Панина М.В. , преподаватель
по классу ИЗО
Доклад на тему:
Важность выполнения краткосрочных набросков и зарисовок наряду с длительным учебным рисунком.
Введение.
Задача искусства — радовать человека, тревожить его, вести на подвиг, заставить задуматься над вечными ценностями человечества. Для этого все средства искусства должны быть сильно действующими, привлекательными и даже чарующими. Краски, линии, цвет и свет, передача объёмов и форм, пластика и выразительность рисунка, также как и в музыке звук, в балете —движение, всё должно служить искусству. Дублирует зеркало, и лишь искусство изображает.
В учебных программах по рисунку находят отражение богатые традиции русской и советской художественной школы. Это выражается прежде всего в содержании и методической последовательности расположения учебных заданий. Ведущее место закономерно отводится длительному штудировочному учебному рисунку, методы обучения которому основательно и подробно разработаны и общеизвестны.
На краткосрочные рисунки, наброски и зарисовки возлагаются функции вспомогательных упражнений. Они сопровождают длительный учебный рисунок, и, очевидно, поэтому в программах о них лишь кратко упоминается применительно к тому или другому длительному заданию.
Но, для того чтобы учебные наброски и зарисовки могли выполнять свою подсобную роль, учащимся необходимо овладеть ими как особым видом обобщенного реалистического изображения, имеющим свои специфические способы исполнения. Именно в этих способах заключается второе, не менее важное назначение набросков и зарисовок не только при обучении рисунку, но вообще изобразительному искусству — они помогают воспитывать чувство обостренного восприятия (окружающей действительности, умение «цельно» видеть, наблюдать и сознательно обобщать увиденное).
Цель данного доклада заключается в том, чтобы показать важность выполнения краткосрочных набросков и зарисовок наряду с длительным учебным рисунком.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- определить, для чего необходим академический рисунок;
- дать определения наброску и зарисовке и для чего они необходимы;
- обозначить, в чем заключается различие в способах исполнения краткосрочных рисунков (набросков и зарисовок) и длительных штудировочных рисунков;
- выделить, на что следует обратить внимание в работе с учащимися при выполнении набросков и зарисовок.
Методом исследования в данном докладе послужил теоретический анализ источников литературы. Для решения вышеуказанных задач были изучены специальные источники и литература по данной теме исследования.
Основная часть доклада.
Рисунок — ведущая дисциплина в процессе обучения изобразительному искусству. И это понятно, так как рисунок лежит в основе всякого реалистического изображения действительности. Именно в рисунке раскрывается содержание художественного произведения, его основная мысль, решается сюжетное и композиционное построение, придается жизненность и выразительность изображению.
Что даёт длительный учебный рисунок?
Длительный учебный рисунок c натуры, основанный на продолжительном наблюдении и внимательном ее изучении, является главной традиционной формой обучения рисунку.
Он учит правдиво передавать видимые предметы и явления, характерные особенности их формы и пластические свойства, а также дает учащимся необходимые основные теоретические знания и практические навыки, связанные с процессом монохромного изображения на плоскости.
В число знаний включаются: основы наблюдательной (наглядной) перспективы, некоторые вопросы физики (законы распространения света, оптика и др.), понятие о светотеневых отношениях (тон), основы пластической анатомии человека и животных.
К навыкам же можно отнести: последовательность работы над рисунком по этапам (компоновка, постановка и построение формы, выявление формы и обобщение) на основе принципа «от общего к частному, а затем от частного к обогащенному общему», связанному с умением цельно видеть, а также технические приемы рисования от самых простых до самых сложных, которые объединяются под общим названием «постановка руки» (как держать в руке карандаш, как проводить линии и штрихи, как накладывать «тон» и т. д.).
По существующей методике помимо обучения всем последовательным этапам исполнения учебного рисунка проводится и работа над воспитанием комплекса качеств, необходимых художнику, того, что в целом принято называть «постановка глаза».
К этому комплексу кроме способностей цельно видеть, умения наблюдать и запоминать увиденное относятся также развитие остроты глазомера для быстрого и точного «на глаз» определения линейных и пространственных размерных отношений (пропорций), а также отношений света и тени (тон).
Длительный учебный рисунок с неподвижной модели, приучая к внимательному анализу и подробному изучению натуры, не только не содействует развитию наблюдательности (умению быстро определить в натуре существенное и подметить характерное), а наоборот — из-за растянутости и прерывистости самого процесса наблюдения, связанного с одновременной напряженной работой над построением и тонированием изображаемой формы, ослабляет остроту восприятия и активный интерес к изображаемому.
При этом внимание учащихся притупляется и направляется на бесцельные поиски второстепенных деталей и мелочей, превращая, по существу, творческий процесс построения и моделирования формы в бессознательное, почти механическое копирование подряд всего, что воспринимает глав. Особенно часто это проявляется в начале обучения.
