СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: "Учитель музыки - особенности преподавательской деятельности"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любая профессия имеет свои особенности, в том числе профессия учитея музыки. Любовь к музыке, стремление отдать себя детям, вера в то, что без настоящей музыки нельзя стать по настоящему гармонически развитым человеком, увлечённость своим делом - этими чувствами постоянно живёт педагог - музыкант.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Учитель музыки - особенности преподавательской деятельности"»

Доклад на тему:

«Учитель музыки – особенности преподавательской деятельности».



«Педагогическая задача учителя состоит в такой организации процесса познания искусства, которая способствует естественному и органическому проявлению собственных духовных сил ребенка, соответствующей данной ступени его развития. Учитель должен не только систематизировать разрозненные знания ребенка о музыке, но и организовать работу по усвоению детьми новых знаний, получению чувственного опыта, эстетических переживаний».

Л. Г. Арчажникова

Роль учителя трудно переоценить в ознакомлении детей с музыкальными произведениями. Учитель выступает посредником между ребёнком и обширным, прекрасным миром искусства.

Кроме четкого планирования, проектирования моделирования и конструирования процесса обучения, учитель не должен забывать и о педагогическом творчестве. Без творчества нет движения вперед. Для учителя весь процесс нравственно-эстетического воспитания должен быть четко планированным. Но при ознакомлении детей с музыкальными произведениями мастерство педагога состоит в том, чтобы весь процесс восприятия музыки сделать непосредственным, чтобы дети сами, самостоятельно вошли в храм искусства. Посредничество педагога требует тонкости и деликатности. Хотя учитель осуществляет определенные педагогические задачи, сами эти задачи будут тем быстрее и надежнее решены, чем незаметнее они для детей.

«Сохранение естественности постижения искусства - необходимое условие художественного воспитания. И не только художественного, но и всякого воспитания - идейного, интеллектуального, нравственного и трудового» [8].( Эстетическое воспитание школьников. Под редакцией А.И. Бурова, Б.Т. Лихачева. М., 1974 год стр. 85.)

Роль учителя - в организации правильного нравственно-эстетического воспитания.

Правильное воспитание вовсе не означает искусственное привитие детям извне совершенно чуждых им чувств, идеалов или настроений. Правильное воспитание и заключается в том, чтобы разбудить в ребенке то, что в нем есть, помочь этому развиваться и направить это развитие в определенную сторону». Если же учитель не опирается на возрастные возможности ребенка, побуждая его к активности, или использует такие методы, которые «принуждают» ребенка наслаждаться искусством, то неизбежным результатом этого окажется свертывание активности ребенка, торможение творческого процесса восприятия искусства.

Таким образом, учитель должен реализовать три группы задач при ознакомлении детей с любым видом искусства: образовательную, развивающую и воспитательную. Если одна из этих групп будет слабо выражена, то процесс ознакомления с искусством не даст должных результатов, и ребенок может вовсе потерять интерес к искусству. Поэтому роль учитель здесь неоценима.

Любая профессия имеет свои особенности, в том числе профессия учителя музыки. Любовь к музыке, стремление отдать себя детям, вера в то, что без настоящей музыки нельзя стать гармонически развитым человеком, увлеченность своим делом - этими чувствами постоянно живёт педагог - музыкант.

Л.Г. Арчажникова выделяет следующие составляющие профессии учителя музыки.

А именно, учитель музыки:

1. Ведет учебно-воспитательную работу.

2. Формирует взгляды, убеждения, потребности, вкусы, идеалы детей.

Учитель должен быть не просто широко образованным человеком, хорошо знающим свой предмет, но личностью в высоком значении этого слова.

Профессия учителя музыки требует постоянного совершенствования своей личности, развития музыкальных интересов, творческих способностей. Идеалы профессии меняются с развитием общества, зависят от его идеологии и культуры, и вместе с тем основой профессии учителя музыки всегда является гуманистическая устремленность и неразрывная связь с музыкальным искусством.

Дмитриева Л.Г. и Черноиваненко Н.М. выделяют следующие стороны деятельности учителя музыки:

1. Исследовательская - анализ музыкальных произведений и произведений др. видов искусства, изучения опыта коллег, учащихся, анализ собственной работы, изучение научной и методической литературы, с целью применения её в своей работе.

2. Проектирование - планирование, распределение учебно-воспитательных задач, решение которых направлено на нравственно-эстетическое воспитание учащихся, усвоение ими знаний, Формирование навыков и умений, их музыкально творческое развитие.

3. Конструктивная - построение уроков, внеклассных занятий.

4. Коммуникативная - установление с учащимися взаимоотношений на основе уважения и доверия, завоевание авторитета учеников.

5. Организаторская - практическое решение учебно-воспитательных задач.

Таким образом, в умении определить и успешно решить педагогическую задачу и проявляется, прежде всего, профессиональное мастерство. Основываясь на этом положении, можно утверждать, что решение педагогических задач, связанных с музыкально-педагогической деятельностью, требующей постоянного обогащения новыми знаниями и практическими умениями, способствует развитию творческого мышления и познавательного интереса к выполняемой деятельности.

Опираясь на «Программу по музыке для общеобразовательной школы»[3], подготовленную лабораторией музыкального обучения НИИ школ под руководством Д.Б. Кабалевского, можно установить соотношение необходимых учителю знаний, умений и навыков. Эта программа выдвигает комплекс требований к учителю музыки: научить детей слушать музыку, увлечь их, заинтересовать музыкой, вызвать ясное понимание того, что музыка - важная часть самой жизни. В то же время Д.Б. Кабалевский подчеркивает, что проблема интереса и увлеченности, приобретает особое значение в области занятий искусством, «где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь мало-мальски сносных результатов, сколько бы ни отдавать этому сил и времени».

