СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: "Активные формы совместной познавательной деятельности детей и родителей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активные формы совместной познавательной деятельности детей и родителей

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Активные формы совместной познавательной деятельности детей и родителей"»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»













Активные формы совместной познавательной деятельности















Исполнитель:

Студентка 3 «А» группы

Пасевин В.

Руководитель:

Пузыревская А.Ю.




1. Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Распорядок дня», «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

Например, Ролевая игра "Мы ждем гостей" (совместно с родителями).

Игровая задача: установить и поддержать общение гостей, мажорный микроклимат.

Педагогические задачи: разнообразие коммуникативных способностей ребят, культуры общения, формирование знаний этикета. Разнообразие умений создать праздничную атмосферу в доме; сплочение коллектива.

Набор ролей: хозяин, хозяйка, дети, гости, зрители.

Школьники выбирают какую-либо роль и готовятся к приему гостей: намечают тему общения (день рождения, Новый год, юбилей и т.д.), игровую развлекательную программу для установления атмосферы отдыха, готовят помещение, реквизиты.

Хозяева принимают гостей, проводят игровую программу, награждают победителей, утешают проигравших. Зрители и участники по окончании приема анализируют ролевую игру. Советы. Секретность выполнения домашнего задания обеспечивает неожиданность и интерес учащихся и их родителей. Вся программа должна быть короткой, разнообразной, динамичной.

2. Ситуационно-ролевая игра как форма воспитательной работы — это специально организованное соревнование в решении задач взаимодействия и в имитации предметных действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры. С помощью ситуационно-ролевой игры развиваются коммуникативные способности. Игры способствуют саморегуляции, самопознанию и самоопределению участников как субъектов взаимодействия, стимулирую интерес к познавательной деятельности. Классический вариант проведения данной формы предполагает ознакомление участников с правилами игры, общей легендой и индивидуальными вводными, непосредственно само игровое ролевое взаимодействие, обмен впечатлениями после игры.

Такой вид игры особенно полезен, так как является инструментом, позволяющим избегать ролевых конфликтов, вызванных несоответствием, противоречивостью выбранных ролей, способствует социальной адаптации. Когда разыгрываются роли, конкретные ситуации, в них привносится собственный опыт и часть собственной личности родителей.

3. Деловая игра - организация деловой игры осуществляется по определенным правилам. Темы деловых игр разнообразны, но их условия должны быть актуальными и близкими к жизненной ситуации, проблеме. Игроки могут и не иметь опыта для ее решения, но обладают базовыми знаниями, воображением и другими способностями. Общий для всей команды конечный результат, достижение цели, выработанное решение. Правильных решений может быть несколько. Возможность искать разные пути для решения задачи необходимо заложить в условие. Участники сами выбирают роли и модели поведения для успешного решения задачи. Интересная и достаточно сложная ситуационная задача побуждает к творческому поиску и применению знаний. Этапы проведения Подготовительный этап. Выявление проблемы, выбор темы и определение задач. Выбор вида и формы игры, работа над игровой стратегией, подготовка материалов. Ввод участников в игровую ситуацию. Привлечение интереса, целеполагание, формирование команд, мобилизация участников. Групповая или индивидуальная работа по установленным правилам или без них. Выводы и анализ итогов самостоятельно и/или с привлечением экспертов. Проведение деловой игры может быть связано с большим количеством этапов. В ходе проведения игры участникам предстоит определить проблему, рассмотреть и проанализировать ситуацию, выработать предложения по решению проблемы. Завершают работу обсуждение хода игры и пожелания. Например, "Дочки - матери" (совместно с родителями). Цель: подготовка к семейной жизни. Класс делится на группы. Каждая группа определяет легенду "семьи". Совет дела готовит конкурсы, ситуации. В конце игры каждый ученик получает карточку, которую оставляет на память понравившейся "семье", наиболее удачно выступавшей. "Какой я сын, какая я дочь?".

4. Проектная деятельность - самостоятельное исследование различных тем, проводимое учениками в течение некоторого времени. Этот прием может быть использован для изменения ценностных ориентаций учащихся, улучшения климата в коллективе, индивидуализации и дифференциации обучения. Его лучше использовать, когда дети уже могут выполнять самостоятельный поиск.

Этапы работы над проектом

1.Мотивационный (постановка целей и задач, актуализация проблемы, разработка основных идей)

2. Планирующий – подготовительный (формирование команды, распределение обязанностей, сбор информации)

3. Этап реализации проекта (интегрирование всей собранной информации, подготовка наглядного материала, создание компьютерной презентации)

4. Оценочно-рефлексивный (внесение корректив, подведение итогов, обсуждение результатов проекта)

Работая над проектом вместе, семья не только становится частью системы «семья-школа», но и сама становится крепче – совместная творческая деятельность всегда объединяет. Например, конкурсы – конкурсы рисунков, поделок различных, стенгазет. В каждом конкурсе есть номинация «Приз родительских симпатий». К родительскому собранию в классе организуется выставка работ, после собрания предлагаю анонимно проголосовать за понравившиеся работы. 

5. Экскурсия — специально организованное передвижение участников с целью демонстрации им какой-либо экспозиции. Это форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющего проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках и прочее. Для успешного проведения экскурсии составляю подробной план, разрабатываю маршрут, формулирую задания и вопросы для учащихся. Функции участников экскурсии: с одной стороны -организация наблюдений, консультирование, сообщение необходимых сведений, с другой — самостоятельное наблюдение, ведение записей, фото и видеосъемки. Возможно, проводить совместные экскурсии с родителями в другие города. Например, Тема: «Осенняя экскурсия в лес» (совместно с родителями). Цели: познакомить учащихся с приметами ранней осени, с разнообразием растений в природе; с осенними изменениями в жизни растений и животных; закреплять знания о разных видах деревьев, кустарников и животных; способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления, связной речи; воспитывать интерес и любовь к животным, уважительное и бережное отношение к природе; способствовать сплочению классного коллектива

6. Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовится выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. Темы конференций конкретные, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание детей в семье» и т. п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей, на занятиях университета педагогических знаний, предшествующих конференции, иногда предлагаю заполнить анкеты. Конференция открывается вступительным словом учителя. С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Затем подводятся  итоги конференции. Например, читательские конференции “Круг семейного чтения” и др.

7. Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Он включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день. Обычно классный час проходит в форме лекции, беседы или диспута, но может включать в себя и элементы викторины, конкурса, игры, а также других форм воспитательной работы. Ребята готовят дома презентации по теме классного часа. Например, «Зачем человеку семья?».

8. Массовые праздники - одна из самых распространенных сложных форм работы. Праздник нужен детям как вид творчества, как одна из форм их духовного самовыражения. Воспитательная роль праздника состоит в его "мудрости", "чтобы, развлекая, поучать". Праздник — это своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребенка. Он призван служить познанию юными гражданами мира и развивать их мировоззрение, укреплять в них высокие нравственные принципы и прививать им тонкие эстетические вкусы. Особенностями детского праздника являются: общественно значимое содержание; игровая форма; зрелищность; эмоциональность; гармоничное соотношение между поучением и развлечением, познавательным и эмоциональным содержанием; взаимодействие различных видов искусств, нагрузка на слова и музыку; использование ярких художественных средств; коллективное участие и коллективное восприятие; добровольность участия, свободное единение детей во имя радости. В начале учебного года вместе с ребятами мы определяем темы наших праздников. Стараюсь вовлекать весь класс. В подготовке к праздникам принимают активное участие и родители. Готовятся реквизит и костюмы. На праздники приглашаются гости. В заключении праздников проводится чаепития обязательно с родителями. Например, Праздник "Моя семья".


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!