностью и социумом.

Таким образом, грамотно построенная система использования ИКТ работы с педагогическими кадрами, стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов, создание нового образовательного продукта в процессе взаимодействия вовлеченных в образовательный процесс субъектов, что обязательно приведет к повышению их профессионального уровня.

Но, наиболее сложным сегодня для педагогов является внедрение информационных технологий. Это требует, во-первых, оснащенности учреждения мультимедийным оборудованием, во-вторых, требует от воспитателя владения компьютерной грамотностью, творческого подхода, поиска новых нетрадиционных форм и методов обучения.


  1. Этапы внедрения интерактивных технологий в систему методической работы

Правильно организованная система методической работы с педагогическими кадрами – важнейшая составляющая педагогического процесса, его успешного развития и функционирования в дошкольных учреждениях.

Методист РМК имеет дело не с механизмами, а с живыми людьми, которые сами управляют процессом становления и развития личности. Вот почему управление педагогическим процессом должно рассматриваться, как целенаправленное активное взаимодействие методиста и всех участников педагогического процесса по его упорядочению и переводу в новое качественное состояние.

Эффективность работы педагогических кадров зависит от правильного выбора и использования методистом РМК разнообразных форм методической работы, которые образуют собой систему. Все направления методической работы способствуют выработке единой линии действий педагогических кадров.

Традиционные организационные формы такой работы, такие, как семинар, практикум, консультирование, давно известны всем, кто имеет представление о методической работе. Поэтому, как было сказано раннее, целесообразно уделить внимание более современным, востребованным и инновационным формам организации работы с педагогами. Самыми эффективными и действенными, как показывает практика, являются интерактивные организационные формы работы с педагогическим коллективом.

Для реализации цели и основных задач по использованию интерактивных технологий в методической работе с педагогическими кадрами можно выделить основные этапы, а также механизмы их реализации.

1 этап диагностический

   • Мотивация деятельности: оценка индивидуальных возможностей и профессиональных компетенций каждым  педагогом.

     •Основное содержание: проведение анкетирования, в результате которого выясняется, по каким направлениям педагог хотел бы усовершенствовать свои знания, в чем заключаются трудности в профессиональной деятельности.

     •  Формы организации: анкетирование, опрос.

     • Практический результат: составление плана индивидуальной работы.

2 этап практический

    • Мотивация деятельности:  развитие профессионально важных качеств педагога МДОУ.

   • Основное содержание:  в процессе практической деятельности совершенствование теоретических знаний и практических навыков; разнообразные формы позволяют передавать опыт, знакомиться с новыми технологиями воспитания, образования и развития дошкольников.

     • Формы организации: 

1.Цикл обучающих методических консультаций, семинаров

2.Взаимопосещения образовательной деятельности с целью обмена опытом работы.

3.Проведение открытых образовательных и воспитательных мероприятий.

4.Конкурсы профессионального мастерства, научно-практические конференции, практические семинары .

5.Самообразование и ПК.

     • Практический результат:  советы и рекомендации по планированию, организации и проведению воспитательно-образовательной работы с детьми. Конспекты мероприятий. Формирование конкурентоспособной личности современного педагога. Разработка проектов, методических пособий, изучение, применение в воспитательно-образовательной работе с детьми, публикации в СМИ, интернет сообществах, блогах.

3 этап аналитический

    Мотивация деятельности: оценка уровня профессионализма педагога МДОУ.

    Основное содержание: объективная оценка уровня профессионализма,      актуализация потенциальных способностей и активизация внутренних резервов

     Формы организации:

 1. Проведение мониторинга роста профессионального мастерства педагогов.

2. Оформление педагогического портфолио, где отражаются личные достижения и вклад педагога в развитие системы образования.

3. Аттестация педагогических кадров.

      Практический результат:  осуществление рейтинговой системы оценки качества образовательной деятельности как инструмента развития и саморазвития педагогов района.

Выводы

Таким образом, из вышесказанного, можно сделать вывод, что организация системы методической работы с педагогическими кадрами в условиях реализации ГОС ДО, с использованием интерактивных форм работы с педагогами способствует повышению профессионального мастерства и компетентности педагогов, раскрытию их творческих возможностей, повышению качества образования. Кроме того, педагоги активно участвуют в городских методических объединениях, интернет коммуникациях, а значит, каждый педагог может реализовать свои творческие способности.

Обобщая материал, можно выделить следующие обязательные условия организации интерактивных форм работы:

    • доверительные, по крайней мере, позитивные, отношения между участниками;

    • демократический стиль;

    • сотрудничество в процессе общения участников между собой;

    • опора на личный («педагогический») опыт педагогов, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;

  • многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности участников, их мобильность;

  • включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации  участников.

    Интерактивное обучение в процессе методической работы и повышения педагогической компетентности педагогических кадров является достаточно эффективным, так как дает возможность  совершенствования профессиональных знаний, мастерства педагога,  оценивания и использования удачных технологий обучения в педагогической работе.



Список использованной литературы

  1. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования на 2015-2017 у.г.; Донецк, 2015. – с. 30

  2. От рождения до школы Типовая образовательная программа дошкольного образования/ сост. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Губанова Н.В., Бридько Г.Ф. и др.; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015. - с. 223

  3. Виноградова Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ: методическое пособие/Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2006.

  4. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. – М.: Сфера, 2007.

  5. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: методическое пособие. – М. – Сфера, 2005. – 64 с.

  6. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М.: Сфера, 2005.

  7. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. - С – Пб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008.

  8. Данилко О. В. Использование метода игрового моделирования в работе с педагогами //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2003. - №3.

  9. Беляева И. В. Педагогический совет с использованием методов активизации // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2008. - №11. – С. 41-44.

  10. Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе: методология разработки и практика проведения. – М.: МАНИПТ, 2002.

  11. Ельцова О.М. Методика подготовки и проведения педагогических советов в ДОУ//Дошкольное воспитание – 2002.

  12. Гаворина Л.С. Повышение профессионального мастерства педагогов через вовлеченность в управление ДОУ//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2009. - №1.

  13. Смолкин А.М. Методы активного обучения. – М.: Высшая школа, 1999.

  14. Дик Н. Ф. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении - Изд. 3-е; Ростов н/Д: Феникс, 2006 год.

  15. Лебедева С.С., Маневцева Л.М. Управление инновационным образовательным учреждением в условиях социального партнёрства - СПб.; Детство-Пресс, 2005 год.

  16. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы - М. : ТЦ Сфера, 2007 год.

  17. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ – М.: Творческий центр, 2008.

  18. Волобуева Л.В. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами, 2009г.

  19. Урнина И., Данилина Т. Инновационная деятельность в ДОУ. М.: Линка-пресс, 2009.

  20. Сыромятникова Л.М. Педагогические советы в дошкольном образовательном учреждении, М., «Планета» 2011г.

  21. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы. - М: АЙРИС ПРЕСС, 2008.- 188 с.

  22. Шаманская Н. Интерактивные методы//Дошкольное воспитание.– 2008.- №8.–с. 24-27


Интернет-ресурсы

Maam.ru

http://ru.wikipedia.org/wiki/Методы_обучения


17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!