СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: "Создание необходимых условий для развития у детей интереса к открытиям и исследованиям"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе рассматриваются необходимые условия для развития у детей интереса к открытиям и исследованиям и как их создать в современных условиях образования.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Создание необходимых условий для развития у детей интереса к открытиям и исследованиям"»

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«СОЗДАНИЕ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ИНТЕРЕСА К ОТКРЫТИЯМ И ИССЛЕДОВАНИЯМ»

Камневой Вероники Ивановны,

учителя географии Павлодарского филиала

МБОУ Моисеево-Алабушской сош

Уваровского района

Тамбовской области

С самого рождения ребенок начинает знакомиться с постоянно меняющимися явлениями окружающего мира. Особенно яркие и разнообразные краски дарит нам природа, эта красота и уникальность привлекает детей. Наблюдая за природой, ребенок пополняет свои знания, обогащает чувственный опыт, в дальнейшем это помогает развивать творческий потенциал воспитанников. Визуальное восприятие у детей основывается на личном понятии о красоте, а гармоничнее и прекраснее самой природы на свете нет ничего. Окружающий мир оказывает огромное влияние на развитие детей школьного возраста, но чем больше узнают они о нем, тем больше возникает вопросов. Перед учителем стоит задача помочь детям в своем познании искать самим ответы на поставленные вопросы, изучая и наблюдая [1]. Мы создали условия для исследовательской деятельности, чтобы удовлетворить детскую любознательность, обогатить опыт и привить нашим ученикам навыки активного, самостоятельного мышления. Экспериментирование очень интересное и увлекательное занятие, которое способствует формированию у детей наблюдательности, развивает мыслительные способности, умение воспринимать эстетику окружающего мира и пробуждает гуманное отношение к природе. В процессе экспериментирования ребенок становится исследователем, который самостоятельно воздействует на объект разнообразными способами и действиями при этом получает новый опыт и знания. Во время экспериментальной деятельности создаются условия для самостоятельного решения задач, поставленных перед учениками, посредством проведения опытов, наблюдения и анализа, дети делают выводы и устанавливают следственные связи. Педагог должен создать условия для поддержания и развития интереса к исследованиям и открытиям [2]. Необходимо поощрять инициативу исследователей и тогда экспериментирование станет неотъемлемой частью жизни ребенка. Со стороны учителя предлагается помощь, направленная на развитие умения устанавливать связи и зависимости, которые определяются только во время специально созданных условий, это способствует систематизации углублению, обогащению опыта, направленного на освоение различных способов познавательной деятельности. Школьники, разрешая проблемные ситуации и решая поставленные вопросы создают модели, делают элементарные опыты, экспериментируют и наблюдают. В раннем возрасте они получают знания, опираясь на наглядный материал, и познают мир в процессе игры, им недостаточно только объяснений взрослого, поэтому в большинстве случаев малыши стремятся установить все связи самостоятельно. В возрасте 5 лет в детской деятельности помимо игры появляется исследование и простейшие эксперименты. Самостоятельно проводимый эксперимент позволяет ребенку создать модель явления, зафиксировать и обобщить знания, полученные практическим путем, сопоставить их с другими и сделать собственные выводы [4]. Когда дети испытывают затруднения во время выполнения задания, педагог переводит данное действие в практическую деятельность или игровую форму. Игра является основной, ведущей деятельностью в школьном возрасте. Стоит отметить, что к старшему школьному возрасту заметно возрастает потребность в ведущей, инициативной, преобразующей активности. Изучение психологии развития школьников показывает, что решающее значение в усвоении знаний ребенком имеет не количество обучающих моментов, а характер подачи материала. Возникает необходимость включения учеников в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы определять новые ранее незнакомые свойства предметов, их сходство и различие. Следует отметить, что для детей школьного возраста экспериментирование и игра, является основным видом деятельности. Главной особенностью детского экспериментирования является то, что школьник познает объект в ходе занимательной практической деятельности с ним. Применяемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно - исследовательскую функцию, создают условия, в которых опытным путем определяется содержание данного объекта [5]. Делаем вывод, что исследовательская деятельность развивает сенсорное восприятие, побуждает детей наблюдать, развивает навыки познавательной и трудовой деятельности, активирует мышление, в целом можно отметить, что все выше перечисленное формирует необходимые детские компетентности. Экспериментирование, умело организованная педагогом деятельность, позволяет формировать у ребенка школьного возраста целостную картину мира и основы познания окружающей природы.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание школьников. / З.Ф. Аксенова – Москва: ТЦ Сфера, 2021. – 128 с.

2. Грехова, Л.И. В союзе с природой: Учебно-методическое пособие/ Л.И. Грехова -М.: Сервисшкола, 2013. -287 с.

3.Мереньянова, О.Р. Формирование у детей основ экологической культуры// Средняя школа, №7, 2019.

4. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания школьников: Учебное пособие. / С.Н. Николаева - М., 2019.

5. Рыжова, Н.А. Наш дом – природа. / Программа по экологическому образованию школьников разработана в соответствии с требованиями ФГОС школьного образования //Н.А. Рыжова. - Москва: Линка-пресс, 2017. - 223 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!