Осуществляя конструктивную деятельность учителю музыки необходимо формировать как обязательные следующие специальные умения:

· определять те трудности, с которыми учащиеся столкнутся при изучении музыкального материала, а также пути и методы их преодоления;

· преподносить учебный материал популярно и интересно, с учетом музыкального опыта школьников, их возраста, уровня развитости музыкальных способностей, конкретной обстановки в классе;

· использовать элементы различных видов музыкальной деятельности в зависимости от поставленной педагогической задачи и конкретной учебной ситуации.

Подготовка учителя музыки предусматривает знание специальных методик, музыкальной педагогики и психологии, а также эстетики. Особо следует выделить владение учителем методикой музыкального воспитания, ибо сюда включаются как сугубо специальные, так психолого-педагогические знания и умения в аспекте преподавания предмета «Музыка» в школе.

Как показывает опыт работы, повышение квалификации учителя именно по специальным дисциплинам должно стать своеобразной лабораторией, где он сможет постигать секреты педагогического искусства и оттачивать профессиональное мастерство. Здесь не только сознательно применяются им знания из общей педагогики и психологии, но и проверяется их актуальность и мобильность применительно к конкретной музыкальной деятельности.

Как известно, музыкально-педагогическая деятельность учителя музыки в школе складывается из общепедагогической, дирижерской, инструментальной, вокальной, исполнительской, музыковедческой, лекторской, исследовательской деятельности.

В деятельности учителя музыки можно выделить несколько направлений.

Среди них: организационное, познавательное, эмоциональное, исследовательское. Каждое требует определенных знаний и умений.

Организационное направление в работе связано с целенаправленными действиями учителя музыки по планированию и организации учебно-воспитательного процесса. Это отбор учебного материала, организация различных форм учебной и воспитательной работы, планирование собственных действий и действий учащихся в ходе урока музыки и во внеклассной работе. Для этого необходимо знать:

· основные формы организации музыкальной деятельности учащихся в школе;

· содержание программы «Музыка», ее идейно-теоретические основы, дидактические принципы и методы;

· художественные достоинства и воспитательное значение произведений, используемых как на уроках музыки, так и во внеклассной работе;

· возрастные особенности школьников;

уметь:

· выбирать наиболее эффективные (для данного класса и школы) формы и методы организации учебно-воспитательного процесса;

· конструировать музыкальные уроки: составлять план-конспект, отбирать необходимые музыкальные произведения, применять наиболее продуктивные методы обучения музыке;

· формулировать и решать педагогические задачи;

· создавать и использовать проблемные педагогические ситуации для решения как ретроспективных, так и перспективных задач, связанных с усвоением программы «Музыка»;

· выбирать, учитывая уровень общемузыкального и исполнительского развития данного класса, наиболее целесообразные виды музыкальной деятельности, способствующие активному проявлению музыкальных способностей детей;

· проектировать собственно педагогические действия и действия учащихся, связанные с усвоением школьниками ключевых знаний и формированием их исполнительских умений и навыков;

· побуждать учащихся к самостоятельным обобщениям и выводам;

· активизировать стремление учащихся к исполнительской деятельности в разных ее проявлениях;

· планировать конкретные обратные связи, исходя из достигнутого уровня музыкального развития конкретного класса;

Рассматривая деятельность учителя музыки с позиций выполнения им не только образовательных, но и воспитательных функций, выделим умения, которые приобретают первостепенное значение.

Для учителя музыки большую роль играют организаторские умения, проявляющиеся в организации своих педагогических действий (построении объяснения, рассказа, беседы, музыкальной иллюстрации), а также в организации деятельности детей (групповой или индивидуальной) с ориентацией на определенные педагогические цели. В процессе работы в школе организаторская деятельность учителя музыки может приобрести довольно широкий размах, поскольку нередко он является основным проводником эстетической культуры. Проявляясь в двух направлениях - учебной и внеклассной работе, организаторская деятельность требует от учителя знания теории и умения применять на практике различные формы музыкально-эстетического воспитания школьников, знания современных методов индивидуальной и коллективной работы и средств массовой музыкальной пропаганды.

Организаторские умения неотделимы от коммуникативных, заключающихся в том, что учитель может создать из класса коллектив и способен управлять этим коллективом. Для этого ему необходимо уметь устанавливать контакты не только со школьниками, но и со всеми учителями школы, родителями, общественными организациями.

Роль учителя - в организации правильного нравственно-эстетического воспитания. «Правильное…воспитание вовсе не означает искусственного привития детым извне совершенно чуждых им чувств, идеалов или настроений. Правильное воспитание и заключается в том, чтобы разбудить в ребенке то, что в нем есть, помочь этому развиваться и направить это развитие в определенную сторону». Л.С. Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М., 1967 год. Стр. 46



Литература

1. Арчажникова Л.Г. «Профессия учитель музыки» - Москва, «Просвещение» 1997

2. Гоноболин Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей. - М.; 1981.

3. Кабалевский Д.Б. «Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1-3 классы» Москва, «Просвещении», 1980.

4. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке» Москва, «Просвещение», 1989

5. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. - Ростов-на-Дону, 1997.

6. Кузьмина Н. В «Очерки психологии труда учителя» - Л., 1979

studbooks.net