Кроме того, длительный учебный рисунок, практически возможный только с неподвижной натуры, оставляет совершенно нерешенной наиболее сложную задачу — изображение движущейся натуры, изменяющей свой облик, контур, освещенность, состояние. Это может (относиться ко всему движущемуся в природе: облака и тучи, дым и пыль, вода и волны, ветер, животные, птицы, насекомые и, наконец, человек.
Самое внимательное и продолжительное штудирование в учебном рисунке часто не достигает конечной цели, так как не может подвести учащихся к нужному результату — к умению создать живой, правдивый образ человека.
Учащиеся, уже имея достаточный запас специальных знаний и навыков в изображении человека, оказываются беспомощными перед задачей .реалистически-правдивого изображения человека в действии, в естественной позе, с характерным лицом и убедительным жестом.
Именно здесь учащихся больше всего подводит создавшаяся (а со временем укоренившаяся) привычка спокойно, с прохладцей наблюдать и рисовать неподвижную модель, поставленную на длительный срок в искусственную позу, при которой она как бы изолируется от внешнего мира и поэтому пассивна, не живет, не действует, не переживает, теряет свои характерные особенности и выразительность.
Таким образом, длительный учебный рисунок с натуры, несмотря на его ведущую роль в системе обучения, не может полностью разрешить все учебные и воспитательные задачи, неразрывно связанные с подготовкой будущего художника- реалиста.
Чтобы активизировать весь процесс обучения рисунку и, в частности, добиться решения тех учебно-воопитательных задач, которых длительный учебный рисунок не позволяет разрешить полностью, современная методика обучения предлагает систему вспомогательных, краткосрочных учебных рисунков двух видов — наброски и зарисовки, которые сопутствуют длительному учебному рисунку в течение всего курса обучения.
Что такое наброски и зарисовки и для чего они необходимы.
Набросок (croque—франц., Entwurf — нем., sketch — англ.) — монохромное неполное обобщенное изображение предметного мира, исполняемое обычно в короткий, иногда в кратчайший, чрезвычайно ограниченный промежуток времени, чаще всего не зависящий от самого рисующего. При этом с целью ускорить работу используется минимальное количество графических средств.
Обобщенным следует считать такое реалистическое изображение предметного миpa, когда сложная форма решается верной и выразительной передачей только ее основных, типических и характерных признаков без мелкой деталировки. Пределом такого обобщенного изображения следует считать его общепонятность.
Поэтому набросок часто определяется как «целое, увиденное без частностей».
При компоновке длительного учебного рисунка в начале работы всегда пользуются обобщенным изображением натуры, то есть, по сути дела, пользуются наброском. Удачно найденное в наброске размещение всей массы натуры может служить началом длительного учебного рисунка.
Зарисовка — более полное, чем набросок, но отнюдь не исчерпывающее монохромное изображение предметного мира, исполняемое с натуры в относительно более короткий промежуток времени, чем длительный учебный рисунок. Время работы над зарисовкой обычно определяет сам рисующий, что зависит от требований, которые он предъявляет к ее содержанию, а также от дальнейшего назначения зарисовки.
Зарисовка, исполняемая с натуры, является как бы продолжением наброска в сторону обогащения его деталями. Благодаря большей полноте передачи натуры зарисовка оказывается промежуточным видом между наброском и длительным рисунком. Другими словами, сделанный с неподвижной натуры набросок, продолженный в работе с той же натуры (если позволяет время и имеется в этом необходимость), может постепенно превратиться в зарисовку — в более богатое подробностями изображение, работа над которым, будучи в свою очередь продлена, переводит зарисовку в длительный рисунок, то есть продолжительное штудирование натуры.
Различие между наброском и зарисовкой заключается не столько во времени, затрачиваемом на исполнение того или другого, но главным образом в самих способах работы. Зарисовка исполняется с начала до конца только с натуры; набросок же может быть исполнен не только с натуры, но и по памяти, по представлению, по воображению, а также с применением комбинаций нескольких или всех способов.
Именно это разнообразие способов исполнения набросков получает в дальнейшем особое значение не только при обучении рисунку вообще, но и в таком важном деле, как воспитание необходимого будущему художнику комплекса качеств, о которых говорилось выше.
При обучении наброскам и зарисовкам в качестве натуры используются те же близкие по форме (или аналогичные по содержанию) объекты, что и при обучении длительному рисунку: 1) «мертвая» (неживая) натура, 2) растения, 3) животные, 4) человек.
В чем же заключается различие в способах исполнения краткосрочных рисунков (набросков и зарисовок) и длительных штудировочных рисунков.
Диалектический метод познания — «от общего к частному, и от частного к общему с последующим синтезом того и другого» — в процессе обучения находит свое применение при исполнении длительного учебного рисунка по этапам (компоновка, постановка, построение, выявление формы, обобщение).
Последний, заключительный этап — обобщение формы изображаемого предмета — заключается в собирании и объединении всего уже нанесенного на лист в единое целое. Он состоит в уточнении и приведении к единству светотеневых отношений (тон) по всему рисунку, то есть к соединению изображаемой формы и пространства (фон), в котором эта. форма находится.
Короткий набросок с натуры в силу специфических особенностей его исполнения (о них мы расскажем впоследствии) являющийся лишь неполным изображением действительности, предназначается главным образом для быстрого фиксирования зрительных восприятий и впечатлений.
Наблюдение, анализ восприятия и само исполнение наброска чаще всего происходят почти одновременно. Поэтому говорить об обобщении как об отдельном заключительном этапе работы над наброском не приходится.
На что следует обратить внимание в работе с учащимися при выполнении набросков и зарисовок.
В работе с учащимися, преподавателю следует чаще подчёркивать, хоть и подсобную, но вместе с тем важную роль учебных набросков в обучении рисунку и в формировании творческого начала в сознании учащихся. Изображая что-либо в наброске, художник незаметно для себя вкладывает частицу чувства и волнения, которое передается зрителю. Никакая моментальная фотография не заменит живых впечатлений и наблюдений, стимулирующих активность творческой мысли. Фото не может передать и того эстетического чувства, которое вызывает у художника горячее желание зафиксировать увиденное на бумаге.
Добиться настоящего мастерства художнику-реалисту невозможно без умения остро наблюдать и быстро фиксировать результаты наблюдения.
Учащимся надо набраться терпения и, взяв себя в руки, упорно и настойчиво овладевать в первую очередь основным — научиться цельно видеть и быстро анализировать, обобщать свои наблюдения.
Что же касается техники исполнения набросков и зарисовок, без свободного владения которой невозможно выражать свои наблюдения, мысли и чувства, то это дело наживное, дело в практике, в частых систематических упражнениях.
Преждевременное внимание к технике может помешать освоению главного в работе над набросками — быстрому анализу формы и обобщению своего восприятия. Огромное значение получают самостоятельные занятия учащихся краткосрочными рисунками.
Надо помнить, что начинающему нужен успех — он возбуждает и укрепляет желание работать дальше, искать и добиваться лучшего.
Надо иметь в виду, что большое значение имеет регулярность самостоятельных упражнений в наблюдении и набросках.
Следует чаще показывать учащимся отдельные листы записных книжек, дорожных альбомов, дневников художников .
Набросок, сделанный умелой рукой преподавателя, часто может дать учащемуся больше, чем самые пространные пояснения, и, что очень важно, — поддерживает авторитет преподавателя в глазах учащихся. Еще больше он укрепляется, если учащиеся знают и видят, что преподаватель сам систематически занимается набросками, что у него в кармане также всегда лежит записная книжка, заполненная набросками.
Роль краткосрочных рисунков в решении задачи воспитания мировоззрения будущих художников значительна и, возможно, что еще не оценена нами в полной мере.
Самостоятельные наброски с натуры — это непосредственное общение учащихся с жизнью людей, общение, которое служит неисчерпаемым источником поисков, находок и замыслов, это подлинная основа творческой жизни будущего художника-реалиста.
Заключение.
Наброски и зарисовки животного мира и растений, наброски и зарисовки пейзажа сельского, городского, индустриального, зарисовки архитектурных исторических памятников и национальных орнаментов вызывают у учащихся чувство любви к родной природе, знакомят с жизнью, трудом, бытом и искусством нашей Родины, с человеком, воспитывают уважение и любовь к нему, гордость и чувство патриотизма.
Поэтому можно уверенно утверждать, что наброски и зарисовки помогают одновременно решать сложную и важную задачу подготовки творческой личности будущего художника, а также решать учебные задачи по развитию у обучающихся цельного видения, наблюдательности, зрительной памяти, обострённого восприятия окружающей действительности, умению быстро анализировать, сознательно обобщать увиденное, а также совершенствовать технические навыки и умения, которые можно отточить зачастую только в процессе работы над набросками и зарисовками:
1)лаконичность, выразительность, острота, сдержанность — ясность графического языка;
2)легкость и уверенность графического выполнения;
3)содержательность, выразительность и живость изображения;
4)умелое применив и использование свойств и особенностей разных графических материалов;
5)умение работать над композицией, компоновать сразу, предвидя.
При этом следует подчеркнуть, что процесс обучения реалистическому рисунку и учебным наброскам и зарисовкам — должен быть единым! И не должна пренебрегаться ни одна из сторон обучения.
Список используемой литературы.
1. Барщ А.О., Наброски и зарисовки. — М.: Искусство, 1970, 167 с.
2. Лаптев А.М., Рисунок пером. — М.: Академия художеств СССР, 1962, 167с.
4