МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат № 2 имени В.И. Воропаева»
Доклад на тему:
«Сотрудничество классного руководителя с родителями в начальной школе»
Составитель:
Цырендоржиева С.Ц
г. Улан-Удэ
2024 г.
«Сотрудничество классного руководителя с родителями в начальной школе»
Работа с родителями – это одна и самых важных составляющих работы классного руководителя. Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями. Поэтому ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.
Сотру́дничество или коллабора́ция — процесс совместной деятельности в какой-либо сфере двух и более людей или организаций для достижения общих целей, при которой происходит обмен знаниями, обучение и достижение согласия (консенсуса).
Сотрудничество классного руководителя и родителей осуществляется ради общих целей, интересов и задач по воспитанию и обучению детей.
Набирая новый класс, я набираю не только 12-15детей, а так же столько же семей с мамами, папами, бабушками, дедушками. Все они со своими характерами, взглядами, убеждениями, семейными устоями, традициями, проблемами и претензиями. И от того, насколько совпадут чаяния родителей со стремлениями классного руководителя, насколько классному руководителю удастся убедить, привлечь на свою сторону родителей, от тех связей и взаимоотношений, которые возникнут в начальный период, будет во многом зависеть и вся последующая работа. Не могу сказать, что это удаётся мне на 100%. Такого не бывает, однако позволю себе высказать некоторые положения, к которым стремлюсь.
Итак, чтобы осуществлялось сотрудничество необходимо стать с родителями единомышленниками и союзниками ( я выделила следующие аспекты)
Родители должны видеть в классном руководителе человека авторитетного, знающего и способного найти решения в любой, самой сложной ситуации.
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между классным руководителем, учащимися и их родителями.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей.
В основе этого союза — единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
Работая с родителями важно достичь обоюдного откровения и понимания.
Взаимоотношения классного руководителя, родителей и учеников можно сравнить с равносторонним треугольником. Ученик, учитель, родитель- это золотой треугольник, в котором все стороны равны, каждомув нем отведена своя роль. И все же при равенстве сторон, на вершине треугольника находится ребёнок.
Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Для гармонического развития личности необходимо и то и другое.
Форма и содержание сотрудничества классного руководителя с родителями зависят от целей, поставленных учителем.
Я. как классный руководитель, устанавливая связи с родителями, преследую такие цели:
Создание теплого климата в классе: без напряжений, дружеского, основанного на взаимопомощи.
Родители смотрят на школу глазами детей. Если ребёнку хорошо, комфортно и радостно, родители спокойны. Поэтому сначала устанавливается контакт учителя с детьми, детей друг с другом, а затем учителя с родителями. (пример Алеши Б)
Создание неформального коллектива родителей.
В первом классе важно поощрять родителей познакомиться между собой, обменяться телефонами, организовать их тесное общение. Ничто так не сближает, как коллективное творческое дело. ( Новогоднее панно)
В сотрудничестве с родителями уделяю большое внимание общению с родителями.
Уделяю общению с родителями столько времени, сколько требуется
Начинаю разговор не с проблем детей, а с общих приятных вопросов, не спешу решать проблемы
Оказываю внимание родителям, интересуюсь их работой, домом
Стараюсь раскрыть способности родителей в отдельных областях воспитания детей
Внимательно слушаю и принимаю то, что говорят родители, не критикую их мнение, а стараюсь понять, что позволяет им так думать; помню, что нельзя родителям указывать, а тем более ругать их детей
На родительских собраниях говорю о том, что важно всем;
Из своего опыта работы вижу, что родители, приходящие в школу делятся на две группы:
Те, которые знают, что их ребенок в школе оценивается положительно, они ждут похвалы.
Те, которые знают о трудностях детей, но боятся об этом говорить, избегают учителя, и не знают, как помочь ребенку. Такие родители предпочитают вообще не ходить в школу, ограничиться лишь телефонными звонками, или приходить в школу лишь по вызову учителя. Часто их пугают и возможные упреки со стороны других родителей. На эту группу родителей учитель должен обратить особое внимание.
Наблюдая и анализируя обращения родителей, могу сказать, что родители, которые приходят на консультации и беседы, тревожатся по следующим причинам:
Здоровье детей и их реабилитация
проблемы поведения и общения с взрослыми и сверстниками;
конфликты детей; недовольство дружбой детей.
проблемы успеваемости; трудности в обучении и их причины;
проблемы адаптации детей в школе.
Меткое слово учителя, умная и тактичная аргументация, дельный совет часто решают эти причины.
Как классный руководитель. уделяю внимание в повышении педагогической культуры родителей
Можно выделить следующие направления для общего педагогического просвещения родителей:
Цели, задачи и методы образования и воспитания молодого поколения
Психологические, физиологические и педагогические основы воспитания детей в семье, особенности детей в разном возрасте.
Взаимоотношения детей и родителей, способы регулирования отношений между школой и семьей.
Какие формы работы с родителями использую:
Индивидуальные: беседы и консультации с родителями;
Групповые.
Коллективные: классные собрания, общешкольные родительские собрания, совместные внеклассные мероприятия, экскурсии, праздники т. д.
Родители моего класса активно посещают мероприятия, проводимые в школе. Излюбленной формой мероприятий для родителей в классе являются совместные праздники «День 8 марта», «Новый год», экскурсии,. увеселительные поездки и др.
. Неоценима организационная помощь родителей: ремонт класса, мебели, помощь в проведении праздников и пр., техническое оборудование и обслуживание технических средств в кабинете.
С какими трудностями я встречаюсь в работе с родителями.
отсутствие инициативы со стороны родителей, плохое посещение родительских собраний, отсутствие интереса к делам ребенка, ограниченное общение с детьми, не проявляют инициативу в проведении мероприятий, боятся высказывать свое мнение, пожелания);
неправильная оценка родителями своих детей (часто родители переоцениваю своего ребенка, либо реже недооценивают, поэтому слишком много от них требуют или не считаются с замечаниями учителя, так как не верят им);
педагогическая необразованность родителей;
Для успешной воспитательной работы классному руководителю необходимо обладать педагогическим мастерством, которое подразумевает следующее:
Хорошо знать и любить своего воспитанника и свою работу.
Сознательно стремиться достигнуть поставленных воспитательных целей и задач.
Эффективно применять воспитательные формы, методы и приёмы.
Уметь общаться и взаимодействовать с семьей воспитанника.
Поднимать авторитет родителей в глазах учеников.
Передавать родителям научные (педагогические, психологические, юридические и др.) знания и педагогический опыт.
Развивать свои способности и педагогическое мастерство.
Подводя итог всему выше сказанному, еще раз хочется отметить актуальность темы сотрудничества и пожелать классным руководителям успешной работы и морального удовлетворения. Пусть родители ваших учеников говорят о вас: Мы очень рады, что нашего ребенка обучает и воспитывает прекрасный учитель и человек»