СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: «Урок как форма организации учебно-воспитательного процесса в школе. Ключевые позиции современного урока.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В.А.Сухомлинский. 

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Урок как форма организации учебно-воспитательного процесса в школе. Ключевые позиции современного урока.»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Новодугинская средняя школа»












Доклад на тему: «Урок как форма организации учебно-воспитательного процесса в школе. Ключевые позиции современного урока.













Подготовила: Колышкина И.С.

учитель физической культуры,

первая квалификационная категория













ТЕМА: «Урок как форма организации учебно-воспитательного процесса в школе, ключевые позиции современного урока».



«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В.А.Сухомлинский. 

С поступлением в школу ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией- ролью ученика, школьника. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:

-резко возросла информированность детей;

-современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;

-несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;

- ограниченность общения со сверстниками.

И в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?» Ответственность учителя всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования ответственность существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в школе.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный , т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:

- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог;

-создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Современный урок – урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам, личности ребенка, его родителей, общества, государства.

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? 

Методологической основой ФГОС  является системно-деятельностный подход, который позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Формирование универсальных учебных действий является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения предмета следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу этот предмет?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?». Язык должен осваиваться осознанно. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое.

Таким образом, основная педагогическая задача учителя - организовать благоприятные условия для успешных учебных действий на уроке. Но для этого учитель должен чётко знать: чему учить и как учить.


Основными требованиями к современному уроку являются: 

  • Формирование предметных результатов

  • Формирование универсальных учебных действий

  • Создание комфортной среды

  • Смена видов деятельности

  • Обучение в деятельности (учить ученика самого добывать знания)

Результатами современного урока является формирование: 

  • Предметных результатов;

  • Метапредметных: включающих регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия;

  • Личностных результатов.


Критериями эффективности урока в соответствии с ФГОС являются:

  • Обучение через открытие

  • Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.

  • Наличие дискуссий, обсуждений

  • Развитие личности

  • Способность ученика проектировать предстоящую деятельность

  • Демократичность, открытость

  • Осознание учеником деятельности:

  • Моделирование затруднений и поиск путей их решения.

  • Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию

  • Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения

  • Педагог управляет деятельностью учащегося.


Следует выделить ключевые позиции современного урока:

  • Урок представляет собой серию учебных ситуаций, развивающихся в соответствии с инициативой учащихся;

  • Учитель при планировании времени урока предусматривает возможность гибкого изменения временных рамок для обсуждения, дискуссии и т.д., оговаривая при этом с учащимися план урока;

  • На уроке учитель отмечает (наблюдает) индивидуальные предпочтения учащихся в работе с учебным материалом (для составления индивидуальной учебного профиля школьника);

  • Преобладают методы проблемного обучения, ориентированные на активизацию самостоятельности детей;

  • Основной формой взаимодействия на уроке является парная и групповая работа (диалогическое общение, полилог);

  • Учитель и ученики оценивают не только результат деятельности, но и ее процесс (оригинальность, самобытность, своеобразие); ученик сравнивается сам с собой, а не с другими, преобладает направленность на успех; широко используется самооценка и взаимооценка;

  • Домашнее задание предполагает возможность выбора способа его выполнения, а также использование творчества ученика, что может послужить оснащением следующего урока.


Рассмотрим урок с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:


Изменения коснулись и структурных элементов урока:

  • Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.

  • Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – научиться.

  • Момент осознания недостаточности имеющихся знаний.

  • Коммуникация.

  • Взаимопроверка и взаимоконтроль.

  • Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился.

Можем сделать вывод, что различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.


Учитель на современном уроке:

  • учит детей определять границы своего знания, видеть проблему и ставить проблемные вопросы;

  • создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета;

  • систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений);

  • использует разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе;

  • владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы;

  • эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески;

  • добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы;

  • стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи;

  • специально планирует коммуникативные задачи урока;

  • принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения;

  • стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Итак, что же такое современный урок в рамках ФГОС? Ответов много, современный урок - это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность в новых знаниях, открытиях.

Что главное в современном уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д.

Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергнуть. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями.