СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: Важность выполнения краткосрочных набросков и зарисовок наряду с длительным учебным рисунком.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе раскрывается важность выполнения краткосрочных набросков и зарисовок, подчёркивается единство процесса обучения реалистическому рисунку и учебным наброскам и зарисовкам.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: Важность выполнения краткосрочных набросков и зарисовок наряду с длительным учебным рисунком.»

Панина М.В. , преподаватель

по классу ИЗО

Доклад на тему:

Важность выполнения краткосрочных набросков и зарисовок наряду с длительным учебным рисунком.

Введение.

Задача искусства — радовать человека, тревожить его, вести на подвиг, заставить задуматься над вечными ценностями человечества. Для этого все средства искусства должны быть сильно действующими, привлекательными и даже чарующими. Краски, линии, цвет и свет, передача объёмов и форм, пластика и выразительность рисунка, также как и в музыке звук, в балете —движение, всё должно служить искусству. Дублирует зеркало, и лишь искусство изображает.

В учебных программах по рисунку находят отражение богатые традиции русской и советской художественной школы. Это выражается прежде всего в содержании и методической последователь­ности расположения учебных заданий. Ведущее место закономерно отводится длительному штудировочному учебному рисунку, методы обучения которому основательно и подробно разработаны и об­щеизвестны.

На краткосрочные рисунки, наброски и зарисовки возлагаются функции вспомогатель­ных упражнений. Они сопровождают длительный учебный рисунок, и, очевидно, поэтому в прог­раммах о них лишь кратко упоминается при­менительно к тому или другому длительному за­данию.

Но, для того чтобы учебные наброски и зарисов­ки могли выполнять свою подсобную роль, уча­щимся необходимо овладеть ими как особым видом обобщенного реалистического изображения, имею­щим свои специфические способы исполнения. Именно в этих способах заключается второе, не менее важное назначение набросков и зарисовок не только при обучении рисунку, но вообще изоб­разительному искусству — они помогают воспиты­вать чувство обостренного восприятия (окружающей действительности, умение «цельно» видеть, наблю­дать и сознательно обобщать увиденное).

Цель данного доклада заключается в том, чтобы показать важность выполнения краткосрочных набросков и зарисовок наряду с длительным учебным рисунком.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- определить, для чего необходим академический рисунок;

- дать определения наброску и зарисовке и для чего они необходимы;

- обозначить, в чем заключается различие в способах исполне­ния краткосрочных рисунков (набросков и зарисовок) и длительных штудировочных рисунков;

- выделить, на что следует обратить внимание в работе с учащимися при выполнении набросков и зарисовок.

Методом исследования в данном докладе послужил теоретический анализ источников литературы. Для решения вышеуказанных задач были изучены специальные источники и литература по данной теме исследования.


Основная часть доклада.

Рисунок — ведущая дисциплина в про­цессе обучения изобразительному искусст­ву. И это понятно, так как рисунок лежит в основе всякого реалистического изобра­жения действительности. Именно в рисун­ке раскрывается содержание художествен­ного произведения, его основная мысль, решается сюжетное и композиционное по­строение, придается жизненность и выра­зительность изображению.


Что даёт длительный учебный рисунок?

Длительный учебный рисунок c натуры, основанный на продолжительном наблю­дении и внимательном ее изучении, яв­ляется главной традиционной формой обу­чения рисунку.

Он учит правдиво передавать видимые предметы и явления, характерные особен­ности их формы и пластические свойства, а также дает учащимся необходимые ос­новные теоретические знания и практиче­ские навыки, связанные с процессом монохромного изображения на плоскости.

В число знаний включаются: основы на­блюдательной (наглядной) перспективы, некоторые вопросы физики (законы рас­пространения света, оптика и др.), понятие о светотеневых отношениях (тон), основы пластической анатомии человека и живот­ных.

