СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Технология эвристического обучения"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная школа приступила к реализации ФГОС. Главная цель новой концепции образования – формирование мета предметных компетенций, т. е. таких способов  деятельности обучающихся, которые применимы как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Чтобы сформировать такие компетенции, нужны новые  способы организации образовательного процесса, новые технологии. Одна из них – эвристическая образовательная ситуация (автор А. В. Хуторской).

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Технология эвристического обучения"»





Технология эвристического обучения. А. П. Платонов рассказ «Третий сын» «Сила и свет материнской любви»





















Выполнила: Жамсаранова Н.Ц.

Учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ №5 г.Закаменск»


Основная школа приступила к реализации ФГОС. Главная цель новой концепции образования – формирование мета предметных компетенций, т. е. таких способов деятельности обучающихся, которые применимы как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Чтобы сформировать такие компетенции, нужны новые способы организации образовательного процесса, новые технологии. Одна из них – эвристическая образовательная ситуация (автор А. В. Хуторской).

Эвристическая образовательная ситуация (ЭОС) – это ситуация образовательного напряжения, возникающая спонтанно или организуемая учителем, требующая своего разрешения через эвристическую деятельность всех ее участников. Получаемый в результате образовательный продукт непредсказуем, педагог проблематизирует ситуацию, задает технологию деятельности, сопровождает образовательное движение учеников, но не определяет заранее конкретные образовательные результаты, которые должны быть получены. Следовательно, эвристическое обучение для ученика – это непрерывное открытие нового (эвристика – от греч. отыскиваю, нахожу, открываю). Прообразом эвристического обучения является метод Сократа, который вместе с собеседником путем особых вопросов и рассуждений приходил к рождению знаний.

Применение ЭОС на уроке внеклассного чтения в 7 классе, на примере рассказа А. Платонова «Третий сын».

Что такое “семья” в понимании А. Платонова, в чем заключается сила и свет материнской любви по рассказу «Третий сын»?

Ваши родители любят вас такими, какие вы есть. А вы любите своих родителей? Этот вопрос, наверное, задавали многие из вас себе, когда прочитали рассказ «Третий сын». (высказывания учащихся)


Сила и свет материнской любви.

Работа с текстом Андрея Платонова «Третий сын»

  1. Какие мысли вызывают у вас эти слова?

  2. Почему нет в рассказе имен?

  3. Что обозначает слово «пустотелый» в рассказе? К кому можно отнести это слово?

  4. Почему третий сын привез дочку?

  5. Что сказал третий сын своим братьям в ночь перед похоронами, что они перестали смеяться, шутить? (Додумать слова третьего сына)

  6. Как понимаете слова, лишь тот «смелее делает успехи в жизни», у кого есть неизмеримая защита материнской любви отчего дома?

  7. Чем является материнская любовь? (найти единственную метафору в тексте)

  8. Каким образом Платонов показывает нам этот свет материнской любви, и как мы чувствуем ее присутствие?

  9. Почему рассказ называется «Третий сын»?

  10. С каким рассказом Паустовского можно сравнить это произведение? (рассказ «Телеграмма»)


Вопросы по рассказу Паустовского «Телеграмм»

  1. Какие детали интерьера говорят , что жизнь замерла в старом доме? (горький запах нетопленных печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки, нечищеный самовар)

  2. Какие мысли автор передает через пейзаж? (мысли об увядании: «тучи тащились», «трава полегла», «октябрь на редкость холодный»)

  3. Какое было прошлое у героини? ( петербургская жизнь, жила в Париже , видела похороны В. Гюго, живет воспоминаниями , они тускнеют)

  4. Были ли у Насти серьезные причины не приехать к матери? (Насти некогда, Катерина Петровна оправдывает дочь. Бережно перебирает деньги….)

  5. Найти и прочитать портрет Насти. Какую деталь можно выделить? (холодные глаза)

  6. Каков был темп Настиной жизни? (горячилась, доказывала, хлопотала, ссорилась , мирилась, приходила в отчаяние)

  7. Почему именно в эту ночь пишет мать письмо Насте? (она увидела клен, он стоял мокрый, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной ночи

  8. Как ответила Настя на письмо матери? (она не ответила, спрятала в сумочку, не читая, решила прочесть после работы)

  9. Когда приехала Настя к своей матери? (на второй день после похорон)

  10. Почему Настя уехала из деревни, «крадучись, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал? (она чувствовала непоправимую вину перед своей матерью)





Даются задания для работы в группах.

Составить ментальную карту.


Работа в группах

1 группа. Найти в рассказе, какие символические образы использует автор, создавая образ матери? Почему?

(образ солнца, образ звезды, лампы на подоконнике старого дома, свет в окне, птица, дочка третьего сына, свеча) Прочитать из рассказа.

2 группа. Что бы вы изобразили, если бы была возможность словесно или красками выразить материнскую любовь? (нарисовать)

3 группа. Какой смысл несут в себе цифры 3,6? Привести примеры из произведений устного народного творчества.

Каждая группа защищает свою ментальную карту.



Заключение. Дом. Семья. Мать. Отец.

Каждая семья – это маленькое государство, включающая в себя Семь – Я.

Рассказ Платонова «Третий сын» заканчивается, несмотря на смерть матери на оптимистичной ноте, потому что она вырастила достойных сыновей. Ведь в их родительском доме было счастье любви.

А рассказ Паустовского «Телеграмма» заставляет задуматься, что родителей надо беречь, заботиться при их жизни, а не чувствовать свою вину после их смерти.

И как нельзя лучше, можно вспомнить слова великого педагога, писателя Антона Семеновича Макаренко: «Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми.»


В качестве домашнего задания можно дать (по выбору) :

1) написать письмо родителям, в котором поблагодарить их, попросить прощения за свои поступки, за обиды, которые, возможно, вы им причиняли, высказать свои чувства, мысли к ним.

2) сочинение – размышление. «Что для меня значат понятия «Дом, семья»»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!