СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Создание условий, способствующих оптимальному развитию способностей одарённых детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

             Л.С. Выгодский писал: “…В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины, и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека”.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Создание условий, способствующих оптимальному развитию способностей одарённых детей"»

Создание условий, способствующих

оптимальному развитию способностей

одарённых детей


Л.С. Выгодский писал: “…В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины, и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека”.


Одна из задач государственной политики в области образования до 2020 года – это создание системы выявления, развития  и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.  Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Работа с одаренными детьми по предмету «Технология» имеет свои определенные особенности. Согласно теории Дж. Рензулли., одного из известных специалистов в области изучения одаренных детей, одаренность есть сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей (превышающий средний уровень), креативности и настойчивости, а также в дополнение к этому знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда. Кроме этого, я бы добавила огромную работоспособность и трудолюбие. Ведь предмет имеет практическую направленность, т.е. конечным результатом при его изучении должно быть создание нового продукта (изготовление швейного изделия, изделий декоративно-прикладного искусства, подготовка праздника и т.д.) или усовершенствование уже существующего, и обязательное его испытание.

Именно поэтому при выявлении одаренных детей по моему предмету я уделяю особое внимание креативности, работоспособности и трудолюбию, и стараюсь развивать эти качества. Ведь для того, чтобы добиться результатов на олимпиадах и конкурсах по предмету, ученице необходимы не только теоретические знания, но практические умения и навыки, которые всегда требуют огромных трудовых затрат и настойчивости, а также навыков самоконтроля, самостоятельной внеурочной деятельности, саморегуляции и критической самооценки.

Привлекая одаренных детей уже в 5–7-х классах к внеклассной работе к изучению технологии, я вовлекаю их в творческую деятельность, помогаю детям преодолеть себя, формирую и развиваю у них умение планировать и анализировать свою деятельность. В основе функционирования системы внеклассной работы по технологии лежит ряд принципов и частных требований, определяющих содержание, формы, методы, направление педагогического воздействия на личность, характер связи отдельных элементов системы.

Из своего опыта работы могу отметить, что не все одаренные дети одинаково испытывают интерес к изучению технологии и выполнению творческих проектов. Одаренные дети – это особая группа учащихся. Основной проблемой одаренных детей ученые называют проблему реализации их способностей в личностно и социально значимых областях деятельности. Другими проблемами являются: неприязнь к школе, индивидуализм, стремление к совершенству, постоянное ощущение неудовлетворенности, потребность во внимании взрослых и их положительной оценке своих способностей, гиперчувствительность, нетерпимость в решении проблем.

И.Е. Шишова говорит о следующих причинах проблем реализации способностей одаренных детей:

  • склонность одаренных детей избегать, а не решать проблемы, сталкиваясь с ними в социальной сфере, что обусловлено отсутствием навыков в преодолении трудностей в познавательной сфере;

  • настрой одаренного ребенка на “поглощение” знаний, что значительно затрудняет поиск нестандартных и оригинальных решений;

  • трудности общения со сверстниками, а иногда и со взрослыми людьми.

Работа с одаренными детьми требует много времени, внимания и душеного тепла. Но самое главное, конечно, создание условий для максимально возможного развития творческих способностей одаренных детей в сочетании с практическими навыками и формированием уверенности в своих силах. Достижению этой цели на моем предмете способствуют следующие задачи:

- активизация творческой деятельности одаренных детей;
- постоянное стимулирование и развитие познавательного интереса девочек к предмету;
- развитие способности и стремления к самообразованию;
- сотрудничество учителя и ученицы в процессе обучения;
- обеспечение душевного здоровья и эмоционального благополучия одаренного ребенка;
- формирование у учащихся системы технологических знаний, умений и навыков, необходимых для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда.

При обучении и воспитании одаренных детей я ориентируюсь на следующие дидактические принципы:

- принцип творчества и успеха;
- принцип доверия и поддержки;

Методы и приемы обучения стараюсь подбирать так, чтобы они соответствовали таким требованиям, как:

- диалогичность;
- направленность на поддержку индивидуального развития одаренного ребенка;
- предоставление ему необходимого пространства для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора.

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

творческое задание, проектный метод, создание проблемной ситуации, упражнения, самостоятельные практические работы, предоставление возможности на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную – творческую.

Методы контроля:

- тестирование,

-дифференцированный опрос,

-самоконтроль,

-взаимоконтроль.

Во внеурочной деятельности использую различные формы работы, направленные на развитие креативности учениц: конкурсы и олимпиады.

Основные цели и задачи олимпиады:

-повышение уровня и престижности технологического образования,

-развитие метода проектов как средства раскрытия творческого потенциала детей,

-привлечение школьников к выполнению социально значимых проектов, выявление и поощрение талантливых и способных учащихся.


Предмет «Технология» - особенный. Он знакомит детей с современными технологиями, помогает ориентироваться в мире профессий, проявлять свою фантазию и индивидуальность, подготавливает их к самостоятельной трудовой деятельности. Наш предмет создаёт атмосферу здорового соперничества и учит сотрудничеству.
За время работы в школе на собственном опыте убедилась, какими большими возможностями обладает предмет «технология» для развития у детей творческого начала. На своих уроках я стараюсь научить девочек думать, анализировать, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. И всегда помню, что для возникновения познавательного мотива очень важны хорошие эмоции и эстетически красивое оформление урока.
Уметь много и хорошо делать своими руками – залог уверенности в себе. Созданное собственным разумом и изготовленное своими руками вещь делает человека добрее, гуманнее и бережливее.

Дети учатся не только на уроках, но и благодаря «скрытому» обучению – через наблюдение за  взаимоотношениями учителей, между учителями и учащимися, через обычаи и традиции школы, через внешний вид школьной обстановки, наблюдая за старшеклассниками и учителями в качестве ролевых моделей. И если то, чему учат в классе, не совпадает с тем, что происходит вокруг, то информация,  получаемая на уроке, будет выхолощенной и потеряет свою значимость. Так что школьная среда может существенно повлиять на формирование у ребенка знаний и навыков. Например, привлекательное  школьное окружение может положительно воздействовать на благополучие учащихся и способствовать  возникновению  у них ощущения, что о них заботятся.

Как учитель технологии и как заместитель директора по АХЧ стараюсь внести свой максимальный вклад в благоустройство нашей школы, в создание комфорта, уюта и красоты, благополучного окружения для того, чтобы дети с удовольствием шли в школу, видели и чувствовали, что здесь любят и заботятся о них.

Придя в школу, человек попадает в большой и удивительный мир, в котором ему приходится разобраться, что-то познать, чему-то научиться. И хорошо, что в школе есть такие люди, которые помогают ему заложить тот культурный базис, который ученик пронесёт через всю свою жизнь. Все приведенные выше аспекты, по моему мнению, являются одной из ступенек к созданию условий, способствующих оптимальному развитию способностей одарённых детей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!