К навыкам же можно отнести: последо­вательность работы над рисунком по эта­пам (компоновка, постановка и построение формы, выявление формы и обобщение) на основе принципа «от общего к частному, а затем от частного к обогащенному об­щему», связанному с умением цельно ви­деть, а также технические приемы рисо­вания от самых простых до самых слож­ных, которые объединяются под общим на­званием «постановка руки» (как держать в руке карандаш, как проводить линии и штрихи, как накладывать «тон» и т. д.).

По существующей методике помимо обучения всем последовательным этапам исполнения учебного рисунка проводится и работа над воспитанием комплекса ка­честв, необходимых художнику, того, что в целом принято называть «постановка глаза».

К этому комплексу кроме способностей цельно видеть, умения наблюдать и запоминать увиденное относят­ся также развитие остроты глазомера для быстрого и точного «на глаз» определения линейных и пространственных размерных отношений (пропорций), а также отноше­ний света и тени (тон).

Длительный учебный рисунок с непод­вижной модели, приучая к внимательному анализу и по­дробному изучению натуры, не только не содействует развитию наблюдательности (умению быстро определить в натуре суще­ственное и подметить характерное), а на­оборот — из-за растянутости и прерыви­стости самого процесса наблюдения, свя­занного с одновременной напряженной ра­ботой над построением и тонированием изображаемой формы, ослабляет остроту восприятия и активный интерес к изобра­жаемому.

При этом внимание учащихся притуп­ляется и направляется на бесцельные поис­ки второстепенных деталей и мелочей, пре­вращая, по существу, творческий процесс построения и моделирования формы в бессознательное, почти механическое копиро­вание подряд всего, что воспринимает глав. Особенно часто это проявляется в на­чале обучения.

Кроме того, длительный учебный рису­нок, практически возможный только с не­подвижной натуры, оставляет совершенно нерешенной наиболее сложную задачу — изображение движущейся натуры, изме­няющей свой облик, контур, освещен­ность, состояние. Это может (относиться ко всему движущемуся в природе: облака и тучи, дым и пыль, вода и волны, ветер, животные, птицы, насекомые и, наконец, человек.

Самое внимательное и продолжительное штудирование в учебном рисунке часто не достигает ко­нечной цели, так как не может подвести учащихся к нужному результату — к уме­нию создать живой, правдивый образ че­ловека.

Учащиеся, уже имея достаточный запас специальных знаний и навыков в изобра­жении человека, оказываются беспомощ­ными перед задачей .реалистически-прав­дивого изображения человека в действии, в естественной позе, с характерным лицом и убедительным жестом.

Именно здесь учащихся больше всего подводит создавшаяся (а со временем уко­ренившаяся) привычка спокойно, с про­хладцей наблюдать и рисовать неподвиж­ную модель, поставленную на длительный срок в искусственную позу, при которой она как бы изолируется от внешнего мира и поэтому пассивна, не живет, не действу­ет, не переживает, теряет свои характер­ные особенности и выразительность.

Таким образом, длительный учебный рисунок с натуры, несмотря на его веду­щую роль в системе обучения, не может полностью разрешить все учебные и вос­питательные задачи, неразрывно связан­ные с подготовкой будущего художника- реалиста.

Чтобы активизировать весь процесс обучения рисунку и, в частности, добить­ся решения тех учебно-воопитательных за­дач, которых длительный учебный рису­нок не позволяет разрешить полностью, современная методика обучения предлага­ет систему вспомогательных, краткосроч­ных учебных рисунков двух видов — на­броски и зарисовки, которые сопутствуют длительному учебному рисунку в течение всего курса обучения.


Что такое наброски и зарисовки и для чего они необходимы.

Набросок (croque—франц., Entwurf — нем., sketch — англ.) — монохромное непол­ное обобщенное изображение предметного мира, исполняемое обычно в короткий, иногда в кратчайший, чрезвычайно огра­ниченный промежуток времени, чаще всего не зависящий от самого рисующего. При этом с целью ускорить работу исполь­зуется минимальное количество графиче­ских средств.

Обобщенным следует считать такое реа­листическое изображение предметного миpa, когда сложная форма решается верной и выразительной передачей только ее основных, типических и характерных при­знаков без мелкой деталировки. Пределом такого обобщенного изображения следует считать его общепонятность.

Поэтому набросок часто определяется как «целое, увиденное без частностей».

При компоновке длительного учебного рисунка в начале работы всегда пользуют­ся обобщенным изображением натуры, то есть, по сути дела, пользуются наброском. Удачно найденное в наброске размещение всей массы натуры может служить нача­лом длительного учебного рисунка.

Зарисовка — более полное, чем на­бросок, но отнюдь не исчерпывающее мо­нохромное изображение предметного мира, исполняемое с натуры в относительно бо­лее короткий промежуток времени, чем длительный учебный рисунок. Время рабо­ты над зарисовкой обычно определяет сам рисующий, что зависит от требований, которые он предъявляет к ее содержанию, а также от дальнейшего назначения за­рисовки.

Зарисовка, исполняемая с натуры, яв­ляется как бы продолжением наброска в сторону обогащения его деталями. Благо­даря большей полноте передачи натуры зарисовка оказывается промежуточным видом между наброском и длительным ри­сунком. Другими словами, сделанный с неподвижной натуры набросок, продолжен­ный в работе с той же натуры (если позво­ляет время и имеется в этом необходи­мость), может постепенно превратиться в зарисовку — в более богатое подробностя­ми изображение, работа над которым, бу­дучи в свою очередь продлена, переводит зарисовку в длительный рисунок, то есть продолжительное штудирование натуры.

Различие между наброском и зарисов­кой заключается не столько во времени, затрачиваемом на исполнение того или другого, но главным образом в самих спо­собах работы. Зарисовка исполняется с на­чала до конца только с натуры; набросок же может быть исполнен не только с нату­ры, но и по памяти, по представлению, по воображению, а также с применением комбинаций нескольких или всех способов.

Именно это разнообразие способов ис­полнения набросков получает в дальней­шем особое значение не только при обуче­нии рисунку вообще, но и в таком важном деле, как воспитание необходимого буду­щему художнику комплекса качеств, о ко­торых говорилось выше.

При обучении наброскам и зарисовкам в качестве натуры используются те же близкие по форме (или аналогичные по со­держанию) объекты, что и при обучении длительному рисунку: 1) «мертвая» (не­живая) натура, 2) растения, 3) животные, 4) человек.


В чем же заключается различие в способах исполне­ния краткосрочных рисунков (набросков и зарисовок) и длительных штудировочных рисунков.

Диалектический метод познания — «от общего к частному, и от частного к обще­му с последующим синтезом того и друго­го» — в процессе обучения находит свое применение при исполнении длительного учебного рисунка по этапам (компоновка, постановка, построение, выявле­ние формы, обобщение).

Последний, заключительный этап — обобщение формы изображаемого предме­та — заключается в собирании и объеди­нении всего уже нанесенного на лист в единое целое. Он состоит в уточнении и приведении к единству светотеневых отно­шений (тон) по всему рисунку, то есть к соединению изображаемой формы и прост­ранства (фон), в котором эта. форма нахо­дится.

Короткий набросок с натуры в силу спе­цифических особенностей его исполнения (о них мы расскажем впоследствии) явля­ющийся лишь неполным изображением действительности, предназначается глав­ным образом для быстрого фиксирования зрительных восприятий и впечатлений.

Наблюдение, анализ восприятия и само исполнение наброска чаще всего происхо­дят почти одновременно. Поэтому говорить об обобщении как об отдельном заключи­тельном этапе работы над наброском не приходится.


На что следует обратить внимание в работе с учащимися при выполнении набросков и зарисовок.

В работе с учащимися, преподавателю следует чаще подчёркивать, хоть и подсобную, но вместе с тем важную роль учебных на­бросков в обучении рисунку и в форми­ровании творческого начала в сознании учащихся. Изображая что-либо в наброс­ке, художник незаметно для себя вклады­вает частицу чувства и волнения, которое передается зрителю. Никакая моменталь­ная фотография не заменит живых впе­чатлений и наблюдений, стимулирующих активность творческой мысли. Фото не может передать и того эстетического чув­ства, которое вызывает у художника горячее желание зафиксировать увиден­ное на бумаге.

Добиться настоящего ма­стерства художнику-реалисту невозможно без умения остро наблюдать и быстро фиксировать результаты наблюдения.

Учащимся надо набраться терпения и, взяв себя в руки, упорно и настойчиво овладевать в первую очередь основным — научиться цельно видеть и быстро ана­лизировать, обобщать свои наблюдения.

Что же касается техники исполнения на­бросков и зарисовок, без свободного вла­дения которой невозможно выражать свои наблюдения, мысли и чувства, то это де­ло наживное, дело в практике, в частых систематических упражнениях.

Преждевременное внимание к техни­ке может помешать освоению главного в работе над набросками — быстрому ана­лизу формы и обобщению своего восприя­тия. Огромное значение получают самостоя­тельные занятия учащихся краткосрочными рисунками.

Надо помнить, что начинающе­му нужен успех — он возбуждает и укрепляет желание работать дальше, искать и добиваться лучшего.

Надо иметь в виду, что большое значе­ние имеет регулярность самостоятельных упражнений в наблюдении и набросках.

Следует чаще показывать учащимся отдельные листы записных книжек, дорожных альбомов, дневников художников .

Набро­сок, сделанный умелой рукой преподава­теля, часто может дать учащемуся боль­ше, чем самые пространные пояснения, и, что очень важно, — поддерживает авто­ритет преподавателя в глазах учащихся. Еще больше он укрепляется, если учащие­ся знают и видят, что преподаватель сам систематически занимается набросками, что у него в кармане также всегда лежит записная книжка, заполненная наброска­ми.

Роль краткосрочных рисунков в реше­нии задачи воспитания мировоззрения бу­дущих художников значитель­на и, возможно, что еще не оценена нами в полной мере.

Самостоятельные наброски с натуры — это непосредственное общение учащихся с жизнью людей, общение, кото­рое служит неисчерпаемым источником поисков, находок и замыслов, это подлин­ная основа творческой жизни будущего художника-реалиста.


Заключение.

Наброски и зарисовки животного мира и растений, наброски и зарисовки пейза­жа сельского, городского, индустриально­го, зарисовки архитектурных историче­ских памятников и национальных орна­ментов вызывают у учащихся чувство любви к родной природе, знакомят с жизнью, трудом, бытом и искусством на­шей Родины, с человеком, воспитывают уважение и любовь к нему, гордость и чувство пат­риотизма.

Поэтому можно уверенно утверждать, что наброски и зарисовки помогают одно­временно решать сложную и важную за­дачу подготовки творческой личности будущего художника, а также решать учебные задачи по развитию у обучающихся цельного видения, наблюдательности, зрительной памяти, обострённого восприятия окружающей действительности, умению быстро анализировать, сознательно обобщать увиденное, а также совершенствовать технические навыки и умения, которые можно отточить зачастую только в процессе работы над набросками и зарисовками:

1)лаконичность, выразительность, острота, сдержанность — яс­ность графического языка;

2)легкость и уверенность графического выполнения;

3)содержательность, выразительность и живость изображения;

4)умелое применив и использование свойств и особенностей разных графиче­ских материалов;

5)умение работать над композицией, компоновать сразу, предвидя.

При этом следует подчеркнуть, что процесс обучения реалистическому рисунку и учебным наброскам и зарисовкам — должен быть единым! И не должна пренебрегаться ни одна из сторон обучения.



Список используемой литературы.

1. Барщ А.О., Наброски и зарисовки. — М.: Искусство, 1970, 167 с.

2. Лаптев А.М., Рисунок пером. — М.: Академия художеств СССР, 1962, 167с.


4